АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Мир западного Средневековья. Человек западного Средневековья

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. Антон непонимающе опешил, а несколько человек в ресторане обернулись в нашу сторону.
  3. Антропогенез приматов и человека
  4. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.
  5. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.
  6. Атмосфера. Её значение для человека.
  7. Безопасность трудовой деятельности человека в условиях производственной среды
  8. Беларусь в расчете на 10 000 человек населения
  9. Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека.
  10. Биосфера и человек
  11. Большой и малый круг кровообращения, основные артерии и вены человека.

Общие положения.

1.Мир западного Средневековья –мир, поставивший человека перед Богом и определивший соприсутствие Бога и постоянный диалог с ним. Христианство, распространившееся на всей территории Западной Европы, определило идеал, программу воспитания, нормы поведения во всех социальных группах. Если в Античности доминирующим моментом воспитания была гражданственность, то в эпоху Средневековья - стремление придти к подобию Бога. Бог выше интересов отдельных государств. Для античного человека главное –стыд перед согражданами. Для христианина –личная вина перед Богом.. Античное воспитание- акцентировало телесно-скульптурное совершенство, Средневековье –духовно-нравственное отношение к телу.

Каждый человек уповал на ангела Хранителя.

.Мир предстал как школа. Идея всеобщей учительности. Образование- построения себя как образа божьего. Человеку были предъявлены ценности, которые он должен принять и следовать им. Ценности добра. И указаны грехи, которых он должен избегать, олицетворяющие зло. Понятия добра, зла, греха были предъявлены для усвоения.

3. Жизненный путь человека по жизни – был его личным, индивидуальным. За свои грехи он отвечал перед Богом только сам. Отвечал в молитве. Молитва - личный разговор с Богом. Отвечал в исповеди и покаянии. В начале XIII в. ежегодная исповедь была вменена каждому верующему в качестве обязательной. Каждый был поставлен перед необходимостью самоанализа, углубления в свой внутренний мир, в свои помыслы, поступки, слова. Каждый поставлен в ситуацию самоконтроля и самостроения (преодоления своей слабости, влечений плоти, похоти).

4. Требования, предъявляемые ко всем христианам, принимались в зависимости от духовной зрелости, готовности следовать им. Высочайшей духовной высоты достигали многие в эту эпоху. Их число было несравнимо высоко в соотношении с другими эпохами.

Но для значительной части населения следование христианским нормам требовало определенной внешней поддержки. Ведь христианские ценности абсолютно расходились с представлениями о достойном и недостойном и античного и варварского мира.

Такими поддерживающими рамками выступали:

- групповая регламентация;

- упорядоченность;

- иерархичность в организации жизни.

4.2. Каждая социальная группа имела свою нишу. Каждая была именно на своем месте. Не имеющий ниши был изгой. К изгоям относились прокаженные и в какие- то периоды евреи.

4.1. Жизнь каждой группы была подчинена строгим поведенческим нормам, регламентирующим любое проявление индивидуального, выделяющегося поведения. Монастырь имел строгий монастырский устав, определявший все молитвы, труд, чтение, общение и пр.

Жизнь рыцаря регламентировалась рыцарским кодексом чести и была ритуализированна часто до мелочей.

Жизнь купца регламентировалась уставом гильдии, крестьянина –нормами общины ит.д.

4.3. Внутри каждой группы устанавливалась жесткая иерархия. При этом включение в группу сопровождалось ритуалом, подчеркивающим значимости принадлежности к группе и получения в ней определенного статуса (обряды посвящения в рыцари, испытания ремесленных подмастерьев, которые служили условием их вступления в цех в качестве полноправных мастеров, или рукоположения в духовный сан).

Таким образом мир Средневековья создавал противоречие между требованием смоуглубления, самоанализа при личном обращении к Богу и жесткой привязанностью к социальной группе, впаянности в конкретную социальную ячейку, направляющую поведение.

5. Фактором, определяющим поддержание в человеке трудной работы по самоконтролю и самоизменению, было представление о загробной жизни. Идеи ада, рая, вера в спасение ежедневно во всех делах корректировали поведение человека. Существовали константные концепции человека: «человека-странника» в прямом и в переносном смыслах. Земное существование осознавалось как временное, как путь, который в конечном итоге ведет к Богу; в реальной жизни образ странничества воплощался в паломничестве и крестоносном движении. Другая концепция- человека кающегося, испытывающего душевное сокрушение.

Сознание изначальной греховности и ничтожности человека пред Богом в ранний период Средних веков было сильнее, затем появилась более оптимистическая оценка, проистекавшая из идеи создания человека по образу и подобию Творца и его способности продолжить на земле процесс творения и спасти собственную душу.

6. Эти исходные основания положения человека перед Богом и с Богом, боявшегося Страшного Суда и верящего в Спасения, живущего на земле, но готовящегося к другой жизни, постоянно контролирующего себя и контролируемого со стороны группы, определило и особый тип мышления и ряд психологических особенностей.

7. Мышление средневекового человека было символичным. Видимые вещи представали как образы, символы вещей невидимых. Тайна по самому своему существу никогда не могла быть раскрыта. Символы - именно такие явления тайны. Они выступают положительными реальностями, стимулирующими беско­нечное о них размышление. Они заставляют подолгу, часто мучительно и напряженно в них всматриваться. Оно давало не только интеллектуальное удовлетворение, но и ощущение свя­щенного и мистического. Благодаря попытке раскрыть тайну мира возникла идея взаи­мосвязанности всего во Вселенной.

Христианское искусство символично; готический собор — модель Вселенной, местопребывание Бога, безмолвная речь, обращенная ко всем верующим. Готический собор, устремленный ввысь, к небу, символизирует устремленность христианской души к Богу. По мнению А. Лосева, готика воплощает “порыв и взлет... верующей души, выходящей из дольнего мира в горний” Высота античного храма соизмерима с человеческим ростом, главное в нем — не размеры, а совершенство пропорций. Башни готического собора достигают высоты в несколько десятков метров, и человек рядом с ними так же мал, как мал он в сравнении с Богом (вспомним, что человек античности мог быть “богоравным” — этот эпитет часто встречается у Гомера). “Готика оперирует величинами, исключающими всякое сравнение с человеком”.

Спецификой средневекового разума являлось особое восприятие времени и пространства. Современный человек - "торопящийся человек", его сознание определяется отношением ко времени. Время порабощает человека, Сложился своего рода "культ времени". Время в средневековом обществе - медленно текущее, неторопливое, длительное время. Его не берегут. Для средневекового отношения ко времени характерно то, что Генрих Бёль подметил в Ирландии. "Когда бог создавал время, - говорят ирландцы, - он сотворил его достаточно".

Средневековые люди узнавали время преимущественно не визуально, а по звуку. Различали "колокол жатвы", "колокол тушения огней", "колокол выгона в луга". Вся жизнь населения регулировалась звоном колоколов, соразмеряясь с ритмом церковного времени. Поскольку темп жизни и основных занятий людей зависел от природного ритма, то постоянной потребности знать точно, который час, возникнуть не могло и привычного деления на части дня было вполне достаточно. Минута как отрезок времени и интегральная часть часа не воспринималась. Даже после изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго не имели минутной стрелки

Порвав с циклизмом языческого миросозерцания, христианство восприняло из Ветхого завета переживание времени как эсхатологического процесса, напряженного ожидания великого события, разрешающего историю,- пришествия мессии. Однако, разделяя ветхозаветный эсхатологизм, новозаветное учение переработало это представление и выдвинуло совершенно новое понятие времени.

Христианин стремится перейти из времени земной юдоли в обитель вечного блаженства божьих избранников.

Историческое время приобретает определенную структуру, и количественно и качественно четко разделяясь на две главные эпохи: до рождества Христова и после него. История движется от акта божественного творения к Страшному суду.

Человек не властен над временем, потому что оно - собственность бога. Этот аргумент использовался церковью как основание для осуждения ростовщической наживы. Богатые люди ссужают деньги под проценты на том только основании, что должники пользуются этими средствами в течение некоторого срока, - следовательно, прибыль ростовщика связана с накоплением времени. Торговля временем или "надеждой на время" незаконна, так как оно принадлежит всем существам и дано им богом. Ростовщик наносит своей деятельностью ущерб всем божьим творениям. Продавая время, то есть день и ночь, ростовщики продают тем самым свет и отдых, - ведь день это время света, а ночь - время отдыха. Поэтому было бы несправедливым, чтобы сами ростовщики пользовались вечным светом и отдыхом, они осуждены как грешники. Такие аргументы неоднократно приводились богословами в XIII и XIV веках. "Время купцов" оказывалось в конфликте с "библейским временем".

Латынь, язык культуры Западной и Центральной Европы в средние века, представляла собой важный унифицирующий фактор культурного развития. В глазах образованных людей (в первую очередь духовного звания) латынь долгое время оставалась единственным цивилизованным языком. У отдельных представителей образованных кругов добавлялся греческий. Масса простолюдинов не знала латыни.

Восприятие пространства

В средневековье измерение пространства происходило при помощи человеческого тела. Путь исчислялся числом шагов (отсюд "фут").. Локоть, пядь, палец - самые естественные и распространенные меры.

Для становления религиозного сознания большую роль играла человеческая природа Христа. Образы(«старый и молодой Бог, Бог-царь, Бог-наставник, Бог-страдалец»

Черное и белое без середины- такова была действительность средневековых людей. Дьвол являлся в подлинном виде или же в обманчивом образе. Человеку трудно было отличить подлинное от дурного, он боялся быть постоянно обманут. Святые умели распознавать ангелов. Средневековье изобиловало одержимыми, несчастными жертвами колдовских чар или вошедшего в их тело дьявола..

Социальные группы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)