|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Снадобье от забот
Проповедь № 428, прочитанная на утреннем богослужении в воскресенье, 12-ого января 1862 г. преп. Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ в Метрополитен Табернакл, Ньюингтон... "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" 1 Пет. 5:7 Ни одно из наставлений Священного Писания не обнимает всех обязанностей верующих; более того, одни наставления здесь надстраиваются над другими, подобно каменным ступеням, по которым путешественник забирается на вершину египетской пирамиды. Сначала ты должен твердо опереться на одно наставление, и только затем будешь в состоянии взойти на другое. Памятуя об этом, обратимся к следующему наставлению, "Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время". Это наставление изложено в стихе, предшествующем моему тексту. Вам известно, возлюбленные, что есть заботы (корыстные побуждения, плотские вожделения), которые нельзя возлагать на Бога; это было бы преступлением перед Ним; поскольку просить Бога об исполнении житейских забот значит навлекать на свою голову бесчестье. Эти заботы никогда не досаждали бы нам, если бы мы исполняли наставление "Смиритесь под крепкую руку Божию". Это бы разом обезглавило множество искушений, в которые временами впадают христиане. Возьмем к примеру обольщение богатством. Если я, желая быстро обогатиться, хватаю и удерживаю больше того, что мне безусловно нужно, то я уже не могу, преклонив колени, молить Бога, чтобы Он взял мои заботы, поскольку ничего подобного Он не имел в виду. Разве не Он научил меня просить, "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", и разве не Он преподал мне благословенный урок через Агура, чтобы молиться "Нищеты и богатства не давай мне"? И как я могу, будучи скрягой, преклонять колени перед Богом и обращаться к Нему, благоприлично, с молитвой, чтобы давал мне прибавлять дом к дому, присоединять поле к полю? Никак. Потворствовать такой заботе и допускать подобное даже в мыслях я не могу, когда внимаю наставлению "Смиритесь под крепкую руку Божию". Разберем другой пример подобных забот. Речь идет об исполнении честолюбивых замыслов, когда человек вожделеет к почестям, известности и славе; страстно желает выделиться; стремится вознестись на вершину, вызывая всеобщее уважение и почитаясь между некоторыми чуть ли не богом. Однако, давая таким пожеланиям проползти в наше сердце, мы не можем обращаться к Богу с молитвой об исполнении этих пожеланий. Такие заботы мы не смеем возлагать на Бога, ибо это означало бы сваливать нашу скверну на алтарь Божьей святости. Добавлю, что подобные заботы никогда не изводили бы наших сердец, будь они смиренны перед Богом. Есть и другие заботы, которыми мы обременяем себя сами. Речь идет о тревожном расстройстве, то есть страхе, обращенном в будущее; о том безрассудном страхе, что порождается мозгом, досаждает разуму и смущает сердце. Мы не смеем просить Бога возлагать на Себя этакие заботы, ибо вряд ли можно возлагать на Бога заботы, которые не имеют никакого основания, если не считать таковым наших фантазий. Но тогда, возлюбленные, "смирившись под крепкую руку Божию", отбросьте такие заботы; только в послушании святой воле и покорности предвечному определению наша душа смирится и успокоится; и дух перестанет волноваться от каприз, вымышленных образов, порожденных игрой собственной фантазии. О, если бы вы только милостью Божьей творили заповеданное Господом в наставлении, "Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время", тогда, думается мне, без всяких отступлений я мог бы обратиться к вам со словами моего текста: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас". Повторюсь, мы не смеем возлагать на Бога свои греховные заботы; но если таковые имеются, тогда, поступая согласно наставлению, "Смиритесь...", мы можем избавиться от подобной суеты и томления духа. Лежачий не боится упасть. Смиряющий и успокаивающий душу свою, как дитя, отнятое от груди матери, перестает раздражаться и плакать. Обращая ваше внимание в это воскресное утро на столь драгоценный текст, мне хотелось бы, чтобы Святой Дух избавил вас от забот и печалей; в этом я уповаю только на Бога, и нисколько на себя, так как сам я не имею силы повиноваться этому наставлению, и тем более не могу пригодиться вам в этом деле. Однако, если Дух Божий нисходит на проповедующего, у того появляется сила возлагать свои заботы на Бога, и тогда на основании своего опыта он может сказать, что только в том случае, когда Святой Дух даст вам силы, сумеете и вы исполнить то же. Итак, чтобы наше слово было в утешение и укрепление вам, построим нашу проповедь следующим образом. Первые минуты посвятим толкованию тревожных расстройств, предложив их определение; далее, укажем на благословенное снадобье, о котором говорится в моем тексте, и постараемся употребить его во имя Божье; и, наконец, чтобы убедить верующих исполнять заповеданное Господом, предложим доброе слово ободрения из второй части фразы, "...Он печется о вас". Итак, прежде, I. ОПИШЕМ ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА Заботы, о которых говорится в этом тексте, являются заботами о правильном, приличном и должном (в отличие от затронутых мною выше забот об ошибочном, неприличном и запретном), но и таковые лишают нас покоя, если, направляясь на правильное, приличное и должное, доводятся до крайности; и таким заботам бывает присуща греховная природа. Это проясняется вмиг, стоит лишь задуматься о том, что грех есть всякое нарушение Божьих повелений; и не будь иных повелений, нарушение того, что заключено в нашем тексте, стало бы у нас беззаконием. Именно это наставление наш Спаситель повторял много раз, именно это наставление не уставали повторять апостолы, именно этим наставлением нельзя пренебрегать, не впадая в преступление. К тому же, беспокоиться о чем-то значит представлять себя мудрее Бога, значит пробиваться на уровень Его бытия, чтобы творить вместо Него то, что Он, по-нашему мнению, свершить не может или не хочет; мы стараемся мудрствовать о том, о чем Он, согласно нашим фантазиям, забывает; или взваливаем на себя бремя, которое Он, якобы, не может или не хочет понести вместо нас. И такая-то дерзость, или, если хотите, наглость, является сама по себе греховной; стремление знать обо всем лучше Бога, желание вырвать руль у Кормчего, попытка исправить Его замыслы, преобразовать Провидение - все это и впрямь такая дерзость, что опекающее нас Писание вынуждено оттеснять самозванца, призывая его к ответу: "Разве советником Царским поставили тебя? Что ты сделал? Он не советовался с тобой, когда творил небо и землю, и равновесие облаков, и раскидывал небеса как шатер, дабы обитать в них; итак, как смеешь ты входить сюда, предлагая совет совершенной Премудрости и помощь всемогущей силе?" Итак, тревожные расстройства сами по себе имеют греховное естество. Помимо того, тревожные расстройства часто ведут к иным грехам, а временами и к явным беззакониям. Торговец, не умеющий доверить свое дело Богу, впадает в искушение употребить бесчестные приемы своего цеха. Он не только впадает в подобное искушение, но и уступает ему, протянув нечестивую руку в угождение себе. Лица свободных профессий, в том числе литераторы, не доверяющие Богу, могут употреблять навыки своего дарования для бесчестных и беззаконных целей; и вообще всякий человек, твердый в ином, искушается желанием, полагаясь на здравый смысл приятеля или душевную мудрость наставника, оставить молитву и забыть обещание, данное Богу. Так пренебрегают источником воды живой, чтобы идти к разбитым водоемам. В этом преступлении, то есть беззаконии, вызывающем гнев Божий, пророки обличали древний Израиль. Если такое беззаконие и не оборачивается иным злом, кроме греха предпочтения, отданного человеческому совету, а не Божьему водительству, то все равно терпеть и миловать тревожные расстройства не стоит. Только задумайтесь, братья мои, сколько грехов порождаются в нашем сердце заботами. Помыслите о непокорности, которая побуждает нас сомневаться в нашем Боге, о недостатке нашей любви, свидетельствующем о нашем недоверии к любви Божьей, о недостатке упования, ослепляющем нас так, что мы уже не видим радуги после дождя. Возьмите в толк, братья мои, как мы негодуем, ропщем и не доверяем, оскорбляя Духа Божьего, и часто побуждаем Его отступать от нас, препятствуя тем собственным молитвам, искажая в себе образ Божий, предавая себя поискам своего, дольнего, а не горнего. Все это суть грехи, виноград от виноградной лозы с полей Гоморрских, плод, растущий на лозе наших забот. Заботы низкого происхождения суть утробы, порождающие множество греха. Недоверие есть яйцо, из которого вылупляется много злодейства; мы потакаем своим заботам и, конечно, не думаем, что делаем грех, хотя потакание заботам уже само по себе преступно; но есть еще и некий соблазнитель, ведущий нас далее к деянию иных беззаконий, ибо человек, уходящий в свои заботы с головой, уже созрел для любого греха; между тем, возлагающий свои заботы на Бога стоит без опасения, и лукавый не прикасается к нему. Продолжим описание этой болезни тревожных расстройств. Если тревожные расстройства сами по себе греховны, и болезнь эта - мать греху, то снова повторю, что тревожные расстройства чреваты скорбью, ибо как нитка за иголкой, так и скорбь за грехом. Хочешь пасть духом? Тогда помысли о себе и своих делах, не обращаясь к Богу и Его обещаниям. Одни из вас по жизни бывают очень счастливы, но стоит вам только захотеть и вы, братья мои дорогие, можете обратиться в несчастных. Другие из вас по мнению мира сего несчастны, но по воле Божьей бывает, что на таковых низвергаются свыше потоки благословений. Как нищета не обязательно чревата скорбью, так и богатство не обязательно несет мир и счастье. Если кто-то из вас желает скорби, тому не надо оставлять жилища; ему нет нужды отправляться за неудовлетворенностью в дальний поход; ибо можно обнищать, пресытившись обилием удовольствий; можно волноваться, пребывая в полном покое; можно тяжело страдать, будучи в зените благополучия. Свои обстоятельства большей частью мы определяем сами. Бог же предопределяет, и тогда одни из нас, снискавшие благодати, блаженствуют, а другие, истерзанные грехом, скорбят. Однако разве Бог -источник нашей скорби? Основание нашей скорби лежит у наших, а не Его, дверей. Взгляните на того христианина. Глаза его блестят, поступь его легка, он скор на исполнение поручений Господина; у него множество забот, но вот он просыпается утром и, если еще помнит о них, преклоняет колена и возлагает заботы свои на Бога: но вот наш христианин возвращается домой, а день этот, надо сказать, принес ему немало скорбей, и снимает свое бремя долой и возлагает на Бога. Человек этот со всеми его тревогами имеет больше благословений, чем тот учитель, у которого имелось бы немного досадных тревог, если бы не заботы и треволнения, из-за которых он, доставляя неприятности самому себе, делает всякую мелочь основанием к раздражению, малейшую неудачу превращает в громадное бедствие и теряет всякое терпение, когда всё и вся не отвечают его надменным пожеланиям и привередливым вкусам. О, братья мои! Как не пристало христианам печалиться. Возрадуйтесь, ибо записано, "Радуйтесь всегда в Господе", но вам никогда не достичь подлинной радости, если не оставите потакания своим тревогам. Тревожные расстройства не только вводят нас в грех, не только нарушают наш душевный покой, но и препятствуют нашему полноценному служению. Кто оставляет свои тревоги при себе, как может трудиться для Господина? Тяжко проповедовать, когда за кафедрой твое сердце терзается заботами. Ты просто не слышишь мелодию благодати, когда они жужжат над ухом. Что бы вы сказали, явись ваш рабочий к вам утром с предметом из домашней мебели на плечах. Он считается вашим носильщиком, и намерен переносить ваши товары; вам кажется, что он, взваливши в меру сил, несет ваше добро, но не тут-то и было - он тащит на спине свой груз. Вы обращаетесь к нему со словами, "Добрый человек, чем ты занят?" "О, сэр, на мне моя домашняя утварь". Разве не сказали бы вы тогда, "Добро, но как ты исполнишь мое задание? Я нанял тебя нести мою, а не твою, поклажу". "Да, сэр" - отвечает он, "я настолько слаб, что не выдержу обе сразу". "Тогда оставь свою утварь" - говорите вы, "и неси мою поклажу". Или употребим другую аллегорию. Однажды некий купец подрядился служить великому царю в качестве его посланника при дворах иных царствующих особ. И вот перед отбытием за рубеж этот купец говорит царю: "Дело у меня такое, что требует непрестанных забот, но я хочу служить всегда Вашему величеству как следует; стало быть, когда я стану исполнять Ваши поручения, мое дело не устоит". "Хорошо", - говорит царь, "займись моим делом, а я займусь твоим. Прилагай к сему всё старание и делай всё возможное; я же сделаю так, что ты по ревности своей ради моего не пострадаешь ни в чем". Так же и наш Господь говорит нам, как Своим служителям: "Совершите дело Мое, и Я совершу ваше. Служите Мне, и Я послужу вам". Подобно и Петр - он идет ловить рыбу, когда Христу понадобилась кафедра, чтобы проповедовать. И вот Он входит в лодку Петра, и проповедует из нее. А что же с рыбной ловлей Петра? О, Господин его позаботился и о том, ибо тотчас по завершении проповеди Он говорит Петру: "Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова", и Петр, пустивший Христа в свою лодку, за десять минут набирает столько рыбы, сколько не мог бы набрать и за десять недель, когда бы ловил по своей воле. Возложите свои заботы на Бога, и займитесь Его делом, "ПУСТЬ СЛУЖЕНИЕ ЕМУ ДОСТАВЛЯЕТ РАДОСТЬ ДУШЕ ВАШЕЙ, ТОГДА ВАШИ НУЖДЫ СТАНУТ ЕГО ЗАБОТОЙ". Наша тема останется раскрытой не до конца, если не прибавить, что тревожные расстройства, о греховности которых мы, по всей видимости, почти и не думаем, причиняют весьма великий урон нашему благословенному и святому предприятию. Выражение грусти и печали на ваших лицах свидетельствует, что ваши сердца, преисполненные тревог, являются лучшим оправданием для беспечных людей. "Взгляните", - говорит ваша грусть и печаль, "взгляните, вот человек, верующий во Христа; все зимы века сего оставили на его челе свои отметины, и все ветра, кажется, положили свою печать на выражение его лица; и нет у него ни покоя, ни радости. И кто же захочет стать христианином, чтобы уподобиться этому несчастному?" Стало быть, говорит беспечный человек, геенна здесь, на земле, ему не нужна, пусть уж она достанется ему в будущем; между тем, и души, объятые тревогой, скажут, "Христианская религия не может быть истинной, ибо если бы она была истинной на деле, всякий бы убедился в том, что она способна поддержать своих последователей в жизненных невзгодах. Если Всевышний по Слову Своему всенепременно поддерживает Свой народ, и христиане не остаются без поддержки, значит, верующие должны ободряться и утешаться; но я-то вижу, что они преисполнены забот и треволнений, как и все остальные, и также нетерпеливы, как все другие; и что имярек, исповедующий веру свою, так же немощен и так же легко покоряется бурям, как и тот, что не верует ни в какого Бога, и не имеет обещаний, на которые мог бы уповать". Да не скажут подобного о христианах, глядя на вас; да не откроются уста вражеские для хулы на Бога! О вы, семя от жены, не давайте пищи древнему змию, но как добрые воины Иисуса Христа ищите Бога, возлагайте заботы свои на Него, да избавитесь от всякой частной помехи в отмщение врагам вашего Господина. Я завершаю описание тревожных расстройств напоминанием о том, что в конце концов подобные тревожные расстройства доводят до чаши с ядом, удавке или кинжалу многих и многих людей, а сотни других волокут в сумасшедшие дома. Отчего ныне возрастает число обитателей этих домов; отчего почти в каждом селении Англии имеется потребность во все новых убежищах для душевнобольных, отчего крыло за крылом пристраивают новые и новые палаты для ненормальных и умалишенных? Ответ простой: все от того, что мы желаем нести то, до чего нам и дела не должно быть, свои собственные заботы; стало быть, до тех пор, пока повсюду в Англии не станут соблюдать дня Господня, всеобщего дня отдохновения; и до тех пор, пока мы не упокоим своих сердец в Господе и не возложим на Него свои заботы, надлежит нам изготовиться к дальнейшим сообщениям о росте числа самоубийств и количества умалишенных. Пока остается в неприкосновенности настоящая система конкурентной борьбы в промышленности (а надеждой, что она когда-либо затихнет, здесь и не пахнет, ибо довольно знамений времен указывает на то, что эти битвы день ото дня будут все более и более суровыми), всякий из нас обязан будет с большей твердостью, непреклонностью и стойкостью возлагать свои заботы на Бога, чтобы не дрогнул наш разум и мы не стали выть, как воют умалишенные в своих палатах. О, ради вас самих и ради ваших детей, Христа ради и ради Его Церкви, я умоляю вас не опустошать святого обиталища, построенного Богом, не изгонять возлюбленного Обладателя и не превращать храм Божий в темницу для умалишенных. Прочь греховные заботы, если вы еще желаете быть людьми. Далее темой второй части нашей проповеди станет, II. БЛАГОСЛОВЕННОЕ СНАДОБЬЕ ОТ ЗАБОТ Кто-то должен понести наши заботы - иначе нельзя. Если я сам не могу сделать этого, то кто сделает это за меня? Мой Отец Небесный желает понести мои бремена! Тот, Которому не занимать силы, ибо она во всемогуществе Его, обращается ко мне: "Дитя Мое, возложи заботы твои на твоего Господа". Если я вижу в этом высокую, благословенную честь для себя, то как посмею я пренебречь ею? Могу ли я стать беззаконником, отклонившим заповедь Его и возложившим свои заботы на себя? Итак, вот это благословенное снадобье от забот - "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя". Далее, чтобы перейти от описания этого снадобья к применению его, напомню с помощью Святого Духа Божьего о некоторых тревожных расстройствах, или заботах, которые кажутся нам довольно правильными, приличными и должными соответственно их целям, но избавиться от которых можно, только возложив их на Бога. Одной из основных и самых естественных забот, которые довлеют над нами, является забота о хлебе насущном. "Мне пристало довольствоваться", - говорит один, "пищей и одеждой; если же я не стану добывать этого праведно перед глазами всего народа, то доколе не увижу, что мое семейство обеспечено всем, могу ли я быть счастлив?" "Что же нам", - продолжает он, "есть, или что пить, или во что одеться? Как быть, если у меня нет никаких условий, нет никакой возможности зарабатывать средства к существованию? Как быть, если у меня нет состояния, нет ничего, чем я мог бы содержать семью, не работая? Как быть, если у меня нет ни друга, ни покровителя, которые могли бы подавать мне щедрую помощь? Что мне делать тогда?" Как христианин вы обязаны выказывать всякое усердие, поскольку в том состоит ваш долг; но вот что важно, если Бог обещает вам помочь, не сочетайте никакого раздражения с вашим усердием, никакого нетерпения с вашей скорбью, и никакого недоверия с вашими судами. Не делайте этого, вспоминая, как нежно говорит к вам Иисус: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Заботы, о которых я теперь говорю, достаточно естественны, и предлагать человеку избавиться от них, когда он и в самом деле нуждается, нелепо и воистину жестоко, если вы не можете предложить ему твердого утешения; но оно есть у вас, и вы можете сказать: "Оставьте свои испытания Богу". Ревнуйте и старайтесь для Бога, смирившись под Его крепкую руку; не можете делать одно, займитесь другим; не можете заработать хлеб насущный, как джентльмены, зарабатывайте как простолюдины; не можете заработать хлеб насущный трудом умственным, зарабатывайте трудом физическим; главное, трудитесь, чтобы жить праведно; подметайте перекрестки, если не можете делать чего-то еще, ибо, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь; если же вы делаете все это, но всякая дверь по-прежнему закрывается перед вами, делайте как написано: "Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину". Деловые люди, которым уж точно не пристало гоняться за предметами первой необходимости (как жилище, еда и так далее), часто в разных обстоятельствах терзаются заботами о крупных сделках и расширенной коммерции. Промахи ближних, нередко безнадежные долги, обвалы на рынке, денежно-кредитные проблемы и внезапная биржевая паника, оборачиваются массой неприятностей. В наше время система финансового кредитования такова, что христианину очень трудно руководить делом на манер трезвый, солидный, предпочитающий совестливый деловой подход. О, если бы система коммерции последовала наставлению, "Не оставайтесь должными никому ничем", то это исцелило бы, и здесь у меня нет никаких сомнений, десять тысяч недугов, нынче возникающих на почве системы кредитования, которая кажется неоспоримой, но, по моему твердому убеждению, плодящей множество преступлений и бесчисленных забот для истязания деловых людей. Современная торговая система, прибегающая к суровым мерам воздействия, плодит самым естественным образом множество забот. Если кто-то из присутствующих здесь скажет, что отправляется в частную контору, где у него работает много наемных служащих, всегда с легкой душой, и вообще никаких забот с ними не имеет, то я вынужден буду почесть такового за rara avis* ("редкая птица", редкостный, исключительный человек; человек каких мало; или редкое явление; редкость, диковина. - Прим. пер.) в этом мире; и, конечно, он может ходить туда, доколе не упадет в изнурении, прежде чем встретится с подобным себе, составленным из того же теста. Но если здесь находится какой-либо брат, имеющий дело настолько обширное, что не спит из-за него ночами, ворочается на своем ложе, размышляя о некоем служащем, который, по всей видимости, ограбил его, или о некоем судне, которое вышло в открытое море, или о резком падении цен на некий артикул, которого у него много, причем в большом ассортименте, и обо всех подобных пустяках, которые каждому из вас знакомы, то я вынужден спросить такового: "Брат, погоди-ка, погоди! Что ты делаешь? Что ты делаешь! Ты уверен, что в этом деле ты употребил все благоразумие и мудрость, и все трудолюбие, и уделил всему должное внимание?" "Да". Прекрасно, но тогда что тебе еще надлежит делать? Предположим, тебе плачется всю ночь напролет, но разве это воспрепятствует твоему судну сесть на мель в Песках Гудвина (Опасная песчаная отмель во входе в Дуврский пролив, на юго-восточном побережье Англии. - Прим. пер.)?Предположим, ты выплачешь все глаза, но разве от этого грабитель станет честным? Предположим, ты будешь волноваться так, что перестанешь есть, но разве от того поднимутся цены на твой артикул? Быть может, тебе следовало бы сказать, "Итак я сделал все, что надлежало, и теперь возложу все заботы мои на Бога", чтобы взяться за ум и заняться делом. Между тем ты впустую тратишь свою силу по мелочам, а затем совершаешь грубые ошибки, и так умножаешь свои заботы иной заботой, которой надеялся удалить первые. Перестань, оставь их! Мы говорим, "Сделанного не тронь!", я же говорю, "Не тронь несделанного!" Оставь и сделанное, и не сделанное тобою, ибо твоим рукам найдется достойное занятие, если хочешь занять себя в этих обстоятельствах чем-то; у тебя одна рука есть рука молитвы: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом", а другая рука - рука веры, доверия к Богу, так что прямо сейчас сними с себя бремя забот своих и возложи их на твоего вечного Бога, ибо "Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику". Другой заботой личного свойства, весьма естественной и воистину надлежащей, если не доводить ее до крайности, является забота о наших детях. Благословен Бог, дарующий нам детей. Мы не разделяем чувствований тех, которые почитают детей несчастьем, поскольку полагаем, что всякое дитя есть наследие от Господа. Однако же сколько забот приносят они нам! Как воспитать их, и как обеспечить их насущные нужды? Станут ли таковые почитать своего родителя, или навлекут позор на имя его, которое носят? Дитя может быть величайшим проклятием, какое когда-либо имели его родители, но может быть и величайшим из желанных утешений. "Все они", - как сказал один старый пуританин, "как двусмысленное благословение, и, несомненно, могут стать проклятием", но я никак не могу согласиться с ним в части сомнения в отношении того, что называется благословением, ибо Господь посылает. Родитель-христианин должен проявлять заботу о своих детях, и тем паче, что он христианин, поскольку, наставляя их не довольствоваться преуспеянием в делах, сам не успокоится до тех пор, пока его дети не станут ходить перед Господом в истине. Мать и отец, вы молились о ваших детях, вы думаете, что являете им святой пример, вы трудитесь, не покладая рук день и ночь, преподавая им уроки истины, пребывающей в Иисусе; ради них вы снова и снова пребываете в муках чадородия доколе не изобразится в них Христос; это хорошо, но теперь позвольте же душам вашим спокойно ожидать благословения, предоставьте отпрысков своих Богу; возложите заботы о детях своих на Бога, их Отца Небесного; не подавайте повода никакому нетерпению, если они еще не обратились к Богу в надлежащие по-вашему сроки, и не давайте всякому неверию отвлекать ваш дух, если они, по всей видимости, подрывают ваши надежды. Вчера на глаза мне попались несколько стихотворных строчек, принадлежащих, похоже, перу какой-то американской поэтессы; эти стихи удивительно точно соответствуют теме настоящей проповеди, и, когда я читал их в узком кругу, они трогали меня за живое. Стало быть, прошу прощения, что прочту эти стихи, хотя до сих пор я не читал с листа ни одной проповеди. "Господь перешел Иордан", Так же и вы поступайте, зная свое призвание унаследовать благословение. Всякому христианину не избежать в свое время личных забот высшего свойства, а именно, забот духовных. Он возродился из мертвых к упованию живому, но страшится, что вера его все же умрет. Он надеется, что искра духовной радости его не прейдет; однако, вот наваливаются на него мрачные и тоскливые ночи, и он боится, что этот свет потухнет во тьме. До сих он преодолевал препятствия, но теперь дрожит от страха, как бы не пасть в одночасье от вражеской руки. Возлюбленный, умолю тебя; возложи и эти заботы на Бога, ибо Он печется о тебе. "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа". Разве не сказал Сам: "Не оставлю тебя и не покину тебя"? "Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь". "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя". "есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ". "Я даю им [Своим овцам] жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Хорошо, можно было бы оставить вас здесь на все утро, на весь день и на весь вечер, повторяя драгоценные обетования Божьи, и можно было бы подвести под ними общую черту, словами, ЧТО ЕЩЕ МОГ БЫ ВАМ ОН СКАЗАТЬ СВЕРХ ТОГО, ЧТО СКАЗАЛ, ВАМ, КТО ПОКРОВ И УБЕЖИЩЕ ВО ХРИСТЕ ОТЫСКАЛ? Тогда прочь темные сомнения и заботы! Вас заботит прошлый грех? "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Если же это настоящее искушение, то "вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести". Если это будущая опасность, то не Он оставляет тебя с ним, ибо "ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем". Если вы стали постоянно думать о самих себе, то как, должно быть, вы несчастны. Разве не Христос делает из вас того, кем вы предстаете перед очами Божьими? Тогда взирайте на Иисуса, чтобы постичь, какую цену даст вам Бог. Душа, повторюсь еще раз, отврати свой взор от себя и обрати на Христа. Никогда не давай заботам освящения подрывать веру в оправдание. И что же, что ты грешник или грешница! Христос принял смерть, чтобы спасти грешников. И что же, что ты не заслуживаешь спасения! "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых". Благодать подается даром. Возлюбленные, Он все еще приглашает вас; оставьте бремя спасения души вашей там, где следует. Не будьте Озою, не простирайте в поспешности руки своей, чтобы придержать ковчег Божий; более того, не будьте Озией, не старайтесь приносить жертвы или узурпировать духовный сан, ибо Кто постоит за вас? Христос! А вы же не имеете сил постоять за себя или сделать нечто для самих себя. Возложите тогда все заботы ваши на Него, ибо печется о вас. Прошу уделить мне еще две-три минуты своего терпеливого внимания, чтобы постараться употребить это снадобье надлежащим образом, ибо вижу, что имеется множество забот не личного, а скорее церковного свойства, которые часто в разных обстоятельствах втираются в доверие и умоляют оставить их в живых, но с таковыми, тем не менее, следует расправляться. Если бы я, паче чаяния, не проповедовал бы сегодня никому, я стал бы проповедовать самому себе. Да, бывают заботы о том, как следует проводить служение Богу. Я знаю одного безрассудного молодого человека, который не спит ночами и, не смыкая глаз, размышляет о том; а временами днями безрассудно печалится, поскольку с великими сердечными устремлениями и великими прожектами души своей не видит способа, которым должно проводить их в жизнь, и пока не стяжал веры, которая Посмеивается над невозможным, Если кто из вас страдает подобным печальным недугом, позвольте мне убедить вас словами Петра возложить свои заботы о служении Богу на Бога. Он никогда не посылает нас служить по собственному желанию; Он никогда не требует, чтобы мы исполняли Его труд за Него; и нам надлежит понимать, что когда Бог не дает нам совершить столько, сколько Ему нужно, то благословен Бог, Который позволяет и допускает нам совершить сколько мы можем. Если мы считаем, что мало между нами делателей или немного имеем средств, чтобы работать, о том не следует волноваться, где взять средства или как обеспечить людьми. Надлежит просто молиться: "Господи, вышли делателей", и равно уместно было бы просить, у кого есть серебро и золото, отдать на дело Божье; но после сего надлежит возложить заботы свои на Бога. Но тогда, преодолев все это, вы можете встретить иное беспокойство, - такое нередко и меня заботит - беспокойство об успехе дела Божьего. О, как сердца наши ликуют, когда обращаются души, как сердца наши скачут от радости, когда Церковь неуклонно умножается; и как довольны мы бываем тогда! Но вот небольшая заминка, и как мы печалимся; если не всегда видим Господа, обнажающего святую мышцу Свою перед глазами всего народа, мы готовы пасть со словами: "Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих". И вот, здоровье наше уходит и сердце сдает, когда эта истощающая нас, как женщину истечение крови, болезнь неверия овладевает нами, мы ощущаем как убывает жизнь, когда нет успеха. Так что и подобные заботы нам следует возлагать на Бога. Виноградари, ваш Работодатель, послал вас сеять семя; вы исполнили, но ничто из посеянного вами не взошло; однако, вы сеяли так, как Он повелевал вам, и там, где указывал, так что никогда Он не возложит вины неурожая на вас. Наша забота - проповедовать, обращать души - забота Божья; наше дело - трудиться, причем успех нашего труда зависит только от Него. "Проходя долиною плача, они открывают в ней источники" - то есть, их дело - рыть колодцы, "и дождь покрывает ее благословением" - то есть заполнять эти источники не их дело; заметим здесь, что источники в Палестине в отличие от наших краев заполняются не водоносными пластами, а дождевой водою, - благословение является свыше; и, если мы отрыли источники и помолились шесть раз, однако, небо не отворилось и дождей не дало, следует помолиться в седьмой раз, и прольется, и заполнит источники до краев. Так что не станем заботиться о своем успехе. Временами встречается иная забота - как бы не ошибиться и не дать повода другим похулить Бога. Кроме бесов адских, есть бесы и земные; некоторые из них бывают весьма довольны, когда находят возможность вырвать из контекста слово, сколь бы прилично ни сказанное, и наживать на том капитал для хуления Бога. Дело это простое и по плечу любому глупцу, однако, в мире этом полно глупцов, которые рады всякому поводу снести подобную хулу, усвоить, а затем навязать ее другим. Некоторые трясутся совершать поступки из страха сокрушить что-либо в этом бренном мире; боясь молвить и слово, чтобы не сказать нечто способное разверзнуть вражьи уста. Боязливая ревность бывает весьма желанна, когда побуждает проявлять осмотрительность, и весьма нежеланна, когда ведет к тревожной, беспокойной немощи. Что вы или я можем поделать с тем, что творит враг? Если Господь не усмиряет дьявола, то, я уверен, нам этого не сделать; и если Он не заграждает пасти лжецов, то я думаю, что мы не смеем и пожелать того, чтобы Он сделал это; ибо, если Он дозволяет им разинуть пасть свою, то, я ничуть не сомневаюсь в том, они разевают ее к лучшему. Подобно Христу, грядущему к Иерусалиму сидящим на ослице, истина многократно въезжала в Иерусалим, оседлав своих презреннейших врагов. Вне сомнения, Христос был пронзен копьем, и свет Евангелия воссиял, подобно маяку, с Креста, где умер Сей Мученик. Так что, дадим врагам нашим творить надлежащее, будем стоять в Господе и возложим на Него свои заботы. И еще, иной страшится оказаться в конце концов ненадежным, боится, как бы кровь людская не оказалась на полах его одежды. О, сколько раз находил я себя на полу, сокрушавшимся от подобной мысли. Это бремя, тяготевшее на мне, бывало причиной моего самого жалкого состояния, пока тело мое не приходило в такое согласие с духом моим, что, если бы вы увидели мои слезы, струящиеся из глаз, и холодный пот, текущий с макушки моей головы, то сказали бы: "Что за душа выходит проповедовать нам!" Мысль о том, что мне надлежит оставаться верным, обращаясь всякий раз ко всем вам, а иначе взыщет Господь ваши души от руки моей, является такой ужасной, что в узком кругу, при закрытых дверях, я никогда не смею и думать о том, ибо она совершенно лишает меня мужества. Но если Он позволяет нам совершать все возможное при посредстве Духа Своего, то, слава Богу, что мы обязаны возложить и эту заботу на Него. Мы знаем, что Он не спросит с нас больше того, что дал; так что в той мере, в какой Он поможет нам, в той и прославится; а если мы потерпим крах, то Он омоет нас Своей драгоценной Кровью, так что, несмотря на всякий преизбыток ответственности, служителю суждено войти в Царство Небесное и найти место среди освященного. В заключение приведу лишь несколько слов из, III. ПОБУЖДЕНИЯ СЛОЖИТЬ БРЕМЯ, "ИБО ОН ПЕЧЕТСЯ О ВАС" Веруйте, во-первых, в общее Провидение, ибо Господь Бог печется о муравьях и ангелах, червях и мирах; Он печется о херувимах и малых птицах, серафимах и насекомых. Все заботы ваши возложите на Того, Кто исчисляет количество звезд; всех их называет именами их, по ополчениям их. "Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: 'путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего'? Ликуйте, усматривая всеобщее Провидение Божье! Во-вторых, помыслите о специальном Провидении - Провидении Божьем о всех святых. "И драгоценна будет кровь их пред очами Его". "Дорога в очах Господних смерть святых Его!" "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу". Будучи Спасителем всех людей, Он - Спаситель в особенности тех, что веруют, и да возрадует и утешит вас это, специальное Провидение, наблюдающее избранных от вечности, "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их". И еще, в-третьих, пусть мысли об особой Его любви к вам лягут в основание вашего утешения. "Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ". Бог во множестве говорит это вам, как говорил это всякому святому из древних. "Не бойся, Я твой щит; награда твоя весьма велика". О, как хотелось бы мне, возлюбленные, чтобы Святой Дух побудил вас принять это обетование за обращенное лично к вам; забыть об остальных из нашего обширного собрания и помыслить лишь о себе, поскольку эти обетования обращены к вам, предлагаются вам. О, возьмите их в толк. Читать Священное Писание всей Церкви неправильно, читайте его сами, и в особенности слушайте, что Господь скажет вам в это воскресное утро, "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте". Представьте, что это Он говорит вам, "Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя". Представьте Его идущим по воде ваших забот, ибо Господь, Сущий на небесах, говорит вам, "Ободритесь; это Я, не бойтесь". О, эти благие слова Христовы! Бог говорит их мне и вам; передайте их тому бедному, скорбящему дитяти; повторяйте их друг другу; сообщайте всякому ближнему и дальнему, и да слышим голос Его и говорим, "Иисус дает утешение, я не могу не принять его, в тени Его люблю я сидеть". Грешники, безбожные люди, здесь присутствующие, к вам обращаюсь - вы не знаете Бога. Я осадил вас этими словами. Но сколь благословенно быть христианином, имеющим Того, Кто может понести наши заботы вместо нас! И что же, зная, что вы будете иметь такие же заботы, что и христиане, и зная, что ваши неприятности будут тяготить вас уже в этом мире, вы при всем этом не имеете Христа в сердце, чтобы утешал вас, не имеете Бога, чтобы помогал вам, не имеет обетования, чтобы радовало вас; вы пребываете во тьме без светильника, вам суждено умереть и лишиться бессмертия. О, дай вам Бог познать, что такое христианин, и тогда уста ваши заградились бы для познания высокой христианской чести. Я же говорю вам - все грехи свои возложите на Христа. Иисус Христос понесет их. Когда веруешь в Него, имеешь свидетельство, что воистину Он взял их издревле, понес их и пострадал за грешников, чтобы избавить их от рабства греху. О, все святые и все грешники, приступим ко Кресту, этому престолу благодати, и скажем: "Господи, избави нас от бремени вины и заботы, и давай нам ныне продолжить наш путь в радости", ибо Бог, не нуждающийся в помощи извне, сказал, "Не отступлю от тебя и не оставлю тебя". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |