|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды искусстваСреди видов поэзии Аристотель в первую очередь выделяет комедию, трагедию и эпос. О них и идет речь в трактате «Поэтика». По словам Аристотеля, поэзия разделилась на виды в соответствии с характерами людей. Поэты более возвышенного направления стали воспроизводить поступки хороших людей, а те, кто погрубее — поступки дурных людей. Так появилась трагедия и комедия: одни поэты, соответственно своим природным склонностям, вместо ямбографов стали комиками, другие вместо эпиков трагиками, так как эти виды поэзии имеют больше значения и более ценятся. Трагедия, по Аристотелю есть воспроизведение действия серьезного, законченного и целого, имеющего определенный объем. В частности, он делает акцент на том, что трагедия – это подражание не людям, но «действию и жизни, счастью и злосчастью», и при том – подражание подобным же действием, а не описанием его, как уточняет в своем учебнике В.В. Бычков. Это подражание действием заложено в фабуле трагедии, одним из основных композиционных приемов которой является перипетия – неожиданная «перемена событий к противоположному, притом, как мы говорим, по законам вероятности или необходимости». К другим существенным частям фабулы Аристотель относит «узнавание» и «страдание», происходящие в процессе трагического действа. Трагедии бывают, по Аристотелю, или сложные, т.е. целиком состоящие из перипетий и узнаваний, или патетические, нравоописательные и изображающие чудовищ. А.Ф. Лосев в своей книге пишет о том, что это деление трагедий никуда не годится. Тут нет ни единства деления, ни принципа несовпадения делимых частей. То, что Аристотель называет "сложными" трагедиями, касается только структуры трагедии, а не ее содержания, в то время как третий и четвертый члены деления касаются содержания. Патетическая трагедия может быть и сложной, и нравоописательной, и изображающей чудовища. В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей, в соответствии с которыми трагедия обладает теми или иными качествами. Вот эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. По объему и месту их распределения, в трагедии выделяют пролог, эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. Каждой из этих частей Аристотель уделяет пристальное внимание, подробно объясняя, как с ними работать. По его мнению, поэты заботятся не о том, чтобы изображать характеры: они захватывают характеры, изображая действия. Таким образом, действия и фабула есть цель трагедии, а цель важнее всего. А фабула, как мы уже знаем – это подражание действию, тот самый мимесис. Именно поэтому Аристотель считает, что поэзия содержит в себе больше философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история — частное. Говоря об эпосе, важно отметить, что Аристотель рассматривал его только в сравнении с трагедией и последнюю ставил значительно выше. Эпическая поэзия сходна с трагедией изображением серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются длительностью. Что касается частей, то одни являются общими (для трагедии и эпоса), другие принадлежат только трагедии. Таким образом, она имеет все, что есть в эпопее, но при этом имеет некоторые преимущества: свою сценическую постановку и музыку, наглядность сценического действия и отсутствие длиннот. А если трагедия отличается от эпоса преимуществами и еще действием своего искусства, — ведь она должна вызывать не случайное удовольствие, а указанное нами, — то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более достигает своей цели. О комедии у Аристотеля сказано не очень много. Развернутых суждений не сохранилось. В «Поэтике» присутствуют только некоторые общие фразы на эту тему и определение комедии. Однако с их помощью можно увидеть ход мыслей философа в этом направлении. Комедия, как уже было сказано, это воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде. Смешное для Аристотеля — частица безобразного. Это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания. В этом еще одно основное ее отличие от трагедии: в трагедии кто-то обязательно страдает. В.В. Бычков пишет: «Аристотель убежден, что комические («насмешливые») песни слагались с очень древних времен, однако первое известное ему комическое произведение – это некий не сохранившийся до нашего времени «Маргит» Гомера. Поэтому именно его Аристотель склонен считать праотцом и комедии. При этом он подчеркивает, что у Гомера мы имеем дело уже не с насмешкой, но с драматическим выражением «смешного». К Гомеру Аристотель возводит и специальный «насмешливый метр» – ямб, в котором, полагал он, и пишутся в основном комические произведения». Таким образом, можно отметить, что основным видом поэзии Аристотель все-таки считает трагедию, ей посвящена основная часть трактата. И это неудивительно, ведь культура трагического для эстетики и искусства – одна из самых важных. По словам Бычкова, трагедия в жизни и сознании – это экзистенциальный, а не эстетический опыт, поэтому трагическое в реальной действительности, которое чаще обозначается термином «трагизм», относится к объектам изучения философии, социологии, истории, но не эстетики. А вот эстетический опыт, получивший в Новейшее время именование «трагического», в наиболее полном и концентрированном виде был реализован именно в древнегреческой трагедии. Заключение. Таким образом, из трактата Аристотеля мы узнали, что любое поэтическое искусство основывается на подражании. Подражание свойственно людям с детства и всегда доставляет удовольствие, и именно этим они отличаются от животных. Именно в этом, по мнению платона, причина того, что искусство доставляет нам такую радость. Причем в искусстве не обязательно должно быть изображено то, что нравится нам в жизни. Это могут быть и вещи безобразные: даже изображение отвратительных животных и трупов в поэзии может доставлять удовольствие, просто за счет того, что это искусство. Причина же этого заключается в том, что каждому нравится приобретать знания, какими бы они ни были. Аристотель выделяет несколько основных видов поэтического искусства: трагедию, комедию и эпос, которые различаются в зависимости от характеров людей, которые в них описываются. В комедиях это в основном плохие люди, а в трагедиях – хорошие. Трагедия – воспроизведение действия серьезного, законченного и целого, имеющего определенный объем. Комедия – это воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде. Эпопеи же Аристотель рассматривает только в сравнении с трагедией и это сравнение не в их пользу.
Библиография. 1. Аристотель «Поэтика 2. Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание, М.: Эксмо, 2008, статья «Аристотель» 3. В.В. Бычков. Эстетика. М., Гардарики, 2002. 4. А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М. Искусство, 1975.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |