|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Указывая на роль, мы относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группойСама по себе социальная роль не определяет все поведение человека в деталях. Усвоение ее зависит от многих обстоятельств — индивидуальных особенностей человека, его воспитания и обучения. Поэтому общественные отношения, хотя и являются безличностно-ролевыми, в своем конкретном проявлении все равно имеют личностную окраску. В социологии и политической экономии можно абстрагироваться от нее, однако в социальной и политической психологии этот личностный аспект роли является предметом специального анализа. Любая социальная роль всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что часто называют "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон и является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений — отношений второго рода, т.е. психологических, межличностных. Общественные отношения второго рода т.е. межличностные отношения, в отличие от общественных отношений, складываются на эмоциональной основе, т.е. на основе определенных чувств, возникающих у людей друг к другу. Поэтому их можно рассматривать как фактор "психологического климата" группы. В социальной психологии чувства чаще всего сводят в две большие группы: конъюнктивные, т.е. сближающие, объединяющие людей, и дизъюнктивные, т.е. разъединяющие, антипатийные чувства. Между личными и общественными, психологическими и социальными связями существует теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они находятся в диалектическом единстве. Однако общественные и социальные связи определяют индивидуальные и психологические отношения. Последние формируются под влиянием общесоциальных факторов и выступают неповторимо индивидуальным их выражением и дополнением. Индивидуальные и психологические отношения представляют противоречивое единство общего и отдельного, общесоциального и индивидуального. Говоря о единстве этих видов отношений, вместе с тем следует указать, что их различие и правильное понимание их единства имеет существенное, методологическое значение. Известно, что преувеличение роли индивидуально-психологических связей в ущерб общесоциальным явилось гносеологической основой для идеалистических концепций психологизма (Г. Тард, Л. Уорд и др.), микросоциологии или социометрии (Дж. Морено, Гурвич и др.). Метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (1958) является главным методом исследования межличностных отношений, но не общественных. Как общественные, так и межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Корни общения лежат в материальной жизнедеятельности индивидов. Идея единства общения и деятельности особо подчеркивается в отечественной психологии, хотя иногда общение интерпретируют даже как особый вид деятельности. Но в любом случае все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Активный характер Оо определяется тем, что человек выступает не просто стороной, но и субъектом отношения. Благодаря этому человек творчески преобразует природу, окружающий мир, других и себя. В отличие от животного, человек творит свою историю, формы своей жизни и осуществляет социальный прогресс. Сущность взаимодействия между людьми - воспроизводство социальной жизни во всем ее многообразии. Важным моментом, обусловленным сознательным характером Оо, является способность человека сочетать личные цели с общественными, жертвовать собой во имя общественных идеалов. Как существо социальное человек не может существовать изолированно, вне социальных связей, вне общественных отношений, выражением и продуктом которых он является. Когда он лишается «социальной нагрузки», связей с другими людьми, он перестает быть человеком и остается животным. Общественные отношения, являясь продуктом социального развития, усваиваются (точнее - интерриоризуются) каждым человеком в процессе и результате его индивидуального развития, личного опыта и воспитания (социализации) через институты социализации (семью, школу и др.). Общественные отношения, в отличии от других связей, включают в себя оценочный момент и носят нормативный характер. Общество создает целую систему норм отношений между своими членами и оценок их поведения (политических, правовых, этических и др.). Эти нормы и оценки продукт исторического развития (филогенеза). Но не все связи, действия и потребности человека социально детерминированы. Общественные отношения специфичны своей опосредованностью. Связь и взаимодействие между людьми опосредуются рядом факторов: - отношениями с другими людьми; - нормами и оценками, созданными обществом; - системой социальных институтов (институтов социализации); - социальными чувствами и идеями; - многоступенчатым обменом деятельностью, продуктами общественного труда (заключающих в себе материальные и духовные ценности). Оо чрезвычайно динамичны, а проявления общественных связей бесконечно многообразны. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |