АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тройственное освящение

Читайте также:
  1. Бог мира и наше освящение
  2. Молитва Господа нашего на освящение народа Своего
  3. ПОСВЯЩЕНИЕ 1 страница
  4. ПОСВЯЩЕНИЕ 10 страница
  5. ПОСВЯЩЕНИЕ 11 страница
  6. ПОСВЯЩЕНИЕ 12 страница
  7. ПОСВЯЩЕНИЕ 13 страница
  8. ПОСВЯЩЕНИЕ 14 страница
  9. ПОСВЯЩЕНИЕ 2 страница
  10. ПОСВЯЩЕНИЕ 3 страница
  11. ПОСВЯЩЕНИЕ 4 страница
  12. ПОСВЯЩЕНИЕ 5 страница

Проповедь № 434, прочитанная на утреннем богослужении в воскресенье, 9 февраля 1862 г. преп. Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ в Метрополитен Табернакл, Ньюингтон

"... освящены Богом Отцем..."

Иуды 1:1

"... освященным во Христе Иисусе..."

1 коринфянам 1:2

"... при освящении от Духа..."

1 Петра 1:2

Заметим, возлюбленные, что Троица Божественных Лиц во всяком благом деянии едина. Мы веруем в единого Бога, и радуемся, различая Троицу, но все же то обстоятельство, что она едина в Своих проявлениях, остается для нас непреложным фактом. Так же и призыв наш остается неизменным: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Сколь неблагоразумно поступают молодые верующие, которые в беседах отдают предпочтение тому или иному Лицу Троицы; или полагают, что будто бы воплощением всего любезного и благого является лишь Христос; между тем как Отец таковыми почитается хотя и праведным, однако, чуждым блага; и сколь безумно поступают те из них, которые возвеличивают повеления Отца, или искупительную жертву Сына, умаляя деятельность Святого Духа. В деяниях благодати ни одно Лицо Троицы не действует в отрыве от других. Троица столь же едина в Своих действиях, сколь едина по природе. Она едина в Своей любви к избранным от вечности, так что и в Своих деяниях, проистекающих из любви, сего великого, главного источника, она также нераздельна. Мне особенно хотелось бы подчеркнуть данное обстоятельство в связи с освящением. Несомненно, мы не совершим ни малейшей ошибки, если станем говорить об освящении как о деятельности Духа; но при этом нас не должны понимать так, что будто бы Отец и Сын не имеют в том никакой части. Правильнее было бы говорить об освящении как о деле Отца, Духа и Сына, ибо Господь и доныне говорит: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему", и мы суть "Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять".

Братья мои, прошу вас обратить сердца ваши и тщательно разобраться в том, как возвышает Бог подлинную святость, представляя все Лица Троицы творящими сообща Церковь, не имеющую "пятна, или порока, или чего-либо подобного". Кто не признает душевной святости, вступает в прямое противостояние с Богом. Однако Бог живый и присносущий созидает Свой храм по архитектурному плану святости. Писание говорит о "благолепии святыни"; так что благолепным перед очами Божьими является только святое, одно лишь святое. Вся слава денницы, этого сына зари, не могла спасти его от Божественного возмущения, когда тот осквернил себя грехом. Слова серафимов, повторяющиеся рефреном, "Свят, Свят, Свят", являются самой величавой песнью из тех, что может предложить тварь, и самой хвалебной из тех, что может принять Божество. Итак, Бог почитает святость Своим избранным сокровищем. Он положил святость как печать на сердце и перстень на десницу. Лишиться святости для Бога значит лишиться бытия, но это просто немыслимо; и Он скорее отвергнет силу, престол и великую власть мира сего, чем в присутствии Своем допустит то, что противно Своей чистоте, праведности и святости. Я прошу тех из вас, кто называет себя последователями Христа, дорожить святой жизнью и благочестием. Высоко цените кровь Христа как основание своего упования, и вместе с тем никогда не говорите свысока о деле Духа, призывающего нас к участию в наследии святых во свете; более того, воздавайте хвалу и славу сему делу; и тем больше хвалите и славьте его от всей души, чем больше трепещите и удерживаетесь от всякого рода зла. Хвалите и славьте это дело, оставаясь даже в обыденной жизни "родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет".

Сегодня утром я намерен был осветить учение об освящении в целом. Мне хотелось толковать о понятии "освящение" в том смысле, в каком его толкуют богословы; к вашему сведению, понятие "освящение" понимается систематическим богословием в более узком смысле, чем в Писании; и вот, углубившись в исследование этой темы, я стал растекаться мыслью по древу, так что вынужден был поставить перед собой задачу меньшего масштаба в надежде составить лучшую проповедь. Как-нибудь в будущем мы подробно поговорим о работе Святого Духа; теперь я только обращу ваше внимание на то обстоятельство, что освящение в Писании трактуется по-разному. По всей видимости, можно послужить делу просвещения последователей Христа, если обратить их сердца сегодня утром на библейское, а не богословское употребление слова "освящение", и доказать, что в священном Слове Божьем это слово имеет намного больший смысл, чем в употреблении ученых-богословов. Хорошо сказано, что Книга Божья не устроена систематично, как впрочем и деяния Божьи. Сколь отлична натуральная свобода от организованного ранжира экспонатов кунсткамеры! Посетив Британский Музей, можно увидеть муляжи животных, расставленные согласно зоологической систематике. Войдя в мир Божий, можно найти собаку и овцу, лошадь и корову, льва и коршуна, слона и страуса, пребывающих за рамками всякой систематики, словно зоология никогда и не брала на себя смелости распределять их по классам. Разнообразные камни не лежат в том порядке, в каком геолог изображает их в научных изысканиях; и звезды также не распределены по классам согласно звездным величинам. Природе присуще многообразие. Наука, чтобы содействовать памяти, вынуждена систематизировать или классифицировать объекты своих изысканий. Вот так же и ученые-богословы, трактуя Слово Божье, сталкиваются с тем, что священные истины расположены в нем в подходящей для повседневной жизни форме, а не отредактированы для удобства исследования в классах. Хотя ученый-богослов нужен, как бывает нужен специалист по аналитической химии или анатом, Библия никак не походит на учебник систематического богословию. Библия есть наставление по небесам; это путеводитель к вечности, предназначенный как для пахаря, так и для кабинетного ученого. Библия есть азбука для младенцев и классика для мудрецов. Библия есть Книга для смиренного невежды; и хотя в ней имеются глубины, в которых может утонуть и слон, есть в ней и отмели, которые и агнец способен перейти вброд. Благословен Бог, Который даровал нам не систематическое богословие, чтобы не увлечься технической стороной дела и забыть о сути, а собственное Слово, изложив его в практической форме, всего лучше приспособленной к повседневному усвоению и наставлению.

Между всеми признано, что Ветхий Завет весьма часто и в разных ситуациях помогает понять Новый; так же и Новый Завет толкует Завет Ветхий. Слово Божье вернее всего толковать при помощи самого Слова. Как говорят бриллиантщики, "Алмаз гранится алмазом"; то же самое справедливо и в отношении исследователя Библии. Желаешь познать Слово Божье глубже? Исследуй Писание в его собственном свете! Действительно, в Ветхом Завете слово "освящать" встречается очень часто, и употребляется здесь в трех разных значениях. Обратимся к первому. Ветхозаветное понятие "освящать" часто означает отделять. Отделить значит взять нечто из того, что было ранее скверным, что по закону можно было бы пустить в низкое употребление, и отставить это нечто только на служение Богу. После такого отделения это нечто становилось освященным или святым. Возьмем, например, известные слова: "... освяти Мне каждого первенца" (Исх. 13:2). Ввиду поражения всякого первенца в Египте Господь объявил Своими первородных мужеского пола из людей и скота. В качестве первенцев, которым следовало служить Господу всякий день и всякую ночь в Его скинии и позднее в Его храме, Бог указал на колено Левиино; с тех пор священники и левиты, отставленные таким образом на служение, и почитались освященными. Слово "освящать" впервые используется уже во второй главе первой книги Писания: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:3). Прежде это был обыкновенный отрезок времени, но Бог отделил его для Себя, чтобы человек в седьмой день не занимался никакой работой ради себя, но покоился и служил только своему Создателю. Так и следующие слова из книги Левит, "Если кто посвящает дом свой в святыню Господу..." (Лев. 27:14) и так дальше, были руководством к действию для благочестивых иудеев, отделявших дом или поле для Бога; здесь имелось в виду, что урожай с отделенного поля или право на владение отделенным домом следовало целиком предоставлять священникам Божьим или левитам, или каким-то иным образом отделять для святых целей. Итак, с домом ничего не делали; никаких церемоний не устраивали; в Писании ничего не сказано о том, что отделенный дом надлежало чистить, омывать или кропить кровью; уже сам факт того, что дом был отделен на служение Богу, рассматривался освящением. Так, в самом известном из образцов подобного освящения записаны следующие слова Божьи, "Освящу скинию собрания и жертвенник" (Исх. 29:44); это место совершенно недвусмысленно указывает на то, что Бог желает сделать скинию собрания Своим домом, хочет отделить ее в качестве специального места Своего обитания, где Он мог бы воссиять между крылами херувима, чтобы великолепно яркий свет Шекины был во свидетельство того, что Он обитает в среде Своего народа. [Лицо Божье; в иудейском богословии, присутствие Божье как в конкретном месте, так и во всем мире. - Прим. перев.)] В том же смысле следует понимать и следующие примеры: освящение жертвенника и всех его принадлежностей и сосудов (Числ. 7:1), посвящение Елеазара, сына Аминадава, на хранение ковчега Божьего во время его остановки в Кириаф-Иариме (1 Цар. 7:1), и отделение городов убежища (И.Нав. 20:7), причем одно и то же слово, переведенное в разных местах первоисточника как "освятить", в этом месте переведено как "отделить". Таким образом, очевидно, что иногда еврейское слово "освящать" в Ветхом Завете употребляется только в том смысле, что нечто отделяется к святому употреблению. С учетом этого положения надо понимать и следующий текст: "Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?" (Ин. 10:36). Иисус Христос здесь называет Себя "освященным" Своим Отцом. Не об очищении Христа от грехов идет здесь дело, поскольку Он был безгрешен. Непорочно зачатый, сохраненный Богом без всякого порока и пятна, Он не нуждался в сердце Своем в освящении от Духа, Он не нуждался в том, чтобы Дух очистил с Него примесь или избавил Его от порока. Здесь дело идет лишь об отделении Христа на служение. Точно так же и в другом замечательном и широко известном стихе (Ин. 17:19) записано: "И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною"; здесь Иисус подразумевает лишь то, что Он специально посвятил Себя служению Богу, чтобы лишь исполнить дело Своего Отца. Воистину, Иисус имел право возгласить: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его". Братья, теперь вам понятен наш сегодняшний стих из послания Иуды: "Освящены Богом Отцем". Несомненно, здесь говорится о том, что Бог Отец специально отделил или освятил Свой народ. Не потому Бог Отец благоуспешно исполняет Свою волю в душе верующего (хотя Павел и говорит, что именно Бог производит в нас и хотение и действие, надо понимать, посредством и силою Святого Духа), но потому, что Он определил избрать и отделить Себе людей, которые должны быть освящены от вечности и до вечности. Даровав отделенным Своего Сына, Бог искупил таковых из народа, чтобы им стать святыми, и, непрерывно посылая Духа, исполняет Свой дивный замысел, чтобы они были людьми освященными, отделенными от всего остального рода людского. В этом смысле всякий христианин освящен совершенно. О верующих можно говорить как о людях, освященных Богом Отцом, в том смысле, что все подлинно верующие отделены для Бога. Таковые были отделены для Бога еще до того, как были сотворены Им; искуплением Христа они были отделены законно; они были отделены действенным призванием Духа благодати явно. И в этом смысле они, вы только послушайте, были, есть и будут освященными всегда; и, говоря о деле освящения в связи с Богом Отцом, скажем, что они были освящены для Господа совершенно и на веки вечные.

Если это учение вам недостаточно понятно, отставим его на миг, и рассмотрим вопрос освящения на конкретных примерах. И то сказать, братья и сестры, разве когда-нибудь мы понимали эту истину до конца, как следует? Если некий сосуд, чаша, жертвенник и его принадлежности отделялись для богослужения, их уже нельзя было пускать в низкое употребление. Никто, кроме священника, не мог пить из золотой чаши; жертвенник уже нельзя было не принимать всерьез; медный умывальник Божий никак не годился для простого омовения; и даже щипцы к жертвеннику и лотки к лампадам нельзя было осквернять употреблением из какой-либо низкой цели. На какие серьезные размышления наводит данное обстоятельство! Если вы и я освящены Богом Отцом, то нам не дано преследовать каких-либо иных целей, кроме Божьих. "Как же так", - скажете вы, "Ужели нам не дано задуматься даже о личном?" Да, братья мои, мы не можем преследовать даже личных целей. Вы не свои, говорит Господь, ибо вы куплены дорогою ценою. И еще, скажете вы, "Разве не должны мы трудиться, чтобы есть?"

Воистину, нам следует трудиться, чтобы есть, но не это должно быть нашей целью. Нам надлежит "в усердии не ослабевать; духом пламенеть; Господу служить". Запомните, если вы служите, то обязаны служить не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души. Если кто из вас скажет: "Мое занятие не имеет никакого отношения к служению Господу", то оставьте его, вы не имеете права заниматься им; но мне думается, что нет такого человеческого призвания (я имею в виду, конечно, законное призвание), о котором нельзя было бы сказать, "Ем ли я или пью, или делаю нечто иное, я все делаю для славы Божьей". Христианин - не обычный человек; вот и жертвенник не был обычным местом. Великий грех против Бога совершили бы мы, верующие, если стали бы жить для себя или мира, оскверняя Святое Святых, употребляя священное пламя для своей стряпни, золотую кадильницу в обыденном курении, а светильник из чистого золота в своей горнице. Эти вещи принадлежали Богу, и никто бы и подумать не посмел употребить их для себя; так же и мы принадлежим Богу, и только Он может употребить нас в Своих целях. О, христиане, желаю, чтобы вы постигли это! Осознайте же, наконец, что вы - народ Христов, люди Божьи; вы суть служители Божьи при посредстве Христа Иисуса. Вам не следует заниматься личным, вам запрещено жить для себя. Вот что вы должны говорить всегда: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа"; и в самом деле, сделайте своим девизом следующие слова: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение". Но простите, я боюсь, что девять из десяти называющих себя христианами так никогда и не постигли этого обстоятельства. Им думается, наверное, что они посвятили Богу толику своего существа или толику своего времени, и это может удовлетворить Его. О, Христос не купил толику от каждого из вас! Мужи и братия, Иисус Христос не искупил вас частично! Он купил вас полностью: ваше тело, душу и дух, и вы должны принадлежать Ему целиком, полностью. О, если бы вы были спасены частично Христом, и частично сами собою, то и жили бы сами собою; но если уж Бог полностью отделил вас и сделал сосудами милосердия, сосудами в чести, освященными и благопотребными Себе, годными на всякое доброе дело, то не обкрадывайте Господа; не употребляйте вместо обычных бокалов серебряных сосудов жертвенника.

Здесь имеется и другой практический смысл. Когда Валтасар, ошалев от вина, кричал, чтобы принесли золотые и серебряные сосуды, вынесенные из Иерусалимского храма, он совершил преступление, наказанием за которое явилось разрушение Вавилона. Пылала золотая лампада, помещенная высоко посреди мраморного зала. Деспот, окруженный женами и наложницами, наполнял кубок пьянящим напитком доверху и чаши Господни просил пустить по кругу язычников, идолослужителей и пить в постыжение Бога неба и земли. В тот самый миг, когда священный сосуд коснулся кощунственных уст, явилась загадочная рука, начертавшая о погибели Валтасара: "Ты взвешен на весах и найден очень легким". Таким было преступление, переполнившее ефу его грехов. Вот как исполнилась мера беззаконий царя! Он употребил для похотливых и хмельных целей сосуды, принадлежавшие Господу, Богу всей земли. О, смотрите, смотрите, исповедующие освящение Кровью завета, почитаете ли вы эту Кровь за святыню? Смотрите, смотрите, не предали ли вы своих тел, отделенных согласно вашему исповеданию на служение Богу, в рабы греху, или членов ваших - в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, чтобы, вам, исповедующим, не услышать тотчас гласа ангельского: "Ты взвешен на весах и найден очень легким". Очистите себя, вы, носящие сосуды Господни; и вы, возлюбленные, уповающие на то, что вы Христовы; смотрите и вы, имеющие скромную веру в Него, поступайте осторожно, чтобы ни в коем случае не осквернить служением греху того, что в вечности по завету благодати было отделено одному лишь Богу. Итак, если грех станет искушать меня, твердо противостану ему; пусть другие отдаются искушению, я - не могу; я человек Божий; я отделен для Господа; как же я совершу сие великое зло и согрешу перед Богом? Пусть посвящение приумножает освящение. Задумайтесь, на какую высоту вознес вас Бог, чтобы вам сделаться сосудами, отделенными для употребления Господом. Дальше далекого держитесь от всего, что может сделать вас нечистыми. Когда Антиох Епифан вменил иудеям приносить в Иерусалим на жертвенник Божий свиное мясо и скотов нечистых, то его ужасную смерть можно было предсказать без труда. [Антиох IV Епифан, царь Сирии (175-164 до н.э.). В войне с Египтом нанес поражение его царям Птолемею VI и Птолемею VIII. Взяв Иерусалим, вменил иудеям в обязанность исполнение языческих обычаев. Верность Закону расценивалась при нем как сопротивление государственному порядку и становилась актом политическим, вызывавшим гонения. Евреи восстали (168-160 BC) и изгнали Антиоха из Иерусалима. Умер Антиох от "неисцельного и невидимого удара" Божьего, когда из тела нечестивца, еще живого, во множестве выползали черви и части тела. - Прим. перев. ] О, сколько имеется тех, что исповедуют высокое исповедание, возлагая на жертвенник Божий нечистое; сколько сделавших из религии "ширму" для собственного обогащения; и сколько отстаивающих дело веры ради славы народной и человекоугодничества! Но что в отношении сего говорит Господь? "У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Евр. 10:30). Их конец - погибель, их бог - чрево, их слава - срам, они мыслят о земном; и умирают таковые справедливо осужденными. Они пятнают наши празднества; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Итак, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников, и храните себя неоскверненными от мира.

II. Далее,ветхозаветное слово "освящать" используется иногда во втором значении. Британская энциклопедия, по-моему, и вскользь не упоминает об этом значении; однако, можем ли мы упускать его, если мы желаем рассмотреть нашу тему до конца. Слово "освящать" употребляется не только в том смысле, что нечто отделяется для высокого употребления, нотакже и в том, что это нечто следует чтить, ценить и славить свято. Разъясним данное положение на Библейском примере. Есть одно место в Библии, которое касается сути разбираемого вопроса: "Господа Саваофа - Его чтите свято!" (Ис. 8:13). Всем понятно, что Господь не нуждается в отделении для священного употребления; и еще, Господь Саваоф не нуждается в очищении, ибо Он по природе и есть Сама святость. Это значит, что Ему следует поклоняться и свято чтить, и приближаясь к Его престолу в страхе и трепете, ценить Его как Святаго Израилева. Но вот вам еще один из библейских примеров. Когда Надав и Авиуд, как записано в десятой главе книги Левит, принесли жертву и чуждый огонь на жертвенник Божий, то вышел огонь от Господа и поглотил обоих; объяснение этому кроется в следующих словах Божьих: "... в приближающихся ко Мне освящусь"; Господь не имеет в виду того, что Он нуждается в отделении (и тем более, в очищении), чтобы сделаться Святым; Он говорит лишь о том, что ценить Его следует как Святаго святых, и в обращении с Ним не следует допускать никаких фамильярностей. Вот еще один пример. Все вы знаете, что Моисей согрешил, когда разгневался и со словами, "Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?", дважды ударил в скалу жезлом. И тогда Господь возвестил, что ему [и Аарону] дано будет увидеть землю обетованную, но не дано будет войти в нее "за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых" (Числ. 20:12); Господь имеет в виду, что они, поступив так, не воздали в народе хвалы и славы имени Божьему. Но всего более известен пример "молитвы Господней", как ее обычно называют: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое". Слово "святиться" является вариантом исконно греческого "освящаться". Так как нам известно, что имя Божье не нуждается в очищении, или отделении; то смысл этой молитвы может быть только таким: "Да будет почитаемо и прославляемо имя Твое повсюду на всей земле, и да благоговеют все люди пред именем Твоим как святыней и Святым святых".

Братья мои возлюбленные, разве не проливает все это определенный свет на наш второй стих: "... освященным во Христе Иисусе". Если слово "освящаться" может означать " чтить и ценить свято ", разве трудно понять, что освященных во Христе Иисусе Бог почитает и ценит святыми? Заметим, что мы не принимаем данного положения за единственное толкование этого стиха, ибо далее мы намерены показать и другое. Однако встречаются братья, которые до сих пор развивают тему нашего освящения во Христе, уничижая деятельность Духа. Итак, если таковые говорят о нашем освящении во Христе только в том смысле, что Бог чтит нас свято, ибо мы воистину оправданы подвигом Христа, то у нас нет никаких оснований вступать с ними в спор; если же они отвергают деятельность Духа, то совершают смертный грех против основ христианского вероучения. Хотя иногда и можно слышать спекуляции о "вмененном освящении", это явная нелепость. Ведь нельзя употреблять и такого понятия как "вмененное оправдание". Понятие "вмененная [нам Христова] праведность" является достаточно правильным, поскольку покоится на славном учении; но как можно вменить освящение? Никак, ибо освящение в реальности является только даром. Да, мы оправдываемся посредством вмененной нам праведности Христа; но в отношении вмененного нам освящения всякий, мало-мальски смыслящий в греческом, подобного сказать не может. Ибо понятие это неточное и небиблейское. Мне известно, что оправдывают это понятие тем, что Христос Иисус сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 кор. 1:30); однако, освящение достается нам не вменением; к тому же в этом стихе об этом не сказано ни слова. Да как же, скажете вы, если на основании этого текста можно легко вывести понятие "вмененная премудрость" и "вмененное искупление", то разве на его основании нельзя вывести и другого понятия - "вмененное освящение". Дело в том, что на основании подвига, который совершил Иисус Христос, Господь чтит людей Божьих (самих по себе освященных только частично, поскольку они все еще подвержены греху) свято; ценит таковых Христа ради, словно они уже теперь и здесь совершенно святы. И все же при этом, согласно богословским дефинициям, речь идет об оправдании, а не освящении; однако, нельзя не признать, что слово "освящение" в Писании иногда употребляется эквивалентно слову "оправдание". Но и с теми оговорками надлежит четко понимать, что люди Божьи могут с дерзновением обращаться к Богу, поскольку через Христа почитаются как бы совершенно святыми. О, братия, только задумайтесь об этом на миг. Нечестивые не могут приступать к святому Богу. Святой Бог (а разве Христос Иисус не святой Бог?) не может иметь общения с нечестивыми; мы же все - нечестивы. Отчего же тогда Христос принимает нас в Свое лоно? Отчего же тогда Отец Его ходит с нами и прислушивается к нам? Оттого, что Он видит нас, не самих по себе, а в союзе с нашим великим Вождем, Вторым Адамом. Бог Отец видит в нас,

"Не нашего с Адамом ночь падения,
Грех и руины коего покрывают все;
А день иной - день почище луча,
Что бывает от солнца в зените".

Он видит в делах Христовых наши дела; Христово совершенное послушание и безгрешное житие Он рассматривает как наше, так что нам дано воспевать на языке души, что Бог Отец видит нас,

"Святыми в белых
Одеждах Святаго".

Мы можем смело вступать во внутреннейшее за завесу, куда ничто нечистое войти не может, но куда мы можем отважиться вступать, так как Бог видит нас святыми во Христе Иисусе. Таково это великое и драгоценное учение; но тем не менее, в силу того, что употребление понятия "освящение" в любом другом значении (отличном от значения, в котором оно обыкновенно используется в смысле действия Духа) затемняет богословские понятия, и на практике, к великому сожалению, побуждает некоторых братьев презирать дело Духа Божьего, мне думается, что в обычной беседе между христианами лучше говорить об освящении, не путая этого понятия с тем, что отражает весьма отличный акт, а именно, оправдание при посредстве вмененной праведности нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. И все же, если мы слышим брата, говорящего нечто подобное, мы не должны выказывать в его отношении излишнюю суровость, будто бы он уклонился от веры, ибо в Писании понятия "освящение" и "оправдание" нередко используются параллельно, и праведность Христова сделалась темой обоих деяний благодати.

III. Теперь мы дошли до того третьего, обычного значения, в котором используется понятие "освящение". В этом смысле "освятить" значит реально очистить, то есть сделать святым; не только отделить, и не только чтить свято, но сделать по существу реально святым. Слово, понимаемое именно в этом смысле, встречается во многих местах Ветхого Завета. Например, в книге Исход 19:10-12. В третий день собирался Господь сойти на гору Синай, чтобы возвестить Свой святой Закон, и повелел перед тем Моисею: "Освяти его [народ] сегодня и завтра"; это освящение состояло в некоторых видимых действиях, в результате которых их тела и одежды стали бы чистыми, а души пришли в благоговейный страх и трепет. В третьей главе книги Иисуса Навина, когда сыны Израилевы собирались совершить переход через Иордан, народу было сказано: "Освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса". Им следовало приготовиться, чтобы наблюдать величественную, внушающую благоговейный страх картину, когда лишь только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода встанет стеной. В этом случае имело место реальное освящение. Людей в древности окропляли кровью, очищая таким образом от скверны, после чего таковые почитались в очах Божьих чистыми. Итак, именно в этом значении мы и рассматриваем наш третий текст, "... при освящении от Духа", и это значение, повторюсь, является самым общим; именно это значение мы имеем в виду в обычных между нами, христианами, беседах.

Освящение начинается с момента возрождения. Дух Божий внедряет в человека новый принцип, который называется духом; дух, представляющий собой третий элемент человеческой личности, обладает высшим естеством, так что верующий становится телом, душой и духом; и в этом отношении он отличается и различается от иных в роду Адама. Дело освящения, которое начинается с момента возрождения, продолжается двояко - воскресением и умерщвлением; во-первых, посредством оживления в человеке того, что есть в нем доброго, и, во-вторых, посредством умерщвления в человеке того, что есть в нем злого; умерщвлением, посредством которого плотские страсти подчиняются и заключаются, и оживлением, посредством которого жизнь, которую Бог вложил в нас, делается источником живой воды, текущей в жизнь вечную. Это происходит всякий день в процессе того, что между нами называется неотступностью святых; она хранит их и удерживает в славном, благодатном состоянии, чтобы богатели добрыми делами в похвалу славы Божьей; далее она, неотступность святых, достигает высшей точки или переходит в совершенство "славы", когда душа, полностью очищенная, восхищаема бывает к Богу, чтобы оказаться на высоте со святыми одесную престола величия. Итак, это дело, пусть мы обычно и говорим о нем как о деятельности Духа, является таким же делом Господа Иисуса Христа, как и Святого Духа. Занимаясь поиском текстов на эту тему, я был поражен вот чем: стоило мне найти один стих, который подтверждал, что это дело является делом Духа, как тут же находился и другой, в котором это дело почитается делом Иисуса Христа. Я прекрасно представляю себе, что мой второй текст, "... освященным во Христе Иисусе", исполнен таким же богатством смысла как и третий, "... при освящении от Духа". Сейчас, пожалуйста, обратите ваши сердца на следующее. Говорю так потому, что, к сожалению, не всем из вас, кроме тех, что имеют долю в этом драгоценном деле, будет интересно; иным этот предмет покажется излишне сухим. О, лишь бы таковые могли все же познать сколь драгоценным представляется подлинно верующему очищающее дело освящения.

Освящение есть дело, которое свершается в нас, а не для нас. Две движущих силы производят это дело нас. Одна из таковых, сила, благоуспешно производящая в нас это освящение, - Дух; другая сила, другое действенное средство, с помощью которого Дух производит освящение - Иисус Христос и Его драгоценнейшая Кровь. Предположим, выражаясь коротко насколько можно, имеется одежда, которую надобно вымыть. Есть и личность, способная исполнить это дело, есть и баня, которой ее надлежит вымыть; эта Личность - Дух Святый, а баня - драгоценнейшая Кровь Христа. Строго говоря, личность, занимающаяся очищением, и является освятителем. Но на полном основании освятителями можно назвать как То, что находится в священной купели, так и Того, Кто омывает. Итак, нас освящает Дух Божий; Он благоуспешен в Своем деле; но при том освящает нас посредством Крови Христа, при помощи воды и крови, которая тотчас истекла, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребра. Вернемся к нашей иллюстрации. Перед нами почернелая одежда; чтобы убелить ее, белильщик употребляет щелок и мыло; и щелок, и мыло суть очистители; так и Святой Дух, и Христос, совершивший искупительную жертву, суть освятители. Это, думается, понять нетрудно. Но давайте подробнее остановимся на освящении как учении. Великий работник, Дух Божий, очищает нас. Сегодня я не стану приводить много цитат. У большинства из присутствующих имеется "Баптистское исповедание веры" в издании Passmore & Alabaster в 4 пенни, а также "Катехизис". Оба издания распространяются членам Церкви по семьям. Там вы найдете множество текстов по нашей теме, ибо учение об освящении является между нами общепринятым; дело идет о том, что именно Дух Божий творит в нас чистое сердце, и дух правый внутри нас обновляет по завету именно Он - "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам". "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять". Дух Божий обновляет и изменяет особенности нашего характера, погрешности нашей воли, побуждая нас искать доброе и угодное перед очами Господа; так что все доброе, что есть у нас, можно назвать "плодами Духа", и все наши добродетели и все наши привлекательные свойства благоуспешно творит в нас Дух Бога живаго. Никогда, прошу вас, братия мои, никогда, никогда не забывайте об этом. О, настанет гибельный день для всякой общины, когда члены ее примутся думать свысока о деятельности Святого Духа внутри нас! Хотя величать дело Христово, совершенное для нас, есть великое удовольствие, не следует уничижать дела благословенного Духа в нас. Это погибельное зло вышло в нашей Церкви еще во дни моего предшественника, преподобного д-ра Джилла, который даже в глазах суперкальвинистов был благоразумным до мозга костей. Были некоторые братья, исповедавшие так называемое "вмененное освящение", отвергая при том дело благословенного Духа. Вчера вечером я прочел в нашей архивной церковной книге запись, которую внес туда собственноручно преподобный д-р Джилл; речь идет о хорошо продуманном постановлении нашей Церкви - "Постановили: Утверждать, что внутреннее освящение от Духа не является законом благодати и святости, вложенным в сердце; чем-то, произведенным благодатью, сообщенной и привитой душе; результатом, пусть начальным и еще неполным, действия неизменной и постоянной в дальнейшем, несмотря на всю нашу греховность, все наши искушения и сети, расставляемые врагом, благодати; и не будет производиться виновником, начальником сего дела до дня Христова, когда произойдет участие в наследии святых во свете, значит впадать в печальное заблуждение, которое покрывает стыдом и бесчестием благословенного Духа Божия и Его благодатную деятельность в душе человека; значит губить подлинное вероисповедание и действенное благочестие, и представлять людей непригодными к общению святых. Посему и постановили далее, что таковых, кто явно упорствует в подобном заблуждении, не допускать к причастию в нашей Церкви; и буде таковые из числа членов Церкви дерзнут принять причастие, посмеют есть хлеб и пить чашу Господню, таковых без промедления отлучать". Два члена Церкви, которые присутствовали тогда в собрании, известные сторонники этих убеждений, осужденных в вышеупомянутом постановлении, а также третье лицо, в собрание не явившееся, но державшееся (что хорошо было известно всем) этого ужасного заблуждения, соответственно были тотчас отлучены от Церкви. И более того, некто из иной общины, державшийся тех же убеждений, столь осуждаемых, был отставлен от стола, а пастору его в Кеттеринге было отписано на сей предмет с предупреждением не дозволять оставаться в братстве сему человеку, склонному к подобным страшным заблуждениям". Итак, преподобный д-р Джилл счел это заблуждение столь гибельным, что тотчас употребил свой секатор; он не стал дожидаться, пока грех этот даст молодых побегов, но удалил его ростки; вот одно из преимуществ распорядка и правил, установленных в Церкви Христом и дозволенных к исполнению под крепкой рукой Божьей, когда мы можем пресекать всякое заблуждение в самом зародыше, так что всякий, кто еще не заражен им, предохраняем бывает этим благословенным провидением Божьим при помощи Церкви. Мы всегда учили и доныне учим, что деятельность Духа в нас, посредством которой мы становимся подобными образу Сына Божьего, является столь же абсолютно необходимой для нашего спасения, как и дело Христа Иисуса, благодаря которому Он очищает нас от наших грехов.

Давайте, не отвлекаясь от основной темы, прервемся на миг, чтобы осветить следующий вопрос. Хотя в Писании и говорится, что начальником освящения является Бог, тем не менее нельзя упускать из виду и другой очевидный фактор освящения. "Освяти их", - говорит Христос, " истиною Твоею; слово Твое есть истина". Молодые люди, учащиеся в Библейских классах, подберите места из Писания во свидетельство тому, что орудием нашего освящения является Слово Божье. Вам предстоит убедиться в том, что таковых мест будет во множестве. Именно Слово Божье и освящает душу. Дух Божий доносит до наших умов и заповеди, и наставления, и истинные учения, и прилагает их в силе, живо и действенно. Слово Божье, сказанное на ухо и положенное на сердце, производит в нас и хотение и действие по Божьему благоволению. И как важно тогда проповедовать эту истину! И как нужно, чтобы вы никогда не попускали служению, в коем исключаются великие евангельские учения и наставления. Эта истина и есть наш освятитель; и если мы по жизни не слышим этой истины и не полагаемся на нее, возрастать в деле освящения мы не будем. Мы способны возрастать в здравии, только возрастая в здравом рассуждении. "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей". Не говорите о том или ином заблуждении, "О, это спорный вопрос!" Этот вопрос, спорный сегодня, встанет ребром завтра, в живом деле. Всякий, кто неверно судит в уме, рано или поздно ошибется на деле. Поскольку всякое рациональное зерно - что твоя алмазная пыль, хвалите и славьте здравое суждение. Братья, стойко держитесь истины, которую вы получили и которой научены. "Держитесь образца здравого учения"; и в наши дни, когда церковные догматы подвергают насмешкам, когда презирают основные положения вероисповедания, стойко держитесь истины, которую вы получили, чтобы остаться верными среди найденных неверными; ибо, так держась образца здравого учения, освящаемы будете Духом Божьим. Таким образом, действующей силой освящения, является Дух Божий, зримо проявляющийся в Евангельской истине. Однако позвольте мне вернуть вас к прежней риторической фигуре. Мы освящаемся при посредстве Христа Иисуса, поскольку именно в Его крови и воде, которая истекла, когда Ему пронзили ребра, Дух омывает наше сердце от его скверны и склонности ко греху. Вот что записано о нашем Господе: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна".

Напомню вам следующие истины: "Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат". "Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями". Повторюсь снова, что Библейских мест, подобных этим, сотни. "И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира". Ответ на вопрос, который бьющийся со грехом Павел задает в известном библейском тексте, "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?", не относится к Духу Святому; уже в следующем стихе апостол заявляет: "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим". Из технических соображений я не могу умножить числа примеров, однако, есть множество библейских отрывков того же содержания, а именно, наше освящение есть дело Христа Иисуса. Иисус есть наш освятитель, ибо Он наполнил священную купель возрождения кровью и водой, которая истекала, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребра; сей кровью с водой Святой Дух и омывает нас. Нельзя быть освященным по закону; чтобы освятить нас, Дух не использует заповедей по закону, поскольку очищения посредством нравственных требований быть не может - Дух Божий не использует таковых. Никак! Когда странствующие не могли пить горькой воды из Мерры, Моисей велел им взять дерево и бросить в воду, и вода эта сделалась сладкой; так и Дух Божий, находя в нашем сердце злобу, ожесточение и горечь, употребляет дерево Голгофы; Он бросает его в поток, и все делается чистым. Он находит нас прокаженными, и, чтобы очистить нас, взяв иссоп веры и обмочив его в драгоценнейшей Крови, окропляет нас, и мы чисты. Кровь Христова не только искупает от греха, но и умерщвляет грех, и делает все это непостижимо благоуспешно. Кровь Христова является пред лице Бога, и жертва Сына благоугодна Ему; когда Кровь эта низвергается на нас - похоти наши увядают, и древний порок получает смертельную рану. Дагон лежит ниц перед ковчегом Господним; голова и руки отсечены, осталось только туловище, и греховность при нем; однако, Христос уничтожит все прирожденные грехи наши, и посредством Его мы взойдем до небес, будучи совершенны, как совершен Отец наш Небесный. Подобно тому как Дух освящает только истиной, так и кровь Христа действует только верой. Молодые люди, учащиеся основам христианской веры в Библейских классах, снова предлагаю вам, обратитесь к своим Библиям в час досуга и найдите многие места, где говорится о том, что вера освящает душу и очищает сердце. Наша вера держится на драгоценнейшем искупительной жертве Христа. Видя Иисуса, страдающего на дереве, вера говорит: "Даю обет отмстить грехам, которыми Его прибили к дереву"; и так Его драгоценнейшая Кровь действует в нас, отвращая от всякого греха, и Дух Божий при посредстве истины, действуя верой, употребляет драгоценнейшую Кровь кропления, и мы делаемся чистыми, и Бог Отец в похвалу славы благодати Своей благодатствует нас в Возлюбленном. К сожалению, я могу замутнить и омрачить Провидение своими словами, но все же, быть может, мне удастся натолкнуть вас на некоторые рассуждения, которые помогут вам постичь Библейское учение об освящении, не в виде кратких дефиниций узкого смысла, записанных в наших исповеданиях веры, но шире, больше и всеохватнее. Дело, в котором мы, освященные во Христе Иисусе, освящены Богом Отцом, свершается тем не менее при освящении от Духа. О, мои дорогие слушатели, подвизаясь против греха, будьте святы. Вы, любящие Христа, не давайте повода кому-либо говорить о вас: "Да, есть христиане, есть; но это люди - худшие из народа". Наше красноречие, наша ученость, наша слава, наше богатство не способны представлять Христа миру; это доступно лишь нашему святому, христианскому житию. На днях я беседовал с братом-служителем об известном вам движении за празднование двухсотлетнего юбилея, которое, несомненно, причинит Церкви Христа огромный ущерб. Боюсь, что это может посеять раздоры между братьями; ошибки можно исправить, но нельзя задевать любви и оскорблять в лучших чувствах. Брат-служитель заметил, и, по-моему, это весьма правдоподобно, что инакомыслие расцвело в прошлом единственно благодаря надменной святости тогдашних служителей, так, чтобы, пока священнослужитель Церкви отправлялся на охоту, служитель-диссидент шел к страждущим со словами: "Вот так мы и лишимся силы, когда наши служители увлекаются политическими и мирскими делами; то же самое произойдет с каждым из нас". Я никогда не боялся обличать, почитая это нужным, но вовсе не люблю поднимать раздоров. Допустимо единственное соревнование - соревнование в трудах, чтобы выявить способного быть самым святым, самым ревностным, самым старательным, могущего сделать для неимущих и невежественных всех более, и поднять крест Христа всех выше. Вот таких членов той или иной деноминации можно возвысить: более благочестивых, более освященных и духовно возвышенных, нежели другие. Всякие партийные склоки, порождающие одни лишь распри, вражду и ссору, не от Духа Божьего; жить ради Бога и быть посвященным Ему - вот в чем сила Церкви; вот источник нашей победы - с нами Господь Бог, чтобы помогать нам, и да будет слава имени Его.

Что касается здесь присутствующих из числа не обращенных и не раскаявшихся, то я не могу говорить с вами об освящении. Этим воскресным утром я отворил перед вами дверь, но вы не посмели переступить ее порога. Только запомните следующее: если нечто мешает вам переступить этот порог, то же помешает вам вступить в небо, ибо

"Не пускают всегда во святые врата,
Скверна, грех и бесчестье;
И никто не пройдет туда,
Кроме тех, что идут за Агнцем".

Может быть, эти стихи о вас, тогда смиритесь, исповедайтесь в грехе, просите и найдите прощение, и после этого, только после этого, у вас появится надежда, что Дух, быть может, освятит вас в духе. Господь да благословит вас Христа ради.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)