АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. III. Социальная структура и стратификация
  3. Административная структура ММЦ «Валко. Новая звезда»
  4. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  5. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  6. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.
  7. Архитектурой компьютера называется ее логическая организация, структура и ресурсы, которые может использовать программист.
  8. АРХІВНІ ДОВІДНИКИ В СИСТЕМІ НДА: ФУНКЦІЇ ТА СТРУКТУРА
  9. Биотическая структура экосистем
  10. Бібліотека - інтелектуальний центр наукових досліджень. Структура і організація економічної бібліографії
  11. В обмене веществ различают две направленности процессов по отношению к структурам организма: ассимиляцию или анаболизм и диссимиляцию или катаболизм.

Диалектика в своем исходном значении / древнегреческом / понимается как искусство спора, как. технично организованная полемика, направленная на максимально объемное и динамичное понимание предмета спора. Уже это предполагает, что диалектическая методология , в отличие от формальной-логической сориентирована прежде всего на предмет и мысль, а не на слово, поэтому часто имеет метафорически-художественную форму выражения. При этом она стремиться добиться максимально полного понимания предмета, такого, которое бы открывало его подвижность, проти­воречивость, включенность в различиям системы связей и отношений.

Именно противоречивость и динамизм являются главными координатами диалектической методологии, в основе которой лежит «способность выносить напряжение противоречия в составе теоретического высказывания». Не случайно Гегель полагал, что диалектика есть максимальная мощная концентрация способности постигать, понимать, способности как самого мира, так человека, следующего за смыслом мира.

Он говорил: «Происходит саморастворение духа в материальном мире, и возникают новые формы вечного становления. ис­чезает все отжившее, окостеневшее, очевидные истины рассудка; прочное бытие, неподвижное существование - это лишь химеры неразвитого мышле­ния. Все бытие переход, ступень в спиралевидном развитии, борьба за единство на более высоком уровне. Муки творчества для сознания - это выражение в виде понятий всей полноты действительности, стремени абстрактного к конкретному, конкретного ко всеобщему, а. всеобщего к абсо­люту» .

Диалектика понимается как универсальный принцип жизненности мира. Принцип, который по-разному проявляется во всем: природе, мире вещей, истории, человеке. Принцип соединения созидательных и разрушительных начал, Диалектика - слово для обозначения «томления», творчества и теоретизирования Духа». Такое понимание диалектики Гегелем является есте­ственным оформлением исторически накапливающихся представлений.

1. Этапы развития диалектики.

Как способ философствования диалектика характерна уже для самых ранних форм философствования как на Западе, так и на Востоке. Она про­является в это время как особая художественно метафорическая пластич­ность мысли, целостное,»стереометрическое» восприятие мира. Именно поэтому корни диалектики, также как и философии, уходит в мифологию. . Эту диалектику часто называют наивной и стихийной.



Ранняя древнегреческая диалектика имеет ярко выраженный космоценрический характер» На ее основе мир понимается как живой пульсирующий, развивающийся космос. Шарообразный, сферический мир, вечно рождающийся и погибающий, живущий в круге вечного возвращения. Самым выдающимся представителем этой диалектики является Гераклит Эфесский, который слова диалектика не знал и не использовал. Однако, он первым говорил об изменчивости и противоречивости мира, о единстве и борьбе противоположностей.

«Космос этот,

тот же для всех,

никто из богов и никто из людей но создал,

но был он всегда, и есть и будет:

огонь вековечный,

возгорающий мерно

и погасающий мерно».

И в таком Космосе, как утверждает Гераклит:

« Что враждует, то соединяет,

из разъединяющихся –

Гармония прекраснейшая,

и все порождается Рознью».

 

Первые формы методологической рефлексии: по поводу этой космологи­ческой диалектики возникают в элейской школе / 6-5 вв до н.э. / место живого пульсирующего космоса в их воззрениях занимает единое неделимое неподвижное бытие. Поэтому характеристики подвижности и противоречиво­сти переместились в сферу мышления. благодаря чему и стал предметом особого размышления. Зенон Элейский предпринял попытку объяснить о подвижности и многогранности мира, и хотя он склонен был полагать, что характеристики подвижности, делимости, противоречи­вости ошибочно приписываются нами бытию, но размышляя о том, каким образом мы, оперируем этими представлениями, он сделал их предметом анализа, а значит сделал предметом размышления организацию и про­цесс сопоставления понятий в пространстве нашей мысли. Это пространство, согласно Зенону, является диалектикой парадоксов / апорий /.

«Представления Зенона предвосхитили возникновение диалектики как искусства аргументации и искусства понятийного мышления в классической греческой философии. Эта философия соотнесена с расцветом полисного демократического устройства древнегреческого общества. Поэтому она пред полагала обязательной частью мудрости политические умения, жизненно важные для всех граждан / политической элиты не могло тогда, существо­вать /. С одной стороны это умение доказывать свою правоту в общественных собраниях и судах, умение вести дискуссию, опровергать оппонентов и приобретать себе сторонников, с другой - это умение постигать / правильно мыслить / подлинную суть политики, как искусства организации со­вместной жизни людей, искусства, ведущего к справедливости, единению, благу, - в целом, к утверждению высших ценностей .

‡агрузка...

Софисты и Сократ понимают философию как инструмент жизни. А ?????? как инструмент философии в их воззрениях диалектика обозначается в своей методологической сути. И само слово диалектика начинает впервые употребляться Сократом.

Софисты понимают диалектику как интеллектуальное оружие в борьбе аналитических и психологических интересов, страстей, целей. Диалектика -инструмент интеллектуальной состязательности, чистое искусство спора, независимо от его содержания Сократ же понимает диалектику не как искус* сто спора, а как искусно построенный спор, т.е. такой, в котором через столкновение различных взглядов находится истина -жизненно нравственно значимое знание, выраженное в понятии.

Продолжая мысль Сократа, Платон считал, что диалектика - грамотно,. квалифицированно организованное построение мысли. Диалектика- это знание относительно сущего и истинно сущего как такового. Достигнуть такого знания можно лишь с помощью логических операций расчленил и связы­вания понятий и сведения противоречивых частностей в цельное и общее, что приведет к истинному постижению понятий, их определению. Сами эти операции есть развертывание содержания понятии через противоречия, благодаря чему понятия приближается к идее. Поэтому диалектически мыслящий человек приобщается тем самым к миру истинных и нетленных идей. А зн. диалектика - есть высшая наука, метод познания идей.

Платоновскую тенденцию связи диалектики с поиском нетленных начал мира воспринял его ученик Аристотель, Но при этом он существенно ограничил претензии диалектики. В соответствии с духом своей аналитической философии Аристотель дает оценку всем существующий в его времени опре­делениям диалектики. Во-первых, пониманию того, что диалектика - искусство спора, во-вторых, что она - вопросно-ответное рассуждение, и, наконец, в-третьих, что она - разыскание истинных: первоначал.

В своих первых двух смыслах диалектика имеет мало методологической и научной ценности. Искусств спора - чаще всего есть искусство «пре­пирательства», умение «придираться»к оппоненту. Энергия диалектических споров определяется тем, что «большей частью бывает, что вопрошающие испытывают большее затруднение в споре, когда с ними во всем... согла­шаются, поскольку тогда они ничего не достигают». В этом отношении ди­алектика равна софистике.

Но в целом диалектика значимей софистики, как искусство подлинное, по отношению к мнимому. «Диалектика есть искусство ставить наводящие вопросы». При этом она - только искусство, но не наука. «Если бы она доказывала {как подобает истинной науке] , то не ставила бы вопросов.» Искусство ставить наводящие вопросы - это искусство «испытывания». «Ко­нечно, искусство испытывания не такое искусство, как геометрия, им мо­жет владеть и незнающий... Очевидно, что искусство испытывания не есть знание о чем-то определенном. Поэтому оно занимается всем, ибо все искусства пользуются некоторыми общими началами. Поэтому все, даме несведущие, некоторым образом пользуются диалектикой и искусством испыты­вания. Ведь все борются до какой-то степени судить о тех, кто выдает себя за знатока.» Т.е. искусство испытывания - искусство своеобразной социальной экспертизы.

Такая экспертиза возможна, поскольку люди «используют общие всем искусствам начала», которые они могут до определенной степени знать, даже не зная существа дела. Диалектика в этом отношении есть выражение критического духа нашего познания. и эта функция может выполнять­ся эффективно, поскольку диалектика обладает и очень важным позитив­ны!1? потенциалом. Она открывает общие истинные первоначала: универсаль­ные координаты мысли. Прежде всего это отношение множественного и единственного, отдельного и целого. Благодаря этому философия становиться философским искусством, поскольку открывает первоначала через их испытываение и критику. Но даже и в этом качестве диалектика уступает, по мнению Аристотеля логике методологическое первенство. В средние века диалектика, так же как и вся философия, перемещается в сферу теологии, Идея испытывающего исследования некоторых общих пер­воначал перерастает в идею логически искусной интерпретации Слова Бoжиего. Диалектика в единстве с логикой и герменевтикой образует методологический инструментарий средневековой схоластики, становится основой проповеднического мастерства. Примером такой диалектики может служить книга Пьера Абеляра «Да и нет» / XII век/.

Еще одним аспектом, сохраняющим традицию диалектики в средневеко­вой философии является идея священной истории. Эта идея представляет динамику и развитие мира от сотворения Богом до конца «времен». Диалектика присутствует в этой идее достаточно ограниченно - как способ раз­вертывания божественного провидения. Но к позднему средневековью Бог из архаического творца превращается в принцип самодвижения всего сущего. А в пантеизме Бог и природа отождествляются. И в Новое время в историю мира начинает входить история природы.

Исследования развития, эволюции, естественной взаимосвязи природы являются основой для утверждения диалектики в Новое время. Эта диалекти­ка неразрывно связана с концепцией деизма, утверждающей сотворенность мира Новом как исходной причиной, но естественное развитие мира, порла-ламентированное Им, после творения.

Первоначально речь идет о возникновении вселенной. Декарт, а позже независимо от него Кант, создают концепции становления вселенной из первичного хаотического состояния, облака частиц материи вследствие особых вихревых движений материи, подчиняющихся естественным законам. Позже формируются представления об эволюции нашей планеты и всего су­ществующего на ней: природы, человека, истории. Описанием этих много­численных процессов занимаются вновь возникшие науки, такие как геология, палеонтология, эмбриология, теория Дарвина и др.

Утверждение диалектики неразрывно связано с вытеснением формальной логики. Ото обусловлено изменением картины мира, создаваемой наукой: образ мира как часового механизма заменяется на образ живого развива­ющегося организма. Для описания последнего требуется новый мыслитель­ный аппарат, диалектический по своей сути, И в немецкой классической философии диалектика приобретает, наконец, вид завершенной системы знаний

Позиция Канта близка Аристотелевской. Позитивное значение диалекти­ки в критике. Она имеет то значение, что обнаруживает в разуме его не-обходимую противоречивость через выявление антиномий / непреодолимых противоречий / разума, тем самым вскрывая его иллюзорность.

При превышении критической функции диалектика становится трансцен­дентальной и. превращается в «диалектическую иллюзию», в псевдофилософию, поскольку оказывается умозрительным, беспредметным путем метафизи-ки. Один из разделов Критики чистого разума», называемый «Трансцендентальная диалектика», говорит о «критике разума и рассудка в отно­шении их гиперфизического употребления», т.е. о критике «диалектической иллюзии», заключающейся в претензии на особые, сверхъестественные успехи в познании.

Позитивная разработка диалектической методологии связана с философией Гегеля. В философской системе Гегеля природный, исторический и духовный мир предстают в единстве. Главной характеристикой этого единства является то, что оно. пребывает в непрерывном процессе становле­ния. А главной характеристикой этого процесса является противоречие.

Диалектика - движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время - движение человеческого мышления, поскольку оно участвует в духовном движении всеобъемлюще. Диалектика - это «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность». Важнейшей характеристикой диалектики является то, что она есть умение отыскивать противоречия в самой действительности: действительности развертывания Абсолюта.

Диалектическая структура Абсолюта разрабатывается Гегелем в «Науке
логики». Эта. структура основывается на диалектике бытия и ничто, которая разрешается становлением. Оно осуществляется по законам диалектики,
Единицам его измерения являются категории. Поскольку ступени и законы
движущегося мышления есть такие и ступени и законы движущегося духовногомира, то диалектика монет быть системой знаний, собственно наукой со своими принципами и методам. Она есть не просто логика. Она. есть Наука,логики, наука о становлении Абсолютного.

Такое универсальное понимание диалектики дает возможность говорить во-первых о различении и соотнесении объективной и субъективной диалектики / диалектики действительности, мира и диалектики мысли /. Во-вторых, о том, что диалектика монет пониматься как универсальная динамика мира, как метод мышления и как система знаний об этом методе, т.е. как особая логика, А значит, в-третьих, что феномены диалектики, теории познания и логики оказываются практически тождественными. Важнейшей задачей яв­ляется разработка принципов, законов, категорий и методов диалектической логики.

2. Принципы диалектики.

Исходными принципами диалектики являются принцип развития и принцип всеобщей связи, В принципе развития в концентрированном- виде выражается то обстоятельство, что всему в мире присуще абсолютное движение и относительный покой. Все в мире является единством устойчивости и изменчи­вости. Мир существует не в виде застывшей однообразной массы и сплошной) непрерывного течения, а как структурно развивающееся целое.

Само понятие развития соотносится с понятиями изменения и движения. В самом общем виде могут быть выделены две тенденции происходящих в ми ре изменений. I.Движения без возникновения новых качеств, характеризующееся лишь сменой количественно-пространственных комбинаций /переме­щении предметов в пространстве, обычное протекание функций живого организма, рядовая законотворческая деятельность парламентов и т.п./. 2. Движение, характеризующееся возникновением новых качественных состояний / переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, воз­никновение новых клеток, видев живого, социальные революции т.п./

Первый тип движения называют одноуровневым, одноплоскостным или циклическим. Второй - многоуровневым, направленным от одного уровня к другому, именно его называют развитием, т.е. движением, приводящим к принципиально новым качественным состояниям. Т.е. понятие развития выделяет из всей массы движений такие, которые связаны с обновлением систем и феноменов, с их внутренним структурным и функциональным изме­нением.

Развитие определяют как движение направленное, необратимое, законо­мерное. Развитие - сущность движения, направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, которые определяются как прогресс и регресс. Прогресс - это движение от низших, менее совершенных форм в высшим, более совершенным, регресс же - наоборот, / метафорически образными определениями прогресса и регресса являются понятия станов­ления и декаданса. /

Более или кете совершенные формы определяются по уровню организации системы, находящейся в развитии. Если система проявляет большую дифференцированность своих элементов и одновременно обеспечивает их пер­спективную интеграцию, то это повышает степень ее целостности и способности к адаптации, ее функциональную активность /»здоровье»/, то раз­витие системы определяется как прогрессивное. Если же все эти показатели понижаются, то развитие определяется как регрессивное.

Смысл принципа развития заключается не в утверждении, что все развивается, а в том, что развитие понимается как сущность движения, как господствующая тенденция во всех изменениях в мире. Поэтому развитие можно определить как процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно боль­ших интервалах времени. Ведущая роль развития в мире определяется тем, что все объекты обладают способностью к развитию, по-разному реализуемемой в различных пространственных и временных условиях»

Понимая развитие таким образом, диалектика говорит не о конкретных процессах развития, происходящих в тем или иным объектом, или в той или иной предметной области. Диалектика рассматривает развитие как таковое, выделяя наиболее общие свойства того, что именуется развитием. Прежде всего это источник, механизм и тенденция развития. Эту задачу решают прежде всего законы диалектики. Об источнике развития говорит закон единства и борьбы противоположностей. О механизме - закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. О направлении, тенденции -закон отрицания.

Принцип связи выражает, раскрывает взаимообусловленность, взаимо­связи разделенных явлений действительности, Этот принцип выделяет связь как совершенно особый тип отношений, складывающихся в мире между объектами. Такой тип, который обеспечивает универсальную связ­ность мира.

Понятие связи соотносится с понятиями взаимодействия и отношения. Различные системы и феномены воздействуют друг на друга в различных отношениях. Только б системе таких отношения любо предмет выявляет свою природу, т.е. становится обозначенным в качестве самого себя, а не чего-то иного. Но не всякое отношение является связью. Связью назы­вают такое отношение между двумя явлениями, когда изменение одного из них необходимо предполагает определенное изменение другого.

Связью называется не любая соотнесенность, или обладание какими-то общими характеристиками, а соотнесенность сущностная, динамическая, обуславливающая развитие, а значит позитивно необходимая для феномена. / Например, движение тела находится в органическое связи с его массой, химические свойства элементов связаны с зарядом атомного ядра, живые организмы находятся во взаимосвязи с окружающем средой и т.п. /

Когда от понятия взаимодействия мы переходим к понятию связи, мы переходим от идеи прямого воздействия и соседствования к идее структур­ного и сущностного единства. Цепочка понятий, ведущих к установлению связи выглядит так: взаимодействие, отношение - в некотором отношении -связь - момент развития.

Понимание связи как особого типа отношения, складывающегося в процессе развития дает возможность классифицировать типы связей. Каждая классификация зависит от основания, по которому она осуществляется. По специфике основных форм движения: механические, внутриядерные, химические, биологические и т.п. По формам бытия материи: пространственные и временные. Но типу деятельности: функциональные, структурные, генетические.

Диалектика, опираясь на принцип связи, говорит о связи как таковой, выделяя самые существенные типы отношений, такие как связь причины и следствия, внутреннего и внешнего, содержательного и формального, существенного и несущественного и .др. Все эти связи раскрываются через систему категорий диалектики. Категория - универсальное, предельное понятие, выражающее тот или иной тип всеобщей связи.

Принцип развития и принцип связи дополняются в диалектике принципом детерминации и принципом системности, которые входят в диалектику в связи с развитием научного знания.

Принцип детерминации / обусловленности / раскрывает феномен законо­мерности. Согласно этому принципу, у всего в мире есть своя вынужденность, нетеоретическая логика. Все природные общественные и психиче­ские явления и процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно в результате действия определенных причин. Эта позиция была обозна­чена уже в античной философии. Демокриту, например, принадлежат слова: Ничто в мире не происходит попусту, но все по причине и в силу необхо­димости».

Закономерности происходящих в мире изменений могут быть раскрыты на основе выявления причинных связей. Если два явления связаны между собой таким образом, что одно при повторении определенных условий влечет за собой второе, то первое называют причиной, а второе следствием, Причинно-сдедственное отношение составляет сущность феномена связи. Поэтому следование из причины не есть выражение временной последова­тельности, а является выражением сущностной связи или развития сущности»

Возможны различные варианты связи причины и следствия, а значит и принципа детерминизма. I. Жестко однозначная детерминация: одна причи­на - одно следствие. 2. Нежесткая прямая детерминация: много причин -« одно следствие. 3. Развернутая прямая детерминация: цепь следствий, становящихся причинами. 4. Нежесткая статистическая детерминация: при-чина имеет несколько следствий, или может, в зависимости от условий, реализовываться в нескольких из возможных следствий. 5. Взаимо-детерми­нация во взаимодействии: взаимообусловленность элементов в системе.

Первую форму детерминация называют еже механическим или лапласовским. /По имени французского ученого П. Лапласа, впервые разработавшего его принципы./ Нежесткую статистическую детерминацию называют также коллективной регулярностью. Она предполагает, что подобные условия в подобных условиях в большинстве случаев приводят к подобным следствиям.

Все эти виды детерминации являются вариантами принципа детермина­ции, утверждающего наличие причинности в мире, и противоположного принципу индетерминизма, отрицающей наличие взаимо-обуславливающей связи и причинности.

В зависимости от сферы реализации принципа детерминизма говорят о детерминизме телогическом, космологическом, антропологически-этическом. Радикализированной формой детерминизма может становиться фатализм. Индетерминизм как концепция связан с открытием В. Гейзенбергом закона соотношения неопределенностей, которые делает понятия неточности, несоответствия, неопределенности» законными», «легитимными» в изучении природы.

Между детерминизмом и индетерминизмом существует точки перехода. В естествознании это связано, прежде всего, с понятием статистической закономерности. В метафизическом смысле это. - возникшие в новое время и нашедшие наиболее полное выражение у Канта идеи о детерминизме природа-ном и индетерминизме этическом. Эта возможность перехода говорит о том, что детерминизм совсем не обязательно теоретический фанатизм, а индетерминизм - совсем не обязательно утверждение хаоса.

Принцип системности утверждает особый тип связи между структурой и элементами системы. Система всегда является целостностью, не сводящейся к простой механической сумме элементов, ее составляющих. Свойства эле­ментов дополняются свойствами структуры, в результате чего и имеет место та или иная система. И именно ее смысловая завершенность определяет структуру, элементы и их соотношение.

Основные понятия, раскрывающие принципы диалектики условно можно представить в следующей схеме:

 

 


В целом, принципы диалектики имеют вид предельно общих констатаций относительно того или иного фундаментального аспекта мира. Этот вид закрепляется тем, что принципы окружены «поясом» пояснений философского и естественнонаучного характера.

Но, однако их нельзя понимать как лю­бую другую теоретическую констатацию. Принципы диалектики не обознача­ют / называют/ никакой эмпирической данности, Они особым образом описывают и характеризуют функционирование феноменов бытия. И более все­го они организуют, являются системой координат мысли, которая стремится выявить координаты мира.

Такие мыслительные конструкции являются максимально неоспоримыми и максимально неудостоверенными. Их содержание, также как и содержание категории бытия, определяется характером их употребления, и шире готовностью и способности употребления или неупотребления. Их наполнен­ность зависит от того, насколько глубоко мы способны воспринимать и синтезировать социальный, культурный, психологический, природно-вещный и т.п. опыт, насколько мы способны создавать, объемно-углубленную, сущностную картину мира; насколько, вообще понятие сущности оказывается значимым для мировоззрения. Вне ориентации на сущность принципы имеют мало смысла. . . -

Это в свою очередь значит, что принципы имеют не только методологи-ческое, но и социокультурное значение. Для мировоззрения, в котором мир и культура предстают плоскостно-многоцветным существованием развитие, связь система имеет очень ограниченный смысл преобразования, ­соотнесенности, слаженности и т.п.

И кроме того, степень значимости этих принципов зависит от той или иной культуры и типа философствования, Принцип развития, преимущественно прогрессивного, органически пронизывает западную культуру. Восточная же культура индифферентна к нему, но безусловно внимательна к феномену связи, универсальной целостности мира.

3. Законы диалектики.

Принцип развития конкретизируется в законах диалектической логики. Закон - это определенная ступень познания, модель постижения человеком мира. Модель, в которой воспроизводятся общие, необходимые, устойчивые повторяющиеся связи мира. И. Кант определял закон как «правило необходимого 'существования». Совокупность законов данной области, а также мира в целом, образует закономерность. Закономерность - особого рода причинная регулярность, характерная для какого-то фрагмента действительности, своеобразный метазакон.

Существует сложное отношение между законом и человеком, его открывающим и устанавливающим, а так же законом и предметной областью, к которой он относится. Во-первых, явления происходят не вследствие какого-либо закона, открытого человеком, но всегда вызывают результатом причинно-слетсвенных связей, описываемых законом. Во-вторых, закон, открывая сущ­ностные, глубинные характеристики явлений и мироздания, одновременно их нивелирует и обедняет. Методологическая сила и слабость закона имеют общий корень. В самых универсальных и общих законах - законах диалек­тики - это проявляется особо остро.

Исходный закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, который касается сути, исходных причин подвижности мира. Этот закон говорит о том, что противоречивость - «неотъемлемая черта действительности. И именно эта черта - исходная причина динамики мира.' Движе­ние, в конечном счете, - всегда самодвижение. Динамика мира имеет причину в самой себе: в исходном напряжении состояний первоначальной сплавленности противоположностей, стремящихся вырваться из этой сплавленности.

В некотором смысле не развитие есть частный случай движения, а дви­жение - угасшее развитие. Мир динамичен, поскольку определяется становлением, возникновением, которое пропивается в точках полярных напряжений . Вое диалектики говорят о них не столько как о логических схемах, сколько как о дерзании, позитивной отваге, радости и т.п. мира. Если мир - развивающийся и становящийся, то первоначальным напряжением его становления является противоречие бытие и ничто. А отдельные, наблюдавемые, обусловленные различными причинами процессы есть своеобразные формообразования этого исходного пульсирующего «дыхания» мира.

Понятие противоречия имеет в диалектической логике несравнимо больший объем значений, чем в логике формальной. В формальном смысле противоречие понимается как ошибка, несовместимость высказываний, когда одно и то же суждение оказывается истинным и ложным, или два противоположных суждения оказываются одновременно истинными или ложными.

В диалектической логике противоречие - не ошибка, не единовременный акт несогласованности суждений, противоречие - это процесс развертыва­ния, в котором можно выделить этапы: тождество, различие, противоположность, конфликт, разрешение конфликта. Ни одна из этих категорий сама по себе не исчерпывает сути понятия противоречия.

4. Категории диалектики.

5. Универсальные методы диалектики.

6. Диалектика и метафизика.

Диалектика во всей совокупности своих методов, приемов и правил осознается не как антитеза формальной логике/ для неё она скорее ее действительное продолжение в виде логики диалектической /, а как ан­типод метафизике. В сопоставлении с диалектикой метафизика приобрета­ет новое значение: догматический метод. Это обусловлено гегелевским пониманием абсолюта как необоримо развивающегося. Гегель рассматривал такое понимание как радикально противоположное по отношению к имеющей в его время метафизике, догматизировавшей абсолютное.

Гегель чаще всего говорит о метафизике менторски-уничижительно, даря ей эпитеты дурной, наивной и т.п. По его мнению метафизика совпадает с логикой в худшем ее аспекте. В неспособности размышлять о при­роде соответствия форм мышления и вещей. Логика понимает себя как нау­ка о формах мышления, которые раскрывают вещи. Метафизика - как» наука о вещах, постигаемых в авалях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах. И то и другое бессодержательно. Подлинной задачей диалектики является «методическое развитие содержания»: содержания абсолютного и содержа­ния мира, которые определяют друг друга, а не являются всего лишь предпосылкой один другого. Чтобы не оказалось приоритетным такой предпосылочности, оно превратит философию в софистику, она будет только «объяснять, резонировать и опровергать».

Диалектический материализм создал фундаменталистски-прагматическую интерпретацию гегелевской разработки «движения» понятий в развертыва­ние абсолюта. Диалектика была определена как «алгебра революции». В этом случае диалектика понимается максимально инструменталистики, как специфический набор приемов, противопоставленных метафизике и по методу, и по целям. Гегелевская диалектика максимально структурируется - до дидактического состояния, из неё эксплицируются четкие формы, пригодные, как представляется, для замены форм обычной логики. Но тем самым диалектики исчерпывает логику своего принципа и опустошается.

Основные идеи методической противопоставленности диалектики и ме­тафизики выглядят так. В процессе постижения мира, его движения и раз­вития формируются две концепции. Первая понимает развития как умень­шение и увеличение, как механическое следование и повтор. Вторая -как единство и борьбу противоположностей. Первая ищет источник движе­ния и развития вне самих процессов развития и предметного мира. Вторая - понимает его как самодвижение. Каждая концепция создает собственную методологическую доктрину и оперирует свойственными ей приемами,

В качестве основных моделей для адекватного и истинного постижения мира предполагается:

 

Диалектикой: Метафизикой:
Противоречивость Единообразие
Приоритет динамики, развития Приоритет статичности, данности
Самодвижение Внешний источник движения
Взаимосвязь Механическое соседствование
Конкретность, определяемая содержанием и условиями Создание априорных общих теорий (без достаточной опоры на содержание и данные всего совокупного опыта и без учета конкретных обстоятельств)

 

 

Важнейшими требованиями диалектической логики являются:

1. Всесторонность рассмотрения. Определение предмета должно интег­рировать в себе все его стороны и все его взаимодействия, соотносить целое и его части.

2. Учета самодвижения и развития. Определение предмета должно охватывать предмет как становящийся, различать целостный процесс раз­вития и его этапы.

3. Конкретности истины. Нельзя принимать в качестве истинного определения некоторое принимаемое безусловно положение. С тем, чтобы по нему соизмерять события. Напротив, следует отыскивать истинное оп­ределение, определять истинное положение цел, исходя из совокупности конкретных обстоятельств.

4. Детерминации практикой. В полное определение предмета должна входить вся человеческая практика по созданию и оперированию этим предметом.

Требования диалектической логики не являются бессмысленными. Они являются скорее переизбыточно осмысленными и потому невыполнимыми. Этим определяется фундаментальный проблематизм диалектики. Являясь методологией динамизма, она, тем не менее, чаще всего реализуется либо как релятивизм, либо как «железобетонный догматизм» как говорил К. Поппер. Не случайно Г. Гадамер говорит, что Гегель желал вслед за Богом продумать в своей «Логике» Его мысли. А, с другой стороны, теоцентристской философией диалектика понима­ется как болезнь релятивизма./ Как недопустимая гордыня человеческого духа, измельчающая мир в противоречиях. /

Можно сказать, что диалектика сталкивается с неразрешимой пробле­мой соотнесенности глобальных и локальных принципов. Диалектика, возникая у Гераклита и формируясь в систему у Гегеля, предстает инструментом предельно фундаментального начала / силы / мира: Логоса или мировой идеи. Поскольку она понимается как инструмент разрешения самой те мощной теоретической задачи, то предполагается ее безусловная доста­точность и приемлемость для рассмотрения менее масштабных задач. И вот тут диалектика часто оказывается непродуктивной, а потому приобретает вид особого догматизма.

Происходит деформация как теоретических, так и практических смыслов диалектики. «Дух» диалектики, выражающийся в способности «выносить напряжение противоречия в составе теоретического высказывания», под­меняется ее «буквой» - схематизмом законов, категорий и т.п. С одной стороны, символом диалектики становится триада: тезис, антитезис, синтез. И ей придается такой же статус как правилам силлогизма фор­мальной логики или аксиоматически-дедуктивного метода научного иссле­дования. / В соответствии с этим, например, такой»предмет исследования» как история разбивается на доклассовое общество, общество классовое и необходимое новое неклассовое, что означает неизбежность коммунизма/

С другой стороны, требование конкретности и практической определенности истины оборачивается социальным волюнтаризмом, мифотворчеством незатейливых к недалеких социально-политических интересов. / Не слу­чайно, революционные бойцы у поэта чеканно возвещают: «Мы Диалектику учили не по Гегелю!» /.

7. Альтернативы диалектики.

При возникновении таких необычных границ диалектики возникает стремление сохранить суть диалектической методологии, связанной с необходимостью постижения динамики мира, но избежать ее гипертрафирования. Возникает масса ее альтернатив, которые при этом часто они склонны отдавать должное «первоисточнику». Эти альтернативы либо тем' или иным способом модифицирую / в сторону упрощения / метод, либо выво­дят его в ту или иную определенную область, в соответствии с которой он и видоизменяется.

В качестве первых выступают эволюционизм, релятивизм, метод проб и ошибок и даже модификации формально-логической традиции. Создание к XX веку разнообразных систем логик является результатом усилий сделать логику более динамичной, адекватной, способной точнее осва­ивать многокачественность и подвижность мира. Метод проб и ошибок, который предложил и который попытался сформулировать К.Поппер, явля­ется одним из таких вариантов логики. Это метод очень мобильной ком­бинаторики исследования в науке. Когда вся совокупность научных методов, активно и неординарно дополняя друг друга, выявляет некоторую реальность через цепи опровержений.

Эволюционизм и релятивизм не связаны столь тесно с научной методо­логией. Эволюционизм связывает идею развития с поэтапностью и посте­пенностью качественных изменений, исключая из этого процессапротиворечивость и скачкообразность. Релятивизм гипертрафирует и абсолютизи­рует изменчивость и текучесть мира, а также нашей мысли. Любые про­явления стабильности элиминируются / удаляются /, все Феномены наде­ляются характеристикой»безусловной условности». Велятивизм рождает своеобразную «текучую логику» / Г.Померанц /, которая как правило строится по модели художественного, метафорического, мифологического, религиозного и т.п. восприятия. Релятивизм оказывается иным вариан­том переизбыточности диалектики. Абсолютная монументальность жизнен­ности мира, с одной стороны, и абсолютная зябкость - с другой, в равной степени деформируют диалектику.

Второй тип альтернатив диалектики намного представительней. Сюда можно отнести диалектику исторического материализма, экзистенциаль­ные диалектики/ негативная, иррациональная, трагическая и т.п. /, синергетику, теорию катастроф, конфликтологию, диалогику и др.

Диалектика исторического материализма максимальная близка гегелев­ской диалектике. Она раскрывает макроисторические и макросоциальные процессы развития человеческого общества. Это развитие понимается как смена особых эпох - общественно-экономических формаций, которые сменяют друг друга согласно диалектике производительных сил и произ­водственных отношений, и каждая из которых имеет так же диалектическую структуру, состоящую из базиса и надстройки.

Экзистенциальные диалектики возникают как инструмент раскрытия особенностей личностной жизни отдельного человека. Это диалектика трагических перепитий и поисков человека на пути самосознания через пространства» вины, страха, трепета, боли и т.п. Это своеобразное диалектико-трагическое и творческое научение жить.

Проникая в науку, идеи диалектики формируют новую область научных исследований - синергетику / от греч, «синергетикос» - совместный, согласно действующий /. Цель синергетики - выявление общих закономер­ностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению новых структур. Прежде всего это относится к системам, находящихся в существенно неравновесных условиях / излуче­ние лазера, возникновение спиральных галактик и т.п. /Синергетика привносит в объяснение мира элемент вероятности и нестабильности . Поскольку процессы самоорганизации понимаются в самом широком смысле как процессы возникновения порядка из хаоса. Синергетика вводит свою концепцию хаоса как динамического или детерминированного хаоса. Хаос - сверхсложная упорядоченность, существующая потенциально и способная проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур. В самом отроком смысле синергетика исходит из представления о диалоге, а не конфронтации человека с природой и о взаимодействии различных потен­ции или видов энергии в целостном действии.

В психологии и социологии диалектика рождает различные концепции, объясняющие поведение людей. В самом общем виде - это небихевиористские концеции, считающие невозможным исследовать только внешние формы поведения людей, на основе стимул - реакция, и утверждающие необходимость сущ­ностного анализа на основе самонаблюдения и выявления различных уровней психической реальности. А также на основе нахождения более широкого онтологического и социологического контекста нашей психической реальности. Примером подобных современных концепции могут служить теория катастроф и конфликтология.

Среди идей, на которых строится теория катастроф, можно выделить следующие. I. Относительно общего понимания природы катастроф. Катастрофы / аварии, бедствия / могут быть объяснены с двух позиций, первая представляет их как практически невероятные сочетания большого числа неблагоприятных обстоятельств, которые ведут к нарушению и правильной организации действий людей по отношению к природе или требованиям той или иной технологии. Вторая исходит из того, что катастрофы неиз­бежны, что они есть плата за все возрастающий динамизм нашей жизни.

Основное тезис этой позиции может быть сформулирован так: «аварии неизбежны и происходят все время, серьезные аварии неизбежны., хотя и происходят нечасто, катастрофы неизбежны, хотя и предельно редки». Второе понимание сути катастроф рассматривается как более адекватное, поскольку источником катастроф является не столько ошибка или случай­ность, сколько специфика динамики сложных систем.

Относительно причины катастроф. Динамика сложных систем характеризуется тем, что за видимыми значительными ее характеристиками и системой воздействий, 'как плавило, остаются неразличимыми системы «малых воздействий» / напряжений, колебаний, вибраций и т.п. / Эти «малые воздействия», накапливаясь в недра системы, определяют суть ее динамики, и являются подлинными причинами катастроф.

Относительно механизма катастроф. Любая динамичная система, отвечая на «малые воздействия» / как внутренние, так и внешние /.может входить в состояние, именуемое самоорганизованной критичностью. Это состояние, в котором катастрофичность системы становится ее важней­шей характеристикой, имманентно / внутренне /ей присущей» Степень катострофичности такой системы увеличивается в геометрической прогрессии, стремясь к бесконечности. Законы нарастания катострофичности и правила противостояния ей до конца не ясны. Предполагается, что они подчиняются закону Мэрфи, афористическая формулировка которого звучит так: «Если неприятность может случиться, она случается.» иллюстрацией возникновения системы самоорганизующееся критичности может служить чаша весов, наполняемая песком. Первоначально ото система взвеши­вания. С какого-то момента, а именно, когда чаша весов окончательно будет»утоплена», система, перестанет быть Системой взвешивания, с того же момента, когда песок начнет ссыпаться с чаши весов система, назы­ваемая «куча песка для взвешивания» перейдет в состояние самооргани­зующейся критичности.

Контекстом теории катастроф является достаточно широкое убеждение в универсальности нелинейной динамики мира. Практическими следствиями ее являются модели возможного управления, или хотя бы регулирования, кризисными и катастрофическими ситуациями, модели, на которые могли бы опираться в своей деятельности различные административно-политиче­ские институты / например, Комитет по чрезвычайным обстоятельствам./

Своеобразной вариацией теории катастроф является новый особый ваз-дел социально психологического знания: конфликтология... Как следует из названия дисциплины ее предметом является феномен конфликта. Предполагается, что как внутренние - психологические, так и внешние - со­циальные конфликты могут быть описаны в определенных понятиях и в за­кономерной смене этапов. Предельным истоком конфликта является неустранимое из жизни человека и общества противоречие разнонаправленных устремлений: с одной стороны - к эмансипации / высвобождению, отделе­нию, самоутверждению /, с другой - к солидарности /взаимозависимости, взаимоподдержке, соборности).

Сложность балансирования между этими устремлениями может порождать конфликт. а он, в свою очередь, может приобретать самостоятельное существование, становиться внешней непо­нятной силой, управляющей участниками конфликта как марионетками.

Как самостоятельный феномен конфликт развивается по трехфазной схеме. Первая фаза связана с превращением тенденции к эмансипации в позицию ограниченного эгоизма, из которой нарастает страт перед другим эгоиз­мом. Вторая фаза, ведет от состояния страха к потере облика, как соб­ственного, так и оппонента. Возникают ложные образы сложившейся ситуации, а далее основанные на них неадекватные стратегии поведения. Вто­рая фаза завершается разрушением разумной воли (единства разума и интереса). Третья фаза начинается ее полной потерей. На этой стадии конфликта человек или группа действуют не по собственной воле, а по неумолимой логике конфликта, развивающегося и углубляющегося уже «собственной» энергией. Завершением третьей фазы является разрушение, само разрушение, насилие.

Возможность разумного разрешения конфликтов явязывается с развитием культуры диалога, понимаемой в самом, широком смысле. Культура коммуникации, общения, разговора может противостоять соскальзыванию в водо­ворот конфликта. Для разработки такой культуры предлагается даже со­здать особую науку диалогику - науку диалога.

Обсуждение такого рода идей уже напрямую соотносится с еще одним типом филосфской методологи – герменевтикой.

 


1 | 2 | 3 | 4 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.)