|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Космоцентризм первых греческих философов
Космоцентризм (от греческих слов kosmos – порядок, мир и kentron - центр), как уже сказано, - это тип философствования, который ставит в центр внимания космос, природу, мир. Сторонники космоцентризма, или натурализма (от латинского natura - природа), утверждают, что космос (природа, мир) является первичным, всепорождающим, всеобъясняющим началом. Космоцентризм был свойствен, например, ранней греческой философии. Действительно, первых греческих философов - их называют также физиками, фисиологами, космологами (фисиология – учение о фисисе (природе); космология – учение о космосе) - волнует более всего вопрос о сущности мира, природы. Мир рассматривается ими не как сумма “готовых”, неизменных предметов, а как находящийся в процессе становления (порождения и уничтожения). Человек и общество мыслились ими как часть космоса, достигшего нынешнего весьма упорядоченного состояния, которое (упорядоченное состояние) возникло из хаотического состояния и в будущем вновь сменится хаотическим состоянием. Они пытались установить, из чего этот мир сформировался и во что он в конечном счете вновь разрушится. Поиски первоначала мира (архэ) ведут, по сути дела, все представители древнейших школ в древней Греции. Уже в самом древнем (из известных нам) философском фрагменте, написанном прозой, говорится об этом. Мы имеем в виду высказывание Анаксимандра (610-547 гг. до н.э.): “А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [= ущерба] в назначенный срок времени” (Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989, с. 127). Согласно Аристотелю, первоначалом мира у Анаксимандра являлось некое бесконечное, бескачественное первоначало (апейрон). В настоящее время, впрочем, выдвинуто и обсновано предположение, согласно которому архэ Анаксимандра - это не бескачественный апейрон, а мировое семя, выделенное Вечным Хроносом (временем), мыслившимся им в виде беспредельной сферы, объемлющей мир. Другие ранние греческие философы в качестве архэ выдвигали воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Левкипп и Демокрит считали, что в основе всего лежат мельчайшие, далее не делимые частицы: атомы, движущиеся в пустоте. Атомы непреходящи, то есть не возникают и не исчезают. Они совершенно однородны по субстрату, различаются только по форме и величине. Всякое возникновение состоит в соединении атомов; всякое уничтожение – в отделении атомов друг от друга. Согласно атомистам, все состоит из атомов: миры, небесные светила, животные. Все живое отличается от неживого наличием души, которая, в свою очередь, состоит из атомов особого вида. Душа человека, утверждали атомисты, смертна. После смерти человека атомы его души рассеиваются в пространстве. Даже боги, по Демокриту, представляют собой соединения особых атомов… Космоцентризм (натурализм) заявлял о себе и на более поздних этапах развития философии. Он стремится объяснить все происходящее как результат развития природы, как следствие действия природных закономерностей. Как правило, натурализм сориентирован на достижения естественных наук. Так, например, когда Ч. Дарвин (1809-1882)построил теорию эволюции видов живых организмов, некоторые из философов попытались применить эту теорию для объяснения социального развития. В частности, Г. Спенсер (1820-1903) – основатель социалдарвинизма – полагал, что главным законом общественного развития является закон выживания наиболее приспособленных сообществ. В социальной философии натурализм представлен также географическим детерминизмом, утверждавшим, что развитие общества определяется преимущественно действием географических факторов (климатом, ландшафтами, расовыми особенностями людей, наличием или отсутствием судоходных рек и т.п.). В этике натурализм представлен концепциями, выводящими нормы нравственности из соответствующих биологических предпосылок. О натуралистической антропологии мы пишем в разделе 4.21.3.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |