|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система образования и многоуровневость культуры
Второй существенный момент, который следует учитывать, когда мы говорим о культуросообразности образования, заключается в необходимости учета многоуровневости культуры. Видимо, речь должна идти о сложной системе ценностей, образуемых как минимум четырьмя взаимосвязанными уровнями культуры: региональным, национальным, российским, мировым. Ни один из этих уровней не должен быть проигнорирован системой образования. В каких объемах и в каких пропорциях должны присутствовать эти уровни в системе образования, могут определить только эксперты, осуществляя конкретный анализ конкретной ситуации. Очевидно одно, недопустимо, чтобы главным регулятором системы образования – важнейшего компонента культуры – был рынок, тем более такой, какой мы наблюдаем в нынешней России. Конечно, рынок – это реальность, но основную роль в регулировании системы образования все-таки должны играть собственно культурные детерминанты, прежде всего, нравственно-правовой разум и традиции. Разумеется, Россия, российская система образования не могут не откликнуться в той или иной форме на развертывающиеся в наши дни процессы глобализации. Поэтому стремление России войти в европейское и мировое образовательное пространство заслуживает всяческой поддержки. Да и в сформулированном выше принципе сообразности образования культуре содержится требование соответствия нашей системы образования мировой культуре. Тем не менее, теория и практика вхождения российской системы образования порождает серьезные вопросы и опасения. В частности, мы подчеркиваем значимость принципа сообразности образования культуре именно потому, что идеологи Болонского процесса склонны абсолютизировать роль такого компонента культуры, как знание. Так, они неоднократно указывают (см.: Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за образование. Прага. 19 мая 2001 г.; Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование. Берлин. 19 сентября 2003 г.), что будущая Европа строится как общество и экономика, основанные на знаниях. Именно стратегия построения общества и системы образования, основанных на знаниях, лежит и в фундаменте идеи унификации систем высшего образования в различных странах Европы, предлагаемой инициаторами Болонского процесса. Можно сказать, что в данном случае мы имеем дело со стратегией, главным принципом которой является принцип сообразности образования знаниям (научным знаниям в первую очередь). Правда, сами идеологи Болонского процесса часто говорят о ценности разнообразия национальных образовательных систем. Но гораздо более настойчиво они отстаивают все-таки именно идею унификации этих систем. Учитывая российскую склонность к осуществлению экстремистских вариантов социальных трансформаций, следует указать на реальную опасность деградации российской системы образования, если ее реформа будет основываться на принципе сообразности образования преимущественно знаниям, на поспешной “подгонке” нашей системы образования под европейские образцы. В наши дни требование унификации высшего образования, получаемого в разных странах, становится все более настоятельным. Но знания, и научные знания в частности, не являются, как уже подчеркивалось, единственным и единственно достойным внимания системы образования компонентом культуры. В состав каждой культуры входят и другие компоненты, приобщение к которым также должна осуществлять соответствующая система образования. Мы имеем в виду, прежде всего, систему духовных ценностей, опыт организации общественной и частной жизни человека, опыт решениях важнейших мировоззренческих проблем, накопленный в ходе развития данной, российской в нашем случае, культуры. Приобщением к этим ценностям, к этому опыту без сомнения, должна заниматься система образования нашей страны. Требование унификации образования должно осуществляться дифференцированно и конкретно. Такая дифференцированность, конкретность может быть достигнута, как нам представляется, именно на основе развертывания принципа сообразности образования культуре. Понятно, что в наибольшей степени это требование применимо к знаниево-технологическому компоненту образования. Национально-культурное своеобразие в минимальной степени проявляется применительно к естествознанию, однако применительно к социальным, гуманитарным, культурологическим, искусствоведческим, религиоведческим, языковедческим дисциплинам национально-культурное своеобразие проявляется уже весьма отчетливо. И, конечно, в этой сфере унификация образования возможна лишь в строго заданных пределах и в каких-то специфических формах. Особо хотелось бы отметить такую дисциплину, как философия. Очевидно, что философское образование с большим трудом поддается унификации, поскольку философия пронизана своеобразием национального языка, вырастает на почве национальной культуры. В свете принципа сообразности образования культуре еще одним основанием тенденции к унификации образовательных систем различных стран (помимо знаниево-технологической составляющей) являются общечеловеческие ценности, которые в своеобразной форме представлены в культурах этих стран. Без сомнения, приобщение учащихся именно к общечеловеческим ценностям (истина, свобода, справедливость, добро, красота, милосердие, любовь) является важнейшей задачей современного образования, в какой бы стране оно ни осуществлялось. На приоритет общечеловеческих ценностей, кстати, указывает и Закон Российской Федерации об образовании. Понятно, что сказанное не следует понимать как принижение значимости в образовании национального и регионального компонентов. Напротив, пафос нашего подхода в значительной мере и состоит в подчеркивании необходимости учета самоценности каждой национальной культуры, в указании на недопустимость понимания модернизации образования как его вестернизации, в разъяснении пагубности стремления к достижению единообразия систем образования за счет исключения из них национально-культурного своеобразия. Приобщение к общечеловеческим ценностям совсем не противоречит приобщению к национальной культуре хотя бы потому, что эти ценности составляют фундамент всякой национальной культуры. Однако необходимо отчетливо осознавать, что в плане представленности в системе образования национально-культурного своеобразия российское образование могут поджидать свои опасности. Они связаны с реальной возможностью преобладания в ней тенденции к самолюбованию и самоизоляции, с проникновением в систему образования и консервацией в ней отживших, архаических элементов культуры. Вопрос о том, какие именно элементы национальной и региональной культуры и в каком объеме должны быть представлены в системе российского образования, является очень непростым. Понятно, что этот вопрос должен быть предметом специального исследования. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |