АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия автономности, гетерономности и теономности

Читайте также:
  1. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  2. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  3. Анализ понятия дохода
  4. Базовые понятия
  5. Базовые понятия
  6. Базовые понятия теоретической географии
  7. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  8. В чем суть широкой трактовки понятия «рационализм»? Какие определения «рационализму» дает автор?
  9. Вводные понятия о месторождениях полезных ископаемых
  10. Вопрос 5. Логическая и психологическая структура понятия. Логические операции с понятиями
  11. Вопрос №12. Понятия рекламного имиджа
  12. Вопрос №19. Понятия и функции рекламного слогана.

 

Мы рассмотрели фаталистические и волюнтаристические концепции (см. главу 22), которые осуществляют весьма односторонние подходы к следующей (исходной) антиномии свободы. С одной стороны, «свобода есть самоопределение, самосозидание человека», с другой стороны, «свобода есть познанная и учитываемая в деятельности человека необходимость». Первая сторона этой антиномии абсолютизируется волюнтаризмом; вторая сторона – фатализмом. Указанная антиномия может быть иначе сформулирована с помощью понятий «гетерономия» и «автономия». Сами эти термины имеют греческое происхождение (heteros – иной, другой; autos – сам; nomos – закон) и могут быть применительно к нашему контексту разъяснены так. Гетерономность – термин, означающий буквально «инозаконность», то есть определяемость поведения, деятельности человека внешними, независимыми от него («другими» по отношению к нему) детерминантами (природными, общественными и т.д.). Автономность – термин, означающий буквально «самозаконность», иначе говоря, самоопределяемость человека. С учетом сказанного, тезис и антитезис исходной автономии могут быть сформулированы так: второй - «свобода – это автономия человека»; соответственно, первый – «свобода – познание гетерономности и учет ее в деятельности человека». Односторонняя абсолютизация истинности понимания свободы как автономности человека ведет к волюнтаризму; односторонняя абсолютизация истинности понимания свободы как познания гетерономности и учета ее в деятельности человека, соответственно, - к фатализму.

В этой главе мы концентрируем внимание на той стороне проблемы свободы, которая может быть представлена в виде некоторой модификации сформулированной выше антиномии. Конкретнее, в качестве «иных», «других» по отношению к человеку детерминантов могут выступать не только необходимости (законы, в частности) природы и общества, но и установления Бога (впрочем, Бог может рассматриваться также как наиболее внутреннее и глубинное в человеке; см. об этом ниже). В таком случае на место антиномии, заключающейся в столкновении принципов автономии и гетерономии, приходит антиномия, состоящая в столкновении принципов автономии и теономии (theos – Бог; теономность – богозаконность). Эта антиномия, очевидно, тесно связанная с указанной «исходной» антиномией, не сводится, тем не менее, к ней. Она самоценна и вскрывает новые стороны в истолковании свободы.

Прежде всего, надо сказать, что у нее очень богатая история и предыстория. Не ставя перед собой задачи последовательного воссоздания предыстории и истории осмысления названной антиномии (это тема, достойная самостоятельного исследования), укажем лишь отдельные, но принципиально важные вехи ее осмысления.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)