|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава первая: Знать смысл свидетельства – одно из условий таухида. (Эта глава есть естественное продолжение третей главы первого раздела второй части книги: “Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать(Эта глава есть естественное продолжение третей главы первого раздела второй части книги: “Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать его”.)
В хадисах о произношении "Ля иляха илля Аллах" используются слова "сказать, говорить" или "свидетельствовать". Эти два слова подразумевают в себе не простое произношение, а знание того, что говорится или свидетельствуется. Приведем сначала хадисы, а затем в последующих главах разберем смысловые значения понятий "говорить, сказать" и "свидетельствовать".
Бухари и Муслим с передачей от абу Хурайры: Посланник Аллаха сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах". Кто скажет это, уберег от меня свое имущество и себя. Личные их счеты принадлежат Аллаху". В варианте от Муслима: "...пока не засвидетельствует "ля иляха илля Аллах" и не уверует в меня и в то, что я принес (Коран и сунна) ". Бухари с передачей от Абдуллаха б. Умара: РасулюЛлах сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”
Бухари с передачей от Анаса б Малика: Посланник Аллаха сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не засвидетельствуют "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах". Если они засвидетельствуют этим свидетельством и станут выполнять намаз, направятся на нашу къиблу и будут есть зарезанное нами, тогда их кровь и имущество станут запретными для нас, кроме соответствующего нашего права на это.” В другом варианте от Анас б. Малика есть добавление в самом начале: "Кто будет единить Аллаха..." остальной текст такой же. (Шарх Науауи, том 1, стр. 210-212).
Все эти предания дают нам знать следующее: Сражение с мушриками продолжается пока они "не скажут" слово "Ля иляха илля Аллах", в другом предании "не засвидетельствуют", в другом "не отвергнет всех кому поклоняются кроме Аллаха" в другом добавление "и не уверует в то, что я принес".
Все эти передачи свидетельствуют о том, что для того, чтобы жизнь и имущество человека было неприкосновенно, он должен знать смысл свидетельства, что произносит.
Глава вторая: Выражение "говорить что-то" подразумевает в себе что говорящий знает то, что он говорит.
Выражение "Кто скажет "Ля иляха иля Аллах", что в хадисе, подразумевает в себе, что говорящий знает смысл того, что говорит.
Вот как толкует понятие "слово" (“слово – qawl” и “сказывает, говорит – yaquwl” являются однокоренными в арабском языке) известный филолог ибн аль-Мунзир в своем толковом словаре арабского языка "Лисан аль-Араб": Для выражения понятий "верование, мнение, убеждение" используется понятие "слово- къауль". Это логически возможно; потому, что убеждение спрятано внутри человека и можем его узнать, только если он проявит его словами или другим подобным способом (например, письмом или жестами). Между "слово"-м и "убеждение"-м имеется следующая семантическая связь. Источником и причиной слова является убеждение. А слово есть наружное проявление и доказательство убеждения. В языке много примеров тому, что разные понятия, связанные семантическим отношением такого рода, могут использоваться друг вместо друга. Вот и здесь мы наблюдаем подобный феномен. Когда человек в нормальных условиях, без наличия чужеродных факторов, вроде заставления (или обмана) говорит какое-нибудь слово это доказательство того, что он убежден в этом, он верит в то, что говорит. Шумар сказал: Если кто-то скажет "Fi'lan qawwalani (побудительный залог глагола "сказать" в прошедшем времени) – некто побудил меня сказать" то это выражение означает следующее: "некто научил меня, что мне говорить и заставил (побудил) меня сказать это". Аналогично, выражение "qawwaltani или aqwaltani (побудительный залог того же глагола, того же времени, но во втором лице единственного числа) – ты побудил меня говорить, сказать" означает следующее: "Ты научил меня, что я должен сказать, а затем заставил (побудил) меня сказать это". Пример этого использования имеется в известном слове Саида б. аль-Мусайяба. Когда его спросили: "Что ты скажешь насчет Усмана и Умара?" он ответил: "Я скажу то, что побудил (заставил) меня сказать сам Аллах – (т.е. Аллах научил и приказал меня говорить следующее:)" и прочитал следующий аят: "А те, которые пришли после них (вошли в Ислам позже), говорят: "Господь наш, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы и зависти к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты – Кроткий (ар-Рауф), Милостивый (ар-Рахман)!" " (Собрание(59), 10) (Лисан аль-Араб)
Отсюда заключаем, что в хадисах "... пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах"..." подразумевается не "...пока они просто произнесут "Ля иляха илля Аллах"...", а наоборот подразумевается: "...пока они не скажут свидетельство, зная его смысл...", потому что понятия "слово, сказать" требуют знания того, что говорится.
Глава третья: Что означает "свидетельствовать"?
Теперь перейдем к разбору понятий "свидетельство, свидетельствовать". Эти понятия тоже требует знания того, что свидетельствуется.
Ибн аль-Манзур толкует эти слова следующим образом: Ибн Сайда сказал: “Слово "свидетель" означает "Тот, кто знает что-то и рассказывает об этом другим"“. Абу Бакр б. аль-Анбари сказал: "Когда человек читает азан и говорит: "Ашхаду ан ля иляха илля Аллах – свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха" это означает следующее: "Я знаю, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, объявляю об этом". А слова "Ашхаду анна Мухаммадан расулуЛлах" соответственно означают: "Я знаю и объявляю, что Мухаммад посланник Аллаха"”.
Абу Убайда относительно аята: "Засвидетельствовал Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, будучи стойким(и) в справедливости. Нет божества, кроме Него, великого, мудрого!" (Семья Имрана(3), 18) сказал следующее: “Выражение "Засвидетельствовал Аллах, что нет божества, кроме Него" означает, что Аллах установил для всех, что нет божества кроме Него, а это в свою очередь означает следующее: "Аллах знал, что нет божества кроме Него, и объявил это". Это так потому, что свидетель это тот, кто объявляет то, что он знает". Например, когда говорится, что некто выступил свидетелем в суде, подразумевается, что он объявил, рассказал судье то, что знает”. Аль-Мунзири спросил Ахмада б. Яхью смысл аята 3/18. Ахмад б. Яхья ответил: "Везде где встретишь в Коране выражение "Аллах засвидетельствовал" знай, что это означает "Аллах знал". Ибнуль-Араби (маликитский учёный) сказал, что смысл аята "Засвидетельствовал Аллах..." следующий: "Аллах сказал, знал и предписал, что нет божества кроме Него". Ибн аль-Анбари сказал, что смысл этого: "Аллах объявил и объяснил, что нет божества кроме Аллаха". (Лисан аль-Араб)
"Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать, кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают". (Украшения(43), 86)
Куртуби в тафсире этого аята сказал: "Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать" – то есть Иисус, Узайр и ангелы не в силах покровительствовать. "кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они ее знают" – они смогут покровительствовать только тем, кто свидетельствует об истине и верят в нее осознанно, зная ее смысл. Такое толкование привел Саид б. Джубайр и другие ученые. Также Саид б. Джубайр сказал, что свидетельствовать об истине означает свидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха. "и они знают" – то есть они знают то, о чем свидетельствуют. "кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают" – это повеление Аллаха доказывает следующие два положения: 1 – Свидетельство об истине приносит пользу только в том случае, если оно выполняется осознанно, со знанием. 2 – Условием того, чтобы человек свидетельствовал относительно чьих-нибудь прав или любых других положения является то, чтобы человек знал это положение. На эту тему был передан следующий хадис: "Свидетельствуй только тогда, когда видишь так ясно, как видишь солнце; в противном случае оставь". (Тафсир Куртуби)
Имам Табари сказал: Согласно некоторым ученым смысл аята следующий: Ни Иисус, ни Узайр, ни ангелы, которым поклоняются мушрики, не смогут покровительствовать никому, кроме как тем, кто свидетельствует об истине со знанием, тем, кто по настоящему познал Аллаха и подчиняется Ему, единит Его во всем и следует посланникам. "Свидетельство истины" это слово единобожия – "Ля иляха илля Аллах". "Свидетельствовать, зная" означает знать Аллаха по настоящему и знать, что Иисус, Узайр и ангелы обыкновенные рабы Аллаха. (Тафсир Табари) Ибн Касир сказал: ... Покровительство может дать пользу только тем, кто свидетельствует об истине осознанно, зная ее смысл. (Тафсир ибн Касира)
Ибн Таймия сказал: Свидетельство само по себе требует в себе, чтобы свидетельствующий точно знал то, о чем он свидетельствует, также чтобы он объявлял это наружу и был бы правдив в своем свидетельстве. Если эти условия не будут выполнены, то свидетельство недействительно. (Маджмуъуль-Фатауа, 14/187)
В другом месте ибн Таймия сказал: Абуль-Фарадж по поводу аята (3/18) сказал следующее: Имеются два толкования этого аята. "Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать " – Здесь подразумеваются вообще все, кому поклоняются мушрики. “кроме как те, кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают ” – Затем из всего множества тех, кому поклоняются, исключаются Иисус, Узайр и ангелы – те, которые "свидетельствует об истине, и они (ее) знают " – то есть они свидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, причем делают это со знанием. Так вот из всех кому поклоняются покровительствовать могут только Иисус, Узайр, ангелы и другие, которые свидетельствуют, что кроме Аллаха божества нет. Так толкует большая часть ученых, среди которых есть и Катада. Другая группа ученых, среди которых присутствует Муджахид, толкует аят следующим образом: "Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать" – Здесь подразумеваются Иисус, Узайр, ангелы и другие праведные рабы Аллаха, которым поклоняются мушрики. Так вот эти праведники не могут покровительствовать никому кроме, как только тем, кто "свидетельствует об истине, и они (ее) знают" – т.е. тем, кто знает, что Иисус, Узайр и ангелы рабы Аллаха.
Затем на стр. 409-411 Ибн Таймия продолжает: "На самом деле этот аят охватывает сразу два толкования. То есть покровительствовать смогут только те, кто со знанием свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха. Но опять же если Аллах даст им разрешение покровительствовать, то они смогут покровительствовать только тем, кто со знанием свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха. То есть ангелы, посланники и праведные мусульмане с разрешения Аллаха смогут просить Аллаха за верующих, но они не смогут просить за тех, кто произносит свидетельство без знания, только подражая своим отцам или шейхам. В достоверном хадисе передается, что Посланник Аллаха сказал следующее: "В могиле будут допрашивать: "Что ты скажешь о посланнике Аллаха?". Верующий скажет: "Он посланник Аллаха и раб его, который пришел к нам наставить нас на путь истинный с ясными доказательствами". Сомневающийся (неверный) же скажет: "Что? Что? Не знаю. Люди что-то говорили, и я повторял за ними". (Бухари, Муслим) Поэтому Аллах сказал: "и они знают". (Украшения(43), 86). Все достоверные хадисы о покровительстве доказывают, что покровительствовать могут только те и только тем, кто искренне и со знанием произносит свидетельство "Ля иляха илля Аллах". (Маджмуъуль-Фатауа, 14/409-411)
Куртуби сказал: "Ашхаду ан ля иляха илля Аллах уахдаху ля шарика лях" – смысл этого выражения следующий: «Я произношу это слово, смысл которого я знаю, в которое верю и признаю». Свидетельство как процесс представляет собой то, что человек сообщает то, что он видел и познал своими органами чувств. Но конечно свидетельство может осуществиться и в абстрактно-концептуальной сфере. Ведь то, что постигается органами перцепции онтологически подобно тому, что постигается разумом. (Аль-Муфхим шарх Сахихиль-Муслим)
Абдур-Рахман б. Хасан сказал: "Кто засвидетельствует "Ля иляха илля Аллах"..." – В этом хадисе подразумевается, что свидетельство должно быть произнесено с пониманием его смыслов и выполнением всех внутренних и внешних требований и условий свидетельства. Для того, чтобы свидетельство принесло какую-нибудь пользу произносящий свидетельство должен покинуть все деяния противоположные свидетельству и нарушающие его. Для этого же он должен знать его смысл и искренне в него верить. Аллах повелевает: "Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха" (Мухаммад(47), 19) “... кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают". – (Украшения(43), 86) По единогласному мнению всех муслимов, нет пользы от свидетельства, если произносящий его не знает все его смыслы, не удаляется от ширков, предусмотренных свидетельством, не единит Аллаха на словах, в деяниях и сердце. (Фатх аль-Маджид)
Куртуби в шархе сборника достоверных хадисов, собранных имамом Муслимом, говорит: Нет пользы от формального произнесения свидетельства. Вместе с произношение должны присутствовать знание этого слова и уверенность в нем. Это опровергает мнение крайних мурджиитов (джахмиитов). Они утверждают, что простое произношение свидетельства достаточно для существования веры. Хадисы, приведенные в этой главе, ясно доказывают ложность этого мнения. Да итак (без хадисов) ложность этого мнения джахмиитов очевидна. Ведь если предположить, что это мнение верно, то веру двуличных нужно было бы признать действительной, ложность и невозможность чего ясна. Другим опровержением этому являются хадисы, где передаются выражения типа: "Кто засвидетельствует "Ля иляха илля Аллах"...". Потому что для того, чтобы свидетельство было действительным, свидетель должен знать то, о чем он свидетельствует и быть убежденным в этом, искренне признавая это сердцем. (Аль-Муфхим ала Сахихиль-Муслим, Глава "Формальное произношение свидетельства недостаточно, наоборот убежеденность в свидетельстве неизбежно для пользы")
Аль-Уазир абуль-Музаффар сказал следующее: Свидетельство "Ля иляха илля Аллах" требует того, чтобы его произносили со знанием. Потому, что Аллах сказал: "Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха" (Мухаммад(47), 19) Это аят устанавливает божественность (поклоняемость) только по отношению к Аллаху. Нет никого другого, кто имел бы на это право и полномочие. Короче, тот, кто произносит слово "Ля иляха илля Аллах" обязан знать, что это слово содержит в себе отвержение всех тагутов и веру только в Аллаха; должен знать, что когда он произносит это слово, он отверг божественность тагутов и направил поклонения только Аллаху. (Аль-Ифсах; также передается в "Фатх аль-Маджид"е)
Бикаи сказал следующее: "Ля иляха илля Аллах" – то есть отвергаю всех поклоняемых, кроме настоящего Правителя. Это слово есть величайшее напоминание, уберегающее от ужасов судного дня. Но следует заметить, что это слово дает пользу только при наличии знания. А знание этого слово в свою очередь дает пользу только при наличии признания и убежденности в слове; а это действительно при наличии претворения этого слова в практику. В противном случае все обнуляется и превращается в невежество. Наоборот это еще больше усугубляет положение произносящего это слово. (Фатх аль-Маджид Шарху Китабит-Таухид, 35-39)
Писатель книги "Тайсир аль-Азиз аль-Хамид" (Сулайман б. Абдуллах) сказал следующее: "Кто засвидетельствует, что нет божества кроме Аллаха..." – этот хадис означает: "Кто скажет это свидетельство, зная его смысл, и будет совершать внешние и внутренние (сердцем) деяния, предусмотренные свидетельством...". Следующий аят Аллах связан с этим: "Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха" (Мухаммад(47), 19) Также Аллах повелевает: “... кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают". (Украшения(43), 86) Существует иджма в том, что свидетельство "Ля иляха илля Аллах" не приносит пользы, если произносится без знания его смысла или без выполнения практических требований и условий. К этому заключению можно придти, даже просто опираясь на семантические формы, использующиеся в тексте хадиса. В хадисе используется слово "свидетельствовать", а ведь известно, что свидетельство незнающего недействительно, поэтому простое, формальное произношение слова "Ля иляха илля Аллах" свидетельством не считается. (Тайсир аль-Азиз аль-Хамид, стр. 53) Итак мы разобрали слова "говорит" и "свидетельствовать" и доказали, что хадисы, включающие эти слова, требуют совершение таких условий как знание, словесное признание, признание сердцем, претворение в практику.
Теперь перейдем к разбору третьего типа хадисов: Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаха сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху”.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |