|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Таким образом, в основе научного мировоззрения лежит критическое мышление человека
Очевидно, что в первобытном обществе человек не владел научным знанием, но элементы такого знания он мог осваивать, добывая огонь (элементы физики и химии), ориентируясь по звездному небу, залечивая раны, переломы останавливая кровь и т.д. Ощущая себя неотъемлемой частью природы, первобытный человек приписывал могуществу таинственных сил всё то, что не поддавалось объяснению и пониманию. Фантастический вымысел, миф своеобразным образом освещали темные стороны человеческого бытия. Так формировалось мировоззрение, в котором доминировал миф как средство постижения окружающего мира. Поэтому сознание первобытного человека мы характеризуем как мифологическое. Мифологическое сознание доминирует в Древнем мире. Тем не менее, элементы научного мировоззрения развивались в первых классовых государствах (например, развитие математики и астрономии в странах восточного Средиземноморья). Древние общества всегда выделяли, почитали своих мудрецов, но разделения знания на научные направления не было, а религиозные предписания всегда могли обозначить предел познания предмета или явления. Научное критическое мировоззрение начало формироваться в Древней Греции. Сегодня мы называем Грецию родиной науки. Истоки формирования критического мировоззрения древних греков лежат в понимании ими шкалы жизненных ценностей. Мы уже говорили о понимании греками гражданской ответственности за общее дело. Творя собственную жизнь, не полагаясь на внешние чудотворные силы, греки всегда в своей созидательной деятельности стремились к идеалу, видя в нем высокую гармонию человеческого бытия и природы. Ключом к познанию этой гармонии греки видели овладение знаниями в различных областях. Поэтому они уделяли огромное внимание воспитанию молодежи, стремясь воспитывать всесторонне развитых граждан полиса. Следует не забывать, что природа демократии предполагает соревновательность всегда и во всем, а победу дает умение и знание. Немецкий философ, культуролог Ясперс, анализируя историю развития культуры, замечает, что именно в эпоху классической Греции человек начинает осознавать беспредельность мира и свою беспомощность в нем. «Стоя над пропастью, человек ставит радикальные вопросы, требуя освобождения и спасения». Греческая цивилизация видела такое спасение в развитии научного познания мира. Знающих, пытливых людей, стремящихся к знанию, в Древней Греции называли философами(φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости), независимо от того какое направление знания их увлекало – астрономия, медицина или инженерное дело. Но уже с V века до н.э. (период греческой классики) начинается выделение самостоятельных научных направлений и формировании науки как особой области культуры. - выделяются сферы исследовательской деятельности - формируется особый социальный слой общества – ученые, интеллектуалы - появляются научные центры и учреждения (см. Александрия, Музейон) - отрабатываются методы познания, категориальный аппарат и т.п. - философия отныне выделяется в особую отрасль знания. [1] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |