|
|||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обращаю внимание что в 1885г. 137 тыс. жителей в Вологодском уезде, сейчас в 2010г. (перепись) 51тыс. жителей в Вологодском районе1885г. ИСТОРИЯ ШИРОГОРСКО-ТОШИНСКОГО ПРИХОДА ВОЛОГОДСКОГО УЕЗДА
ученик 11 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Вологды. Научный руководитель - учитель биологии Елена Петровна Шайдаева. Широгорско-Тошинский приход когда-то был одним из самых крупных приходов Вологодского уезда. Но он существовал всего одиннадцать лет, с 1874 года по 1885 год, все остальное время это были два отдельных прихода: храма Димитрия Солунского и церкви Василия Великого. Обе они входили в Хреновскую волость, в пятый благочинный округ, расстояние между ними 7 верст. Село Широгорье находится к западу от Вологды на расстоянии 27 километров от города. Оно раскинулось недалеко от р. Тошни на возвышении двух довольно широких холмов (отсюда и название села). В местных преданиях говорится, что до постройки здесь каменного храма существовала деревянная церковь, которая стояла на соседнем холме. Это подтверждается документами. В «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1865 год указывается, что церковь Димитрия Солунского в с. Широгорье упоминается в окладных книгах 1618 года1. Сама каменная церковь была построена в середине XVIII века2. Западная половина храма холодная, восточная половина - теплая. Теплый храм был освящен в 1754 году, холодный - в 1761 году. В холодной церкви находились престолы: Божьей Матери Казанской, Пророка Ильи, а в теплом храме: Димитрия Солунского, Василия Великого (наличие этого престола, возможно, указывает на особое почитание этого святого в данной местности, ведь недалеко находилась церковь во имя того же Василия Великого)3. От церкви к реке шла дорога, вымощенная кирпичом. Храм был окружен большой белой оградой из кирпича и металла, остатки которой были найдены, однако подтверждения в архивных источниках факта существования ограды найдено не было. При церкви Димитрия Солунского была библиотека4. Рядом с храмом находилось кладбище. Земли при храме было 72 десятины 2 243 сажени («по качеству земля средняя»). Также были большой огород и скотный двор. Некоторую часть урожая и других продуктов продавали 5. Вырученные деньги храм тратил на покупку церковного вина, свечей, лампадного масла, ладана, содержание и ремонт храма, школы, церковных зданий, на пополнение ризницы, на изготовление метрических, клировых, исповедальных и других книг, на покупку церковной утвари6. Из Вологодского Уездного Казначейства выдавались деньги на проведение молебнов, обустройство зданий, храма и на праздники Рождества и Пасхи. При храме имелся сторож, для которого была построена сторожка («Денежная казна... в целостности... похищения и злоупотребления нет. Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»7). При храме имелось казнохранилище8. По данным 1862 года при храме также состояли два амбара для хлеба и церковных вещей, две кельи деревянные, просфорная. В 1867 году при храме открылась церковно-приходская школа9. Дом у священника был собственный, деревянный. На содержание священников из Вологодского уездного казначейства обычно выделялось 258 рублей в год 10. В XVIII веке (данные на 1784 год) по штату было положено иметь одного священника, одного дьячка и одного пономаря п. Позже были дополнительно введены вакансии второго священника, дьякона, дьячка, пономаря, четырех причетников. Такое положение, вероятно, сохранялось до 1874 года12. Храм был четвертого класса13. Ежегодно при храме в специально отведенные дни проходили торжки: торговали красным (мануфактура, ткани, кружева, ленты), кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью 14. Этот факт указывает, что храм был не только духовным, но и своеобразным экономическим центром прихода. Церковь Василия Великого первый раз упоминается в окладной книге 1618 года. Когда была основана, неизвестно. В холодном храме были следующие престолы: Животворящей Троицы, Великомученицы Параскевы, а в теплом: Благовещенья Пресвятой Богородицы, Святителя Василия Великого15. В 1832 году в храме был сделан ремонт по плану архитектора Суворова. В д. Хреново по указу Духовной консистории от 1870 года, на месте сгоревшей в 1824 году часовни, в 1871 году была построена деревянная часовня Успения Божией Матери. Каждый год 15 (28) августа и на Пасху к часовне проводились крестные ходы с молебнами Пресвятой Богородице и водоосвящением. Земли при храме было 33 десятины. Указывалось, что храм имеет трудное сообщение с другими церквями16. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи при Васильевской церкви проходил Торжок. Так же, как и при Широгорской церкви, торговали красным, кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью17. Приход храма во имя Василия Великого был намного меньше, чем приход храма во имя Димитрия Солунского. Так, в приход храма во имя Димитрия Солунского входил 51 населенный пункт, а в приход храма во имя Василия Великого - всего 14 (см. Приложение). К храму вела дорога, след от которой сохранился и поныне. Вокруг храма была железная ограда на каменном фундаменте примерно два метра в высоту. Рядом протекал ручей, который назывался «Поповский» и колодец с ключевой водой, имеющий такое же название. При храме был огород. Церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, имела белые главы - луковицы, железный крест. При ней имелись сторожка и сторож («Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»). Имелось казнохранилище. По штату было положено иметь при храме двух священников, одного дьякона, двух дьячков и двух пономарей. Храм был пятого класса18. В 1860 году рассматривался вопрос о том, чтобы приписать церковь Василия Великого к храму Димитрия Солунского. Местные священники, церковный староста и благочинный в то время решили, что ее нужно оставить самостоятельной. Но уже в 1885 году приход храма вновь стал самостоятельным19. В этом же году по указу № 442 Вологодской Духовной Консистории от 26 января при нем была построена деревянная часовня в честь Благоверного князя Александра Невского в д. Кузнецово в память о смерти императора Александра II 20. Каждый год, 8 (21) июля, в день Казанской Божьей Матери, к ней совершался крестный ход с водоосвящением, а 30 августа (12 сентября) - панихида по Александру II 21. В клировых ведомостях Вологодского уезда за 1910 год упоминается только о трех приделах в храме Василия Великого: в честь Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Василия Великого. О престоле Параскевы Пятницы не упоминалось, вероятнее всего он был упразднен в период 1890-1910 годов. В этом же документе написано, что «зданием церковь не совсем прочная»22. Документы за 1872 год свидетельствуют, что вследствие осадки фундамента в стенах храма Василия Великого появились трещины23. Из данных клировых ведомостей за 1910 год видно, что усадебной земли стало больше на 0,5 десятин, то есть всего их стало две десятины, то же самое коснулось и сенокосной, которой стало 13 десятин, были специально выделены две десятины под выгон скота, зато на такую же площадь уменьшилась пахотная земля, а самое главное, что неудобной земли стало на одну десятину меньше. Вероятнее всего произошла разработка старых земель (площадь земли осталась прежней), хотя в документе прописано, что «почва глинистая и требует тщательной обработки». После 1885 года был выстроен сарай, крытый тесом. «Дом для священника крепкий и годен для житья, а келья непрочная»24. Проанализируем документ «Годовой отчет о состоянии церквей, монастырей и школ при них за 1909 год». «Из церквей округа к более благоустроенным можно отнести церкви: Дмитриевскую Широгорскую... Васильевскую Тошинскую...». Всего «более благоустроенных» церквей Вологодского уезда было отмечено девять из двадцати четырех. «Из церквей округа к... богатыми ризницей: Дмитриевскую Широгорскую». Всего «богатыми ризницей» церквей Вологодского уезда отмечено две из двадцати четырех. «Из церквей округа к... обеспеченными капиталами: Дмитриевскую Широгорскую». Всего «обеспеченных капиталами» церквей Вологодского уезда отмечено семь из двадцати четырех. «Помещения для сторожей имеются при всех церквях округа... При некоторых... устроены каменные: Дмитриевской Широгорской... Васильевской Тошинской». Всего каменных помещений для сторожей имелось у четырех церквей Вологодского уезда из двадцати четырех25. Таким образом, на фоне других церквей эти храмы были довольно богатыми. В 1874 году в храме Димитрия Солунского была упразднена вакансия второго штатного священника26, но указом Духовной консистории № 6977 от 16 (29) декабря 1897 года она была восстановлена взамен вакансии диакона27. Указом Духовной Консистории от 11 (24) июня 1894 года в нем был создан престол во имя Николая Мирликийского28. При церкви Димитрия Солунского в 1885-1887 годах было построено еще одно здание - здание церковно-приходской школы29. А в 1911 году в этом же храме был произведен капитальный ремонт30. Храмы были закрыты в 1930-х годах. Сведения об их закрытии, полученные от местных жителей, весьма противоречивы. Л.Г. Голицына говорит, что храм Димитрия Солунского был закрыт в 1936 году, а К.Д. Сергеев уверяет, что он работал до Великой Отечественной войны. Местные жители рассказывают разные легенды о снятии колокола с церкви. Например, Л.Г. Голицына говорит, что на колоколе была надпись «Царь Петр - князь великий. Слава Богородице!», а когда его снимали, колокол упал на бревно, на котором сидел руководитель проводимых работ по разрушению храма, получивший при этом смертельную травму. Другая местная жительница, В.А. Конкина, уверена, что колокол упал на землю и вошел в нее на половину своей высоты. Местные жители рассказывают, что ограду разобрали, а кирпич и металл от нее увезли в с. Сосновку, и что главный золотой крест сняли с храма только в 1990 году, в очень туманную ночь, скорее всего вертолетом. К.Д. Сергеев сказал нам, что в советские годы на территории церкви Димитрия Солунского велись раскопки в поисках клада, который так и не нашли31. Сегодня, несмотря на то, что церковь в плачевном состоянии, местные жители поставили туда маленькие иконки и приходят ставить свечи. Рядом с этим же храмом найдены остатки разрушенной ограды. Церковь Василия Великого, по рассказам местных жителей, была закрыта в 1932 году. Она частично была разобрана еще до Великой Отечественной войны, когда в ней размещалась машинно-тракторная станция. Когда с колокольни сбрасывали большой колокол, он упал на паперть и расшиб ее (вероятнее всего, именно эта часть была разобрана до войны), а потом его вытащили через окно. В годы войны церковь рухнула, но не полностью, то, что осталось цело, было взорвано. Руководил подрывом храма Михаил Колесов - директор школы в с. Старом. Позже он был убит быком. В доме священника одно время находилась контора колхоза, позже это здание перевезли в деревню, теперь оно служит жилым домом. Ограду разобрали, кирпичи от фундамента использовали под строительство дорог. В 2001 году священник Николай Васильев предложил жителям с. Уткино создать общину. Она была создана (в нее вошло 19 человек), ее председателем стала Е.С. Попова. Первоначально община создала подобие храма в местном клубе. Было решено строить храм. Все деньги на строительство церкви были собраны среди местных жителей и различных организаций (Оптико-механический завод, Северлесавтосервис, Союзлесмонтаж, Кирпичный завод, Газпром). В этом же году были приобретены проект и дерево (150 куб. м, из которых 75 было украдено). Местный совхоз предоставил фундамент. В 2002 году началось строительство, а к 2005 году был готов сруб. В 2007 году храм был достроен окончательно, и 8 ноября состоялось его освящение. В память о храме в с. Широгорье эту церковь освятили в честь Димитрия Солунского. Настоятелем храма стал священник Николай Васильев. Первой иконой в храме стала икона Казанской Божьей Матери (55x42 см). Храмовая икона Димитрия Солунского была подарена Епархией (100x75 см). Имеется в храме икона, привезенная из Греции (30x25 см). Многие иконы были подарены прихожанами. Распятие было привезено из Спаса-Прилуцкого монастыря. Оно старинное, когда-то находилось в Троице-Сергиевой лавре. Из имущества старого храма Димитрия Солунского сохранился только один колокол (окружность - 70 см, высота - 26 см.) На нем надписи: «С.И. Оловянишникова С-И», «21 Уз». Но этому храму не суждено было стоять долго: 5 января 2008 года он сгорел. Все имущество храма сохранилось, кроме паникадила и купели. Несмотря на это, все члены общины решительно настроены восстановить свою святыню. Деревянная церковь Димитрия Солунского в с. Уткино представляла собой довольно распространенный тип храма. В нем было тринадцать окон, один вход. Храм имел трехчастное деление: алтарь, храм и паперть. Длина храма составляла 16 м, ширина - 6 м. Алтарь был квадратным (16 кв. м). Высота храма была 5 м. Крыша была покрыта оцинкованным железом, стены обиты вагонкой. На окнах были наличники. Правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 годы), на период которого приходится строительство храма Димитрия Солунского в с. Широгорье, прошло под знаком возвращения к древним традициям греко-российской Церкви. Одним из признаков «греческой» церкви считалось пятиглавие: средний купол, возвышающийся над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пятиглавие стало характерной особенностью елизаветинского церковного зодчества. Церковь в с. Широгорье была пятиглавой. Местные жители рассказывают, что на храме было пять позолоченных куполов в форме луковиц: четыре маленьких и один большой. На большом куполе стоял золотой крест. Храм был выполнен в стиле барокко. Паперть по углам была украшена скругленными пилястрами, имеет профилированный карниз с городками и зубчиками. В паперть ведет две двери (с северной и западной стороны). С этих же сторон имеется по одному окну, на одном из которых сохранились старинные решетки. Длина и ширина паперти - 5,5 м, высота - 3,5 м. Для визуального отделения паперти от теплого храма вставлены скругленные пилястры. Теплый храм с северной и южной стороны имеет по три окна. Храм односветный. Окна украшены наличниками. Наличник состоит из сандриков, опирающихся на консоли, и скругленных пилястр, завершающихся капителями. На всех окнах сохранились старинные решетки. Сверху имеет профилированный карниз, городки и зубчики. Крыша частично провалилась. Длина теплого храма - 12 м, ширина - 8,5 м, высота примерно - 3,5 м. С папертью соединен двумя полукруглыми проходами. В теплом храме (в стене между теплым и холодным храмами) имеются два арочных углубления: скорее всего это престолы Димитрия Солунского и Василия Великого. Внутри сохранились два отверстия для печных труб. Холодный храм был покрыт железной крышей, что помогло ему сохраниться лучше других помещений. Внутри он был украшен фресками, фрагменты которых сохранились и поныне. Чтобы понять, что изображено на фресках был проведен детальный осмотр этих фресок, существенную помощь в определении изображений оказали известные вологодские реставраторы: Ольга Александровна Соколова и Мира Евсеевна Даен. Вероятно, это следующие изображения: над алтарем (на востоке) - изображение Архангела Михаила и ангельских чинов - представителей мира небесной иерархии, посредников между Богом и человеком. Эта часть росписей сохранилась лучше всего. Архангелы изображены в следующем порядке: A) Архангел Михаил - предводитель воинства ангелов и людей во вселенской битве с Сатаной. Он изображен со щитом и огненным мечом. Б) Чуть выше, слева изображен Архангел Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, со сложенными на груди руками. B) Над архангелом Михаилом - изображение архангела Гавриила. Он обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом - в левой. В нашем случае мы видим его изображение с зеркалом. Г) В самом верху данной группы Архангел, держащий в левой руке свечу, а в правой руке сосуд на трех длинных цепочках, напоминающий кадило. Что это? Если это сосуд с целебным маслом, то перед нами целитель Архангел Рафаил, если таким образом живописец изобразил весы, то перед нами Архангел Иеремиил. В нашем случае этих Архангелов сложно идентифицировать, потому, что в группе архангелов, расположенных напротив в левой части фрески, симметрично расположена похожая фигура Архангела, держащего подобный сосуд (но этот предмет, скорее всего и будет являться весами) в правой руке и, соответственно, в левой - свечу. Д) Слева снизу, вероятнее всего, изображен Архангел Иегудиил (видно, что он держит венец - награду для всякого христианина, служащего Богу). Е) Мы смеем предположить, что слева от Иегудиила изображен Архангел Уриил. Дело в том, что у этого архангела в правой руке должен быть меч, а у того, кто показан на фреске, руки сложены так, будто бы в них действительно находится меч, острием направленный вниз. Ж) Последнюю фигуру можно определить только методом исключения, так как ее изображение стерто полностью. Вероятнее всего, это Архангел Варахиил. На южной стене, скорее всего, изображение Вознесения Господня. Труднее всего определить, что изображено на западной стене. Предположительно, сверху находится или София Премудрость, или Богоматерь. На северной стороне показано или Воскресение Христово, или Преображение Господне. Фреска сохранилась очень плохо, но можно рассмотреть центральную фигуру Иисуса Христа. Слева - коленопреклоненная фигура в синих одеяниях - скорее всего - это один из апостолов. Внизу можно рассмотреть фигуру лежащего на земле человека. Судя по его позе - это либо спящий человек (тогда перед нами Воскресение Христово; лежащая фигура - спящий римский воин), но, более вероятно, что это фигура упавшего в испуге человека (тогда это фигура одного из апостолов, присутствующих при Преображении Христове). В парусах изображены четыре Евангелиста с аллегорическими существами. По православным канонам должны быть: в юго-западном парусе - Лука с тельцом, в северо-западном - Марк со львом, в юго-восточном - Матфей с существом в образе человека, в северо-восточном - Иоанн Богослов с орлом. В нашем случае мы сталкиваемся с ошибкой художника, который поменял местами Евангелистов Иоанна и Матфея. Там же сохранились картуши, в которых, вероятно, тоже находились росписи и крепления для иконостаса (три деревянные балки), из чего можно предположить, что иконостас был трехъярусным32. Для визуального отделения алтарной части от холодного храма вставлены скругленные пилястры. Он представляет из себя полукруглую абсиду. В алтарной части три окна, на которых сохранились решетки. Окна украшены наличниками, состоящими из тех же элементов, что и наличники в теплом храме. Сверху имеется профилированный карниз, городки и зубчики. Над центральным окном поместился картуш. Длина алтарной части - 4 м, ширина - 8,5 м, высота - примерно 3,5 м. Помещение в юго-западной части храма, вероятнее всего, ризница. Для ее визуального отделения от теплого храма вставлены скругленные пилястры. На южной стороне этого помещения имеются три окна, на которых сохранились старинные решетки. Окна украшены наличниками, состоящими из тех же элементов, что и наличники в теплом храме. Сверху имеется профилированный карниз, городки и зубчики. Длина этого помещения - 3,5 м, ширина - 2 м. С теплым храмом и папертью это помещение соединено двумя полукруглым проходами. Колокольня стоит над папертью. Она трехъярусная: два яруса четверика и один ярус восьмерика. На колокольню ведет крутая лестница, имеется проход из первого яруса колокольни на крышу теплого храма. Для визуального отделения паперти от колокольни и четверика от восьмерика выполнены карнизы, ряды лопаток и зубчиков. На гранях четверика и восьмерика установлены прямоугольные пилястры, поставленные на консолях. В четверике имеется окно, украшенное наличниками, состоящими из пилястр, установленных на консоли. На восьмерике имеются стилизованные кресты двух видов. На самой колокольне сохранились подвески для колоколов и маленький куполок. Надпись: «Работа произведена в 1913 году А.П.Ш и сыновьями подмастерье И.Н. Китаев» не сохранилась, но от нее остался заметный след. По типу храм Димитрия Солунского - корабль. На всем храме 4 вида сандриков. Антаблемент состоит только из одного элемента - карниза: фриз и архитрав отсутствуют. Карниз окружает храм. Длина церкви Димитрия Солунского - 35 м, ширина - 10,5 м. Рядом с храмом Димитрия Солунского находится здание церковно-приходской школы, выстроенное в 1885-1887 годах. Это обычное традиционное здание, ничем особым не отличающееся. В нем двадцать одно окно: семь с северной стороны (одно заделано), столько же с южной и по шесть с восточной и западной сторон. Окна сверху скруглены. Крыша четырехскатная, вход с северной стороны. Сейчас это дачный дом. К сожалению, храм Василия Великого полностью разрушен. Местные жители говорят, что церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, только меньше по размерам. Здание было каменным и одноэтажным. У храма была колокольня. Все помещения были в одной связи. Как говорят местные жители, храм был расписан фресками, Василий Григорьевич Ковалев помнит, что на правой стороне паперти было изображение распятия Иисуса Христа. Сохранился дом священника: обычный деревянный дом. Часовня Успения Божьей Матери, построенная в 1871 году, была деревянной. Местная жительница Лидия Николаевна Тихомирова говорит, что часовня была четырехугольной, а Василий Григорьевич и Валентина Александровна Ковалевы утверждают, что она была круглая. Василий Григорьевич говорит, что крыша была конусообразной. Часовня не сохранилась, но у местных жителей помечено то место, где она находилась. В 1885 году была построена часовня Благоверного князя Александра Невского. Как говорят местные жители, она была деревянной, шестиугольной, имела четыре окна, на которых стояли решетки. На ней был один железный купол - луковица. Крыша была покрыта дранкой поверх теса. До настоящего времени она не сохранилась. 2 февраля 1867 года в с. Широгорье была открыта церковно-приходская школа. Первоначально она размещалась в доме священника Николая Аметистова33. В 1885-1887 годах для школы было построено отдельное двухэтажное здание, торжественное освящение которого состоялось 1 (14) декабря 1887 года. Праздник в честь открытия школьного здания проходил очень торжественно: сначала в церкви при большом скоплении народа была совершена торжественная литургия, а потом - крестный ход к школе. В самой школе также был совершен торжественный молебен с окроплением здания святой водой, а затем духовенство и почетные гости, приглашенные на открытие школы, дали наставления будущим ученикам. Весь ход праздника и большое количество присутствующих говорит о том, что этому событию в приходе придавали большое значение. Верхний этаж школьного здания, состоявший из двух просторных комнат с мебелью, был предназначен для самой школы. В его нижнем этаже расположились помещения для учителя и сторожа34. Однако здание удобным не считалось. Из всех десяти школ пятого благочинного округа (данные на 1909 год) удобными считались семь, а неудобными - три35. Школьное здание находилось на казенной земле36. В школе преподавались: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русская грамота, чистописание, «счисление» (арифметика), проводились письменные работы. Успеваемость в школе по сведениям 1901 года:
В Вологодских Епархиальных Ведомостях мною были найдены методические рекомендации о том, как должны были вестись уроки в церковно-приходских школах, в частности, «Краткие записки по дидактике», составленные священником П. Ивановым. В них дано подробное, пошаговое, грамотное с точки зрения современной педагогики описание начального обучения чтению, письму и началам арифметики. Также о том, как учить географии с использованием карт и глобуса, объяснять о пользе географии. Это очень важный момент. Потому что, хотя в программе церковно-приходской школы не было естественнонаучных предметов, учителя знакомили учеников с основами этих предметов в порядке личной инициативы. В «Вологодских епархиальных ведомостях» мы находим множество тому подтверждений. Очень важной стороной учебного процесса автор считает соблюдение чистоты и опрятности учениками. Он категорически против применения телесных наказаний (и судя по его статье, они в церковно-приходских школах не применялись) и главным методом учителя считает словесное убеждение. Учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 24 г. Вологды Т.П. Беспалова, ознакомившись с данной статьей, сказала, что все методы преподавания, указанные в данной статье, эффективны и используются по сей день в общеобразовательных школах. Следует отметить, уже упомянутое здание церковно-приходской школы при церкви Димитрия Солунского было построено в 1885-1887 годах на пожертвования крестьян Хреновской, Благовещенской и Попадьинской волостей, а также на вспомоществование уездного земства. Уездное земство выделяло значительные средства для этой школы. Причиной для этого стало то, что 20 октября 1888 года церковно-приходскую школу в Широгорье объявили образцовой в память о спасении царской семьи во время крушения поезда 17 октября того же года. В качестве поощрения уездное земство выделило для школы 643 рубля 59 копеек, на которые был произведен ремонт школьного здания и планировалось устройство мезонина на нем. Губернским архитектором Рот были составлены две сметы: «На ремонт школьного здания выделить 123 рубля 41 копейку. На устройство мезонина над школьным зданием для квартиры учителя - 520 рублей 18 копеек». Мезонин над зданием школы выстроен не был, так как «устройство мезонина над существующим зданием Широгорской школы имело бы место только при назначении отдельного от причта учителя, занятия которого ограничивались исключительно школою и стояли бы вне всяких условий сельскохозяйственного быта; теперь же, когда окончательно выяснилось, что содержание такового учителя, за неимением средств, не может быть осуществлено на самом деле, означенное устройство мезонина представляется положительно нецелесообразным; настоящий учитель - дьякон местной церкви Лощинов есть вместе и сельский хозяин, ему, кроме квартиры, нужны и сельскохозяйственные к ней постройки, возведение которых возможно только при устройстве отдельного от помещения здания». Его Преосвященство дал разрешение построить деревянный дом на землях, граничивших с территорией школы, где учитель Лощинок смог бы построить сельскохозяйственные постройки за свой счет. Здание было возведено; затраты на его постройку составили 640 рублей 39 копеек. Уездное земство ежегодно выдавало церковно-приходской школе при храме Димитрия Солунского 220 рублей на жалованье учителям и помощникам учителей (также на жалованье доплачивалось из казенных средств). Земство также выдавало 750 рублей на ремонт школьного здания, снабжало школу учебниками, учебными пособиями, книгами для внеклассного чтения, письменными принадлежностями. Большая часть средств поступала от попечителей. В попечительство входили местные жители. Например, в 1890 году это были три крестьянина и два мещанина43. Церковь Димитрия Солунского постоянно расширяла свою просветительскую деятельность. После построения здания для церковно-приходской школы было увеличено количество учеников. Если до построения в школе обучалось в среднем около 35 человек44, то после построения - около 90. 45 Постепенно увеличивалось количество преподаваемых предметов: с трех до девяти. Первоначально в школе обучались только мальчики, но с 1901 года в ней стали учиться и девочки. Были открыты школы грамоты: в 1897 году - в с. Силино; в 1906 году - в с. Вахрушево 46. Вообще, по количеству учебных заведений приход храма Димитрия Солунского занимал первое место в уезде: помимо церковно-приходской школы и двух школ грамоты на территории прихода находились две земские школы: в селах Терпелино (основана в 1901 году) и Харитоново (основана в 1910 году). В приходе церкви Василия Великого находилось одно министерское училище. Всего в пятом благочинном округе было 34 учебных заведения, пять из которых находились в Широгорско-Тошинском приходе47. По всему выше изложенному можно сделать вывод, что Широгорско-Тошинский приход был культурным, просветительским и экономическим центром Вологодского уезда. Священнослужители стремились просвещать народ, нравственно совершенствовать его, призывали вести здоровый образ жизни. Уцелевшая церковь Димитрия Солунского является интересным памятником архитектуры и истории, что доказывает необходимость ее восстановления и если срочно не принять меры к этому, то она будет безвозвратно потеряна.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |