|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что дополнительно дают нам хеттыРелигиозные представления и обычаи крайне редко бывают оторваны от других сторон общественной жизни даже в наше время. Чаще всего они встроены в единую систему отношений. И тем более это было характерно для древних народов. С этой точки зрения, представляется любопытной весьма странная, на первый взгляд, система законодательства, юридических и гражданских отношений в Хеттской империи. Хетты были прежде всего воинами-завоевателями, что отразилось даже в их искусстве (см. Рис. 30-ц). От подобного народа, казалось бы, следовало ожидать довольно суровой, аскетичной жизни, и столь же сурово-строгого законодательства, регулирующего общественные отношения. Вместо этого при переводе хеттских текстов, отражавших жизнь в Хеттской империи, историки обнаружили прямо противоположную картину – хеттские законы по целому ряду параметров были гораздо более гуманными, чем у их менее воинственных соседей. И даже более гуманными, чем установления, господствовавшие у евреев времен Моисея в религии Яхве и появившиеся существенно позже периода расцвета Хеттской империи. Вместо широко распространенного в древнее время простого, но весьма жесткого принципа «око за око; зуб за зуб», у хеттов господствовал принцип «достаточной компенсации» (если так можно выразиться). В качестве пояснения: за какой-то (даже весьма серьезный) проступок не обязательно наступала кара виновного; наказание могло быть в виде обязанности возмещения, компенсации (в том числе денежной) за нанесенный ущерб. Убийство не каралось обязательным убийством. Увечье – не обязательным увечьем виновного. И это был громадный шаг вперед в направлении гуманизации всех общественных отношений. Но древнее законодательство всегда было тесно связано с религиозными отношениями. Более того, согласно утверждениям правителей, законодательство было дано им богами (как и Яхве установил все порядки еврейского общества). И если не считать эту формулировку простым «прикрытием власть придержащих», а предположить, что и в этой части древние легенды и предания (утверждавшие, что все общественные законы даны людям богами) отражают хотя бы в некоторой степени реальные события, то получается, что хеттские боги были более гуманны, нежели другие боги. В данном конкретном случае мы не можем сказать, к каким именно богам это относится – к богам, проигравшим Войну Богов или выигравшим ее. Ведь хотя победители всегда объявляют «добрыми» себя и стараются всячески очернить проигравших или даже стереть напрочь память о них, изменить общественное мнение не так-то просто. И вполне может быть, что гуманность хеттского законодательства – отголосок порядков, установленных богами, проигравшими войну. Но может быть и так, что гуманность законов в Хеттской империи может быть связана с позицией победителей в Войне богов и их потомков. То есть, как ни странно это может прозвучать, и с более гуманным отношением к людям со стороны… Баала!.. В современном (искаженном) восприятии Баала подобное кажется невозможным. Однако вспомним, что, согласно угаритской мифологии, когда Балу (Баал) был убит Мутом, Илу с Асиратой предлагали царем бога Астару, исходя из принципа, что «покорен он высшим богам, а по отношению к людям творит насилие»... Рис. 108. Статуэтки хеттских богов в Музее анатолийских цивилизаций (Анкара) Другой важный, на мой взгляд, момент заключается в том, что религия древних хеттов была фактически неотделима от магии и колдовства, которые оказали на нее большое влияние. Особо были популярны гадания на внутренностях животных. А на многочисленных табличках, найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и ворожбе. Хотя мне лично больше нравится существенно менее негативно воспринимаемый термин «практическая магия». Про этот момент в отношении религии Ханаана подавляющее большинство исследователей ничего не говорит. Но если учитывать высочайшее сходство мифологии хеттов и ханаанцев, а также широкое распространение в древности практической магии, то можно предположить, что столь же немаловажное место она занимала и в религии Ханаана. А отсутствие акцента на этом моменте у исследователей вполне объяснимо тем, что письменных ханнанских источников осталось крайне мало. Не в пример огромному количеству хеттских текстов... Но тогда стоит вспомнить о том, что в религии Яхве занятия магией стояли и стоят в числе самых сильных прегрешений. И можно будет предположить, что среди тех «мерзостей», за которые Яхве устами Моисея требовал покарать жителей Ханаана, практическая магия занимала далеко не последнее место. Если не первое место, что вполне возможно, поскольку эта «мерзость» была настолько «мерзостной» (с точки зрения религии Яхве), что она даже не упоминается открытым текстом в Ветхом Завете… Но что такое «практическая магия»?.. Это технология и способы воздействия на окружающий мир с помощью нематериальных видов взаимодействия. И если не ограничивать себя рамками сугубо материалистических взглядов, практическая магия окажется просто в списке реальных методов и приемов по активному воздействию на ситуацию и внешние обстоятельства. Только в данном случае объектом воздействия могут быть даже боги!.. Человек может повлиять на бога!.. А вот это Яхве никоим образом понравиться не могло. И в этом вполне может скрываться одна из главных причин геноцида, развязанного евреями в Земле Обетованной. Ведь любые практические приемы и методы – это знание, а основными хранителями знания (особенно такого знания!) неизбежно должны были быть жрецы. Посему в борьбе с практической магией требовалось полное уничтожение ханаанских жрецов, в том числе и жрецов Баала, к чему евреи и приступили с особым рвением… Временный реванш К моменту вступления евреев в Землю Обетованную Хеттской империи уже не существовало. Она пала под ударами «народов моря» и других агрессивных соседей. То же, что у историков принято называть Позднехеттскими царствами, уже не представляло столь грозной силы, как Хеттская империя середины II тысячелетия до нашей эры. По сути, это были лишь жалкие осколки былого величия. Естественно, что в подобном состоянии находилось и жречество. Посему посылать евреев в Анатолию Яхве не было никакого смысла. Да и вряд ли они справились бы с подобной задачей, поскольку процесс завоевания только Земли Обетованной продолжался более двух сотен лет (от смерти Моисея до Соломона). Однако «осколки» религии Баала (назовем ее условно так) продолжали существовать еще очень долгое время. Мифология Ханаана с весьма небольшими трансформациями перекочевала, например, в религиозную систему царства Урарту, расцвет которого пришелся на первую половину I тысячелетия до нашей эры. Другие «осколки» этой религии через прибрежные города Малой Азии перекочевали в Древнюю Грецию. Пантеон хеттских богов фактически целиком стал пантеоном греческих богов, которые тут просто обрели новые имена. О сходстве мифологии хеттов и древнегреческой мифологии написано уже немало работ, и я не буду здесь на нем останавливаться. Отмечу лишь, что Баал, будучи Тешубом у хеттов, в Древней Греции стал также главой пантеона под именем Зевс, сохранив как атрибуты бога грозы (молнии – главное оружие Зевса), так и его деяния (например, борьба Зевса с Тифоном – прямой аналог битвы между Тешубом и драконом Иллуянки; см. Рис. 31-ц). О сходстве же пантеонов и мифологии Римской империи и Древней Греции и говорить не приходится. Оно широко известно. Здесь Зевс становится Юпитером, верховным правителем и громовержцем (см. Рис. 32-ц). И вот в 70 году нашей эры, в ответ на восстание иудеев против римского владычества, римляне разрушают храм Яхве в Иерусалиме. Разрушают до основания и окончательно – храм не восстановлен до сих пор. И в некотором смысле это можно считать реваншем Баала в борьбе с Яхве. Но реванш оказался временным. Уже вставала на ноги модификация религии Яхве под названием «христианство», которая начала распространение на земли с «осколками» религии Баала. «Осколок» в Малой Азии, сохранявшийся сначала в Урарту, а затем в его преемнике – Армении, был задавлен самым первым. Тут христианство утвердилось в качестве государственной религии еще в 301 году. А вскоре настал черед и главного сохранившегося оплота Баала (Юпитера) в Римской Империи. В 313 году император Константин издает знаменитый Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором христианство провозглашается одной из терпимых вер. Под эгидой Константина в 325 году проходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. А уже в 384-385 годах император Феодосий I Великий рядом указов предписывает уничтожить античные храмы. Эдикт 391 года, еще более строгий, нанес последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»). В 394 году потушен священный огонь богини Весты, и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Религия Яхве утвердилась окончательно и бесповоротно на всех землях Баала, память о котором продолжала стираться христианами (а затем и мусульманами) с, пожалуй, еще большим энтузиазмом, нежели это делали евреи в Ханаане. Завещание Моисея никто ведь не отменял, да и не мог отменить, поскольку это было повеление самого Яхве… «Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас…» (Втор., гл. 6). * * * | ||||||
Поиск по сайту:
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |