|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение Ненецкого народаСодержание Введение......................................................................................................................2 1 Происхождение ненецкого народа………………………………………………3 2 Духовная культура селькупов................................................................................6 3 Права коренных малочисленных народов в законодательстве округа и нормативных актах губернатора…………………………………………………..8
Заключение...............................................................................................................12 Список использованных источников.....................................................................13
Введение Наша работа посвящена изучению религии коренных народов края, истории присоединения Западной Сибири к России, что не только значительно расширило границы страны, но и изменило ее политический статус в XVII веке. Россия стала многонациональным государством. В течении многих столетий коренное население Западной Сибири занималось оленеводством (на севере), охотой и рыболовством в тайге, разведением овец и коневодства в степных районах юга. После присоединения к России начинается освоение этой территории. Менее чем за 100 лет за Российским государством закрепились обширные территории от Урала до берегов Тихого океана. Западная Сибирь - стратегически важный, ключевой регион России. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству было не только политическим актом, но и имело огромное экономическое значение. Существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом, развитием производительных сил, раскрытие производственных возможностей богатейшего по природным ресурсам края. Благодаря присоединению Сибири, Россия смогла узнать о несметном количестве сибирских полезных ископаемых, которые в дальнейшем стали обеспечивать всю страну в целом. Благодаря открытию нефти и газа Западносибирский район стал выделяться мощной экономикой. В Советские годы Западная Сибирь давала 70% добычи нефти и природного газа около 30% каменного угля около 20% заготавливаемой в стране древесины. На долю района приходилось около 20% зерна в стране, основное поголовье оленей. В настоящий момент наше государство испытывает большие экономические трудности и более менее стабильное положение на мировом рынке ему оказывает экспорт нефти и газа добываемого в Западной Сибири. Благодаря этому Западная Сибирь стала спонсором страны валютных поступлений, вырученных от продажи нефти и газа в другие страны.
Происхождение Ненецкого народа Происхождение ненецкого народа, одного из самых крупных на Севере, обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен, совершив длительную экспедицию в Сибирь, выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая, доказывая это тем, что ему удалось обнаружить в данном районе небольшие родственные народы — камасинцев, маторов, койбалов. Уже во времена М. Кастрена они подвергались активной тюркизации, и в последующие десятилетия эти остатки древней самодийской общности полностью растворились в среде тюркских племен, утратив свой язык. Теория южно-сибирского происхождения самодийцев является наиболее разработанной в этнографической науке. Доказано, что в состав ненцев и других самодийских народов вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом. К южному, собственно самодийскому пласту обычно относят группу ненецких родов с общим названием Харючи. В русских документах XVII—XVI- II веков она известна как род Карачея, или Карачейский род. К началу XIX века большая часть Карачейского рода (222 семьи из 1332 человек) и одно из подразделений этого рода Ану Карачей, или Нгано-Харючи (61 семья из 317 человек), кочевали по Ямалу, восточным склонам Полярного Урала и по берегам Обской губы. Во II—IV веках н.э. южносибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. Пути их проникновения в высокие широты, как предполагают, были различными: через Томское Приобье, через Заболотье (к западу от Тобольска) и по восточным склонам Урала. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. К числу южных родовых компонентов В. Васильев относит также группы Еуши и Нгэваседа. Эта часть самодийцев ушла с Северного Алтая в тундровую зону после IX века н.э. из-за сильного давления тюркских племен. Переселение на север шло, очевидно, по правым притокам Оби — Кети, Тыму и Ваху. Затем одна часть самодийцев ушла в верховья реки Таз, где сформировались позднее энцы. Другая продвинулась на реки Аган и Пур, где приняла участие в формировании ненцев, а также лесных ненцев. Кроме того, длительное время на полуострове были известны небольшие труппы ненцев, занятых преимущественно морским промыслом. Досамодийский аборигенный элемент в составе ненцев представлен, главным образом, в рамках фратрии — группы родов Вануйта. В XVII веке фратрия состояла из родов Вануйта (Ванюта), Соль-Ванюта, Луца-Ванюта, Сабе и Яптики, Сопли и Япти, Вэнго (Вынги), Яр и Обдорский. Последний Б. Долгих считал родом Саляндер. Собственно название Вануйта Б. Долгих связывал со словом ванг — яма и предполагал, что оно распространялось на «ямных жителей» — жителей землянок, то есть на аборигенов, вошедших затем в состав фратрии, дав ей свое имя. В. Васильев выводил название рода из слова вано (ват, вану) — съедобный корень, его ненцы употребляли в пищу. Он был неизвестен пришельцам с юга. И сначала название закрепилось за аборигенами, позже став именем фратрии, восходящей по происхождению к аборигенному пласту. Традиционная социальная организация ненцев базировалась на существовании двух первоначальных родов — самодийского рода Харючи и восходящего к аборигенам рода Вануйта. Первые достоверные сведения по родовому составу обдорских ненцев, куда входили и ненцы Ямала, содержатся в «Книге обдорской самоеди» 1695 года. Из перечисленных в ней родов к фратрии Харючи относятся: Харючи, Нгано-Харючи, Сюхуней, Нгадср и Ладукай, а к фратрии Вануйта — Вануйта, Луца-Вануйта,Соль-Вануйта, Вэнго, Яр, Сабы и Яптик, Соплии Япти. В то время наблюдалось расщепление первоначальных родов на более мелкие. Этот процесс продолжался и в XVIII веке. Кроме того, тогда же среди ненцев сложились две разобщенные географические группы: «каменная самоядь» и «низовая самоядь», живущие по левую и правую сторону Обской губы. Но среди тех и других имелись представители обеих фратрий. К XIX веку основные родовые подразделения стабилизировались, по крайней мере внешне. Перепись 1816 года дает следующие роды самоедов Каменной стороны: Харючи, Езынги, Вануйта, Нгано Харючи, Яптик. Подобная структура сохраняется и в переписях 1851 и 1858 годов. Помимо родового деления, две последние переписи учитывали и «ватаги», на них в свою очередь делились роды во главе со старшинами. Эти «ватаги» представляли большие патриархальные семьи или группы семей. Они с развитием оленеводства стали сознавать себя собственниками оленьих стад и угодий, превратившись в самостоятельные хозяйственные единицы. По мере естественного разрастания эти семьи превращались в патронимии, или малые роды с запретами браков внутри. Ненцы такие малые роды называли еркар. Завершилось их становление в 90-е годы XIX века. В свою очередь малые роды делились на семьи. Рост собственнических отношений постепенно выдвигал семью на роль владельца оленьего стада. Малые же роды остались только социальной экзогамной единицей. В сферу русского влияния территория попала, видимо, еще до окончательного формирования ненецкого народа. В старинных русских документах ненцы и другие самодийские народы обозначались общим термином самоядь (самоеды). Первое письменное упоминание о них содержится в «Повести временных лет» (XI в.), где приводится рассказ новгородца Гюряты Роговича, пославшего своего слугу через Печору в Югорскую землю. Как сообщил затем слуга, «Югра же людье есть язык нем, и соседят с самоядью на полунощных странах». Видимо, новгородцам в то время были хорошо известны пути за Урал, следовательно, походы их начались еще раньше. А уже во второй половине XI века зауральские племена считались, хотя и формально, данниками Великого Новгорода. Из Новгородской летописи известно также о неудачном походе в 1187 году, о походах воеводы Ядрея в 1194 году и воеводы Александра Абакумовича в 1364 году, который «воеваша по Оби реке и до моря…». Даже если понимать здесь под «морем» Обскую губу, воевода наверняка встречался в этом районе с предками ненцев.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |