АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Читайте также:
  1. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  2. А) Теоретические основы термической деаэрации
  3. Базовые понятия
  4. Базовые понятия
  5. Базовые понятия теоретической географии
  6. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  7. Вводные понятия о месторождениях полезных ископаемых
  8. Вопрос 5. Логическая и психологическая структура понятия. Логические операции с понятиями
  9. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  11. Глава. Теоретические аспекты семейного воспитания.

Аллегория, ауто, баллада, барокко, басня, «Буря и натиск» (штюрмерство), гипербола, гротеск, ирои-комическая поэма, классицизм, комедия (высокая комедия, комедия дель арте, комедия характеров), мещанская драма, мадригал, максима, масочность, м етафизическая поэзия, ода, поэтика, предромантизм, Просветительство, рококо, роман (плутовской, нравоописательный, семейно-бытовой, готический, эпистолярный, роман воспитания), сатира, сентиментализм, символ, сонет, т рагедия, философская повесть, элегия, эпиграмма, эпистола, э пическая поэма.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1.Выписать определения выделенных понятий из новейшей

справочной литературы

2.«Проиллюстрировать» специфическое содержание и функцию

понятий (где это возможно) примерами из обязательных для

прочтения художественных текстов.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ:

 

1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М., 1962–1978.

 

 

IV. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ*

«КЛАССИЦИЗМ»

Из книги: Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Под ред. Н.П. Козловой. М., 1980, а именно:

 

- Юлий Цезарь Скалигер. ПОЭТИКА. Книга первая. Историческая. Глава VI Трагедия

- Джон Мильтон. О ТОМ РОДЕ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, КОТОРЫЙ

НАЗЫВАЕТСЯ ТРАГЕДИЕЙ

- Пьер Корнель. РАССУЖДЕНИЯ О ТРАГЕДИИ И О СПОСОБАХ ТРАКТОВАТЬ ЕЕ

СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРАВДОПОДОБИЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТИ

- Пьер Корнель. РАССУЖДЕНИЯ О ТРЕХ ЕДИНСТВАХ – ДЕЙСТВИЯ, ВРЕМЕНИ И

МЕСТА

- Жан Расин. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРАГЕДИИ «БРИТАННИК»

- Жан Расин. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРАГЕДИИ «БЕРЕНИКА»

- Мартин Опиц. КНИГА О НЕМЕЦКОЙ ПОЭЗИИ. Гл. 3-5, 8.

 

«БАРОККО»

Из книги: Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение / Сост. А.Л. Штейна. М., 1977, а именно:

 

- Лопе де Вега. ОТВЕТ ЛОПЕ ДЕ ВЕГИ КАРПИО НА ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ ЕМУ

НЕКИМ СЕНЬОРОМ ПО ПОВОДУ НОВОЙ ПОЭЗИИ

- ПИСЬМО НЕКОЕГО ДРУГА ДОНА ЛУИСА ДЕ ГОНГОРЫ, НАПИСАННОЕ ПО

ПОВОДУ ЕГО «ОДИНОЧЕСТВ»

- ПИСЬМО ДОНА ЛУИСА ДЕ ГОНГОРЫ В ОТВЕТ НА ПРИСЛАННОЕ ЕМУ

- Бальтасар Грасиан. ОСТРОУМИЕ, ИЛИ ИСКУССТВО ИЗОЩРЕННОГО

УМА

 

* Конспекты – рукописные, с указанием страниц (полных выходных данных)

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. XVII-е столетие – новый этап в развитии европейских литератур.

Общественно-историческая и литературная жизнь XVII столетия.

2. Барокко в литературе XVII века. Поэзия Л. де Гонгоры: особенности

проблематики и поэтики. «Темный» и «ясный» стили в творчестве

Гонгоры.

3. Барочная драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон». Художественные

особенности драмы.

4. Французский классицизм, его формирование и эстетика. «Поэтическое

искусство» Н.Д. Буало.

5. П. Корнель – создатель нового театра Франции. Идейно-художественный

анализ драмы «Сид».

6. Трагедия Ж. Расина – новый этап французского классицизма. Идейно-

художественный анализ трагедии «Андромаха».

7. Нравственные проблемы в трагедии Ж. Расина «Федра». Мастерство

психологического анализа Расина.

8. Жизненный и творческий путь Ж.-Б. Мольера. Становление «высокой комедии» в творчестве Мольера и ее особенности.

9. «Тартюф» Ж.-Б. Мольера как сатирическое обличение ханжества. Социальная основа сатиры Мольера.

10. Морально-философская проблематика и жанровое своеобразие комедии Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан». Образ главного героя и нравственно-этические идеалы эпохи.

11. Проблема положительного героя в комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп».

Комедия Мольера и эстетика классицизма.

12. Антибуржуазная комедия Ж.-Б. Мольера «Скупой». Приемы сатирического обличения в комедии.

13. Сатира в баснях Ж. де Лафонтена. Роль басен Лафонтена в развитии этого

жанра в европейской литературе.

14. Английская литература XVII века. Творчество Дж. Мильтона и его

периодизация. Поэма Мильтона «Потерянный рай» как пример

плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма.

Проблематика поэмы и дискуссионные аспекты ее трактовки.

Особенности поэтики.

15. Английская поэтическая традиция на рубеже XVI–XVII веков.

«Метафизическая школа». Поэзия Дж. Донна: проблема жанра и

творческой эволюции художника. Традиционное и новаторское любовной

лирики Донна (проанализировать одно-два стихотворения).

16. Пути развития литературы в Германии в XVII веке: своеобразный прорыв

к классицизму; специфика немецкого барокко; периодизация; основные

имена и жанры.

17. Отражение жизни Германии XVII века в романе Г.Я.К. Гриммельсгаузена

«Симплиций Симплициссимус»: «романическое» и «реальное» в сюжете

произведения; поэтика барокко в романе.

18. Западноевропейская литература XVIII века: основные направления

художественного творчества. Просвещение – передовая идеология эпохи

и ее роль в литературном процессе.

19. Художественное своеобразие прозы Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Дефо как

ранний просветительский роман в Англии. Особенности

просветительской проблематики и поэтики романа.

20. Публицистическое творчество Дж. Свифта. Специфика сатиры в

памфлетах писателя («Сказка бочки»).

21. Изображение английской действительности в «Путешествии Гулливера»

Дж. Свифта. Мастерство Свифта-сатирика.

22. Творчество Г. Филдинга и его периодизация. Проблема положительного

героя в романе Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Приемы

создания образа-характера. Поэтика рококо в «Истории Тома Джонса».

23. Английская драма XVIII столетия. Комедия Р.Б. Шеридана и его «Школа

злословия»: специфика жанра и метода.

24. Сентиментализм как одно из направлений в литературе XVIII столетия.

Английская сентиментальная поэзия (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей).

25. Л. Стерн – создатель нового типа романа. «Сентиментальное путешествие» Стерна: жанровое своеобразие сентиментально-юмористического романа писателя, особенности композиции и стиля.

26. Поэтическое творчество Р. Бернса: темы, жанры, образы. Особенности

мастерства Бернса: фольклорная основа произведений и своеобразие

лирических мотивов.

27. Творчество А. Прево и его судьба в истории литературы. «Манон Леско» – шедевр социально-психологического романа рококо. Особенности

конфликта и системы персонажей. Изображение нравов и глубина

психологического анализа в романе.

28. Просвещение во Франции. Ш.Л. Монтескье – зачинатель французского

Просвещения («Персидские письма»).

29. Творчество Вольтера – центральное явление зрелого французского

Просвещения. Периодизация литературной деятельности. Театр Вольтера.

Своеобразие его классицизма.

30. Поэзия Вольтера. Ирокомическая поэма «Орлеанская девственница»:

жанровые особенности, поэтика рококо в произведении, его место во

французской литературе XVIII столетия.

31. Философская проза Вольтера. Идейно-художественное своеобразие

повести «Кандид»: пародирование романических клише и опровержение

определенного философского тезиса, специфика системы персонажей.

32. Проблема «естественного человека» и обличение современной Франции в

повести Вольтера «Простодушный». Воздействие сентиментализма на

поэтику произведения. Вольтер и Россия.

33. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Д.

Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер),

особенности их мировоззрения. Дидро и развитие просветительского

реализма в Европе.

34. Социально-этическая проблематика романа Д. Дидро «Монахиня».

Особенности психологизма.

35. Критика феодальной действительности XVIII века в романе-диалоге Д.

Дидро «Племянник Рамо». Жанровое своеобразие произведения.

36. Творчество Ж.-Ж. Руссо и его периодизация. Мировоззрение писателя.

Руссо и руссоизм. Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или

Новая Элоиза»: особенности проблематики и своеобразие конфликта.

37. Новаторство Ж.-Ж. Руссо в создании романа-исповеди («Исповедь»):

специфика автобиографизма, влияние «Исповеди» на последующее

развитие жанра романа-автобиографии.

38. Образ Фигаро в комедиях П. Бомарше. Идейно-художественные

особенности комедии Бомарше («Безумный день, или Женитьба

Фигаро»).

39. Г.Э. Лессинг – теоретик искусства. Его эстетические работы «Лаокоон» и

«Гамбургская драматургия». Роль Лессинга в развитии немецкого

Просвещения.

40. Немецкая литература 1770–1790-х годов. Движение «Бури и натиска».

Штюрмерский период творчества И.В. Гете. Лирика Гете: особенности

проблематики и поэтики.

41. «Страдания юного Вертера» И.В. Гете как произведение немецкой

сентиментальной прозы. Особенности романного повествования.

Психологизм и социальность «Вертера». Своеобразие стиля Гете-

романиста.

42. Позднее творчество И.В. Гете как проявление «художественного

универсализма» писателя. «Фауст» Гете: творческая история

произведения, проблема жанра, философская проблематика. Своеобразие

и этапы развития основного конфликта. Гете и Россия.

43. Идейно-художественные особенности лирики Ф. Шиллера: своеобразие

жанра, образов и мотивов.

44. Творчество Ф. Шиллера периода «Бури и натиска». Бунтарский характер

и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники»,

«Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета.

45. Историческая драматургия Ф. Шиллера («Мария Стюарт», «Орлеанская

дева»): особенности проблематики. Сценичность пьес Шиллера.

 

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)