|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Молитва Господа нашего на освящение народа СвоегоПроповедь № 1890, прочитанная на утреннем богослужении в воскресенье, 7-го марта 1862 г. преп. Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ в Метрополитен Табернакл, Ньюингтон... "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина" Ин. 17:17 Будучи здесь, на земле, Господь наш Иисус много молился о Своем народе. Узнав о том, что Петру грозит великая опасность, Он сделался ходатаем за него. Ради Своих Сын человеческий вел молитвенную борьбу до кровавого пота. И все же Писание отводит заступничеству Господа нашего гораздо больше места по мере приближения конца Его земных трудов. После тайной вечери, по завершении общественной проповеди, когда Христу оставалось только умереть, Он полностью предался молитве. Христу уже не надо было вразумлять народа и исцелять больных, так что в оставшееся время, покуда не приблизился Его час отдать душу Свою за друзей, Он препоясался для особого ходатайства. На жизнь Он предал душу Свою прежде, чем предать ее на смерть. Похоже, что с этой дивной молитвы Господь наш, Первосвященник великий, заступает на вечное служение заступничества, которое ныне исполняет одесную Отца. Как всегда, представляется мне, Господь наш по великой и жертвенной любви Своей предвосхищал служение заступничества. Еще до отделения Своего на дело, когда Дух Божий ниспустился на Него, Христу надлежало заняться делом Отца; еще до того, как пострадать от руки нечестивых, Он должен был креститься крещением, и было на душе Его тесно, покуда не случилось этого; Он начал скорбеть душевно и бороться до кровавого пота еще в Гефсимании; вот и теперь, еще не войдя во внутреннейшее за завесу, Он сделался Ходатаем за нас. Когда дело заходит о благе для Своих, Христос не медлит. Любовь Христова не ступает - она несется на крыльях; воистину, так было всегда, "Воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра". O, возлюбленные! какого Друга мы имеем в Иисусе! Он желает и торопится совершить перед нами все необходимое. О, вот хорошо бы и нам постичь это, дабы различать удел своего служения и гореть в нем сердцем в подражание Ему. Эту главу надо считать молитвой Господней и называть святым святых Слова Божьего. Здесь мы получаем право вступать в сокровенное место, где Сын Божий в теснейшем общении любви беседует с Отцом. Здесь, когда в молитве и прошении Христос открывает Свои желания пред Богом за нас, мы проникаемся Его душой. Здесь, сквозь завесу вдохновения, нам дано созерцать истину лицом к лицу. Наш текст - в средоточия этой молитвы; воистину, он - сердце ее. Господь желает освящения Своих; и хотя этим желанием пронизана вся молитва, оно, это желание, сгущается, возвещается и возвышается одним, прочитанным выше, предложением: "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина". И сколь неоценимо подобное благословение на святость, когда Господь наш в точке высшего напряжения восклицает: "Освяти их!". В виду предстоящего страдания Своего, в ночь перед смертью наш Спаситель возводит очи к небу, на великого Отца, и самым проникновенным голосом восклицает: "Отче, освяти их". Место, в котором мы теперь пребываем, свято, и тема, поднятая нами, нуждается в священномыслии. Ей, Дух Святый, приди, и преподай нам полный смысл молитвы Господней! Прежде всего я обращу ваше внимание на то, что просит Спаситель - "Освяти их"; далее мы поговорим о том, кого ради Он просит это - ради тех, кого Отец Небесный дал Ему; и, наконец, рассмотрим вопрос о том, Кого Он просит - об освящении Он просит Самого Отца, поскольку Тот один способен освятить Своих. А в заключение мы ответим на вопрос, каким образом это благословение исполняется в верующих - "Освяти их истиною Твоею"; здесь Господь наш дает пояснение, которое свидетельствует о Его собственной вере в Слово Божье, и тем же пояснением наставляет нас в вере. "Слово Твое есть истина". Итак, прежде всего рассмотрим, I. ЧЕГО ЖЕ ПРОСИТ НАШ СПАСИТЕЛЬ? Каким представляется нам это бесценное благословение, о котором наш Спаситель, находясь одесную Отца, столь проникновенно просит? Вначале он молится, "Отче Святый! сохрани их"; и снова, "Сохрани их от зла"; однако, этого, выраженного в отрицательной форме, благословения - хранить от зла - мало: Он просит для Своих благословения, выраженного в утвердительной форме, и потому восклицает, "Освяти их". У этого слова имеется широкий диапазон значений: у меня нет возможности исследовать всех его смысловых оттенков, но одного-двух будет довольно. Оно означает, во-первых, "посвяти их на Твое служение"; подобным образом надо понимать и значение того же слова ниже, в девятнадцатом стихе, "И за них Я посвящаю Себя". Что касается Господа, то это слово не может указывать на очищение от греха, поскольку наш Спаситель был чист и непорочен; сама природа Его была свята и непорочна, и потому дело Его оставалось неоскверненным. Никто, ни человек, ни бес, не мог найти в Нем вины; и Бог расследовал и возвестил, что нашел в Нем благоволение. Посвящение Господа нашего есть отделение Его на исполнение Божественных замыслов, наитие к исполнению воли Отца. "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Согласно такому пониманию наш Ходатай просит, чтобы Отец поставил и отделил всех Своих на дело святого служения. Смысл же молитвы вот в чем: "Отче, благоволи отделить их Сам; пусть они будут Твоим храмом, дабы Тебе обитать в них; пусть они будут Твоим орудием, дабы Тебе употребить их". Согласно иудейскому закону колено Левиино было избрано из двенадцати и поставлено на служение Богу как старшее, вместо первенца, о котором Господь сказал, "ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе" (Числ. 8:17). Один род был взят из колена Левиина и посвящен на священство. Записано, что Бог освятил Аарона и его сынов (Лев. 8:30). Скиния была освящена для служения Богу, и потому стала святилищем; и все принадлежности ее, бывшие там, все равно великие, подобно жертвеннику, священному столу, ковчегу завета, или малые, подобно чашам и чашечкам светильника, все принадлежности ее были посвящены или освящены (Числ. 7:1). Ни один из этих предметов нельзя было использовать нигде, кроме служения Иегове. Во дворах Его пребывало священное пламя, священный хлеб, и священный елей. Священный елей помазания, к примеру, держали только для священнодействия. "Тела прочих людей не должно помазывать им"; и снова, "Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего". Эти освященные предметы следовало хранить для святых надобностей, и всякое иное употребление их строго воспрещалось. Тельцов и агнцев, овец и горлиц, и так далее благочестивые приносили к святилищу и посвящали Богу; и всё принесенное отныне принадлежало Богу, и представлялось в жертву. Вот одно из значений этой молитвы Господней. Он желает, чтобы каждый из нас был посвящен Богу, назначен и поставлен на исполнение Его замыслов. Мы не от мира сего, и не надменны; не от сатаны, и не сребролюбивы; не от самих себя, и не самолюбивы. Мы куплены дорогою ценою, то есть принадлежим Тому, Кто уплатил эту цену. Мы Христовы, вот почему Он и представляет нас Отцу, и просит облагодатствовать нас и освятить Себе для Своих целей. Или мы не принимаем подобного посвящения от всей души? Или мы не восклицаем, "Отче! Освяти нас на служение Тебе"? Я уверен, что такое освящение мы принимаем, когда мысль об искуплении нашем проникает до глубины нашей души. Возлюбленные братья! Если окропление кровью, о котором мы говорили в прошлое воскресенье, действительно возымело на нас действие, то мы, отныне и в вечность, суть рабы Того, Кто положил за нас душу и воскрес. Мы считаем себя народом Божьим, мы ливрейные слуги великого Царя, форменная одежда которых - одежда праведности. Некогда мы были, как овцы блуждающие, но возвратились к Пастырю и Блюстителю душ; и впредь мы - Его народ и овцы паствы Его. Если спросит тебя некто, "Чей ты?", ты ответишь, "Я - Христов". Если спросит тебя некто, "Какое твое занятие?", ответишь заодно с Ионой, "Я боюсь Бога". Мы теперь не сами по себе, и не можем трудиться из низменных побуждений, корыстных целей или самолюбивых амбиций; ибо согласно священному договору мы служим нашему Господу. Мы простираем руки к Богу, и не можем отступить. Мы не желаем при том нарушить условий восхитительного договора и завета; и будем держаться их до конца. Мы не ищем себе ни свободы грешить, ни вольностей; и восклицаем, "Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Освяти нас, Господи. Распознаем, и да распознает вся вселенная, что мы - Твои, ибо мы - Христовы". В дополнение к этому скажем, что люди Божьи, посвященные на служение Ему, отделены и обособлены от других людей. Для отделения священников предназначалось особое богослужение; определенные обряды совершались и при освящении святилищ и принадлежностей. Вспомните, какое священнодействие творили при воздвижении скинии, с какой великолепной молитвой отделялся храм для богослужений. Суббота, освященная Богом, отделялась от остальных дней. Суббота для человека - это dies non [неприсутственный день. - Прим. перев. ], ибо это День Господень. [Lord's day англ. воскресенье. - Прим. перев. ] Господу угодно было отделить Своих от остальной части человечества. Ради этого Он выводил Авраама из Ура Халдейского, а Израиля из Египта. "Вот, народ живет отдельно и между народами не числится". Господь говорит Своим избранным, "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою". Но вскоре этот тайное намерение открывается призывом: "И потому выйдите из среды их и отделитесь; и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями". Да будет Церковь Христова чистою девою, совершенно отделенной для Господа Христа; и вот что Он говорит о Своем народе: "Они не от мира, как и Я не от мира.". Это отделение начинается избранием от вечности, еще до основания мира, когда имена избранных были записаны на небесах. Вслед за этим идет искупление, необыкновенное и особенное, ибо сказано; "Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу". Это искупление сопровождается действенным призванием, каковым люди выводятся из древнего мира в Царство Христово. Далее оно сопровождается возрождением таковых, в результате чего они обретают новую жизнь, и выделяются на фоне современников, как живые среди мертвых. Потом эта работа отделения продолжается в том, что обыкновенно называется освящением, посредством которого люди Божьи все больше и больше отделяются от сообщества и бесплодных дел тьмы, и, преображаясь от славы в славу, все больше и больше уподобляются своему Господу, Богу "святому, непричастному злу, непорочному, отделенному от грешников". Освящаемые в этом смысле перестают преклоняться под чужое ярмо с неверными; они перестают творить зло как остальной народ; они не сообразуются с веком этим; на земле они странники и пришельцы. И чем больше таковые соответствуют данной истине, тем лучше. Ныне, в век вероотступничества, некоторые полагают, что у церкви нет иного выхода, как только опуститься до мира, чтобы усвоить его пути, держаться его правил и обрести его "культуру". По сути дела нас призывают побеждать мир, сообразуясь с ним. Но все это противно Писанию, как свет противен тьме. Чем глубже пропасть между боящимися Бога и не боящимися Его, тем и лучше, причем во всех отношениях. Если солнце превратится во тьму, наступит черный день. Если соль утратит силу и перестанет противиться гниению, мир достигнет внутреннего распада, и явится отмщение. Следующий текст остается в силе, "Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире". Семя жены и порождения ехиднины: какие отношения могут быть между вами, кроме отношений постоянной борьбы. Именно в этом смысле наш Господь и говорит, что пришел не мир принести, но меч. "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". Если церковь начинает домогаться дружбы с миром, вспоминайте о послании Святого Духа, вышедшем из-под пера апостола Иакова: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу". Апостол законно обвиняет всякого благоволящего миру в грязном и гнусном преступлением духовного прелюбодеяния. Сердце, которое надо предавать Христу и чистоте, не может быть необузданно, не может блудить и скитаться, упиваясь нечистотами и скверной настоящего лукавого века. Отделение от мира - вот о чем Отца просит для нас Христос. Сведите воедино посвящение Богу и отделение для Него, и смысл этой молитвы станет понятнее. Но, заметьте, имеется в виду не просто отделение; ибо, как я уже говорил выше, eсть люди, которые отделяют себя, оставаясь по сути душевными, не имеющими духа. Отделение ради отделения несет в себе черты Вавилона, не Иерусалима. Одно дело отделение от мира сего, и другое - разделение в Церкви. Там, где мы видим живую веру во Христа, и там, где обитает Дух Святой, мы призваны к единству, не к разделению. По причине действительного и явного греха мы должны отделяться от обидчика; но мы допустим погрешность, если станем делиться там, где разделение не оправдано Словом Божьим. По жизни коринфяне и галаты были далеки от совершенства, и допускали много погрешностей в учении, заблуждаясь даже в жизненно важных вопросах; но они оставались верны во Христе, и Павел не требовал чьего-либо выхода из коринфской или галатской общин, или отделения; никак нет, но всякого в этих общинах он увещевал испытывать свое дело, и не уставал трудиться, чтобы привести их к единству веры на основании одного Евангелия, и его чистого познания. Несомненно, верным истине быть надо; но при этом мы не должны иметь вздорного, придирчивого духа, который отделяет нас от действительных членов единого и неделимого тела Христова. Почитать единство церкви и в одно с этим время производить разделение за разделением неразумно. Добивайтесь любви к истине вкупе с любовью к братьям. Разделением Тела Христова не усовершить. Любовь должна быть спутницей истины. Если мы сердечно возлюбим того, кто в чем-то заблуждается, но несет жизнь Божью в душе, то скорее всего поладим с ним. Отделение от мира - наша священная обязанность, хотя эта, воистину трудная, задача и составляет основной вопрос и бремя нашей религии. Нелегко исполняться любовью к людям и в то же время Бога ради, более того - себя ради, отделяться от них. Но Господь наставляет нас в этом. Далее, слово "освящать" означает и то, что понимается под этим обыкновенно, а именно, делать людей Божьих святыми. "Освятить их" значит выработать в них благородный и святой характер. Всякий день нам следует просить Бога, "Господи, освяти народ Свой". Обращаю ваше внимание на то, что перевод исконно греческого слова, использованного здесь, не "очищать"; здесь он несет иной смысловой оттенок. Если бы это слово значило "очищать", то едва ли было бы использовано в отношении Господа нашего, как ниже по тексту. Значение этого слова в духовном плане выше. O братья, люди, называющие себя христианами! Если вы продолжаете лгать перед Богом и обманывать себя, то не обольщайтесь в том, что вы чисты от обычных грехов и преступлений людских. Всякий бездушный, всякий бесчестный, всякий недобрый, всякий неверный далек от Царствия Божия. Как можно назвать сынами Божьими недостойных называться приличными даже среди сынов человеческих? Таким образом, наше суждение, причем суждение справедливое, состоит в том, что не бывает искры Божьей в душе того, кто сознательно предается любому явному греху и получает от этого удовольствие. Никак нет; очищением дело не кончается. Само собой разумеется, всякий, называющий себя христианином, уже отстал от похоти плоти, похоти очей, гордости житейской и лжи; если же вы не отстали от всего такого, смиритесь перед Богом, и устыдитесь; ибо вы нуждаетесь в началах благодати. "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями". Освящение есть нечто превышающее обычную мораль и нравственность; это не просто избавление от тривиальных человеческих прегрешений, ибо освящение, помимо сказанного выше, есть избавление от природного жестокосердия, безразличия и похоти: освящение есть избавление от всего плотского по сути, есть разрешение на доступ в духовное и дивное. Плотское не вступает в общение с Царствием Духа, или Христа: нужно, чтобы наш дух возвышался над естеством. Вот какой должна быть наша молитва: Господи, одухотвори нас; исправь нас, чтобы мы могли жить в общении с Богом; дай нам познавать Того, Кого плоть и кровь познавать или различать не могут. Да владычествует в нас Дух живого Бога, да усовершит нас к исполнению воли Его, ибо таково наше освящение. Понятие "освящение" выше и шире понятия "очищение"; поскольку первое включает второе и еще многое сверх того: мало быть просто чистым от греха; нам должно украшаться всяческой добродетелью. Если вы только высоконравственны, то как вашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев? Если вы отдаете свои законные долги, подаете бедным и блюдете обряды своей религии, что особенного делаете против тех, кого сами почитаете пребывающими в заблуждении? Дети Божьи должны проявлять любовь Божью, им надлежит выказывать ревность по славе Его, им надо быть щедрыми, бескорыстными, им следует ходить путями Божьими в общении Всевышнего. Наши намерения и цели должны быть выше понимания лучших из числа невозрожденных. Нам следует простираться к жизни и Царствию, о котором человечество в массе своей ничего не знает, и того меньше озабочено своим невежеством. И вот, мне боязно, что именно этот, духовный смысл молитвы мы чаще всего упускаем. Да укрепит нас Дух Божий в познании подобного освящения на своем опыте! Да будут начертаны письмена "СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ" на челе нашей человеческой природы! Возлюбленные! Эта молитва Господа нашего - для нас нужнее всего, поскольку без освящения спасение невозможно, ведь записано, "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа". Как можно спастись от греха, если грех все еще властвует в нас? Если мы не ведем святого, благочестивого, одухотворенного образа жизни, то смеем ли утверждать, что мы искуплены от власти тьмы? Без освящения мы не можем служить. Если Господь Иисус посылает нас в мир, как Отец Его послал Его в мир, то как Он может это дело поручать неосвященным? Разве не должны быть чисты сосуды Божьи? Как можно упиваться усладами духа без освящения? Неосвященные полны сомнений и страхов; и чему тут удивляться? Таковые часто говорят о формальном отправлении религии, "Ну, как все это утомительно!"; и неудивительно, ведь они не вкушали духовных услад и не познали радости в Боге. Если таковые не ходят в свете Божьем, как им познать небесное, откуда нисходит подлинное благочестие? О, эта молитва, которой должно молиться ради меня, ради вас, ради нашего собрания и ради всей Церкви Божьей! "Отче! Освяти их истиною Твоею". Далее, обратимся к вопросу о том, II. РАДИ КОГО ЖЕ ВОЗНОСИТСЯ ЭТА МОЛИТВА? Этой молитвой нельзя молиться за внешних. Не стоит молиться этой молитвой за мертвых во грехе. Господь имеет в виду общество людей спасенных, сохранивших Слово Божье: "Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое". Они освящены в том смысле, что были отделены для святых целей; в определенной мере они были освящены и в том, что обрели святой характер; поскольку ближайшие ученики Господа нашего, со всеми их заблуждениями и недостатками, были святыми людьми. Таким образом Иисус молился именно об апостолах; чтобы мы убедились в том, что такой молитвой надлежит молиться даже о выдающихся святых: "Освяти их истиною Твоею". Сестры мои, пусть вы и Деворы, достойные называться матерями в Израиле, но вам надо делаться все более и более святыми. Братья мои, пусть вы подлинные отцы от Бога, о которых сказано в Писании, "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов", вы по-прежнему нуждаетесь в молитве Иисус о вас: "Освяти их истиною Твоею". Эти избранные были освящены, но лишь в определенной мере. Оправдание совершается в момент его принятия; а вот освящение - вопрос возрастания. Оправданный оправдан раз и навсегда посредством подвига, свершенного Иисусом; однако, освященному надлежит возращать в Того, Который есть глава Христос. Он должен освящать нас на протяжении всей жизни, вот почему всякий час мы должны искать силы Божьей; ибо "на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа". Мы должны простираться к пределам святой жизни, никогда не довольствуясь приобретенным. Даже самый чистый и благородный между нами не лишен прискорбных недостатков и заблуждений. Под ярким светом, который Господь отбросит на нас в Свое время, мы увидим на своей одежде страшные пятна; воистину, ходя путями Божьими, а Бог есть свет, мы воочию видим, что нуждаемся в очищающей Крови Иисуса. Преуспевая, воздадим славу Всевышнему; но давайте помнить, что добиться большего можно и нужно всегда. Возлюбив много, воздадим хвалу благодати Божьей; но давайте помнить, что можно и нужно возлюбить больше. Веруя, причем крепко, давайте помнить, что верить своему Всемогущему Другу можно и нужно еще больше. Мы не достигли потолка способностей; к тому же есть и нечто запредельное. O вы, освященные, вас, и только вас, имеет в виду Иисус, прося Отца освятить вас. Возлюбленные! Заметьте особо, что верным, о которых молится наш Господь, предстояло стать проповедниками и учителями своего и будущих поколений. То была горстка людей, из которых подобно семени восстанет грядущая Церковь, и жатва таковых возрадует народы. Чтобы отправить посланцев Христа в мир, их следовало приготовить, то есть освятить. Но может ли святой Бог отправить нечестивых миссионеров? Неосвященный служитель значит непоставленный служитель. Нечестивый миссионер - это чума на племя, в которое направляется; нечестивый учитель в школе - это урон наставляемых, не благословение. Уповать на силу Духа Святого, Который почивает на вас и трудится через вас, чтобы приводить других к ногам Спасителя, вы можете только в той мере, в какой освящены. О, сколько затруднений и препятствий встречает каждый из нас, желающей святости! Бог не станет употреблять нечистых орудий; более того, Он не потерпит нечистых рук на святых сосудах Его. "Грешнику же говорит Бог: 'что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои'". Все ополчение терпит поражение из-за одного Ахана в стане; вот чего мы боимся всегда. Святость - вот существенное условие, определяющее соответствие человека в орудие Божье к распространению Царства Его; вот источник молитвы Господней о Своих апостолах и остальных служителях: "Отче Святый! освяти их". Ниже по тексту Господь наш Иисус станет просить Отца, "Да будут все едино"; и для этого желаемого плода необходима святость. И все же отчего мы не едины? Мы не едины по причине греха, разделяющего нас во многом. Тем, что совершенно святы, надо быть во всем едино. Чем более святы люди, тем более любят Господа своего, и друг друга; и так приходят во все большее более единство друг с другом. Наши заблуждения и грехи - вот он горький корень, возникнув, причиняющий вред, и оскверняющий многих. Наши абсурдные суждения умножаются пороками нашего характера и нашим отступлением от путей Божьих; примите во внимание и нашу потомственную прохладу и тепловатость, из которых вырастают разлад и разделение, ереси и разномыслие. Будь мы полностью во Христе Иисусе, то блюли бы единство друг с другом и с Богом, и тогда великая молитва Господня о единстве Церкви была бы исполнена. Господь наш Иисус завершает эту всеобъемлющую молитву ходатайством, чтобы все мы могли быть с Ним - быть с Ним там, где Он теперь, чтобы видеть славу Его. Этого не бывает без полного освящения. Неосвященный будет ли с Христом на небесах? Увидят ли очи нечестивого славу Божью? Не может быть! Как можно участвовать в славе и торжествах Всевышнего Владыки, если мы не члены Его Тела? И как у Святого могут быть нечистые и корыстолюбивые члены? Да, братья мои, будем святы, ибо Христос свят. Праведность путей наших и чистота сердечная абсолютно необходимы в христианской жизни, здесь и там; ныне и в грядущем. Делающий грех есть раб греха; и только обновленные Духом Святым по истине, святости и любви могут уповать на удел в святых радостях и небесном блаженстве. За недостатком времени я отвечал на предыдущие вопросы кратко; однако, невозможно оставить без ответа следующего вопроса, а именно, III. КОГО ЖЕ ОН ПРОСИТ "Освяти их истиною Твоею"? Никто не способен освятить душу, кроме Всемогущего Бога, великого Отца духов. Творец наш должен сотворить в нас святость, иначе освятиться мы не можем. В этой молитве наш бесценный Спаситель называет великого Бога "Отче Святый", так что Лик святого Бога созидает в нас святость; ибо только Отец Святый может быть Отцом святых детей, поскольку только подобное порождается Подобным. Вам, верующие во Христа Иисуса, Он дает силу стать сынами Божьими, и частично сила эта проявляется в освящении по образу и подобию Отца нашего, сущего на небесах. Будучи святы, мы воистину несем на себе образ Господа с неба, второго человека, который есть первенец всем братьям, в Него уподобляющихся. Святой Отец Небесный признает Своими детьми на земле тех, кто святы. Самая природа Бога должна ободрять нас в молитвах наших на освящение; ибо Он не замедляет производить в нас и хотение и действие к исполнению воли Его. Возлюбленные! Подобное освящение есть дело Божье от начала. Мы совращаемся на путь зла сами, но никто из нас и никогда не обратится к великому Пастырю сам, если не привлечет нас сила свыше. Возрождение, с которого начинается освящение, есть целиком и полностью дело Духа Божия. Начиная с первого обнаружение нами своей неправды и первой же острой боли нашего раскаяния проявляется в нас работа чудесной благодати. Всякое помышление о святости и всякое пожелание чистоты приходит к нам только от Бога, поскольку по натуре мы обручены с беззаконием. Вот почему наша окончательная победа над грехом и усовершение по образу и подобию Господа нашего не могут не быть от начала и до конца делом Господа и Бога, Который творит все новое, а мы же не имеем никакой силы простираться сами собою в столь великом труде. Наше обновление есть новое творение; но дано ли творить нам? Наше обновление есть воскресение; но дано ли нам воскрешать мертвых? Наше вырожденческое естество прогнить насквозь может, а вот обратиться чистым или совершенным само собою - никогда; последнее доступно Богу, и только Богу. Освящение - это такое же дело Божье, как сотворение неба и земли. И кто способен на это? Сами по себе мы не способны и шага ступить на пути освящения; продвижение на пути освящения приписывать себе можно, но все это ложное продвижение, чреватое горьким разочарованием. Подлинное освящение от начала до конца свершается Духом благословенного Бога, Которого Отец посылает, дабы освящать Своих избранных. Итак задумаемся, сколь великим является освящение, и сколь необходимо Господу нашему просить Отца Небесного, "Освяти их истиною Твоею". Истина сама по себе человека освятить не может. Можно придерживаться правоверного символа веры, и чрезвычайно важно делать это, однако, если этот символ не трогает нашего сердца и не меняет наш характер, что в нем проку? Освящает нас не само по себе учение, но посредством учения освящает нас Отец Небесный. Мы сотворены жить в истине для святости. Если ложь ведет ко греху, то истина ведет к святости; есть дух лжи, и есть Дух истины; ложь и истина употребляются ими в качестве орудия достижения цели. Силой Духа надлежит обращаться к истине умом, совестью и сердцем, иначе человек обретет истину, но удержится в неправедности. Я считаю, что полное избавление человека от греха станет венцом дела Божьего. Бог избрал Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.; Он отделил избранных, чтобы избавить от всякого беззакония и очистить Себе; Он действенно призывает их к высокому и святому званию, к самой добродетели и подлинной святости. Всякое действие Духа Божьего над новым естеством имеет целью очищение, освящение, исправление тех, которых Бог по любви сделал Своими. Более того, всякое событие, происходящее с нами по Промыслу Божьему, нацелено на то же самое: для того наши радости и наши печали, для того наши телесные страдания и наши сердечные муки, для того наши утраты и наши испытания - все это священные снадобья, которыми мы избавляемся от своих врожденных хворей, и готовимся к наслаждениям совершенного духовного здравия. Все, что происходит с нами по пути в небеса, готовит нас к цели нашего странствия. Наше путешествие по пустыне необходимо для нашего испытания, чтобы доказать нам, что наше зло может открыться, и привести нас к покаянию и преодолению его, и таким образом сделаться непорочными перед престолом Божьим. Господь наставляет нас в небесном, готовит к собору достигших совершенства. Нам еще не открылось, что будем; но мы пробиваемся к тому; и знаем только, что, когда откроется Иисус, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И так мы восстаем: непримиримою борьбой, и долгим бодрствованием, и терпеливым ожиданием восстаем в святость. Этими скорбями выколачивается наш хлеб, а мякина уносится ветром, этими страданиями истребляется наша изгарь и железо, чтобы очистилось золото. Любящим Бога все содействует ко благу; и в конце концов все это представит избранных Богу, не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного. Итак я напомнил вам, что молитва на освящение возносится Отцу Небесному, и это заставляет всех нас обращаться целиком и полностью к нашему Богу. Не приступайте к делу освящения сами по себе, словно вам по силам исполнять это дело в одиночку. И не думайте, что святость воспоследует непременно лишь потому, что вы слушаете усердного проповедника, или поклоняетесь Богу в собрании. Братья мои, трудиться внутри вас должно Самому Богу; Святой Дух должен обитать в вас; но это бывает лишь по вере в Господа Иисуса. Веруйте в Него ради своего освящения, как веровали ради прощения и оправдания. Только Он способен ниспослать вам освящение; ибо освящение - это дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем. Это великая тема, но у меня осталось мало времени, так что в заключение мы очень кратко рассмотрим с вами, IV. КАК ИСПОЛНЯЕТСЯ В ВЕРУЮЩИХ ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ, "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина". Возлюбленные! Взгляните как Бог сочетает святость с истиной. В последнее время наблюдается тенденция отрывать истину учения от истины наставления. Говорят, что христианское вероучение - это практическая жизнь, а не символ веры; однако это полуправда, весьма напоминающая ложь. Христианское вероучение воистину есть жизнь, произрастающая из корня истины. Иисус Христос есть путь, истина и жизнь, так что принять Его в сердце должным образом нельзя, не восприняв Его тройственной личности. Верой в полуправду освятиться невозможно. Освящение видимой натуры происходит из наставления внутренней веры сердца, иначе такое освящение - только личина, или маска. Добрые дела - это плод подлинной веры, а подлинная вера - это искренняя вера истине. Всякая истина ведет к святости; всякое доктринальное заблуждение прямо или косвенно ведет ко греху. Превратное понимание рано или поздно оборачивается бесславным существованием, а прямая линия истины, начертанная в сердце, жизнью по благому обычаю. Не думайте, что можно пребывать в добром духовном здравии, питаясь духовной мертвечиной; или тщиться предстать перед Богом неоскверненным и непорочным, упиваясь гибельным заблуждением. Сам Бог освящает нас только истиной. Только то учение будет освящать вас, что вземлется от Слова Божьего; то же учение, что не есть истинно, не есть правда Божья, освящать вас не будет. Бывает, что заблуждение, превозносящее вас до небес, побуждает думать, что вы освящаетесь; однако, имеется весьма важная разница между похвальбой освящением и освященностью, и весьма серьезное различие между самовозвышением и подлинным благоволением Бога. Верьте мне, Бог производит освящение в нас истиной, только истиной и ничем иным кроме истины. Но что есть истина? Вот в чем вопрос. Является ли истиной то, что мне кажется откровением, полученным в частном сообщении? Надо ли полагать, что при этом я удостоился особого откровения, и должен отныне жить согласно неким голосам, мечтам и впечатлениям? Братья, не впадайте в это распространенное заблуждение. Слово Божье, обращенное к нам, находится в Писании. Всякая истина, которая освящает людей, пребывает в Слове Божьем. Не внимайте восклицающим, "Вот здесь!" и "Вот там!". Едва ли не каждый день дергает меня за рукав тот или иной умалишенный или притворщик с откровением. Один говорит, что Бог передает мне поручение через него; на что я отвечаю, "Однако, сэр, Бог знает, где я живу, и Он столь близок мне, что не станет передавать через вас". Другой именем Божьим провозглашает учение, которое, и факт сей налицо, лжет на Святого Духа. Он говорит, что Дух Божий открыл ему так-то и так-то; однако, известно, что Дух Святой никогда не противоречит Себе. Если ваше мнимое откровение не согласуется с Библией, то с вашим мнением мы не посчитаемся; если же оно согласно с Библией, то в нем нет ничего нового. Братья! Писания довольно, если Бог воистину употребляет его, и оживляет его Духом в наших сердцах. Истина не является ни вашим мнением, ни моим; ни вашим сообщением, ни моим. Иисус же говорит, "Слово Твое есть истина". То, что освящает людей, есть не просто истина, но истина особая, истина, открывшаяся в Слове Божьем - "Слово Твое есть истина". Какое благословение мы имеем в том, что вся истина, необходимая для нашего освящения, явлена в Слове Божьем, чтобы нам не издерживать своих сил на поиск истины, но для нашего дальнейшего блага употреблять явленную истину в интересах Божьих! Никаких откровений больше не будет; ибо необходимости в них больше нет. Канон установлен и завершен, и если кто приложит что к нему, на того наложит Бог язвы, о чем записано в Книге. Зачем нужны дополнительные откровения, когда Библии всего довольно и для всякой практической цели? "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина". Так оно и есть; и потому истина, без которой нам не жить, установлена твердо и недвусмысленно. Писание подменять нельзя. Можно точней и скрупулезней переводить первоисточники; но для всех практических целей Библия, которую мы имеем, достаточно верно отражает оригинальный текст, так что наша добрая старая "Санкционированная версия" [Английский перевод Библии, сделанный в 1607-11 г.г. по указанию короля Иакова для использования в Англиканск. Церкви; широко используется до настоящего времени. - Прим. перев. ] - одна из самых здравых. Писание само нарушиться не может; нельзя ничего ни отнять от слов этой Книги, ни приложить к ним. Господь никогда не переписывал и не пересматривал Слова Своего, и никогда не будет. В наших доктринах полно погрешностей, Дух же не допускает их. Если у Августин есть "Пересмотры" [Критический обзор собственных сочинений. - Прим. перев. ], то Бога Пророков и Апостолов никогда не пересматривал. Вера, единократно преданная святым, утверждена на веки и веки. "Слово твое есть истина". Только Писание есть истина абсолютная, совершенная, несомненная, непререкаемая, чистая, вечная, неизменная. Истина, преданная нам в Слове Божьем есть истина, которая будет освящать всех верующих до скончания века: Бог станет употреблять ее с этой целью. Братья мои, научитесь же подвизаться в исследовании Писаний! Смотрите, сестры мои, как вдумчиво следует читать Книгу Божью! Если здесь пребывает истина, причем истина, которою Бог освящает нас, то давайте исследовать ее, держаться ее и стоять в ней. Давайте обяжемся Тому, Кто даровал нам эту Книгу, никогда не отступать от Его свидетельств. В любой ситуации для нас Слово Божье - истина. "Но в школах утверждается иное!". Пусть. "Но риторика с цветистым красноречием говорит иное!". Пусть: слова - всего лишь ветер, а языки - всего лишь глина. O Боже, "Слово твое есть истина". "Но философы утверждают иное!". Пусть. Кто они? Слово Божье - истина: не отступим от нее во век. Но тогда давайте будем одинаково тверды и в том своем убеждении, что нам не познать доброй истины, покуда она не станет освящать нас. Нельзя считать себя стоящим в истине должным образом, если она не ведет нас к подлинной жизни. Тупая сторона ножа не режет: у истины на манер ножа есть свой черенок и свое лезвие; смотрите, как следует пользуйтесь истиной. Человека можно умертвить и чистой водой; всякую добрую вещь надлежит употреблять верно - обратное к добру не приведет. Истина, используемая полностью, будет всякий день уничтожать грех, питать благодать, внушать благородные желания и побуждать к святым делам. O, господа, как я молюсь, чтобы нам всей жизнью во всем украшать учение Господа нашего и Спасителя! Некоторые не делают этого. Говорю о том к нашему стыду и своему вечному сожалению. Одно всего более нуждается в сожалении, и это одно - отсутствие святости у членов нашего собрания. Если вы поступаете, как остальные, то какое даете свидетельство внешним? Если ваши семейства не утверждаются милостью; если дело ваше не ведется по правилам неподкупной честности; если ваша речь весьма сомнительного свойства в смысле чистоты и правдивости; если ваши пути подлежат справедливому упреку, то как явит вам Бог Свою милость и как благословит собрание, членом которого вы состоите? Утверждать, что вы - люди Божьи, когда внешние позорят вас, - разве не ложь все это и не обман? Вера ваша в Господа Иисуса должна потрудиться в вашей душе, чтобы каждый из вас стал свидетелем верным и истинным; эта вера должна запрещать вам в одном и вдохновлять в другом; эта вера должна побуждать вас отступать в одном и приступать в другом; эта вера должна постоянно влиять на мысли, речи и дела ваши, иначе вы ничего не смыслите в ее спасительной силе. Как бы сказать более четко и решительно... Не приступайте ко мне с вашими опытом, вашим кредо и вашим исповеданием, пока не освятите имя Божье своей жизнью. O братья, лучше оставить свое исповедания, если ваша жизнь расходится с ним. От имени Того, Кто дышал этой молитвой перед тем, как лик Его окрасился кровавым потом, обратимся к Отцу Небесному и воскликнем сильно, "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина". Мы, то есть каждый из в отдельности, прилепились к откровениям Твоим, Господи; но повинуемся ли Тебе на деле? Мы, то есть наше собрание, положили держаться преданий; и я, со своей стороны, как служитель, обязался держаться старой веры. Однако вот только бы нам засвидетельствовать все это собственной святостью! Нет у меня истины иной, кроме единственной Книги, этого непогрешимого Писания, начертанного Духом Божьим. И наш долг - являть собой освящающее влияние этой Книги. Мы несем обетования Божьи, дабы благочестивым следованием путями Божьими возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Эта Книга - подлинное сокровище наше. Мы ценим каждый лист ее. Давайте переплетем ее наилучшим образом, в сафьян чистой, разумной веры нашей; затем украсим золотой книжной застежкой и позолотим ей обрез житьем любви, истины, чистоты и ревности. Только так и можно свидетельствовать в пользу Книги тому, кто никогда не открывал ее страниц. Братья мои, нельзя тянуть нечистых и оскверненных рук к этой священной книге о семи печатях; но все, у кого руки неповинны и сердце чисто, держитесь ее и объявляйте о ней между людьми. Бог да поможет нам совершать это Христа ради! Аминь. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |