АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ученый религиовед не вправе подвергать сомнению объективность религиозных воззрений изучаемого им общества, исходя из собственного религиозного опыта или из отсутствия такового

Читайте также:
  1. АКТ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУДОБСТВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВСЛЕДСТВИЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ МЕЖДУ СОЗЫВАМИ ПАРЛАМЕНТОВ (трехгодичный акт) 15 февраля 1641 г.
  2. Актуальность педагогического опыта
  3. БУДУЩЕЕ – ПОСЛЕДОВАНИЕ. ВПЕРЕДИ НИЧЕГО ЭКСТРАОРДИНАРНОГО. СМИРЕННОЕ СЛЕДОВАНИЕ ЗА ИЗВЕСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ(ЯВЛЕНИЕМ). ОЧЕВИДНО, ЭТО ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ВНУТРЕННЕГО СТЕРЖНЯ.
  4. БУДУЩЕЕ – ЧТО-ТО ВЫ НЕ УЧЛИ, ИЛИ НЕ МОЖЕТЕ УЧЕСТЬ ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ ЯСНОСТИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСА. ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?
  5. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам?
  6. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ
  7. Взаимосвязь экономической прибыли и рентабельности собственного капитала.
  8. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
  9. Восстановление до оптимальных уровней восходящих и нисходящих потоков первичных материй между физическим, эфирным, астральным уровнями нейронов.
  10. Вправе ли должник направить в суд, вынесший приказ, возражения против заявленного требования?
  11. Вправе ли прокурор отказаться от дачи заключения по делу в случае возбуждения дела по его заявлению?
  12. Всасывание – сложный физиологический процесс, происходящий главным образом за счёт активной работы клеток кишечного эпителия.

 

1 С.А. Токарев. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. С. 292— 294.

2 Е.С. Новик. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. С. 193.

 


Религиозные представления суть культурная реальность и пытаться превратить их в реальность натурфилософскую не просто опасно, но вполне губительно для предмета исследований. Именно в этом последнем случае шаманизм сознается душевной болезнью, а то и любая религия — психической аномалией.

Итак, для шаманистов шаманская болезнь (в этнографии она порой именуется мэнэрик или эмеряченье) является духовным одержанием. Странности поведения указывают и самому больному и его соплеменникам, что он предызбран духами стать шаманом. Если избранник соглашается, к нему приходят шаманы и совершают обряда посвящения. Если же человек упорствует в нежелании возложить на себя шаманское бремя, отвергает призывы духов, то страдания его, усиливаясь, становятся почти непереносимыми. Шаманская болезнь из стадии призывания духами переходит в стадию жесткого принуждения.

«Если предназначенный для шаманства человек противится воле предков и отказывается камлать, он подвергается страшным мучениям, которые кончаются тем, что либо он вообще теряет все душевные силы, то есть становится слабоумным и ко всему безразличным, либо впадает в буйное помешательство и обычно вскоре кончает с собой или умирает во время сильнейшего припадка» — указывал В. Радлов 2.

Этнограф наших дней менее категоричен, но, в сущности, Анна Смоляк говорит о том же, что отмечал исследователь алтайского шаманства 150 лет назад: «Шаманами становились в 35—40 лет и старше. До становления будущий шаман длительное время боролся с духами, мучившими его, этот период (принуждения. — А.З.) иногда затягивался на многие годы»3. Если учесть, что по сообщениям большинства шаманологов «шаманом человеку определено стать уже при рождении»4 и что первые явные призывания «на службу» духи делают, когда избранник только начинает осознавать себя свободной волевой личностью, то есть когда ребенку от 8 до 15 лет, то можно себе представить сколь долгой и упорной бывает борьба человека с желающими «сотрудничать» с ним духами.

«Нам говорили, — резюмирует Анна Смоляк, — что отдельным лицам, больным шаманской болезнью, удавалось избавиться от

1Последнее утверждал, например, Д.К. Зеленин в работе «Культ онгрнов в Сибири. М.-Л., 1936. С. 379.

2 В. Радлов. Из Сибири. М., 1989. С. 367.

3 А.В. Смоляк. Шаман... С. 148

4 Л.В. Хомич. Ненцы. М.-Л., 1966. С. 210.

 

284домогательств духов, не становясь при этом шаманами. По утверждению нанайцев, таких случаев было очень мало, эти люди были «очень сильны духом»»1.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)