|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация государств
Формационный подход Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения). Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Цивилизационный подход Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное); Индустриальное; Постиндустриальное (информационное). Г. Еллинек разделял: Идеальные (утопия); Эмпирические: Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные. Трехстадийная схема эволюции государства Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство. Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм. Классификация по их отношению к религии В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой - либо иной помощи; 4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; 5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Для теократических государств характерны следующие признаки: 1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1) церковь лишается своей экономической основы - собственности; 2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 4) священнослужители и верующие репрессируются; 5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма. В зависимости от уровня экономического развития Развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.); Индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); Постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима Демократические государства; Авторитарные государства; Тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные. В зависимости от формы правления государства Монархии; Республики. В зависимости от господствующей идеологии государства Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: Религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия; Государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства). Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология). Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |