|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫКак и при изучении предыдущих тем, студентам надо максимально полно использовать те знания, которые они приобрели в школе по истории, литературе, географии, мировой художественной культуре, предмету «Человек. Общество. Государство». Задача, которую студент должен реализовать при подготовке к занятиям: это не только приобретение новых знаний и информации, соответствующих требованиям вузовской программы. Необходимо также вырабатывать у себя умение систематизировать материал, почерпнутый из различных источников, сопоставлять, анализировать разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, подбирать аргументацию по обоснованию собственных суждений. Естественно, что при подготовке к семинару по данной теме предполагается обращение к тексту Библии, как первоисточнику, и к религиоведческой литературе, в которой Священное писание рассматривается с внеконфессиональных позиций. Полезными при изучении темы могут быть: Библейская энциклопедия, энциклопедический и философский словари, книги З.Косидовского «Библейские сказания» и «Сказания евангелистов», М.Ленсу «Библия как памятник мировой культуры» и др. [см. рекомендованную литературу]. Основной методологической установкой при работе над темой является, с одной стороны, знакомство с Библией как Священным писанием, лежащим в основе догматики и богослужения христианства, а с другой – как спутника цивилизации и сотворца мировой и национальных культур. Изучение первого вопроса будет более эффективным, если не забывать следующие положения: 1. Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований пе-редавались изустно от поколения к поколению. 2. В процессе развития и усложнения социальной жизни людей, с появлением письменности, различные религиозные направления были закреплены в книгах (Веды, Тора, Танах, Авеста, Библия, Коран и другие). Логика темы требует начать с этимологии слова «библия». Оно – греческого происхождения, термин «та библиа» означает множественное число от «библос» (книга). Формулировка первого вопроса, как видим, акцентирует внимание студентов на двух подходах в определении значимости Библии – конфессиональном и культурологическом. С точки зрения христианства, Библия – Божественное Откровение (Слово Божие), открывающее человеку истинное знание о боге, о человеке, о спасении. Откровение дано Богом через избранных лю- дей – пророков и апостолов – для возвращения истин, исповедание и исполнение которых необходимо для спасения каждого человека. Письменно зафиксированное Божественное Откровение получило название Библия, которая хотя и писалась людьми, но соответствующие мысли и их правильное разумение внушал Бог. Иначе говоря, Библия есть богодухновенное слово божие, записанное с помощью человеческих слов и понятий. В этом состоит сущность Библии с конфессиональных, христианских позиций, где, как видим, акцент сделан на богодухновенности Библии как Откровения божиего. Рекомендуем обратить внимание на следующий принципиально важный ключевой момент: представители разных религий вкладывают в понятие «Библия» разное содержание. Студентам следует подтвердить это положение анализом взглядов на сущность Библии, характерных для представителей различных конфессий. Так, для представителей иудаизма Библия – это комплекс книг, которые были написаны еще до нашей эры и позднее были отобраны как священные из прочей литературы древнееврейскими учеными-богословами. Их тексты сохраняются на древнееврейском языке. Запомним: таких книг 39. Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами объявляются каноническими. Позднее они становятся таковыми и для христиан. Однако необходимо уловить весьма существенную разницу: если для иудаизма этим и ограничивается вся Библия, то для христиан эти 39 книг составляют только каноническую часть ветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для христиан, кроме Ветхого завета, в Библии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет – комплекс из 27 специфически христианских книг, которые были написаны в І–ІІ вв. н.э. и дошли до нас на эллинистическом греческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами. В свою очередь, если все христиане абсолютно едины в отношении к Новому завету, то во взглядах на Ветхий завет у них есть расхождения. Поэтому необходимо выяснить, в чем сущность разногласий между самими христианами по отношению к Ветхому завету? Здесь не обойтись без понимания смысла богодухновенности Библии и ответа на вопрос: все ли христиане разделяют подобную точку зрения? Дальнейший порядок рассмотрения вопроса требует дать характеристику места и времени действия в Библии, проанализировать проблему авторства библейских текстов. Полезно также пояснить, почему языками Библии являются древнееврейский, арамейский и греческий. Так как Библия – это книги Священного писания Ветхого и Нового Завета, то, далее студентам предстоит освоить и быть готовым воспроизвести информацию об их происхождении. Сначала о книгах Ветхого Завета: времени появления, его авторах и структуре, которая включает Пятикнижие, книги исторические, учительские и книги пророков. Аналогичный подход и к книгам Нового Завета: время создания, авторство, структура. Словарь терминов поможет выяснить, что означает слово «евангелие». Непосредственное знакомство с Библией позволит увидеть, что всех евангелий четыре. Отсюда термин – четвероевангелие. Студентам предстоит ответить на вопрос, почему первые три евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки – называют синоптическими и раскрыть их содержание. Затем показать отличие четвертого – от Иоанна – от первых трех. С культурологических (внеконфессиональных) позиций Библия рассматривается как памятник мировой культуры, а не как Откровение божие. Сложилась особая область знания – библеистика, которая занимается этим аспектом изучения Библии. В ее структуре свое место занимает библейская критика – интерпретация и оценка содержания Библии с внерелигиозных позиций. Библейскую критику принято делить на рационалистическую и историческую. Первая восходит ко ІІ веку н.э. и связана с памфлетом «Правдивое слово» римского писателя Цельса. Рационалистическая библейская критика занимается установлением противоречий и разночтений, анализом мифических сказаний и библейской картины мира, смысла предписаний и поучений Библии. Представителями рационалистической критики были французские материалисты и просветители XVIII века: Ж. Мелье, Вольтер, Гольбах, Вольней, Марешаль. Историческая библейская критика восходит к XVI веку, но всестороннее ее развитие связано с «Богословско-политическим трактатом» выдающегося голландского философа Бенедикта Спинозы. Историческая библейская критика исследует историю происхождения библейских книг и их содержание, прибегая к помощи лингвистики и археологии. Наиболее известными представителями ее были Астрюк, Велльгаузен, Бауэр, Робертсон, Древс и др. Студентам следует обратить внимание на важность для изучения Библии находок, сделанных уже в ХХ веке, известных под названием Кумранские рукописи – условное наименование (по месту нахождения) древних рукописей, обнаруженных на северо-западном побережье Мертвого моря в пещерах Вади-Кумран, Вади-Мураббаат, Масады. Первые свитки были найдены в 1947 г. в одной из пещер Кумрана. Впоследствии археологи обследовали около 200 пещер и в 11 из них нашли около 40000 фрагментов рукописей, преимущественно написанных на древнееврейском и арамейском языках – остатки древней рукописной библиотеки. Учеными установлено, что начиная со ІІ века до н.э. по первую треть ІІ века н.э. в Кумранах проживала иудейская секта, вероятнее всего эссеев, которой и принадлежала библиотека. Изучение Кумранских рукописей дало возможность исследовать эволюцию текстов и идей Ветхого завета и историю его канонизации, организацию и быт секты, являющейся промежуточным звеном между иудаизмом и ранним христианством. Несомненно, что идеи кумранитов оказали влияние на формирование социальных, этических и религиозных воззрений авторов Нового завета. Много внимания в сочинениях кумранитов уделено «учителю праведности», избраннику божьему, который преследовался нечестивым жрецом. Несомненно, что евангельский Иисус Христос имеет родственные черты с кумранитским «учителем праведности». Второй вопрос является логическим продолжением первого. Его изучение и, соответственно, изложение рекомендуется строить по следующим блокам: 1. Историческое содержание Библии. Сведения об исторических материалах содержатся в книгах И.Навина, Судей, книгах Царств и Паралипоменона, книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекиля, книгах Ездры, Неемии и малых пророков. Разумеется, следует помнить, что все эти книги не являются летописями, но при сравнительном их изучении, с привлечением других разнообразных материалов, Библия становится важным историческим документом. 2. Медицинские материалы (например, книги Левит). 3. Фрагменты древних сказок и мифов, а также древних ли-тературных памятников, которые являются культурным общечеловеческим наследием. 4. Социально-политические документы (первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элахиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие пророку Даниилу, а также размышления автора Апокалипсиса – о судьбах мира и народов и др.). 5. Библейские пророчества – книги пророков-судей (Девор и Самуил), пророков-писателей (Амос, Исайя, Даниил), пророка-политика (Иеремия), пророчества Нового завета. Необходимо отметить, что в глазах верующего человека, чудеса и пророчества Библии всегда были свидетельством богодухновенности Священного писания. Так, историки и этнографы выделяют в Библии серию чудес, которые относят к странствующим сюжетам, присущим многим мифам, легендам и сказкам. Второй, типичной для Библии категорией чудес, по их мнению, являются чудеса естественные, как их иногда называют. Считается, что чуда, по существу, не было, а было естественное явление, поразившее в свое время воображение людей. Любопытные сведения дает нам и анализ библейских пророчеств. Что это: предзнание или миф? Очевидно, что ответ на этот вопрос не однозначен. Студенты имеют возможность изложить различные точки зрения, существующие в литературе, а также высказать собственное мнение и попытаться его аргументировать. Опираясь на школьные знания по предмету «Мировая художественная культура», студенты могут привести необходимые фактические данные для обоснования эстетической ценности Библии, а также её роли в художественном творчестве. В заключение студентам рекомендуется самостоятельно сфор-мулировать вывод о влиянии Библии на мировую и национальные культуры (последнее целесообразно проиллюстрировать на примере Беларуси). Рассмотрение третьего вопроса можно начать с разъяснения понятия «христианская мораль». Следует задуматься, почему христианство, впрочем, как и другие религии, закономерно включает в себя определенную совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Для подтверждения этого надо обратить внимание на известные ветхозаветные заповеди, евангельские «заповеди блаженства» (см. Нагорную проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея, гл.5–7) и другие новозаветные нравственные наставления. Выделив их, студенты смогут представить то, что можно назвать кодексом христианской морали. Характерно, что христиане считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению. Студентам предоставляется возможность попытаться подтвердить или опровергнуть это утверждение. Важно обратить внимание, что наряду с моральными наставлениями, Библия содержит нормы, которые имеют непосредственно запретительный характер. Таковыми являются заповеди ветхозаветного десятисловия (см. кн. Исход, гл. 20). Они перечисляют то, чего человек не должен делать. Новозаветная христианская мораль, сохранив ветхозаветный запретительный кодекс, дополнила его рядом норм, которые в их совокупности можно назвать нравственным идеалом христианства. В наиболее концентрированном виде этот идеал обрисован в Нагорной проповеди Христа. Завершить рассмотрение третьего вопроса можно обсуждением нравственных задач человека в христианской традиции, а также места и роли Библии в мировой культуре и современности. Отправной точкой для возможной дискуссии является евангельский призыв «возлюби ближнего твоего как самого себя», который выражает провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве. В связи с этим возникает вопрос, насколько применим данный принцип в жизни современного человека? Студентам рекомендуется продумать свой ответ и подобрать соответствующую аргументацию. В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство, как видно из содержания вопроса, имеет свой критерий различения добра и зла. Характерно, что провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве сопровождается проповедью непротивления злу. Теория непротивления злу насилием считается одним из самых привлекательных составляющих христианского духа. Проанализируйте, почему в современном обществе проповедь всеобщей любви остается нередко абстрактным благим пожеланием и осуществим ли принцип непротивления в практической жизни? Христианский идеал человека и добродетельной жизни нельзя недооценивать как фактор нравственного совершенствования на современном этапе религиозного возрождения в нашей стране. Библия как источник мировой и отечественной культуры. Сюжеты Ветхого Завета в мировой и отечественной художественной культуры. Библия -- самая известная и наиболее распространенная и мире «священная книга». К началу 1992 г. она была переведена (полностью или частично) на 1978 языков. Это первая из напечатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452-1455 гг., Майнц, Германия), которая и поныне остается издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами. «Священная книга» иудаизма и христианства, она оказала громадное влияние и на светскую культуру всех стран мира. Библия в переводе с древнегреческого означает «книги». По своему объему она резко уступает Ведам и Типитаке, но это очень солидный свод текстов, включающий десятки книг. Библия делится на две неравные части. Ветхий Завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почитаемый только христианами, включает 27 книг. Книги с XIII в. (кардинал Стефан Ленгтон) поделены на главы, а в XVI в. главы были разделены парижским типографом Робером Этьеном на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки. Ветхий Завет отразил многие события истории древнееврейского народа, одного из кочевых семитских племен, вторгшегося в середине II в. до н.э. на территорию Палестины, а в период около 1000 г. до н.э. образовавшего Израильское царство. Правда, действительные события истории здесь излагаются сквозь призму религии - как история сложных взаимоотношений еврейского народа с Богом. Но в руках профессионала-историка эти данные приобретают ценнейшее значение. В Ветхом Завете собрано много данных об истории других ближневосточных народов. Религиоведы указывают на то, что нашедшие в нем отражения верования, сказания и легенды несут следы влияния культуры шумеров, вавилонян, ассирийцев, персов, египтян и др. Но в наибольшей мере содержание Ветхого Завета обусловлено реалиями судьбы древних евреев. Верующий видит в Библии не столько книгу, сколько богоданную святыню, заслуживающую благоговейного поклонения. Неверующему человеку надо обязательно иметь это в виду: даже не разделяя мысли о божественном происхождении Библии, не следует в присутствии верующего неуважительно высказываться о ней. Для служителя религии идеи и сюжеты Библии являются почти исключительным источником проповедей и темой собеседований с верующими. На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги. Талмуд - вод религиозной иудейской литературы прямо или опосредованно опирается на Танах, а в особенности -- на Тору. Из Ветхого и Нового Завета вытекают постановления христианских соборов, писания «святых отцов», катехизисы, пособия для учащихся по «Закону Божию», богослужебные книги. На Библии основаны разнообразнейшие богословские труды и многочисленные сочинения еврейских и христианских религиозных философов Она и поныне остается «Книгой книг». Главное в ней не то, что оказалось исторически преходящим, что подлежит критике естествоиспытателей и не соответствует мировоззрению кануна III тысячелетия, и я не буду здесь следовать давней антирелигиозной традиции - предвзято и придирчиво констатировать архаичное, устарелое и противоречивое в библейском тексте. Для верующего человека в Библии свято каждое слово. С уважением отнесусь к этому, и замечу, что она - достояние всего человечества. А потому люди неверующие вправе выделить в Библии не столько религиозно-культовое, сколько именно общечеловеческое достояние. Для культуры человечества Библия прежде всего ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а следовательно, - один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д. С. Лихачева: «Библия -- это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты культуры минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее. Идеи, сюжеты и образы Библии вплелись в ткань повседневного языка народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок, расхожих до сего времени. Например, некоторые, обиходные изречения: «Кто не работает, тот не ест», «Не судите, не судимы будете», «Нет пророка в своем отечестве», «Время жить и время умирать», «Зарыть талант в землю», «Взявший меч от меча и погибнет», «Перековать мечи на орала», «Не хлебом единым», «Кесарю - кесарево». Или такие выразительные определения и красочные аллегории: «хлеб насущный», «соль земли», «заблудшая овца», «суета сует», «мерзость запустения», «Соломоново решение», «30 сребреников», «Иудин поцелуй», «манна небесная», «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «блудный сын». У разных народов по мере их христианизации, благодаря церковной проповеди Библии, ее сказания и легенды сплелись с преданиями собственной старины и пересказывались неграмотным людом, заменяя ему писаную историю и литературу. Еще более велико воздействие Библии на письменную культуру человечества. Переписывание (а затем и печатание) Библии и ее активное распространение стимулировали развитие письменности в разных странах. В течение тысячелетий она оставалась главной книгой для чтения, да и сам этот навык, наши деды приобретали, обучаясь по Псалтырю. Проповедь Евангелия сопровождалась у многих народов становлением национальной письменности. Так, например, было у древних коми, которым Стефан Пермский (XIV в.) составил первую азбуку и перевел ряд библейских текстов. Еще шесть веков спустя Библию перевели на коми-пермяцкий язык. Вряд ли есть теперь в России народность, не имеющая Библии на своём языке. Уже сам по себе перевод энциклопедического свода Библии вел к обогащению национального языка, давал мощный толчок просвещению многих и многих народов, приобщал их к миру сложившейся христианской цивилизации, а тем самим способствовал лучшему взаимопониманию и единению человечества на основе общих гуманистических ценностей и идеалов. Прикосновение к Библии высвечивает национальному самосознанию его общность с судьбами, страданиями и надеждами других народов Земли, а значит, противостоит национальному эгоизму и отчуждению. Общи и приемлемы для всех народов в качестве правил поведения знаменитые заповеди Моисея. Чрезвычайно актуальны для современного мира с его глобальными проблемами (военной, экологической, демографической, * продовольственной и пр.) евангельские призывы к ненасилию, миротворчеству и милосердию. Казалось бы, предельно абстрактны, но сколь необходимы для нашего времени -- времени сокрушительного краха особенно привлекательных социально-нравственных идеалов, надежд и естественной веры в лучшее будущее - оптимистические и гуманистические принципы Нового Завета о самоценности человека, о любви к ближнему (и к дальнему) как всеобщий нравственный ориентир. Ориентир для всех народов, всех людей -- верующих и неверующих. Размышляя далее о культурной роли Библии, стоит отметить приведенные в этой книге данные о доминировании религиозного начала в творчестве художников Запада. Можно констатировать, что вплоть до раннего нового времени искусство являло собой своеобразную Библиаду. Столь всепроникающим было воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, композиторов и писателей, что без знания ее текста понять что-либо в классическом искусстве крайне трудно. Да и сама по себе Библия составляет собрание таких, например, художественных шедевров, как «Песня песней» и псалмы. Шедеврами являются также многие рукописные и печатные издания Библии. Нередко они оснащены изумительными по выразительности иллюстрациями. Нескончаема галерея художественных образов, навеянных Библией. «Литературной Вселенной» назвал ее наш известнейший деятель культуры С.С. Аверинцев. Заключение Христианская религия является одной из самых распространенных в мире, объединяя свыше миллиарда верующих. В значительной степени благодаря христианству определяется культурное развитие человечества в последние две тысячи лет. Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большинство протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию. Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры. Православная Церковь насчитывает в своих рядах 120 млн. человек. Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн. человек. Протестантские церкви, входящие в Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек. Я считаю, что поставленные пред собой задачи полностью мной выполнены. Я описала историю возникновения христианства, изучила особенности христианского вероучения, объяснила, почему библия является памятником культуры мирового значения. Выполнение этих задач помогло мне достичь главной цели этой контрольной работы. Ветхий Завет. Ветхий Завет в истории мировой литературы. Священное Писание для иудеев, Ветхий Завет для неверующих по-своему также священная книга, ведь она являет собою неисчерпаемую культурную сокровищницу. Поколениями художники, скульпторы, поэты, писатели, мыслители обращались к его бессмертным образам. Уже отмечалось воздействие книги Иова на русский классический роман, упоминали мы и о том, какие чувства вызывала история Иакова и Иосифа у Гете, Толстого, Т. Манна, говорили об очаровательной повести А.И. Куприна "Суламифь", созданной по мотивам "Песни песней" и отчасти "Книги Царств". Но это малая толика. Откройте любое из классических художественных произведений XIX века, и хотя бы в виде эпиграфа, но встретите упоминание о Библии, пройдите по залам любой картинной галереи, и вы увидите бесчисленное множество полотен, скульптур на библейские сюжеты, ибо вся без исключения европейская и американская классика пронизана образами, мотивами, намеками, отсылами из Библии. Разумеется, невозможно указать их все, даже большую часть, только малую толику. Каждому нужно самому прочесть да и перечесть Библию, чтобы свободно ориентироваться в пространстве мировой культуры. Ведь как же без знания Ветхого Завета понять, например, творения Микеланджело, его "Давида" и "Моисея", его фрески на потолке Сикстинской капеллы? или полотна Рафаэля, или... Как бы ни относились художники к Библии, истово верили ли, смеялись ли над ней, как французский карикатурист Жан Эффель - так или иначе все они обращались к ее темам, образам, откровениям. Мы говорили и о внутренней противоречивости, даже парадоксальности Библии. Или скажем об одном из парадоксов сейчас. Действительно, иудейская культура в силу своего монотеизма не создала эпических поэм, драматических произведений. Но что такое "Книга Иова", как не величайшая трагедия и что такое сама Библия, как не грандиознейший эпос? Если знаменитые эпические поэмы Гомера (но не творчество Гомера в целом), о которых подробный разговор впереди, представляют собой, в сущности, только замкнутый в самом себе эпизод из легендарных преданий эллинов, причем вся их эстетическая специфика зиждется как раз на этой замкнутости, то в Библии господствует длящийся ритм исторического движения, которое не может замкнуться и каждый отдельный эпизод которого имеет свой подлинный и окончательный смысл лишь по связи со всеми остальными. Да, исторические, археологические и лингвистические открытия ученых доказали, что Библия не родилась на пустом месте, но вобрала в себя все лучшее, что имело человечество ко времени ее создания (шумеро-вавилонские мифы, литературу Древнего Египта, а на поздних этапах и эллинскую культуру), а затем, в свою очередь, пропитывала уже своими образами, идеями, мотивами и сюжетами весь мир.О всемирном потопе и его прямой связи с поэмой "О все видавшем" мы упоминали в первом разделе этого пособия, такую же аналогию с эпосом о Гильгамеше можно увидеть и на ветхозаветных страницах, описывающих плач Давида над Ионафаном. Но разве только в искусстве и литературе отразилась эта книга? А в живом языке, в бесчисленных крылатых словах, афоризмах, пословицах!.. Вот, к примеру, израильский царь Ахав, выслушав похвальбу дамасского царя Венадада, сказал его послу: "Не хвались, надевая доспех, а хвались, снимая доспех". Не то же ли по-русски: "Не хвалися, идучи на рать..."? Или пример другого рода. Пророк Амос говорит: Вы, что суд превращаете в яд, и правду повергаете во прах, гнетете бедняка и поборы хлебом берете с него... Две с половиной тысячи лет спустя в "Гамлете" чеканными стихами Шекспир повторит эти слова: ...Кто снес бы униженья века, Позор гоненья, выходки глупца, Отринутую страсть, молчанье права, Надменность власть имущих и судьбу Больших заслуг перед судом ничтожеств?.. Или те же псалмы. Ведь не только переводы и подражания вызвали они у многочисленных поэтов. "Книга Хвалений" породила и огромное творение армянского средневекового поэта Григора Нарекаци "Книгу скорбных песнопений", фрагментом которой мы и закончим первую часть этого труда. Библией, и ничем иным порождена и символика ужаса, такого знакомого нам по литературе и кино XX века жанра "хоррор", ужаса, внушаемого человеку вечно загадочной природой. Вот только один образ, образ Левиафана, от чоха которого блистает свет, и глаза его, как вежды зари... Из пасти его реет огонь, искры разлетаются вокруг нее... Конечно, современному человеку, пуганому Брэмом Стокером и Стивеном Кингом, трудно испугаться этой, наивной, в общем-то, картинки, но две с половиной тысячи лет назад ни Стокеров, ни Кингов еще не знали. А мы с вами легко догадываемся, чей образ описывается здесь под именем Левиафана, не правда ли? Конечно, это же знаменитый и любимый с детства по русским и зарубежным сказкам, по Булычеву и Толкину, дракон, Змей Горыныч! Библейские авторы - великие спорщики. Жалобы Иова спорят с Софоклом и Протагором, Экклезиаст с Пифагором. Библейские авторы - великие суфлеры, подсказчики идей, тем, образов, выражений. Тот, кто читал роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", наверное, не забыл одной из его центральных мыслей, высказанной Воландом Маргарите: "Никогда ни у кого ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас". Эта мысль подсказана русскому писателю библейским пророком Иешуа бен-Сиром, иначе, Иисусом, сыном Сираховым. Он говорил:" Не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Если ты выгоден для него, он использует тебя, а если обеднеешь, он оставит тебя". Но довольно примеров, им поистине "несть числа" (выражение, кстати, тоже библейское). Библия - не только Священное писание, это еще и литературный памятник, всечеловеческая книга. Один из крупнейших мыслителей и историков нашего века, Карл Ясперс, назвал ее время центральным, "осевым временем человечества", временем великих пророков Востока и Запада, как бы сгорившихся родиться в библейских временных пределах и задавших будущему свои вечные неразрешимые вопросы. Вот с тех пор люди и книги и отвечают на эти вопросы. И задают свои. Темы Библии вечны и всегда новы. Существует такая достаточно спорная и в то же время точная мысль: ничего нового в мире со времен Евангелий не сказано. А ведь Евангелия, часть Нового Завета, тоже книги библейские. Впрочем, о христианских откровениях мы еще поговорим в свое время, а пока наша литературная тропинка ведет нас в прекрасный солнечный мир эллинской культуры, во вторую часть этой книги. А первую, как обещано, заканчиваем суровыми и вдохновенными строками "Книги скорбных песнопений" Григора Нарекаци, армянского монаха X века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |