АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ожесточение сердец и гнев Иисуса

Читайте также:
  1. D) Семиречье
  2. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  3. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  4. IX. Армянская колония в Польше и в Венгрии
  5. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Max Еще о ленивом перепросмотре
  7. А мы имеем ум Христов (1-е Кор. 2:16).
  8. А также для того, чтобы очистил (от грехов) Аллах тех, которые уверовали, и уничтожил неверных.
  9. А ЧТО, ЕСЛИ, ЕСТЬ ДУХОВНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ СРЕДА?
  10. А) Чтение Священного Корана и размышление над ним.
  11. Абдусалам Гусейнов
  12. Абрахам Гайгер

Проповедь № 1893, прочитанная Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ на утреннем богослужении в воскресенье 28-ого марта 1886 г. в Метрополитен Табернакл, Ньюингтон

"И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая"

Мк. 3:5

Я намерен проповедовать на основании следующих слов: "Воззрев на них с гневом, скорбит об ожесточении сердец их". Разгневанным описывается здесь никто иной как наш изумительный Господь, кроткий и смирный сердцем милующий Иисус. Не припомню места, где мы еще встречаемся с подобным, как здесь, публичным высказыванием Христа? В синагогу пришел бедный человек с иссохшей рукой, а речь, надо уточнить, идет о деснице, и люди, добывающие насущный хлеб своими руками, могли думать и гадать, отчего у того иссохла рука, или по какой причине этот орган лишился обычной функции. В эту синагогу пришел и Спаситель, готовый вернуть той руке ее обычную силу и ловкость. Удачное стечение обстоятельств! Обратим внимание на людей, собравшихся в синагоге, предположительно на богослужение. Разве у них, когда они увидели чудо божественной благости, не было особой причины прославить Господа? Мне бы хотелось представить себе, как они шепчутся друг с другом, "Увидим нашего бедного соседа, исцеленного сегодня; ибо Сын Божий явился к нам в силе творить исцеления, и благой силою сотворит этот день весьма славной субботой".

Однако я не дам своему воображению ввести себя в заблуждение. Ничего подобного эти люди и не подумали сделать. Зато они сидели и наблюдали за Господом Иисусом, но не с тем, чтобы восхититься явлением Его силы, но, чтобы найти нечто, в чем можно было бы обвинить Его. В конце концов, все обвинение их заключалось в том, что Он занялся исцелением больного в субботний день. Не засвидетельствовав почтения, которое должно было породить в них чудо исцеления, они придали особое значение тому, что это чудо было совершено в субботу; и в ужасе воздевали руки к небу, дескать, как можно в этот священный день заниматься земным и суетным делом. И вот Спаситель ставит перед ними четкий вопрос, "Должно ли в субботу добро делать?". В подобной постановке этот вопрос допускал такой же четкий ответ: да или нет. Несомненно, фарисеи и книжники могли ответить на этот вопрос запросто, но тогда они осудили бы себя, вот почему они были немы как рыба. Книжники, мастера казуистики, спорившие о мелочах, и фарисеи, замерявшие края одежды с точностью до восьмушки дюйма, отказались ответить на один из простейших вопросов из области нравственности. Евангелист Марк пишет, что Спаситель смотрел на них с гневом и скорбью, ведь Он способен и на такое.

Всем известно, сколь точен евангелист Марка. Так, он замечает мельчайшие подробности, отчего его описание становится предельно ярким и выразительным. Отталкиваясь от этого описания эпизода, можно легко представить себе Спасителя, окидывающего собравшихся взглядом. Он смело поднимается, так как Ему нечего скрывать, ведь Он творил то, что не нуждается ни в какой защите. Он бросил вызов наблюдающим за Ним, хотя и знал, что Его противостояние духовным властям чревато смертной казнью, и что это столкновение приблизит час Его крестной смерти. Он не презирал их, хотя фактически и заставил их ощутить их незначительность. Он стоял, взирая поочередно на каждого из числа собравшихся вокруг Него. Способны ли вы постичь силу Его взгляда? Взгляд обычного человека, впавшего в ярость, нельзя назвать сильным. Его можно сравнить со вспышкой пучка соломы, свирепой, но бесполезной. Во многих случаях мы чуть не смеемся в глаза разгневанного от бессилия человека. Однако дух любви, уподобившийся Духу Спасителя, велит нам бояться и стыдиться того, кто приходит в ярость. Но кроткое и смирное сердце Христа могло, по всей видимости, приходить в состояние гнева под влиянием исключительных обстоятельств. И мы уверены, что Его гнев творил благое.

Иисус, даже бросавший гневные взоры, не давал Своему гневу выходить за пределы; Он только смотрел, и не бросил ни единого бранного слова. Да и сам взгляд Его выражал больше не гнев, а скорбь; или, как сказал некто, "больше сострадания, чем страдания". Гневный и скорбный взгляд нашего Господа, взиравшего на это собрание противников, заслуживает самого серьезного рассмотрения. Он выдержал довольно долгую паузу, чтобы пристально рассмотреть каждого из присутствующих, и дать ему знать то, что Ему хотелось передать им этим взглядом. Никто не избежал того ищущего света, который проливался из Его выразительных глаз на всякого из числа злонамеренных наблюдателей. Они понимали, что их подлое поведение было отвратительно Ему; Он понял их, и был глубоко задет их упрямством.

Заметьте хорошо, что Иисус не сказал ни слова, но, о чудо, Он сказал без слов больше, чем иной мог сказать словами. Эти люди не стоили и одного Его слова; и большее число слов не возымело бы на них ни малейшего действия. Он припас Свои слова для бедного человека с иссохшей рукой; но для этих лучшим ответом был Его взгляд. Прежде они наблюдали за Ним, а теперь Он наблюдал за ними. Это место помогает понять отрывок из Книги Откровения, где безбожные представлены говорящими горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле. Сей Судия не сказал ни слова; и не открыл ни одной из книг; и не вынес определенного приговора, "Идите от Меня, проклятые"; тем не менее, все эти люди устрашились величественного, полного достоинства и внушающего благоговейный страх выражения Его глаз. Великая любовь переполняет Иисуса, Судию; но наступит оный, ужасный день, и тогда огонь ярости Его истребит их. Ярость львиная велика, но она ничто по сравнению с яростью Агнца. Как бы мне хотелось навыкнуть в описании взглядов нашего Господа; но я вынужден обратиться за помощью ваших умов и творческого воображения, чтобы сделать такое описание ярким, живым и ясным для вашего разумения.

Поведав о взгляде Христа, Марк упоминает далее о смешанных чувствах, которые открылись в нем. Этот взгляд выражал гнев и скорбь - негодование и душевную печаль. "Воззрев на них с гневом, скорбел об ожесточении сердец их". Он гневался, поскольку они охотно закрывали глаза на совершенно ясную истину, на столь убедительный довод. Иисус поставил перед ними вопрос, на который имелся только один ответ, да или нет, но они не захотели ответить Ему. Иисус просветил их духовные очи, но они не пожелали увидеть. Иисус разбил избранную ими отговорку, но они пожелали упорствовать в противостоянии с Ним. Несомненно, можно гневаться и быть правым. Для многих трудноисполнима заповедь, "Гневаясь, не согрешайте"; и это обстоятельство воздает должное характеру Спасителя, превосходному оттого, что Ему столь просто давалось то, что является столь трудным для нас. Он гневается на грех, но всегда сострадает грешнику. Его гнев не оборачивается злом для грешника; злобы в Его гневе нет ни на гран; это просто пылающая любовь - любовь, полыхающая пламенем негодования против всего мерзкого, уродливого, безобразного.

С этим гневом смешивается скорбь. Христос сокрушался сердцем оттого, что сердца этих людей были ожесточены. Как говорил Мэнтон, "Он таял сердцем из-за их ожесточенности". Разве безжалостное пламя гнева горело в Его глазах? Разве эти глаза были сухими, без слез? Никак нет! Он гневался сквозь слезы. Гроза Его несла с собой потоки жалости. Исконное греческое слово перевести в этом месте трудно. Один выдающийся критик называет это явление своего рода "соборностью" этого слова: Христос скорбел вместе с этими людьми. Иисус понимал, что ожесточенность их сердец принесет им в оный день ужасные страдания. Предвидя их грядущую скорбь, Иисус скорбел с ними в ожидании этого. Он скорбел от их ожесточенности, поскольку они губили себя сами; их слепая вражда доставляла Ему страдания, поскольку так они бежали от собственного спасения. Он гневался на них потому, что они преднамеренно отвергали свет, осиявший их с неба, и силу жизнь, которая могла оживить их в полноту радости. Таким образом они решительно и определенно губили собственную душу из ненависти к Нему, хотя Он гневался на них больше для их, чем Своего блага.

Есть в нашем Спасителе нечто превосходное, даже в такие моменты, когда мы видим Его в необычном состоянии. И даже тогда, когда Иисус гневается на людей, Он гневается на них потому, что люди не дают Ему благословить их. Они упорствуют в противостоянии со Христом из тех соображений, что не могут обосновать сами. Но признаться в этом они не смеют даже себе. Если я был одним из тех учеников, что были с Ним в синагоге, мне думается, я был бы полон негодования, наблюдая все их собрание, имевшее о Нем ложное, предвзятое, заранее сложившееся отрицательное мнение, но внятно неспособное объяснить оснований к тому. Я не сомневаюсь, дух Иоанновой любви возжигался. Как ужасно, что всякая тварь в обличье человека обыкновенно действует с таким презрением в отношении благословенного Сына Божьего - обвиняя Христа в том, что Он творит благо! Какой позор для рода людского, для людей, доходить до такого ожесточения, что желать собрату смерти, и сметь при этом обвинять любящего Врача, Который намеревается совершенно исцелить его! Воистину, человек враждует с Богом, когда находит оправдание ненависти в делах Божьей любви.

Первым делом спросим, что было причиной этого гнева и скорби? Затем рассмотрим, не встречается ли нечто из того же рода между нами? Не являемся ли мы сами причиной гнева и скорби нашего Господа? И, наконец, спросим, какие чувства должны быть у нас, наблюдающих в своем окружении нечто, способное вызвать, или в реальности вызывающее, у Него гнев и скорбь? Да благословит Святой Дух нашу проповедь ради всех и каждого, кто слышит нас в этот день!

I. ЧТО БЫЛО ПРИЧИНОЙ ЭТОГО ГНЕВА И СКОРБИ? Ожесточенность их сердец. Иными словами, речь идет о бессердечии и бездушии людей. Лишенные отзывчивости, жалости, безучастные и жестокие, их сердца, утратив надлежащую мягкость, нежность и деликатность, и в самом деле окаменели. Возьмем, к примеру, руки. У некоторых людей бывают весьма чувствительные руки. Так, слепой, буквально пальцами читающий книгу по системе Брайля, развивает особую кожную чувствительность, и такая чувствительность очень ценится. Когда люди щиплют паклю, работают в каменоломне или занимаются другим тяжелым трудом, их руки становятся мозолистым и грубыми. Так бывает и с сердцем. Оно должно быть очень чутким, но из-за продолжительного контактов с грехом становится зачерствелым и бездушным. Привычка - вторая натура. Так, ноги путешественника привыкают к пути, лицо приучается к холоду, вся конституция его укрепляется образом его жизни. Люди, принимающие мало-помалу смертельные препараты, постепенно привыкают к ним. Так из истории мы знаем о царе Митридате. Он нарочно принимал яд, пока не выработал невосприимчивость к нему, да такую, что отравиться этим ядом он не мог. Ожесточение сердца является худшим из всех родов ожесточения. Душа должна быть сама чуткость, отзывчивость, совестливость; когда же этого нет в душе, или сердце, жизнь становится грубой и злой. Вместе с тем нравственным недугом сердечного ожесточения поражено множество людей. Разве не всякий из нас знаком с людьми, сердце которых есть просто мешок с мощным слоем мышц? Если и есть у таковых какое-то сердце, то оно как деревянное, так как глухое, бестрепетное, омертвелое, оно не питает жалости ни к кому, не выказывает никакого сочувствия даже к родственникам. Однако Бог спасает нас от жестокосердия, ибо оно ведет к чему-то худшему, чем смерть! Человек может лишиться плотяного сердца, и обрести вместо него сердце каменное. Писание называет такое сердце "окаменелым" - бесчувственным, непроницаемым и упорным. Враги нашего Господа, сидевшие в синагоге в ту субботу, были неисправимы. Ими двигала животная ненависть к Нему. Они укрепились в решимости не уступать Ему и продолжать с Ним бороться, что бы Он ни говорил и ни делал. Наш Господь Иисус гневался, скорбел и печалился с ними. Но в чем, однако, состояла их конкретная вина?

Прежде всего, они слепы, хотя в случае исцеления иссохшей руки все было ясно и просто. Иисус апеллирует к истине, причем столь явной, что этим людям пришлось изощриться умственно, лишь бы не принять обличений. Чтобы не видеть, им пришлось натянуть шоры на духовные очи и захлопнуть ставни разумения. Никто не бывает слеп, как бывает слеп нежелающий видеть. Таковые - самые слепые из слепых. Эти слепцы, будучи зрячи, хвастались, что могут видеть, вот почему их грех не имел извинений. Боже мой! Мне страшно оттого, что вокруг нас все еще так много людей, которые все знают, но не действует в соответствии со своим знанием. Сколько людей, противясь обличению, не желают обратиться к Богу, но ожесточаются против известного долга и очевидного права.

Всего примечательнее следующее: этих людей вынуждали быть свидетелями того, что признавать им не хотелось. Они замыкали свои уста, когда им надлежало говорить. Разве не бывает того же и в случае с множеством других, когда Евангелие властно вторгается в область их верований? Они понимают, что не могут изобрести никакого довода против Божественной истины, излагаемой перед ними. Слово Божье действует столь явно, что будто бы бьет их кувалдой по голове; однако, они не намерены покоряться Его силе, и ободряются тем, что можно уклониться от удара, но не уступить. Они прикрывают уста и не пьют воды жизни, которая подается им в золотом евангельском кубке. Никто из детей не сжимает так зубы в отчаянной попытке отказаться от противной касторки, чем эти от Евангелия. Можно пригнать коня на водопой, но пить его не заставишь, ибо не всего можно добиться силой, как доказано на примере множества слушающих Слово. В синагоге восседали книжники и фарисеи; удивительно, что против таковых не возопили камни из стен, ибо эти люди столь упрямо держались своего, что, просто решили не принимать того, что нельзя отрицать. Нет ли и среди нас таковых из подобного рода-племени? Мало того, что они были слепы в отношении элементарных истин, они еще старались высмотреть пороки и грехи там, где не было ни одного, а именно, в Господе Иисусе. Вообще же имеется множество людей, которые утверждают, что им не недостает ума, дабы постичь Евангелие. Между тем, рассудка, дабы придраться и порочить его, у таковых довольно. О, здесь у них безжалостно острый глаз! Они видят мнимые пороки Писания, находя один огрех в Книге Второзаконии, другой в Книге Бытии. Что за бесовская мудрость быть прилежным в изысканиях против своего вечного блага! Евангелие Господа Иисуса - это единственное упование человека на спасение. Как жаль почитать проявлением высокого ума истребление своей единственной надежды! О, горе коварным скептикам! Они зорки, как орлы, но действуют против себя; и слепы, как летучие мыши, к тому, что служит к миру и назиданию. Эти книжники и фарисеи пробовали открыть несуществующее, а именно, какие-то грехи в Иисусе, а сами не могли и не хотели видеть греха в противлении Ему.

Они посмели сидеть в судилище над Господом, подтвердившем Свое Божественное происхождение чудесами, хотя внешне выказывали великое почтение к Богу и Его закону. Выступая против Бога, они показывали ревность по Боге, и особенно по Его субботе. Такова уловка древнего змия: бороться с подлинной верой с помощью лжеверия, бороться с благочестием от имени правоверия. Это подлый обман, и не надо удивляться тому, что наш воистину святой и верный Господь возмутился этим. Вы узнаете себя, если когда-либо занимались этим. Но, боюсь, многие из вас занимаются этим и теперь. Показывая ревность по Боге во внешних проявлениях религиозности, таковые пробуют оправдать свое противление живой вере.

Братья, я молюсь о том, чтобы ни один из нас не был лицемером, поскольку Господь Иисус не переносит этого. Об окрашенных гробах Он не печется, ибо осуждает всех лжеверующих. Позвольте привести такую аналогию. В наших прекрасных древних церквах и соборах вы видите украшенные памятники праведных. Здесь много дорогого мрамора и прекрасных скульптур, там и сям золотом блестят посвящения на латыни, льстящие мертвым. Какое благообразное зрелище! Но что же все это значит на самом деле? Ведь там внизу, под прекрасными плитами, лежат трупы. Уберите мраморные плиты, удалите немного земли, и перед вами откроется отвратительная и жуткая картина тления. Надгробные камни приличны для кладбищ, а не для мест, посвященных живому Богу. Я не делаю никаких критических замечаний по поводу гробниц, которые сами по себе довольно хороши; я только употребляю их в качестве аналогии. Что сказать о людях, символом и эмблемой которых эти гробницы являются? Эти люди мертвы, то есть живут и имеют вид благочестия, отрицая силу его. О, как благовидна бесчестность, исполненная внутри всевозможных мерзостей! И что таковым делать в Церкви Господней? Какой ужас видеть то, что таковые есть в собраниях святых! O, слушатели мои, страшитесь ожесточенности, которая делает вас лицемерами! Превыше всего избегайте омертвения души, которая порождает лжеверие, ибо все это отвратительно Богу.

Холодное, жестокое сердце безразлично, недоступно, непоколебимо. Скорее небо упадет на землю, чем сокрушится подобное сердце. Сатана укрепил его, и сделал его обладателя твердым, непоколебимым, всегда преуспевающим в бесовском деле. Такое сердце противится из вражды всему, что благо; ожесточенность платит за любовь противлением. Наш Спаситель видел перед Собой народ, который будет противостоять Ему всегда, несмотря на Его слова и дела. Этот народ ни за что не передумает, как бы ни открывался перед ними их грех. Позвольте на этом закончить разбор эпизода, описывающего гнев и скорбь нашего Господа.

II. Теперь, чтобы нам приблизиться к поставленной цели, ответим на вопрос, НЕТ ЛИ ЧЕГО-НИБУДЬ ИЗ ТАКОГО РОДА МЕЖДУ НАМИ? О, Боже, помоги нам тщательно разобраться в своем состоянии! Давайте помнить, что мы можем огорчать Спасителя ожесточением сердца, оставаясь внешне весьма почтенными людьми. Мы можем ходить в собрание, как ходили эти книжники и фарисеи; мы можем знать Библию, как знали книжники; мы можем исповедовать религиозную обрядность, как исповедовали фарисеи; и все же Господь Иисус будет скорбеть о нас по причине ожесточенности нашего сердца. Мы способны гневить Господа, и не связывать себя никаким обязательством. Осмелюсь сказать, что здесь между нами есть люди, не называющие себя христианами, но ни разу не сказавшие ни слова против христианства. Они блюдут строжайший нейтралитет. Чем меньше думаешь или говоришь об этом великом предприятии, думают они, тем лучше. Иисус гневался на то, что люди обычно хранили молчание, когда честь и чистота нуждались в их защите. Не надо думать, что можно уклониться от Его гнева, со словами, "А я неверующий, с меня и взятки гладки". Третьего здесь нет. В вечности нет места нейтралитету. Кто не с Иисусом, тот против Него; и кто не собирает с Ним, тот расточает. Вы либо пшеница, либо плевелы, и третьего не дано. O, господа, вы гневите Христа, хотя открыто против Него не выступаете! Причем некоторые из вас виновны вдвойне, поскольку были обязаны стать первыми в числе Его друзей. Стыд и срам! Как вам не стыдно относиться так плохо к Господу!

Люди стараются не задеть чьих-то чувств, и даже, как древний иудейский царь, относятся к ближним с великой нежностью, но только не к Господу. Разве не сказал Седекия, "Царь ничего не может делать вопреки вам"? Я знаю многих, которые стремятся угождать людям так, что быть христианами не могут. Взирая на лица, таковые страшатся выступать в защиту истины. O, господа, одного этого довольно, чтобы побудить Христа воззреть на вас с гневом и скорбью. Как вы можете жертвовать своими интересами, быть такими добрыми, и такими внимательными к ближним, и в то же время действовать так безжалостно в отношении Христа, и себя лично. Отказываясь выступать в защиту истины, вы действуете жестоко прежде всего против себя, ибо ваш страх ведет вас к духовному самоубийству. Спасая душу от мелкой, временной неприятности, вы собираете на себя грозды гнева и осуждения.

Увы, ожесточенность сердца может сидеть в нас, несмотря на то, что там временами бывает оттепель! Я думаю, что у человека, способного временами глубоко переживать и при этом яростно подавлять свои чувства, весьма ожесточенное сердце. В смятении от чего-то он спешит к себе в горницу; но проходит время, и вот он овладевает собой, и оправляется от страхов. Он идет на похороны, и дрожит от страха у могилы покойного, но вот присоединяется к веселым сотоварищам, и снова купается в грехах. Он любит слушать волнующие проповеди, однако, внимая проповеднику, бывает осторожен и далеко не заходит. Он стоит на страже против собственного благоденствия, и сторонится благословенных путей. С безрассудной решимостью он противится благодати Божьей, подающейся ему в увещеваниях и настойчивых просьбах. Его часто обличают, но он ожесточает выю; вот он уже готов раскаяться, но все равно возвращается к злобной ожесточенности, и продолжает свой путь с упорством, достойным лучшего применения. Как часто нам хотелось лучшего для вас! Как часто вы губили наши надежды! Вы, должно быть, весьма ожесточены сердцем, когда упрямитесь так долго. Мы говорим о сильной конституции, когда человек, бывший при смерти, впоследствии оправляется; точно так же мы говорим об ужасной живучести греха, когда человек, оказавшийся на грани раскаяния, осознанно отступает на путь зла, и грешит против совести и убеждений.

Такая ожесточенность сердца, конечно, может быть и у нас, но мы можем держаться в стороне от смертных грехов. Я поражался людям, которые хранили себя в одних отношениях, давая слабину в других. Впадая в крайность в грехах против Бога, они проявляли щепетильность из опасений обидеть человека. Их грехи были не камни, а песок. Надеюсь, они понимают слова, "весок и песок", и что судно может разбиться, напоровшись на песчаную отмель, так же, как на скалу. Ваш внешний, нравственный человек - это зачастую ожесточенный противник Бога. Гордость помогает ему ожесточить себя против Евангелия благодати. Он осуждает ближних, которые по сути ничем не хуже его. Встречается такой отвратительный вид благоразумия, который удерживает людей от некоторых грехов. Так, скупость удерживает от расточительности, а благая беспечность от рискованных дел. Многих под влиянием неожиданных искушений ноги несут скитаться; таковые грешат с прискорбием, хотя в сердцах своих они бывают ожесточены не меньше, чем бездушные, расчетливые преступники. Горе человеку, который приучился грешить доброхотно, и отмерять порок, как настоящий торговец, на фунты с унциями! Как же, господа, по причине очевидной силы вашего ума вы ждете лучшего? Ведь ссылаться на неистовство страсти и слабоумие нельзя. И место в преисподней вам припасено на самом дне, хотя вам, быть может, удастся избежать осуждений в нынешней жизни. Такая сердечная ожесточенность может не исполнить чаши терпения Господа в настоящем, но все же берегитесь, ибо у вас имеется серьезное основание опасаться этого. Ожесточенность сердца овладевает человеком незаметно. Самый жестокосердый человек в мире когда-то не был таким; его сердце из плоти постепенно превращалось в каменную глыбу. Тот, кто ныне способен проклинать и поносить ближнего, некогда оплакивал свои детские грехи на коленях у матери, и, бывало, пугался от одной мысли заснуть без молитвы. Есть между нами люди, готовые отдать все имение, лишь бы избавиться от вредных привычек, и вновь научиться переживать как раньше. Их души выжжены, что твоя Сахара; и о росе из слез там позабыли. От низменных страстей в их сердце горячо как в духовке, так что и легкого дыхания святого раскаяния там быть не может. О, как им нужно научиться плакать! О, как им нужно переживать! Но раскаяние скрыто от их глаз. Там уже нет ничего сентиментального, ранимого, осязающего, если не считать той низкопробной подделки, проявляющейся внешне, когда им плачется от горячительных напитков. И какая беда страшнее? Что еще сказать о столь ужасном грехе, который ожесточает и делает человека бездушным? Хорошо сказал апостол, "Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: 'ныне', чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом".

Не могу не отметить, что среди ожесточенных сердцем встречаются люди, которые особенно гневят Бога. Среди таковых мы должны упомянуть тех, кто с молодых ногтей и в силу образования обрел необычно острое нравственное чутье, но притупил его повторными грехами. Кто имел двойной свет и необычную нежность характера, но ожесточился сердцем, тот грешит вдвойне. Судите сами, о, сыны благочестия, не много ли среди вас таковых! Исав, вдвойне "нечестивец", ведь это был сын Исаака, знавший нечто о заветном наследии, и не лишенный прекрасных дарований, которые должны были делать его лучше.

Это верно и в отношении всех, над кем была распростерта десница Божья. Они находили благоволение Божье, пользовались добрым здравием, жили богато и успешно трудились; и дети их росли и возрастании в окружении их; у них было все, что только может пожелать сердце; но Бог так и не услышал от них ни слова благодарности; воистину, они даже не подумают о Нем. Их черная неблагодарность, несомненно, станет причиной осуждения человека, виновного в этом грехе. Увы, неблагодарным всюду несть числа! Некоторые, из числа тех, что хорошо знакомы мне, должны вспомнить о Боге, ибо Он, устраняя препятствия, наполнял им бумажник и освещал пути. Если бы у вас было чистое, добродетельное сердце, то вы прилепились бы к Господу в истинной и сердечной любви. Добродетельного шелковые нити любви держат крепче, чем стальные оковы вора.

Позвольте мне упомянуть о долгах других людей, часто наказуемых, ибо истина в отношении таковых также в силе. Некоторые переносили множество испытаний, нередко терпели телесные боли, и временами бывали на краю могилы; они теряли возлюбленных от удара; они провожали детей в последний путь. Ради них умножались их скорби. Но в конце концов они оставались с ожесточенными сердцами. Огненные искушения не могли смягчить их упрямой воли. Зачем же поражать их еще? Ведь они воспротивятся сильнее. Сам Бог восклицает, "Что сделаю тебе, Ефрем?" Долготерпение не работает. Милосердие утомляется. Уж мало и палок на вас, ибо как вол бьет против рожна, так вы противитесь наказанию Господа и Бога. Спаситель взирает на все это с гневом и скорбью, как говорится в нашем тексте.

Увы! Как посмею я не упомянуть людей, на которых Спаситель взирает особенно гневно, поскольку таковые были объектом любящего, ревностного и преданного служения. Я не буду распространяться особо о собственном служении, проводимом многие годы между многими из вас. Если мое служение не затронуло вас, то, конечно, не в силу отсутствия у меня сильного желания и стремления принести благо душе вашей. Бог свидетель! Я не пропустил ничего из Его правды. Никогда не было у меня перед вами слов ласкательства; и уж точно, я никогда не занимал этой кафедры, чтобы прославить свое имя. Я не упускал возвещать вам всю волю Божью. Помимо всего этого, некоторые из вас принимали нежное служение покойной матери; и мудрого отца, еще живого и живущего для молитвенного служения ради вас; и любящих учителей, наставлявших вас верно; и любящих друзей, творивших вам добро. Отец, ваше дитя окрыляет вас? Молодой человек, ваша новообращенная жена страдала из-за вас, и страдает до сих пор? Избранные силы Господь употребил в отношении вас. Был изыскан язык и мелодичны голоса, которые настойчиво старались умолить вас во имя святого, высокого. Если все это не дошло до вас, то ничто уже не обратит вас к Богу, хотя бы и мертвые восстали из гробов. Если бы Сам Иисус снова был здесь, между людьми, то как даже Он убедил бы вас? Если все средства, которое Он уже употребил, бессильны в отношении вас, то я просто не знаю, как с вами быть. Сам Спаситель, боюсь, оставит вас. Воззрев на вас с гневом и скорбью, Он отвернется от вас по ожесточенности ваших сердец. Оставь, Господи Иисусе, оставь их еще немного, не принесут ли плода в следующий раз! Не вели Духу Своему отойти от них навсегда. Повремени, Господи, не поклянись во гневе Своем, что они не войдут в Твой покой, но будь долготерпелив с таковыми еще немного, по великой милости Твоей.

III. Мы подошли к заключительной части проповеди. О, лишь бы мои ничтожные моления не пропали для вас даром! Все, о чем я говорил здесь, взывало громогласно ко многим из вас. Теперь же выслушайте вопрос, КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАШИ ЧУВСТВА В ОТНОШЕНИИ ВСЕГО ЭТОГО?

Сначала давайте навсегда откажемся от привычки придираться, выискивать недостатки, выказывать недовольство по поводу постановки тех или иных дел. Книжники и фарисеи, о которых мы читали сегодня, были великими крючкотворами, критиканами, придирами. Они критиковали Спасителя за то, что Он исцелял больных в субботу. Иисус не нарушил субботы Божьей, а только выявил грех этих людей в исполнении закона. Если бы суббота не дала основания для возражений, они вскоре отыскали бы другое; поскольку им хотелось возражать. Так или иначе, они решили говорить противное Богу. Множество людей в наше время ожесточают свои сердца установкой на критику. Когда одни, слыша Евангелие, поражаются его превосходной красоте, другие припоминают лишь неверное произношение, допущенное проповедником. Они продолжают гнуть свою линию, когда судят благовествование, а вскоре и само Писание, подвергая его модификации и исправлениям. Почтение пропадает, когда безраздельно воцаряется самомнение. Таковые критикуют Слово Божье. Любой безрассудный способен пойти на это, но только безрассудный идет на это. Они важничают, держатся высокомерно, корча из себя людей книжных, ученых, интеллектуалов; они не таковы, как все другие слушатели, им подавай интеллектуальное. Они смотрят презрительно, свысока на людей, которые наслаждаются Евангелием, и свидетельствуют о его власти собственным образом жизни. Сами себя они считают людьми выдающегося ума; людьми просвещенными и прогрессивными, что дает им основание выступать в роли скептиков. Свою великую ученость они доказывают тем, что воротят нос от простых учений Библии. По всей видимости, одной из главных особенностей культурного человека нашего времени является насмешливое выражение лица при встрече с теми, кто верует в Божественное вдохновение. Вступите в общение с малоумным, и через пять минут он оскорбит вас; смотрите же, не проявите такого малоумия. Гордость подобного свойства губит тех, кто находит в этом удовольствие. Быть неверующим ради демонстрации своего превосходства в чем-то, дело негодное. Давайте никогда не подражать тому злому духу, что в Едемском саду показал себя покровителем и примером для всех скептиков. Помните его вопрос, "Подлинно ли сказал Бог?". Не забывайте того, что сказал этот глубокомысленный философ с намеком на великое упование: "Нет, не умрете". И пошел дальше, сформулировав радикальную философию. "Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" - прошептал этот злой дух. Древний змий оставил следы в извилинах множества умов нашего времени. Действие его проявляется ныне в ехидных вопросах и ядовитых суждениях нашей эпохи. Бегите от критиканства, ибо из всех дел это дело наименее доходное.

Далее, нужно иметь желание покориться Господу Иисусу. Представьте, что Он теперь пребывает в этом собрании. Давайте молить Его о нашем исцелении, чтобы исцелил нас, как умеет. Давайте станем Его учениками, и последуем за Ним во всем и всегда. Представьте себя в рабы праведности на дела святые. Станьте воском для печати. Станьте водой в озере, приходящей в движение от всякого дуновения ветра. Все Его желание - спасти нас. Господь Иисус, да будет воля Твоя!

Позаботимся бежать от всего, что может ожесточать сердце, все равно книги ли это, люди, привычки или наслаждения. Любое общение, которое отнимает духовные силы, препятствует молитве, подрывает веру или заглушает нашу ревность по Боге, надо прекращать, и в будущем держаться от подобных компаний как можно дальше. Если развлечение ослабляет нашу ненависть к греху, надо уклоняться от него; если книга заслоняет от нас Иисуса, не будем читать никогда. Мы быстро ожесточаемся, поддерживая неминуемые контакты с миром в течение трудового дня и деловых предприятий; однако же, не будем умножать этих зол. Избегайте разговоров с бездельником, кощунником и нечестивым. Держитесь подальше от лжеучений и обольщений мира. Ревнуйте по Боге и будьте святы; станьте возле Бога, и пусть не станет возле вас седалище губителей.

Наконец, употребляйте все, что может размягчить ваше сердце. Молите Бога, чтобы ваше сердце исполнилось нежных переживаний при посредстве живущего в нем животворного Духа. Не упускайте любой возможности слышать живое Слово. Слово, как огонь и молот, сокрушает и уравнивает каменные глыбы. Живите у подножия Креста, только там и рождается нежность сердечная. Иисус расслабляет сердца, а затем запечатлевается в них Своим образом. Умоляйте Святого Духа дать вам ясное понимание греха и ужасаться его. Молитесь часто по сути одного из гимнов Чарлза Веслея, в котором он восклицает:

"Ты мою совесть оживи, и не давай покоя,
От зла меня всегда храни, свою зеницу, Боже!
Душа моя разумная, как избежать страданий!
Омойся Кровию Христа, что исцеляет раны!"

Если таково состояние нашего сердца, то Господь не прогневается на нас. Он воззрит на нас с радостью, и найдет в нас отраду.

До сих пор я всю дорогу придерживался текста, возложив все бремя на Господа. Если вам и не было тяжко слушать меня, то мне проповедовать было больно. Любовь, которая заставила Иисуса скорбеть, заставляет меня вторить. Не то, чтобы я возлюбил людей, как Он; но искра от Его огня воспалила и мое сердце, и сей огонь пылает там в меру данной мне благодати. Но теперь, мои дорогие слушатели, позвольте мне доставить удовольствие себе словом Евангелия. Конечно, найдутся среди вас и такие, что захотят избавиться от своей ожесточенности. Обратитесь же сами к себе с таким словом:

"Сердце из камня, растай и смирись,
Через любовь Иисуса смягчись!"

Именно здесь пребывает ваше упование. Тот, Кто сотворил ваше сердце, может умилить его. Иов говорит, "Бог расслабил сердце мое". Этим особым служением Святого Духа обновляется наша природа. Воистину, Он возрождает нас, трудясь от имени нашего Господа Иисуса, согласно Его Царскому слову, "Се, творю все новое". Святой Дух осудит наш грех, возродит к новой жизни, дарует веру в Господа Иисуса, глубокое раскаяние и святую любовь. Вы хотите, чтобы это стало реальностью? Тогда присоединитесь ко мне в тихой молитве, чтобы через действием Святого Духа умилиться душой, склонившись к жалости и мягкосердечию!

Вам послано Слово сего спасения. Господь и Бог прославляется избавлением Своего народа от всякого беззакония. Он заключил завет со Своими избранниками, и всякий верующий в Сына Его Иисуса, причисляется к таковым. Этот завет сформулирован следующим образом: "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез. 36:26.) Рассмотрите, сколь точно соответствует этот завет состоянию вашего сердца. Вам будет дано сердце, в котором вы так нуждаетесь! Задумайтесь, какое это чудо из чудес! Пришить новую руку или ногу - дело удивительное; но что сказать о новом сердце? Также и Дух, о Котором вы так неустанно молите, будет дарован вам, весь характер, вся личность и душевные устремления ваши изменятся самым коренным образом. Господь способен изгнать злого духа вон, чтобы затем обновить ваш дух, исполнив все ваше существо Своим Духом. Что до природы, которая отказывается принимать близко к сердцу, уступать, сокрушаться и покоряться, то Бог способен всецело истребить ее. Какая тонкая операция! Причем больной остается в живых! "Возьму из плоти вашей сердце каменное". Никакой хирург, кроме Сего великого Врача, сотворившего сердце, не может провести столь филигранного оперативного вмешательства на сердце. Вы полагаете, что это никогда не произойдет с вами лично? Помните, что Господь всегда исполняет обещанное; в Нем нет никакого хвастовства. Разве рука Господня коротка? Посему и может всегда спасать приходящих к Нему. Истребив ветхое, плотяное сердце, Бог исполняет пустое место самой нежной и восприимчивой любовью и благоволением, ибо говорит, "И дам вам сердце плотяное". Это значит, что мы станем трепетать перед словом Божьим; и благоговеть перед ним; и переживать неподдельную благодарность, сыновнюю любовь; и свято повиноваться Ему. И тогда мы не будем пребывать между молотом и наковальней; ибо станем ощущать легчайшие касания перста Господня и отвечать Ему, едва заслышав Божественный глас. Какая перемена!

Теперь о вопросе обетования. Обратите внимание, что этот стих блистает глаголами в будущем времени. Господь, исполняющий Свои слова, и говорящий так, никогда не откажется от Своих обетований. Пожалуйста, прочтите этот стих из Книги Иезекииля, и заметьте хорошо: "Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми как стадо" (Иез. 36:37). Неужели вы не попросите Его? Неужели не станете молить, чтобы Он совершил это чудо и для вас? Как только попросите Его о том, ваша молитва не останется втуне. Подобное желание укажет на то, что ваше каменное сердце растаяло, и вместо него образовалось сердце из плоти. O, Господи, сотвори это! Веруйте в Господа Иисуса Христа, ибо Он сотворит это с вами. Но то, что Он сотворит с вами, будет соответствовать вашей вере.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)