АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.К.Мамардашвили. Я хочу поделиться личными впечатлениями от того, что называется литературой и литературной критикой (имея в виду

Читайте также:
  1. М.К.Мамардашвили

Искусство и личность [1]

Я хочу поделиться личными впечатлениями от того, что называется литературой и литературной критикой (имея в виду, конечно, впечатления философа). В конце концов, и философия и любой литературный текст, текст искусства, сводятся к жизненным вопросам, то есть - к любви, смерти, к смыслу и достоинству существования, к тому, что мы реально испытываем в жизни и ожидаем от нее. И, очевидно, читаем мы то, что близко нашему душевному опыту. То, что не западает нам в душу, не является для нас литературой. Какие-то куски литературы для нас закрыты просто потому, что они, наверное, не совпадают с нашим жизненным путем и с самым главным актом - актом раскрытия себя в том, что говорит тебе впечатление от читаемого. И к ним, наверное, литературный критик не должен прикасаться.

Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто, и, наверное, мы не должны в этом случае предъявлять счет в терминах литературной критики, да и литературная критика не может существовать относительно того, что чуждо литературному критику и что не задело его за душу. Он ведь не сможет тогда ничего эксплицировать в тексте так, чтобы, развиваясь сам, расширить и опыт книги и опыт ее читателей.

Меня поразила одна такая встреча - встреча с писателем Марселем Прустом, который имеет одновременно преимущества и гениальности и современности, то есть - это писатель XX века, близкий к опыту человека этого века, близкий к нашему опыту. И, что самое главное, в тексте Пруста наглядно виден путь человека.

А "путь", по определению - если брать это слово с большой буквы - это путь, по которому человек выходит из какой-то темноты - из темноты своей жизни, из темноты впечатлений, из темноты существующих обычаев, из темноты существующего социального строя, из темноты существующей культуры и своего "Я", ее носителя - и должен был пойти куда-то - куда светит указующая стрелка его уникального личного опыта. Пойти, в том числе - и на "костылях" искусства, его «искусственных», «артефактных» органов.

И вся жизнь в каком-то смысле состоит в том, что человек пытается «раскрутить» до конца то, что с ним на самом деле случилось, что он на самом деле испытывает и то, что за история вырастает из его предназначения.

А отличить то, что случилось на самом деле, от того, что только кажется, очень трудно. И особенно трудно воссоединиться с невербальным корнем своего незаместимого личного видения, через который мы только и прорастаем в действительное бытие и в единство с другими людьми.

И вот меня поразила близость человека, написавшего текст – Марселя Пруста - к моему опыту. И близким оказалось также отношение Пруста к возможной задаче литературной критики, взятой со стороны философского ее смысла.

Я не случайно говорю о современности Пруста. Я имею в виду и то, что его писательский опыт начинался или задумывался в форме своеобразного, нетрадиционного романа, где основным "сюжетным" стержнем должно было быть сведение Прустом счетов с литературной критикой, т.е. фактически с тем, как воспринимается произведение и что от личности автора в нем вычитывается критиком, читателем. Он даже избрал в персонажи (в первоначальном, затем изменившемся замысле романа) своего рода идеального литературного критика - Сент-Бева - и, как бы споря с ним, строил свой роман. Имея в виду под "романом", при этом, движение распутывания жизненного опыта и одновременно определение места текста искусства в таком движении, вообще, и - в судьбе и личностном облике автора, в частности. И вот в той мере, в какой литературная критика или отношение людей к произведениям искусства включается в это распутывание опыта прохождения пути – содействует или мешает ему - в этой мере литературная критика и фигура литературного критика существенно вовлекались в сферу внимания Пруста.

Меня, как читателя, как философа затронуло у Пруста, прежде всего, понимание акта чтения как жизненного акта, а также - уравнивание этого интеллектуального акта с "чтением" смысла любой другой судьбоносной встречи - будь то встреча с цветами боярышника или с несчастной любовью.

Литературу часто рассматривают как чисто внешнее дополнение к жизни. Либо - как некую область украшения и развлечения, вынесенную за пределы нормального хода жизни и "артистами" обеспечиваемую. Либо - как готовое поучение, реализуемое этакими "людоведами и душелюбами", хранителями и носителями правды, своего рода "теоретиками-поверенными" мироустроительного Провидения. То есть, литература или развлекает нас и уносит куда-то в сказочный мир "эстетических" наслаждений, или – учит. Она - или " искусство для искусства ", проявление чистого артистизма, или - социально, нравственно и идейно ангажирована.

Иными словами: или человек убегает посредством книг от действительности, или книги указуют ему путь, известный кому-то за него и вместо него и навязываемый ему извне "ради его же собственного блага", а он их пассивно потребляет.

И в том, и в другом случае произведения искусства (как, впрочем, и их авторы) берутся как вещь, как готовая сущность. И, при этом, не выделяется собственно литературный факт, или «эффект литературы», как таковой - «труд слова» - с его последствиями и производимыми им действиями как в жизни, так и в людях, которые на этот труд осмеливаются, поскольку "жизнь их решается...".

А Пруст понял, что так называемая "романтическая фикция" (можно было бы присовокупить сюда еще и теоретическую, и поэтическую и другие «фикции») на самом деле прямо связана с изначальным, жизненным для человека смыслом, что искусство словесного построения есть способ существования истины, которая не предшествует письму в готовом виде, и что ей нельзя научить. И это бросило странный свет на сам акт чтения.

Во-первых, оказалось, что если книгу ты действительно прочитываешь, то - только в той мере, в какой она есть зеркало, поставленное перед путем жизни, который по отражениям в нем «выправляется». И, стало быть, то, что ты прочитываешь, зависит от того, что в твоей собственной душе. И, в этом смысле, книга есть духовный инструмент, а не предмет, не вещь.

Меня всегда смущала, например, судьба Достоевского, как писателя, в глазах нашей литературной критики и нашего читательского восприятия. Всегда имелось в виду какое-то особое учение и послание, наличествующее у Достоевского в его романах - безразлично - послание ли это России, или послание человеческой душе. Послания эти периодически то отвергались, то принимались, то они выступали как реакционные, то как прогрессивные. Но во всех случаях предполагалось, что у писателя есть какая-то система, которую мы можем эксплицировать, прочитав книгу, а сам он уже существует как ее носитель и хранитель.

У Пруста есть неожиданная фраза - поразительно близкая и внятная мне: «почему-то принято – замечает Пруст - слишком торжественно писать и говорить о Достоевском». А в действительности, явно - я так и воспринимаю - на наших глазах, Достоевский имеет дело с самим собой, пишет себя по "зеркалу" своих текстов, ищет путь, бытие, выправляет их по экспериментальным реализациям в словесной действительности, а вовсе не излагает никакого учения.

И если мы все же воспринимаем все это как нечто "учительское", то - только потому, что мы можем сделать близким себе путь этого человека. Человека, который - в существующих условиях культуры, отбрасывая ее стереотипы, отбрасывая ее предрассудки, вмененные проблемы, приостанавливая в себе стихийно производимые это культурой душевные сдвиги и состояния – сумел открыться и изумиться действительному смыслу своего существования и тому, что это существование свидетельски явило об окружающем его, так сказать, собственной " персоной ".

В XX веке обостренно встала проблема места искусства в жизни, проблема отношения автор-произведение и даже – проблема самого существования автора. И не случайно роман Пруста есть роман одновременно и как имеющий какое-то содержание и, в то же время - как роман о средствах понимания этого содержания и роман о реализации личностного целого жизни в связи с искусством, то есть - роман о романе, роман о человеке, пишущем роман.

И это - второй момент, о котором я хотел сказать. В XX веке отчетливо поняли старую истину, что роман, текст есть нечто такое, в лоне чего впервые рождается и автор этого текста как личность и как живой человек, а не предшествует как "злой" или "добрый" дядя своему посланию. В этом смысле и оказалось, что литература - не внешняя "пришлепка" к жизни - развлекательная или поучительная.

До текста не существует никакого послания, с которым писатель мог бы обратиться к читателям. А то, что он написал, есть то лоно, в котором он стал впервые действительным "Я", в том числе - от чего-то освободился и прошел какой-то путь посредством текста. Мое «свидетельство» неизвестно мне самому - до книги. Да и жизнь я не реализовал.

Одним из первых проблесков серьезного искусства на рубеже веков - почти религиозного без всякого употребления слова "Бог" и вне всякой религиозной конфессии - искусства, которое я назвал бы героическим искусством, был, конечно, символизм. Не случайно он оставил такой значительный след в истории литературы. Я имею в виду французских символистов.

Его основной идеей была одна простая мысль, выраженная четко Бодлером, потом закрепленная Малларме - изменить жизнь. Имелось в виду - зажить действительной жизнью и реализоваться тому, кто пишет поэму, пишет роман, симфонию, пишет живопись. И они отнеслись к искусству, то есть к созданию текстов как к элементу и инструменту такого акта жизни, т.е. с полной серьезностью.

Искусство XX века дальше пошло новыми путями - путями более строго личностного поиска, более скромного отношения к слову, понимания того, что текст создается потому, что тебе лично и жизненно нужно встать с его помощью в точку испытания, свидетельства бытия. Поскольку истину нельзя ниоткуда получить. Ее можно лишь создать, как говорил Пруст, в каждой части текста целиком, она есть личностное свидетельство, и потому писатель должен,прежде всего, сам стать через создаваемый текст, который не есть, конечно, естественное явление, т.е. не есть психологическое побуждение, намерение, прекрасномыслие, внутренний продукт воображения и т.п.

«Разговор» есть естественное явление, в котором ничего не происходит, а «текст» не есть естественное явление. Текст существует как бы в другом времени, и там что-то может произойти. Мы часто пишем так, как разговариваем. Пруст в таких случаях говорил, что это бывает, когда люди пишут без любви, а только с любовью к себе или с самолюбием.

Пруст относится к той литературе XX века, которую я назвал бы серьезной литературой, исходящей из того понимания текста, о котором я говорил, когда текст понимается не как способ выражения для готовой мысли, для готового "Я ", для готовой истины, но, наоборот - как то, посредством чего, через писание чего все это еще должно стать, установиться, родиться. Пруст утверждает фактически, что только, когда я пишу, я сам впервые узнаю, что я думал и что я испытывал. Поэтому ход его мысли и можно завершить известным афоризмом Малларме: «поэмы не пишутся идеями, поэмы пишутся словами». Но под "словами" нужно, конечно, иметь в виду тексты в том смысле, в каком я сейчас говорил.

Борхес - один из блестящих писателей XX века - говорил в этой связи, что поэзия всегда таинственна, потому что никогда не знаешь, что тебе, в конце концов, удалось написать. Для литературной критики это означает простую вещь, что в каком-то смысле читатель и писатель уравнены в отношении к тексту, т.е. писатель так же "не понимает" свой текст и так же должен расшифровывать и интерпретировать его, как и читатель. Писатель - такой же человек, как и мы с вами, но только с определенным опытом.

Это означает, что литературная критика в моих глазах, в философском аспекте, есть лишь расширенный акт чтения - она является расширением моего акта чтения, вашего акта чтения - и не больше. В этом смысле литературная критика может лишь помочь моему участию в отношениях сознательной бесконечности, т.е. - поддержания живого состояния. Такое отношение к книге, естественно, уравнивает акт чтения книги с другими жизненными актами. Это меня, как я уже говорил, особенно и привлекло в Прусте.

Мы, как правило, с большим пиететом относимся к книге. Я скорее придерживался бы, так сказать, непочтительного отношения к литературе и, тем самым, ратовал бы, вслед за Прустом, за особый жанр литературной критики, который назвал бы жанром непочтительной литературной критики.

Что я имею в виду? У Пруста и в романе и в его литературно-критических рассуждениях жизненные переживания - скажем, по поводу розы, красивой женщины, пирожного "мадлен" и другие простые, жизненные, так называемые, обыденные впечатления уравнены с актом чтения. Для Пруста восприятие впечатления, которое испытывает человек перед кустом боярышника, абсолютно уравнено с восприятием содержания книги - это тоже "текст". И ценность восприятия зависит, следовательно, от того, что извлечешь из себя - от степени и градиента преобразования опыта, а не от его материи. В предположении, что иногда, - если суметь прочитать впечатления как написанные книги своей души - они больше нам могут сказать о мире и о нас, чем иная серьезная книга. Можно лишь принять бутаду Пруста, что из рекламы мыла можно извлечь не меньше, чем из "Мыслей" Паскаля.

Он имеет в виду, что и в том и другом случае одинаково имеет место дискретный луч впечатления - уникальный, как мучительно вспоминаемое лицо, подвешенный перед нами вне своих причин и их содержанием не разрешаемый, и прямо по нам ударяющий. Вот почему-то куст боярышника нас взволновал. Нет причин для волнения - он ничем не отличается от тысячи других таких же кустов. Но если совершился этот жизненный акт - волнение, требующее разрешения (как и "мысль" у героев Достоевского), то, значит, там был какой-то удар, прямой контакт с истиной, реальностью, как она есть на самом деле, в отличие от ожиданий или логических возможностей. "Живой синтаксис", как говорил Пруст.

Волнение это непонятно, и истина не видна, пока мы в нем не разобрались своим развитием и перевоссозданием того, что с нами произошло. То, что я назвал путем, и есть путь "раскручивания" того, что произошло. Именно такого рода «впечатления», содержащие начало индивидуации мира, требуют нашего вхождения в самих себя. «Вхождения в самих себя» - чтобы раскрутить «положение вещей», - истина ниоткуда не может быть получена извне, заимствована, присовокуплена, суммирована и т.д. Истина тебя нигде не ожидает, никто тебе ее по почте, как выражается Пруст, не пришлет (в том числе и «истину о Гете» или о Стендале). Ты должен остановиться и работать, т.е. - там, в движущемся по инерции мире, ты должен остановиться, а - здесь, в точке луча впечатления - работать.

В одном из текстов, Пруст, неточно цитируя, приводит слова из Евангелия от Иоанна: " Ходите, пока свет еще с вами ". Пруст заменяет тут одно слово. И ошибка характерна - вместо слова " ходите ", он берет слово " работайте ". Т.е., хочет сказать он, глубокое чувство устройства мира - мира, что он есть - устанавливается, только если мы пошевеливаемся в зазоре - молнией, на одну секунду открывшегося - лада. А, если мы упустили эту секунду и не расширили работой этот открывшийся интервал, то ничему не быть. Ибо - по некому метафизическому закону - все необратимо и не сделанное нами здесь и сейчас никогда уже не будет сделано. То, что ты оказался здесь - это значит, что только ты мог оказаться здесь, только ты мог по-нять что-то в том, что только тебе посветило. Ты ни на кого другого не можешь положиться, никто другой тебе не может помочь. И ты не можешь положиться ни на будущее, ни на вчерашнее. Ни на разделение труда - что мы, мол, сплотимся вместе и разберемся. Не разберемся, а лишь упустим часть мира в полное небытие! "Живой синтаксис" Пруста есть, оказывается, "синтаксис молнии", если воспользоваться словами Сен-Жон Перса, и если предположить, что такое вообще может быть.

И в данном случае я верю Прусту не только потому, что он, как писатель для меня хорош и в чем-то совпал со мной в личном опыте, но - еще и потому, что я могу это подкрепить положениями философии. Можно доказать, что это - так и только так, и не может быть иначе.

Я хочу, заканчивая выступление, закрепить одну простую мысль. Для меня литературная критика есть, во-первых, расширение акта восприятия, но ограниченное рамками задач этого расширения. За эти задачи она выходить не может.

Она всегда есть критика собрата по испытанию, продолжение испытания своими средствами (даже, если получается отрицательный вывод о результате).

И, конечно, можно мимоходом зайти в любые дебри эстетики, семиотики или же исторической учености, теории мира и т.п., но лишь до некоей границы (которую нельзя заранее раз и навсегда единым образом провести), ибо критика всегда остается этим средством прояснения. Но, и так, место, оставляемое для критики, значительно. Ибо бытие никогда не умещается в существующее - в том числе и в то, что получило существование силой литературного текста. Оно всегда "вытеснено", "утоплено" по отношению к последнему. Великие произведения как раз и отличаются тем, что в них есть некий голос, есть «латентный текст» в отличие от явного содержания. И критика есть его неотъемлемая часть, есть способ жизни, она находится внутри бесконечности текста (не давая никогда окончательного разъяснения), находится в той " тайне времени ", посвященности в которую Чаадаев когда-то горячо желал Пушкину. И она доносит до нас (при удаче, конечно) фрагменты этой – как говорил Пруст - "неизвестной Родины", единственной родины художника.


[1] ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА КАК АКТ ЧТЕНИЯ. Выступление на "Круглом столе" по теме "Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения". Опубликовано в: "ВФ". М., 1984, № 2, с. 99-102.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)