АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастание благодати

Читайте также:
  1. ВОЗРАСТАНИЕ В СОДРУЖЕСТВЕ АО
  2. Возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века
  3. Уникальность богатства благодати
  4. Фома Аквинский о единстве свободы воли и благодати Бога

Проповедь № 2700, предназначенная для прочтения на утреннем богослужении в воскресенье, 11-ого ноября 1900 г. прочитанная Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ в церкви на Нью-Парк Стрит, Лондон... на одном из вечерних богослужений осенью 1858 г.

"Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа"

2 Пет. 3:18

Стоит отметить, что эти слова апостол Петр записывает тотчас за семнадцатым стихом, "Возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа". Одно следует за другим, поскольку одно должно быть средством исполнения другого. В апостольские времена восставали люди, себе же на погибель извращавшие некоторые, "неудобовразумительные" по словам Петра тексты из посланий Павла; вот почему апостол и предупреждает христиан не "увлечься заблуждением беззаконников" и не "отпасть от своего утверждения". И, чтобы братьям и сестрам его знать как устоять, и соблюсти их от падения, апостол дает следующее наставление: "Возрастайте в благодати"; ибо устоять можно только возрастая; и не отпасть от своего утверждения можно только ступая вперед. Без движения не устоять. Наблюдая за юлой, этой простенькой игрушкой, катящейся по полу в детской, можно видеть, что она держится вертикального положения до тех пор, пока кружится; перестав кружиться, падает. То же справедливо и в отношении христиан; христианин может устоять, только пребывая в движении; но с концом движения, если подобное вообще возможно, христианин лишается утверждения, и падает. Слава Богу, могущему соблюсти христиан от падения и представить непорочными перед славой Своей! Итак, только ступая вперед, и можно устоять; не отпасть от своего утверждения можно только в движении; и, чтобы пребывать в живых, по словам апостола, надо "возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа".

Сначала мы предложим две-три ремарки по поводу возрастания "в благодати" вообще; а затем выскажем несколько замечаний, в частности, по поводу возрастания в благодати непосредственно в связи с возрастанием "в познании Господа нашего и Спасителя Иисус Христа".

Итак сделаем сначала несколько замечаний по поводу,

I. ВОЗРАСТАНИЯ В БЛАГОДАТИ ВООБЩЕ. О чем мы будем говорить здесь? Первое наше замечание состоит в том, что в определенном смысле никакого возрастания в благодати не бывает. Если под словом благодать понимать незаслуженное благоволение и любовь Бога к Своему народу, то в этом не бывает, и в принципе не может быть, никакого возрастания.

"Как только уверует грешный,
На Бога живаго надеясь",

так тотчас благодатью Божьей и оправдывается, и обретает полноту во Христе Иисусе. И пусть годы убеляют его волосы сединой, он никогда не будет оправдан больше, и никогда не будет возлюблен больше, чем в тот самый миг, в который уверует во Христа Иисуса. Стоит мне только войти в живительное общение с Агнцем Божьим, как я уже "в благодати". И пусть мои лета прибывают, и мера благодати возрастает, и вера умножается, и ревность возгревается, и любовь пылает, все равно я не буду пребывать "в благодати" больше прежнего. Бог не станет любить меня больше, и благоволение Его сердца ко мне уже не будет ни глубже, ни чище того, что было в тот миг, когда я обратился к Нему; и благодать Его не станет оправдывать меня меньше, и я не буду угоден Ему меньше, чем в тот миг, когда впервые приступил к нему в окружении сонмища грехов своих; так же и в тот миг, когда предстану перед престолом Божьим. Возрастать в благодати избрания в принципе невозможно. Мы избраны раз и навсегда, как Петр говорит в своем первом Послании, "по предведению Бога Отца"; и в этом смысле мы всегда остаемся "в благодати", у которой не бывает ни возрастания, ни умаления. То же истинно в отношении оправдания.

"В союзе с Агнцем мы,
Святыми были в век,
Свободны от судов,
Пребудем и вовек".

Святые, оправданные однажды, оправданы навсегда. Оправданный ныне, будучи оправдан в прошлом, я оправдан и в грядущем. Возложив упование на моего Спасителя, я исполнился благодати; что касается благодати, то я достиг совершенства во Христе Иисусе. Я уже не могу быть более совершенным; и потому не могу возрастать в благодати; и мне уже не обрести благодати оправдания больше; я не могу получить больше благодати прощения; поскольку все это я получил однажды, и так достиг совершенства во Христе.

Однако заметьте, что в нашем тексте ничего не говорится о возрастании благодати; ибо здесь дело идет не том, что возрастает сама благодать. Здесь говорится о "возрастании в благодати". Имеется огромная разница между возрастанием благодати и возрастанием в благодати. Благодать Божья никогда не умножается; она всегда бесконечна, и потому ее не может быть больше; благодать Божья пребывает вовек; она всегда безгранична; она всегда безбрежна. Божьей благодати не может быть больше; но по природе Божественного ее не может быть и меньше. В сегодняшнем тексте говорится о нашей нужде "возрастать в благодати". Мы находимся в океане Божьей благодати; океана глубже не бывает, так что давайте возрастать в этом океане, где мы теперь пребываем. Мы не можем пребывать в этом океане больше, чем пребываем ныне, или пребывали до сих пор. Мы находимся в Божьей благодати; мы находимся в завете; мы находимся в замысле искупления; мы находимся в союзе с Иисусом; и во всем этом нельзя находиться в большей или меньшей степени, поскольку мы спасены во веки вечные Кровью нашего Спасителя. И в то же время, пусть Божьей благодати не бывает ни меньше, ни больше, возрастать в ней можно, так что станем "возрастать в благодати".

Теперь мне предстоит высказать следующее замечание. Хотя благодать Бога в благости к нам не возрастет, эволюция благодати, несомненно, существует. Кое-кто яростно противится учению о постепенном освящении; не по духу таковым и наши упоминания о вещах, подобных возрастанию в благодати. Пусть братья мои, если им угодно, остаются при своем мнении; однако, я уверен, коль скоро таковые читают Писание (и не возражают против библейских понятий), они обнаружат, что в нем говорится именно о возрастании в благодати, причем весьма часто; и, если здесь имеется в виду не постепенное освящение, то я ничего не понимаю в такой вещи как "возрастание в благодати". Абсолютно ясно, что в развитии благодати имеется своя мера. Конечно, вы не станете утверждать, что юноша, обратившийся в Богу несколько месяцев тому, постиг в благодати столько же, понимает в ней столько же, имеет веры и любви столько же, сколько человек, долгие годы служащий у Владыки. Вы не станете спорить с тем, что некто, едва когда ли замеченный в доме Божьем, однако всякий день тоскующий по духовной пище, равен по мере развития благодати тому, кто не покладает рук в трудах для Владыки, чья любовь очевидна для всех, а вера засвидетельствована перед всем собранием. Вряд ли вы скажете, что христианский мир представляет собой совершенно плоский ландшафт, находящийся в досягаемости всех и каждого. Если же вы станете утверждать все это, я буду вынужден признать, что либо у вас нет очей, либо вы не озираетесь окрест. Несомненно, что в христианском мире одни успевают больше других, и вера одних больше других. Существует вера "великая", существует и "малая"; бывает любовь большая, бывает и малая; встречаются люди сильные духом в меру более полного возраста Христова. Воистину, Бог любит их не больше; таковые не более оправданы, не более угодны Ему, ибо в смысле пребывания в благодати мы все стоим на одном уровне, и между нами нет никакого различия; однако, в отношении меры благодати в наших сердцах и проявлений ее в нашей жизни всякий по совести признает, что разница между святыми имеется. Мне непонятна разница между разными служителями Христа, если это не разница в мере развития благодати, в которой они пребывают. Одни, пребывающие пока в самом начале христианского служения, проповедуют искупление, и по мере благодати еще не пришли к проповеди избрания; или, по крайней мере, проповеди жизненно важного союза всякого из числа искупленных Кровью дитяти Божьего с личностью Еммануила; или же, коль скоро таковые и хотели бы время от времени проповедовать эти благословенные истины, им не по силам возвещать о безусловном, нетеряемом спасении святых, и объявлять с непоколебимой уверенностью, что некогда вопреки ветрам и течениям таковые причалят к небесным пристаням. Они еще не возросли в благодати в той мере, что нужна для проповеди на подобные темы. Итак, не всякий ли признает, что мера в развитии благодати существует, хотя истинно и то, что всяк из нас оправдан, избран, отобран и возлюблен Богом, как и все остальные верные?

Теперь черед дошел и до нашего третьего замечания: возрастание в благодати нельзя измерять временными рамками недель, месяцев и лет. Некоторые полагают, что количество лет, прожитых человеком, свидетельствует о степени его познаний в божественном. "А-а-а", - говорят таковые, "такой-то и такой-то молод, и что он может знать о дивной благодати? Вот седовласый старец, уж он-то знает больше". Если и вы считаете так, то вскоре вам предстоит убедиться в своем заблуждении. Господь нередко благоволит проявлять то, как Он презирает и насмехается над всяким человеческим различием, когда простым дает смышленость, юноше - знание и рассудительность; из уст младенцев и грудных детей устраивает хвалу, ради врагов Его. Воистину, мы действительно веруем, и последние два-три десятка лет искренне служим Ему, и нам хотелось бы верить, что сединам старца известно больше, чем кудряшкам юноши; вообще-то говоря, так оно и есть; однако Бог, проявляя Свою всевластие, держится такого порядка, что полагает Свои сокровища в глиняные сосуды, которые иногда преображаются в несколько лет.

Не думайте, что люди возрастают в благодати по своим летам. Порой одни святые возрастают в благодати на протяжении пяти минут больше, чем другие за полстолетия. Я вижу, как одни эволюционируют в благодати в месяц на столько, на сколько другие в год или дюжину лет. С уверенностью могу сказать о себе. Когда Богу по великой премудрости Его было угодно подавать мне видение Спасителя или отверзать источники зла, погребенные в моей душе, я возрастал в благодати за час больше, чем в иные временами за неделю, месяц и год. За час, когда руки Святого Духа были на мне, я познавал больше, чем за недели и месяцы самостоятельных штудий. Люди Божьи возрастают подобно дереву. В одно время кверху, в другое книзу. Очевидно, живица спит в отраслях; приходит зима и она засыпает.

Не думайте, друзья мои дорогие, что можно возрастать в благодати по мере лет. Молодым людям постоянно говорят об опасностях, которые угрожают им. Несомненно, в юности мы пребываем в опасности; но позвольте напомнить вам, что в Писании нет ни одного примера юноши, который унизил бы свое исповедание; вместе с тем в Писании вы найдете много случаев, когда подобное происходило с людьми среднего и старшего возраста. Несомненно, юность пребывает в величайшей опасности; потому-то Бог и поддерживает юношей, дабы явить силу Своей благодати; но некоторые из вас, более пожилых людей, воображают себя находящимися вне всякой опасности; потому-то Бог и попускает ваши грехопадения, чтобы посрамить надменность всякого самовозвеличивания, и дает вам постичь, что ни плоть, ни возраст, ни репутация, ни чин, ни звание, ни состояние не гарантируют вашей безопасности; ибо Он утверждает смиренных и низвергает гордых. Войдя в зрелые годы, Давид впал в величайший грех и в расцвете сил, во цвете лет согрешил с Вирсавией. И Лот не творил великих беззаконий, покуда не вошел в старческие лета. Обратившись к Писанию, вы найдете, что везде, где говорится о прискорбном грехопадении (как в случае Петра, например), всегда говорится о людях взрослых, вошедших в возраст. Так Бог демонстрирует тот факт, что благодать преподается не годами; воистину, ни годы, ни возраст, ни штудии, ни талант не имеют никакого отношения к подаянию благодати; но все это - дело Божье; ибо, когда угодно Ему, Он влагает мудрость и знание в уста шестилетнего дитяти, дабы устыдить прозорливцев века сего. Для исполнения Своих замыслов Бог часто в разных обстоятельствах употребляет самые невероятные, самые непривлекательные орудия; и когда говорят, что опытные проповедники должны быть седовласыми, опровергает это: "Нет же! И юноша поведет множество; и из уст дитяти польются мудрые речи, ибо Я истребляю всю человеческую славу, наставляя род людской в том, что хвалить и славить должно не проповедующего, но единого Бога".

Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Это дело творит не человек проповедующий, но Бог, трудящийся при его посредстве. Бог по желанию Своему мог бы обойтись и без этого человека; но прибегая к помощи человека, Он во всяком случае употребит того, кого выберет, причем в том возрасте, который будет угоден Ему, и приготовит его к деятельности, каковую сочтет угодной Себе.

Подчеркнем еще раз, что возрастание в благодати не следует оценивать чувственно. Некоторые из вас, возлюбленные мои, полагают, что не возрастают в благодати по той причине что утратили прежнюю живость чувств. " Ах!", - говорит такой брат, "когда я был молод, все было ярче. Как безмятежно, благодатно истекало тогда время! Ни ограды, ни рвы не представлялись мне преградой, чтобы услышать евангельскую проповедь; у меня было такое сильное желание услышать о Боге и Иисусе Христе, у меня была такая любовь к Евангелию, что когда бы я ни слышал проповедующего, все равно какого, любая проповедь в устах его казалась мне благоухающей. А теперь я чувствую себя таким угнетённым, таким унылым, что не могу как прежде услаждаться истиной". Не думайте, что вы перестали возрастать в благодати от того, что пропал ваш пыл, энтузиазм. Разводя костер, солому и растопку кладут внизу; причем поначалу пламени бывает вот столько, а дыма - вдвое больше. Когда же займутся угли, огня большого не бывает, зато много бывает жара. Возможно, вы и перестали пылать и дымить как в юности, зато теперь горите огнем спокойным, ровным, солидным; мы предпочитаем греть руки у камина с углем, а не костра из соломы. Так же с благодатью; она начинается с пламени, который пожирает легчайшие субстанции, добравшись до воображения и страстей; но в последующие годы благодать принимается за суждение, превращая человека в сплошную глыбу огня палящего. Он теперь не огонек, обращенный к небесам и гаснущий от дуновения ветерка; теперь он огнь пламенеющий, от ветра разгорающийся и пламенеющий все больше и больше. Так может быть и с вами. Возможно, огонь ваш стал ровным и неистовствует меньше прежнего.

Пребывая в состоянии угнетенности, не думайте, что вы не возрастаете в благодати. Многие сады Божьи лучше растут во мраке, и часто, чтобы они росли, Господь делает так, что над ними меркнет свет. Возрастая, простираясь кверху, помните о том, что бывает и рост вниз. Не далее как вчера, быть может, явилось вам чудное явление, вознесшее вас на вершину Восхитительных Гор. Оказавшись здесь, однако, не почитайте себя великим, поскольку пигмей и в Альпах пигмей; так что, будучи столь малы, не думайте, что купол собора Св. Павла прибавит вам в росте. И в то же время, даже оказавшись на дне глубочайшей ямы, не воображайте, что из-за этого вы становитесь меньше. Могу засвидетельствовать, что нередко, будучи в яме, возрастают в благодати быстрее, чем на горной вершине; хотя бывать в яме, мягко выражаясь, не очень приятно. Временами, когда Святой Дух Божий раскрывает и проявляет нашу греховность, пагубу нашего духа, чрезвычайную безнадежность и бессилие наше, мы возрастаем в благодати быстрее, чем когда по великой чести на крыльях серафимов мы возносимся к горним высотам. Так что не измеряйте своего возраста в благодати своими чувствами. Кое-кто из присутствующих делает из своих эмоций некий барометр. Не надо. Коль скоро мы пребываем во Христе, мы пребываем во Христе верой, а не чувствами; и помните, независимо от качества своих эмоций, вы остаетесь все тем же дитятей Божьим, ни больше и не меньше. Твоя вера, грешник, соединяет тебя с Агнцем, не твои чувства. Доверяйте Ему во тьме, доверяйте Ему в бедствии, полагайтесь на Него, когда не умеете видеть Его; и, когда попирать, казалось бы, уже нечего, продолжайте ступать, уповая на твердые ноги веры.

Обращаясь к вам далее со следующим предупреждением, прошу не думать, что можно возрастать в благодати потому, что вам иногда удается напоказ сделать для церкви нечто большее. "О-о-о", - говорим мы тогда зачастую, "теперь-то я уж возрастаю, разве нет? Я занимаюсь с детьми в воскресной школе, причем тружусь там как следует; я проповедую; и делаю одно, другое, третье; теперь я возрастаю в благодати". Воистину, очень важно проявлять усердие в добрых делах, изобилуя в добродетелях; но стоит вам только заговорить, "Ну, теперь-то уж я возрастаю в благодати" потому-то и потому-то, как вы тут же впадёте в великое заблуждение. Уходя в общественные дела с головой, мы часто в разных обстоятельствах очень мало времени посвящаем уединенному общению с Богом. Признаюсь, так было и со мной - и это весьма прискорбно, поскольку о ту пору я на деле не возрастал в благодати. Человек может думать, сколь многое творит он своими руками, и дом его как полная чаша; но какое в конце концов все это имеет значение, если в действительности он не возрастает в благодати. Не примите этих слов за оправдание бездельников, люди Иссахара, из лености не желающие даже подняться, уподобившись "ослу крепкому, лежащему между протоками вод". [Согласно пророчеству Иакова, Иссахар принужден будет трудиться на других, подобно ослу крепкому. - Прим. ред. ] Не могу утешить вас сими словами. Вы не возрастаете в благодати, ибо не делаете ничего; ну, а те, что делают кое-что, не должны хвастаться о своем возрастании. Больше времени следует посвящать не общей, а уединенной молитве; больше внимания следует уделять не толкованию Слова, а молитвенному общению с Богом; больше времени следует отдавать не общему богослужению, а созерцанию и поклонению. Надлежит больше заботиться о внутреннем, не остывать в уединенных молитвах и вчитываться в Писание. Если не делать этого, то при всех своих видимых достижениях мы не станем богаче; мы просто выделываем из того брусочка золота, которое обрели, золото листовое, и покрываем им большую площадь. Чем больше мы делаем Христа ради, тем больше Он делает ради нас; но давайте помнить, что поливая виноградники ближних наших, не надо пренебрегать виноградником своим, и следить, чтобы каменная ограда его не рушилась. Да благословит вас Бог, братья мои, возрастать в благодати!

Здесь мы подошли ко второму положению,

II. ВОЗРАСТАНИЕ В БЛАГОДАТИ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНО С ВОЗРАСТАНИЕМ "В ПОЗНАНИИ ГОСПОДА НАШЕГО И СПАСИТЕЛЯ ИИСУС ХРИСТА". Воистину, как не бывает иной благодати, кроме благодати познания Христа, так не бывает иного возрастания в благодати, кроме возрастания в познании Христа. Что касается этого возрастания, то всегда проверяйте себя вот такими вопросами: "Познал ли я сегодня Христа больше, чем вчера? Был ли я сегодня со Христом больше, чем некоторое время назад?". Возрастание в познании Христа есть не только свидетельство, но и движущая сила подлинного возрастания в благодати. В доказательство этому, упомяну несколько христианских добродетелей, и вы убедитесь в том, что таковые, несомненно, возрастают по мере познания Христова.

Говоря о благодати любви, некоторые восклицают, "Как мало мы любим Христа!". Многие из нас воспевают так,

"Как желаю знать ответ,
На вопрос тревожный мой
Бога я люблю иль нет?
Я - Его, или чужой?"

Это хорошее песнопение, и я не вижу в нем никакого заблуждения; однако, пожалуйста, не пойте его слишком часто. Время от времени можете, но будьте любезны не тянуть с ним. Признаться, я с большим удовольствием слушаю, когда вы воспеваете великий гимн Топледи,

"Всем милости обязан я,
Заветной милости пою;
Тебе, мой праведный, себя
Без страха в жертву отдаю".

"О-о-о", - скажете вы, "я так желаю возрастать в любви. Мне хочется познать любовь к Иисусу. Я хочу познать, как мое сердце расширяется от любви к Нему, и душа моя неотступно следует за Ним". Хорошо же, но возрастать в любви ко Христу значит познавать Его все больше и глубже. Чем больше и глубже познаёшь Спасителя, тем больше и глубже любишь Его; чем больше открываются Его блаженства, Его превосходства, Его добродетели, Его совершенства и Его красоты, тем больше душа тянется к Нему. К вам обращаюсь, кто не любит Христа вообще! Вы не любите Его потому, что не познали Его; ибо, если бы вы познали Его хотя бы в чем, то возлюбили бы Его, в меру своих познаний. Чем больше вы познаете моего Владыку, тем больше возлюбите Его. Приподнимите лишь один уголок завесы, покрывающей Его чело, и увидите часть лика Его, и возлюбите Его; но если вы такую обретете веру, чтобы поднять эту завесу полностью, то увидите Его благословенный облик в целом; и заметите величественную любезность, возведенную на престол Его высокого чела; о, если бы вы посмели рассудить об очах Его, подобных "озеркам Есевонским, что у ворот Батраббима"; о, если бы вы сумели сказать о Нем, что "весь Он - любезность", то как бы возросла ваша любовь к Нему! Благословен всяк, чьи познания превосходны! Иисус Христос - один из тех благословенных; чем больше вы познаёте Его, тем больше любите. Иисус любезнейший! Стоило мне разглядеть Тебя, как я возлюбил Тебя! Только открылись мне Твои израненные длани и Кровью истекающие раны в боку, как я возлюбил Тебя. Но та первая любовь - ничто по сравнению с тем, что я имею ныне. Однако, когда я увижу Тебя во всей красе, когда вся душа моя обратится в любовь, та любовь, что я имею ныне, не покажется мне полным нулем, но искоркой по сравнению с тем неистовым пламенем любви, которую я буду испытывать тогда. Возрастайте в познании Христа; читайте о Нем больше; думайте о Нем больше; спрашивайте о Нем больше; и убедитесь, что будете возрастать в благодатной любви, в меру роста познания Христова.

То же справедливо и в отношении благодати веры. Отчего многие из нас стонут о слабости нашей веры? Оттого, что мы не познали Христа в достаточной мере. Большинству из нас необходимо много больших познаний об Иисусе, чем имеющиеся у нас в настоящее время; и если вам хочется познать Иисуса больше, вам должно иметь больше веры. "О-о-о", - говорит один, "глядя на себя, я думаю, 'О, что мне суждено? ' И вот, я начинаю искать в себе свидетельства благодати". Но как все это неверно! Нечего искать там, где не надо; вера не возрастает, когда взираешь на себя. Единственный взгляд на Иисуса ценнее сотни взглядов на свою личность. Желаешь большей веры? Не своди очей с Иисуса. Раны Христовы на Голгофе суть матерь нашей веры; эти раны, словно грудь, питают нашу веру. Желаешь возрастать в вере, держись окрест Креста. Любезнейший цвет веры должен быть вначале посеян в драгоценной Крови Христовой, и тогда, увлажняясь ею всякий день, он будет возрастать.

Дорогой друг, познавай Христа больше; больше думай о Нем; и вера твоя станет умножаться. Невеликая вера ваша вскоре окрепнет, только больше живи во Христе Иисусе. Желаешь в будущем стать "Великим сердцем", чтобы побивать исполинов окрест как побивал г-н "Имярек, великий сердцем" в древности, живи близ Иисуса; живи с Иисусом; вкушай за Его пиршественным столом; ибо нет иной пищи, служащей укреплению духа, кроме плоти нашего Господа, и нет иного вина, способного ободрить душу, кроме Крови Иисуса Христа, Спасителя нашего.

То же верно и в отношении благодати отваги; поскольку отвага есть христианская благодать, которой у многих крайне мало. Мера христианской отваги всегда умножается в меру познаний во Христе. Должен признаться, что у нас много весьма и весьма "отважных" христиан, которые и мухи не обидят; таковые не могут исповедать имя Христово и перед малейшей тварью в мире; им едва ли не стыдно признаться в любви к своему Спасителю, даже в голых стенах, из страха того, что даже у стен имеются уши, а земля слухом полнится. Они так стыдятся собственной веры (пусть и настоящей), что едва смеют говорить о ней. И камешек дорожный заставит их преткнуться; пучок соломы представляется им великим препятствием, что твой Гималайский хребет; они не переступят и тени, так что не отправятся в дорогу, если узнают, что там будут тени. Мы боимся всего именно потому, что не знаем Христа в достаточной мере. Постигнув до конца, что значит познавать Христа, мы уже не будем бояться ничего. Станем ли бояться людей? Никак нет. Мы ответим, познав Христа: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" Станем ли бояться диавола, познав Христа? Никак нет. Мы скажем тогда: "Христос связал диавола цепями, и всегда удержит на цепи пса адова, когда тот постарается укусить нас. Христос держи дракона, и тот не может причинить нам ран, глубже тех, что Он сочтет нужным". Мы не будем бояться вестника смерти, ибо примем его за ангела завета, которого Господь наш послал за нами, чтобы привести людей Божьих на небеса. Отвага наша станет всегда возрастать в той мере, в какой мы будем возрастать в познании Христа Иисуса; и если бы Христос сделался для нас Другом и Соучастником на всякий день и час, то, по-моему, все воинства геенны, изготовившиеся к битве, пугали бы нас не больше стайки воробьев, оказавшихся на нашем пути. Мы скажем тогда: "Во имя Господа Иисуса мы уничтожим их". Желаешь иметь больше подлинно христианской отваги? Возрастай "в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа".

То же верно и в отношении благодати ревности, которая есть благодать, печально недостающая по нашим временам. Желаешь ли иметь большую ревность о Боге? Будь ближе ко Христу. Сын Человеческий, явись Он сегодня, найдет ли на земле ревность? Сам же Он задавался таким вопросом: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?". Однако найдет ли Он и ревность? Найти ревнителей по Боге среди христиан, думаю, будет трудно даже для Него. Он найдет здравое учение, но никак не ревнителей; Он найдет иноверие, но опять-таки без всякой ревности по Боге.

Где же искать ее? Везде. Согласно избранию благодати есть остаток, пылающий ревностью по Боге; но по нашим временам, и нам горестно говорить о том, религия выродилась в своего рода формальность. Быть набожным стало модно. Мы следуем другим как другие; была колея, некогда проторенная повозками древних, и вот мы движемся все этой колеёй. Мы движемся в том же темпе, что и наши отцы; но сколько больше мы познали бы Христа, коли имели бы больше ревности.

Не думаю, что людям не хватало бы ревности по Боге, если бы они познавали Христа. Таковые говорили бы тогда: "Разве не ради меня проливал Кровь мой Спаситель; и разве убоюсь умереть за Него? Разве не явился Он с небес на землю, дабы спасать души; и разве не буду стремиться и я приводить их к Нему?" Разве было бы у нас так много ленивых проповедников, если бы сердца их проникались бы больше Христом? Если бы они понимали во Христе больше, разве было бы у нас так много инертных, апатичных членов собраний, и множества тех, что находят любые оправдания, ставя заплатки на всякое извинение в безделье, лишь бы не трудиться Христа ради? Никак нет. Братья мои, если бы мы знали нашего Спасителя больше; если бы мы больше общались с Ним; если бы мы чаще видели Его на престоле Его и взирали на венец Его, то говорили бы: "Даю обет расправиться со всякой леностью; все, что я могу сделать, слишком мало для столь благого Господа".

"Себя с имением своим
Тебе предам навек;
Все радостно воздам Тебе,
Что может человек.

А если что в запас пойдет,
Мне совесть не томя,
То и запас отдам Тебе,
Из ревности любя".

Возрастать в ревности следует только в познании Христа; ревность же в другом просто бесполезна; и если мы начнем возрастать в ревности, уподобившись некоторым, известным между нами, то это будет ревность быстрая и легкая! Но такая ревность приносит больше вреда, чем пользы. От такой ревности много жара и иллюминации; но со временем она угасает, оставляя после себя черный пепел, повсюду отравляющий собрания. Поскольку известный род возрождения веры мне приходилось наблюдать в Англии, я могу с точностью определить районы, где подобные "возрождения" имели место. Каким образом? Очень просто. По тому опустошению, какое они оставили после себя. Эти, с позволения сказать, "возрождения" были следствием легко возбуждающихся собраний, проводимых различными проповедниками, которые выдумывали странные учения, ни словом не упоминая о благодати Божьей. Какое-то время им удавалось вызывать у людей своего рода религиозный экстаз, после которого они впадали в состояние духовного опустошения. Если перед ними был сад Божий с землей плодородной, то после них оставалась земля солончатая и запустевшая. Собрание разделялось; такой была реакция, и люди впадали в самое удручающее состояние. Желаете иметь подлинную ревность по Боге, проповедуйте доброе старое учение, не знающее ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; поскольку все иное учение исходит от диавола и ведет в геенну; итогом иного учения может быть только погибель, а не спасение. Если мы держимся правды Божьей, то никаких "возрождений" нам не нужно. Мы хотим только одного: пусть доброе, старого закала Евангелие возбуждает этот мир снова и снова. Хотя люди неутомимо пробуют все новые и новые планы, проекты, программы, Богу они не угодны. Всю эту ересь надо уничтожить, а проповедь подлинно благой вести - отличительной благодати Божьей во всей вседержавности избрания - возобновить; когда же такая проповедь станет возвещаться во всей полноте, тогда и будет в собрании ревность по Богу, тогда и восстанет дочь Сиона, и отрясет с себя прах, и облечется в одежды величия своего.

Пойдем дальше. Желаете возрастать в благодати братолюбия? Тогда возрастайте в познании Христа. O возлюбленные мои, рыдайте о том, как мало братолюбия в мире! Здесь много слащавой, приторной, слезливо-сентиментальный, неправильно понимаемой любви, которая внушает нам: "Никому и никогда не говорите вопреки. Хотя догматические заблуждения имярек нам известны, мы не станем выставлять их напоказ, поскольку любим наших братьев, и пусть они заблуждаются в чем-то, о том мы лучше умолчим". Но я думаю, что подлинное братолюбие должно проповедовать только истину, и сообщать нашим братьям, где они заблуждаются, и давать им возможность делать правильный выбор; проповедовать все то, что мы почитаем за истину, утверждая то, чему учит нас Бог; чтобы затем в конце концов сказать: "Добро, брат, ты не такой, как я. И все мы делаем ошибки; но я по-прежнему люблю тебя". И все же нет такой любви, которая заставила бы нас таить правду. Подлинная любовь делает нас честными, ревностными и нежными.

Отчего мы не любим друг друга как следует? Оттого, что как следует мы не любим Спасителя, не познав Его в достаточной мере. Если бы мы познавали Спасителя больше, то я уверен, мы любили бы Его больше. Какую необычную мысль я нашел на днях в книге доброго старого пуританина Бэрроуза (Burroughs)! Он говорит, "Если бы Христос явился Церкви в наше время, то увидел бы одних детей Своих с подбитым глазом; других с оцарапанным лицом, а третьих с синяками и шишками по всему телу. Он спросил бы их тогда, 'Чем это вы занимаетесь?' Если бы кто ответил, 'Господи, я боролся с братом моим, и он сделал мне это; ' Господь сказал бы, 'Дети одного племени борются между собой! Птенцы одного гнезда в раздоре! Какая жалость!'" Вот странная мысль, но, быть может, и полезная; ибо что еще может сказать Господь наш Иисус Христос, обнаружив Свой народ в раздоре? Вы, наверняка, помните историю, которую я рассказал вам прежде. Дело было в Шотландии. Один пресвитер на братском совете повздорил с одним из служителей. Он говорил с ним так резко, что тот сильно огорчился. Затем пресвитер отправился домой, также и служитель. На следующее утро, когда пресвитер спустился домой, жена и говорит ему, "Иан, на тебе лица нет! Что с тобой?" "А-а-а", говорит он, "тебе бы тоже не поздоровилось, если бы тебе приснился сон, какой я видел ночью". "Никчемный ты человек, и что же это был за сон?" "О, мне казалось, что я был на братском совете, и говорил о неприятном, и огорчал одного служителя; и когда он ушел домой, мне подумалось, что он умер, и вознесся на небо. Через две недели умер и я, как мне привиделось, и тоже отправился на небо; когда я пришел к небесным вратам, выходит этот служитель, протягивает руки и приветствует меня со словами, 'Добро пожаловать, Иан, здесь нет раздоров, и я счастлив видеть тебя.' После этого пресвитер отправился к этому брату просить прощения, но узнал, что тот умер; и вот, положил на сердце, что через две недели суждено умереть и ему; и я не удивлюсь, если узнаю, что он встретил того служителя на небе, и услышал его слова, 'Добро пожаловать, Иан, здесь нет раздоров, и я счастлив видеть тебя.' Хорошо бы и нам помнить, что там не бывает распрей. Прославленные святые не ссорятся друг с другом; и мы любили бы друг друга больше в братолюбии, коли думали бы больше о небесах и нашем благословенном Иисусе.

Наконец, есть другая благодать, в которой нам следует возрастать; я имею в виду благодать смирения. Я убежден, что мы возрастали бы в этой благодати, если бы жили подле Христа. O, Смирение, наибольшая драгоценность, ибо ты встречаешься реже всего! Кто много говорит о Смирении, тот смирения не имеет. Кто лучше всех проповедует о Смирении, тот часто бывает смиренным всего менее. O, Смирение! Я иногда почитал Тебя иллюзией, плодом фантазии, воображением, а гордость - реальностью. Смирение, где же Ты? Глубины бедности говорят, "Тебя нет во мне", поскольку бедные часто бывают часто гордыми. Высоты богатства говорят, "Тебя нет здесь", поскольку и богатые часто бывают гордыми. O, Смирение! Тебя не найти и в науке, ибо философия надмевает; Тебя не найти и в невежестве, ибо невежество есть матерь гордыни. O, Смирение, где мне отыскать Тебя? Где же Ты? Не вижу Тебя, и не знаю, каково Ты, пока не сяду возле ног Иисуса, и не увижу себя погибшим, опустошенным грешником, искупленным Божественной любовью. Если ты, дорогой друг, воистину смирен, то взгляни на своего Спасителя, и возопи,

"Увы! Спаситель кровь пролил?
Владыка мой погиб?
Святый главу Свою склонил
Дабы мне, червю, жить?"

Ты никогда не почтешь себя подобным червем, если по вере не увидишь своего Спасителя, умирающего ради тебя; ты никогда не познаешь собственного ничтожества, пока не увидишь величия своего Спасителя. Возрастая в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, ты несомненно станешь возрастать и в благодати смирения. Если духовно возрастающие христиане почитают себя ничтожеством и пустотой, то пришедшие в меру полного возраста Христова почитают себя и того меньше - менее ничтожества и пустоты; и чем ближе мы к Иисусу, тем меньшей кажется наша самость. Самость и Христос несовместимы, им никогда не быть бок о бок. Когда я стою с самостью, умаляется Христос; когда со Христом - умаляюсь я сам. Господь да подаст вам, друзья дорогие, возрастать в познании Сына Божия! Больше читайте Писание; ищите больших воздействий Святого Духа; не жалейте времени на уединенное общение с Господом; просите Бога Святого Духа даровать вам новое познание Голгофы; чаще бывайте на Горе Преображения, в Саду Страданий, Зале Борения, подле подножия Креста распятия; живите с Иисусом, и будьте ближе Ему; доколе каждый из вас не придет, преображаясь Духом Божьим от славы в славу, в мужа совершенного в меру полного возраста Христова.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)