|
|||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы интеграции
Современная система обучения выглядит в виде отдельно стоящих пирамид-блоков вертикально связанных между собой. (рис 3) Выпадение одного из блоков нарушает всю пирамиду и создает пробелы в знаниях. Создание горизонтальных связей между пирамидами посредством проведения параллелей привело бы к интеграции дисциплин, созданию фрактальности образования и выработки целостного мировоззрения. По выражению древних, человек может, познать лишь то, что находит соответствие в его сознании. Следовательно - осознание целостной картины мира невозможно без интеграции сознания. «Стремление для психики восстановить свою целостность всегда выражалось в стремлении слить себя со всеобщим – с богом.». «Символом этого архетипа выступает мандала – символизирующая бога».. (К.Г. Юнг 1998г.) С позиций аналитической психологии интеграция сознания возможна при условии объединения сознания с бессознательным. К.Г. Юнг подчеркивал, что освоение
бессознательного невозможно без опоры на высшее начало человека его монады или высшего Ego (Самости). [7] Этот процесс можно назвать вертикальным контуром интеграции сознания, он относится к сферам влияния духовных практик.
Методики современного образования развивают интеллектуальную сферу, которая является горизонтальным контуром интеграции сознания. В современном историческом периоде необходима тотальная интеграция сознания [iii], объединяющая два контура интеграции. Рассмотрим подробнее горизонтальный контур интеграции. Мы представим его в виде мандалы, (рис.4) которая в духовной практике является критерием целостности, отражая степень интеграции сознания. Законы диалектики и синергетики указывают, на спиральность развития всех самоорганизующихся структур. Поэтому логическо-прямоленейное построение школьного материала нельзя считать естественным и удобным для развития сознания. Следующий критерий указывает - развитие сознания возможно только при спиральной структуре построения материала в процессе, которого происходит кругообразное движение вокруг некого центра или архетипа. Это движение[iv] (спиральное), ограждающее центр личности от хаоса и есть рост сознания и прототип всех мандал. Возникает вопрос, на каких принципах и психических основах возможна интеграция научных дисциплин и сознания? Универсальную взаимосвязь всего сущего может осуществлять только всеначальная[v] или психическая энергия (рис. 5), о чем указывала Е.И. Рерих. Современные теории (лептонных, торсионных полей, нитевидной материи и т.д.) квантовой физики адекватны этим воззрениям. В педагогической области преподавания эффект «разворачивание материала» возникает при спонтанном и диалектическом развитии идеи или понятия (как при диалогах Сократа). Аналогичный эффект возникает при трансдисциплинарном движении сквозь дисциплины, К.Г. Юнг в психологической практике рассматривал всплывшие содержания сознания через различные исторические параллели разных культур. Этот метод К.Г. Юнг назвал амплификацией (расширением понятия) и использовался в процессе индивидуации.. Проведение параллелей и движение от междисциплинарных связей к трансдисциплинарному прохождению сквозь дисциплины есть не что иное, как спиральное движение. Физик Фритьеф Капра считает что «шнуровка»[vi] (рис.4) дисциплин ведет к целостному восприятию. Этот метод посредством междисциплинарных связей занимает очень длительное время (преподаваемый в течение года как например элективная программа по «Биопсихологии» В.А. Макаров, Т.И. Сотникова) и связывает несколько дисциплин. Трансдисциплираный урок может связать как минимум 3 дисциплины а, как правило, совершается целый виток, охватывая множество предметов. Одним из предметов интеграции в школе, по мнению Б.У.Родионова, могла бы стать натурфилософия.[vii] «… натурфилософия как «предмет» междисциплинарна.» [7] Действительно натурфилософы древности и нашего времени (Эйнштейн, Н. Бор, Шредингер, Гейзенберг, Паули, Цилковский, Вернадский, Чижевский, архиепископ Лука (Войно-Ясенский), П.Флоренский) подходили ко всему как живому или одухотворенному, что и подтверждает современная физика, рассматривая мир с энергетической парадигмы. В этом случае дух имеет физические характеристики энергии и (или) информации. Происходит стирание граней между духом и материей, психологией и физикой (рис.6) В педагогической практике, для связывания нескольких дисциплин необходимо рассмотреть материал через энергетическую парадигму и вписать необходимые предметы в тринитарную схему (рис.7) Следующий важный момент в синтетическом познании интеграция религиозных знаний. (рис. 8) Интеллектуально такую работу можно реализовать посредством сравнительного анализа посредством проведением параллелей (например, лингвистических). Из психологов такую работу проводили К.Г. Юнг, Стив Волинский из физиков Фритьеф Капра и д.р.Живая Этика решает эту проблему кардинально, переводя духовные практики на универсальные понятия. Современная наука начинает переходить на понятийный аппарат Живой Этики трансдисциплинарно пронизывая религии и конфессии такими понятиями как всеначальная или психическая энергия, Надземный мир, причинно-следственные связи, сила мысли, мыслеобраз, иерархия и т.д. Далее мы рассмотрим построение урока синтеза или трансдисциплинарного урока. Постараемся отразить его основные элементы. Формально цели и задачи урока синтеза могут соответствовать всем методическим правилам (по каждому заявленному предмету в междисциплинарных уроках). Главное чтобы его «внутренняя сущность» соответствовала следующим целям и задачам.
Цель: формирование целостной картины мира. Задачи: раскрытие идеи всеединства и взаимосвязей всего сущего. формирование понятия микракосм-макрокосм воспитание личного чувства ответственности за судьбу мира. осознание причинно-следственных законов
Урок содержит в себе: - познавательный компонент - воспитательный компонент - практический компонент Важным элементом урока является практическое применение полученных знаний. Высшее нравственное знание не должно быть недостижимой абстракцией. Психологический эксперимент воздействия мысли на ростки пшеница, на органолептические качества воды завершают урок. На примере, можно, показать силу влияния человеческой мысли на окружающую среду. В заключительной части урока задается домашнее задание в виде опросника по пройденной теме или научно-популярная статья для размышления. На данный момент подготовлены и проведены уроки синтеза на основе научно-популярных фильмов «Живая вода» и «Волновая генетика» (П.Гаряев), «След на воде» (ак. В.Д. Плыкин). Мы надеемся, что и другие учителя подхватят нашу эстафету и направят свои усилия на формирование нового поколения волгоградцев способных в будущем решать духовно-экологические задачи.
Список литературы 1. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних//Журнал российского права, 2003.№ 2, С.43-50. 2. Юнг К.Г. Синхроничность РЕФЛ-БУК ВАКЛЕР 1997г. с.95-96 3. Баранцев Р.Г. «Структурная методология целостного подхода: от анализа – к синтезу» / Реальность и субъект, Ежеквартальный научно-философский и культурологический журнал №1 том 5 СПб 2001г. с.68. 4. Зорина Е.В. «Эзотеризм в России ХХ века» Дельфис, ежегодник 2001г. Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего»/, с.21 5. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное СПб 1997г. С.76 6. Юнг К.Г. Йога и Запад: Сборник: Пер. с нем. - Инициатива; К.: Airland, Киев 1994.- 230. –(Паломничество в страну Востока). 7. Родионов Б.У Ноосферная физика. В сб. “Этика и наука будущего”, ежегодник “Дельфис”-2002, с.154-157 8.Акимов А.Е. «Синтез знаний как путь к истине», тезисы международной научно-духовной просветительской конференции «Эволюция космоса и сознания человека», Воронеж ВРОО «Новый Солнечный Мир»- 2004, с 3-4
[1] Образование основанное на универсальных духовных законах. [2] Мифологическое мировоззрение - целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через стихии и магические, фантастические свойства и явления.[3] Религиозное мировоззрение -основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух миров – мира божественного и тварного. [4] Научная картина мира - упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений науки. [i] Следует твердо указать, что существуют два пути: путь расчленения и путь синтеза. Можно найти много промежуточных состояний … Но после … опять придем к троичному построению… АУМ 12.133. [ii] Именно, задача национального гения и состоит в том, чтобы претворить и пропустить через призму своего сознания достижения всех народов и веков и дать свой неповторенный синтез этого конгломерата творческих выявлений …Елена Рерих_ Письма в Европу, 1935-1938. Параграф 17.1.36 [iii] Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным.Елена Рерих_ Письма, 1932-1955 гг. 8.06.36 [iv] Сознание растет синтезом… Движение сознания будет от центра, захватывая круги нового понимания. АУМ 12.088. 33. [v] Обычно говорят о синтезе науки и духовности, но оба понятия остаются неопределенными. Между ними требуется некий огонек, называемый восхищением, без него и познание, и сама духовность останутся мертвыми и не соединенными. Братство 14.225. [vi] Некоторые … считают, что синтез всего понемногу…. Но разве синтез есть знание всего? Наука со всеми ее отраслями не может быть усвоена одним лицом, но смысл ее должен быть осознан. Он может быть вполне усвоен и утвержден в сознании. АУМ 12.499. [vii] Неведение все разъединяет и разлагает, но Великое знание … все объединяет и синтезирует. 4.6.37
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |