|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Темпоральность универсума
Темпоральность универсума – совокупность всех временных (в широком смысле этого слова) свойств, отношений, характеристик универсума (всех его уровней и фрагментов); противоречивое единство вечности, времени (времен) и мгновенности. В философии были развиты и развиваются самые различные истолкования названных компонентов темпоральной триады и разнообразные точки зрения по поводу их взаимоотношений. Так, например, по Платону, время – это «движущееся подобие вечности», «вечный образ, движущийся от числа к числу». Аристотель почти ничего не говорит специально о вечности, которая ассоциируется в его системе с абсолютно неподвижным Перводвигателем. Он более склонен сопоставлять время с мгновением, с «теперь». По Аристотелю, мгновение настоящего, «теперь» есть, по сути, единственная реальность времени. «Время, - указывает Аристотель, - есть число перемещения (движения), а «теперь», как и перемещаемое, есть как бы единица числа» (Физика, 220 а). Тонкий анализ взаимоотношений вечности и времени мы находим у неоплатоников (Плотин, Ямвлих, Прокл и др.). В этом анализе, предполагает Плотин (204-270 гг.), можно начинать с (определения) вечности, поскольку если «нам понятен Прототип, то понять его отражение в образе – под каковым понимается Время – не составляет труда». Но не менее верным было бы «оттолкнуться от определения Времени … Через понимание образа подняться к пониманию представляемого им Вида». Вечность, - указывает далее Плотин, - это то, о чем нельзя сказать, что оно было или будет; это то, что просто обладает бытием; это – абсолютно полная и совершенная Жизнь (Космогония. М., 1995, с. 219, 223). Значительный вклад в развитие представлений о времени и вечности внесли христианские мыслители. Так, Августин Блаженный (354-430 гг.) утверждал, что вечность – это характеристика Бога, а время – характеристика сотворенного Богом мира (и сотворено оно вместе с миром). В «Исповеди» он пишет о «всегда недвижной сияющей вечности», о том, что «в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте». Размышляя о времени, он подчеркивает, что «ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего». По Августину, правильнее говорить о существующих только в душе человека трех временах: о настоящем прошедшего (память), о настоящем настоящего (непосредственное созерцание), о настоящем будущего (ожидание). Интереснейшие идеи о взаимосвязи вечности, времени и мгновенности высказал римский философ Боэций (480-524 гг.), которому, видимо, принадлежит и сам термин «темпоральность». «Вечность, - утверждает Боэций, - есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни». При этом Боэций отчетливо различает бесконечность времени и вечность. При сравнении вечности и времени он выдвигает на передний план не количественные, а качественные моменты. Время, по Боэцию, связано с бесконечным становлением, незавершенностью, неполнотой, а вечность, напротив, - с бытием (Бога), с целокупностью, неподвижностью, полнотой и т.п. Вечность в понимании Боэция есть, по сути, единое мгновение, объявшее все в непреходящем настоящем: «Бог вечен и сохраняет состояние, в котором, кроме настоящего, нет ничего» («Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, с. 286, 287, 288). Боэциево различение вечного и бесконечного времени воспринял также крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский. Впоследствии, вместе со становлением естествознания, из рассматриваемого темпорального триединства (вечности, времени и мгновенности) на передний план все более выдвигается время. Вечность (и мгновенность) как некая самодостаточность и полнота, ассоциируемые с Богом, изгоняются из формирующейся научной картины, а также - из философии. Исследователей более всего интересует измерение времени, его связь с движениями, с пространством и т.д. Вечность и мгновенность, по сути, теряют свое самостоятельное значение и редуцируются к времени. Мгновение понимается как бесконечно малый отрезок времени. Вечность – как безначальное и бесконечное время. Новейшая философия также сконцентрировала свое внимание на изучении времени как фундаментальной характеристике действительности. Особый интерес философов ХХ века вызывают проблемы однонаправленности и необратимости времени, прерывности и непрерывности времени, начала и конца времени, единственности, множественности и многообразия времени (времен). В рамках трехуровневой модели бытия универсума (см. статьи «универсум» и «процессуальность», а также главы 9-11) темпоральность универсума представляет собой единство трех качественно своеобразных уровней. Хаос – абсолютный покой (уровень бытия бесконечного как такового) мгновенен (мгновенность – темпоральная характеристика абсолютно несамотождественного бытия) и вечен (вечность – темпоральная характеристика абсолютно самотождественного бытия). Функционирование, свойственное уровню бытия конечного как такового, характеризуется однородным и обратимым временем–длительностью (время – это характеристика самотождественно-несамотождественного бытия). Развитие, свойственное уровню бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным, характеризуется необратимым и многоформенным временем.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |