АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И философия во «всемирно-гражданском значении»

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  12. VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Совершенно иначе понимает философию великий немецкий мыслитель И. Кант (1724 – 1804). Если Платон, как мы только что видели, определяет философию через искусство, то Кант в духе своего времени определяет ее через науку. “Философия, - утверждает он, - есть наука об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого разума, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в которой они должны образовать единство. Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?” (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, с. 332).

При этом Кант отчетливо разграничивает философию во «всемирно-гражданском значении» и философию «по школьному понятию».

«Философия по школьному понятию», утверждает основоположник немецкой классической философии, дает «достаточный запас рациональных знаний» и «систематическую связь этих знаний, или соединение их в идее целого». Таким образом, в этом смысле философия представляет собой систематизацию и обобщение рациональных знаний, а потому является высшей наукой. «Философия, - поясняет И. Кант, - не только допускает такую строго систематическую связь, но и является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство» (там же).

Однако «философия по мировому понятию» (философия во «всемирно-гражданском значении»), по Канту, не сводится к указанной системе знаний. В этом – высшем – смысле философия включает в качестве важнейшей своей составляющей ценностно-смысловую (целевую) компоненту. Поэтому так понимаемую философию весьма трудно «уместить» в границы науки. С этим, по сути, согласен и сам Кант. Действительно, хотя он, как уже сказано, определяет философию через науку, дальнейшие его пояснения определения философии («во всемирно-гражданском значении»), данного им, однозначно это показывают. На первый из вопросов, образующих сферу философии во «всемирно-гражданском значении» («Что я могу знать?»), пишет он, отвечает метафизика. На второй вопрос («Что я должен делать?»), продолжает он, ответ дает мораль. На третий вопрос («На что я смею надеяться?»), по Канту, отвечает религия. И, наконец, на четвертый вопрос («Что такое человек?») – антропология. И если метафизику и антропологию в некоторых их вариантах еще можно отнести к сфере науки, то уж мораль и религию отнести к этой сфере просто невозможно. Таким образом, мы должны признать, что философия (в высшем смысле этого слова), по Канту, содержит ценностно-смысловую (собственно мировоззренческую) составляющую и не «умещается» в границы науки.

 

1.1.3. Владимир Соловьев:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)