|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Библия является великим памятником культуры Древнего мира- Благодаря современной библеистике, можно с уверенностью утверждать, что Библия является памятником истории, нового философского осмысления мира, свидетельством об уровне интеллектуального развития человека. -Велико нравственное значение Библии как литературного свода, в котором утверждается идеология оптимизма, важность выбора пути совершенствования и свершений, верность и отстаивания своих убеждений. -Библия в современном мире представляет интерес не только как религиозный памятник Древнего Мира. Библия – многожанровый литературный свод, включающий в себя, например, и эпос, и военную поэзию, и юридические источники, и лирику и т.д. Благодаря такому разнообразию и жанров и тематики, Библия становится незаменимым источником для изучения Древнего мира различными отраслями наук – от геологии и биологии до этики, филологии и юриспруденции. 5.Эстетические идеалы античного мира. [4] Представляя политическую, экономическую, художественную жизнь Древнего Мира, мы, разумеется, представляем пеструю картину локальных государств, часто враждующих, поглощающих друг друга, казалось бы, ничем не связанных. И, тем не менее, эти локальные культуры в своем развитии имели нечто общее, на что мы уже обращали внимание. Доминирование политеистической системы, рабовладельческий способ производства, взаимозависимость экономики, политической системы, политеистического пантеона и формирования менталитета народов всё это нашло отражение в формировании эстетических идеалов античного мира. Именно на примере художественных произведений классовых государств древности мы зримо осознаем, как в античном мире сформировалось два эстетических полюса, напрямую зависимых от менталитета граждан Востока и Запада Средиземноморья. Эстетические идеалы Востока обусловлены спецификой хозяйственной, политической и религиозной жизни. Искусство Древнего Востока Средиземноморья (Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия и т.д.) синкретично, сакрально, канонично (см. словарь). В условиях восточной тирании в изобразительном искусстве в центре внимания находятся Бог-царь-герой. Простолюдины, социальные низы в лучшем случае могут представлять всего лишь фон для ещё более величественного изображения Героя. В связи с этим можно выделить ещё одну характерную черту восточной эстетики – тяготение к монументальности. В первых классовых государствах получили развитие все традиционные виды искусства – архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, литература. Так как на все формы творчества первостепенное, доминирующее воздействие оказывало мифологическое, религиозное сознание, то художественное творчество было не вполне свободным, оно развивалось в рамках именно религиозных представлений (было синкретичным), которые диктовали определенные строгие правила (каноны). Например, культ мертвых в Египте диктовал убранство гробниц в виде привычной для усопших земной обстановки. Если захоранивался владелец пивоварни, то в гробницу помещали и модель самой пивоварни, и скульптурки рабов, которые трудились тут. При этом канон диктовал, что фигурки простых рабочих будут значительно ниже надсмотрщика (канон масштабности изображения). Тот же культ мертвых, в основе которого лежала вера в жизнь после смерти, диктовал важнейший в изобразительном искусстве канон фронтальности, по которому грудную клетку изображаемого нельзя поворачивать ни в профиль, ни спиной, так как душа, живущая в ней, не сможет после перемещения в загробный мир снова вселиться в данное тело. Безграничный языческий мир Востока, был пронизан непостижимой тайной. Этой тайной окутывались и образы властителей мира как божественное воплощение на Земле. Уход от антропологических в сторону смешанных (с зооморфным типом) изображений ещё больше повышал «градус сакральности» (например, изображения сфинксов). Следует отметить одно из достижений градостроительной практики Древнего Востока, которое сыграло величайшую роль в развитии европейских городов в Новое время и оказало влияние на формирование Санкт-Петербурга. В древности возникает понятие регулярный город – город построенный не стихийно, а по заранее продуманному плану. Первым таким городом был Вавилон. В таком городе с прямыми улицами, четкой системой координат не только удобно жить, но в случае военной опасности можно было организованно отступать. В дальнейшем по принципу регулярности были организованы все военные ставки римлян, завоёвывавших Европу, по этому же принципу после знаменитого пожара во времена правления Нерона будет восстановлен Рим. Эстетические идеалы Запада Средиземноморья формировались совершенно в других экономических и политических координатах. Демократический менталитет жителей полиса вывел основополагающую формулу бытия – Человек – мера всех вещей. Не Бог, не герой, а именно ЧЕЛОВЕК в центре бытия у греков, а затем и римлян. Поэтому мир богов очень похож на мир людей, критическое рациональное мышление часто берет верх над иррационализмом сакральности. В греко-римской художественной культуре получили развитие как традиционные, так и новые виды искусства. Древняя Греция стала колыбелью рождения театрального искусства. Именно в Греции родились и два первых, начальных жанра театральных представлений – трагедия и комедия (см. словарь). Становление греко-римской архитектуры имело неоценимое значение для развития мировой архитектурной практики. С древнейших времен человечество разрабатывало так называемую стоечно-балочную систему строительства (см. Стоунхендж в теме Первобытная культура или примеры древнеегипетских храмов). В Древней Греции за основу строительства была принята именно такая система, основанная на взаимодействии несущих и несомых конструкций (стойка и балка). Однако, в отличие от, например, египетских строителей, греки отказались от непременной тяги к монументализму. Человек – мера всех вещей, и поэтому даже самое величественное здание не может превышать объёмов, которые способен воспринять человеческий глаз (примерно- 18-20 м. высоты).[5] Красота, эстетика в архитектуре Греции заключалась не в непостижимой монументальности, а в выверенных пропорциях всех архитектурных деталей. Подчиняясь этой идее, греки разработали так называемую ордерную систему (см. словарь) в архитектуре. В ордерной системе не только определены названия, порядок соединения, пропорции архитектурных деталей, но разработаны и варианты декоративных деталей. Ордерная система, в которой воплощен ещё один эстетический принцип греков – чувство меры как достижение идеала – станет основой классической архитектуры мира. В целом, классическая греческая архитектура основана на следующих принципах: 1. Функциональность архитектурных деталей 2. Совершенство пропорций всех деталей. 3. Зримая трехмерность сооружений 4. Мера в декоративном оформлении построек Таким образом, общая эстетическая установка стремления к монументальности в архитектуре Древнего мира в Греции была решена не за счет сакральной непостижимости размеров сооружения, а рациональным расчетом идеальных пропорций, творящих красоту. Мы часто говорим, что культура Древнего Рима во многом вторична по сравнению с древнегреческой культурой. В архитектуре Древнего Рима действительно много образов заимствованных у греков. Однако римляне внесли свой потрясающий вклад в строительное искусство. Не следует забывать, что если греки всегда, везде и во всем стремились к достижению ИДЕАЛА, то римляне поклонялись культу ПОЛЬЗЫ. Для римлян строительная практика должна была в первую очередь обеспечивать военные нужды растущей империи. Поэтому строительство дорог, акведуков, бань являлось неотъемлемой стратегической военной задачей. Ну, а храмы, амфитеатры, виллы … «а изящным пусть занимаются греки», говорили прагматики в Риме. Именно для военного строительства римляне изобрели новый строительный материал – бетон. Этот пластичный, чрезвычайно прочный материал не только на века укрепил римские дороги, мосты, акведуки, но с его помощью была разработана новая строительная система, до сих пор считающаяся самой прочной строительной системой в мире. Эта система получила название монолитно-оболочной. Стены в этой системе выполнялись из двух отстоящих друг от друга кирпичных кладок, между которыми заливался бетон. Такую конструкцию практически невозможно разрушить. Кроме того, пластичный бетон и небольшие кирпичи позволили римлянам творить такие архитектурные формы как арка, цилиндрические перекрытия и даже купол.[6] Отныне именно образ арки станет «визитной карточкой» Рима. Антропоцентризм греко-римского искусства особенно ярко выразился в изобразительном искусстве. Если живопись, особенно Греции, сохранилась очень плохо[7], то скульптура и Греции и Рима дает нам представление как зарождалось, в каком направлении развивалось, что нового принесло развитие этого вида творчества. Общий принцип развития скульптуры – от обобщенного идеала – к жизнеподобию. В дополнительной литературе обратите внимание на характеристику творчества Фидия, Поликлета, Мирона, Лисиппа. В этом ряду интересен опыт Поликлета, который был не только великим скульптором, но и мыслителем, теоретиком искусства, поставившим рядом полет художественной фантазии и жесткий расчет пропорций и баланса тела. Собственно, на этом гениальном поликлетовом соединении и проверяется зрелость классической красоты в скульптуре. Ещё одно важное открытие, утвердившиеся в искусстве – понимание скульптуры как изображения в объеме, способного эмоционально воздействовать на зрителя с различных точек видения. Образцом такой скульптуры является работа Лисиппа Геракл, побеждающий Немейского льва. Именно такую скульптуру стали называть круглой, хотя формально любое изображение в объёме, которое можно рассмотреть со всех сторон является круглой скульптурой. Греческому скульптору Лисиппу принадлежит разработка такого жанра как портрет. Он попытался создать не идеальный, а реалистичный портрет Александра Македонского. Правда, у греческой публики, так любившей совершенство, идеал, образец, портрет молодого человека, к тому же царя, с морщинами на лбу не вызвал понимания. Настоящее реалистичное портретное искусство оформится и получит большое распространение только в Римской империи. [8]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |