|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ1. Сущность идеологии как социального феномена. Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в начале 19в. для обозначения учения об идеях как теоретической основы политики и этики. Идеология, 1. тесно связана с политикой, что само по себе уже предопределяет ее включенность в сферу тех или иных социальных интересов. 2. она продукт духовного производства, а потому ее дефиниция во многом зависит от решения и аспектов рассмотрения проблем производства общественного сознания. 3. связана с диалектически противоречивой по своей сущности познавательной деятельностью человека, механизмом включения человека в духовный мир культуры, что также не может не накладывать определенного отпечатка на характер ее исследования. С полным основанием можно утверждать, что одна из причин имеющихся в философской литературе споров при анализе идеологии и ее функцией заключена в том, что ученые стремятся выделить какую-то конкретную сторону или функцию идеологии как сложного социального феномена. Идеология – это кровеносная система любого государства. Она произрастает на национальной почве – базируется на национальных устоях и традициях. Поэтому, в отличие от финансов, ее невозможно позаимствовать у кого-то. Практика слепого копирования чужого опыта, чужих идей, переноса их на национальную почву, характерная для 90-х годов прошлого века, оказалась губительной для нашего государства. Идеологию белорусского государства должны поэтому разрабатывать и выстраивать отечественные ученые-гуманитарии, имеющие соответствующую теоретическую подготовку. Но идеология не сводится лишь к теории. Идеология это, к тому же, еще и основа духовной жизни общества. Беларусь пока еще очень молодое государство. Поэтому важно определиться с нашими ценностями, целями, способами и сроками их достижения, найти национальную идею. Это нужно для консолидации общества, повышения мотивации, социальной активности граждан. Таким образом, в качестве духовно-нравственного компонента идеологии белорусского государства выступает национальная идея. Но ее ни в коем случае не следует истолковывать в качестве националистической идеи. Попытка выстроить идеологию на идее крайнего национализма ведет общество к противостоянию, кровопролитию. Национальную идею можно представить как любовь к Родине, патриотизм, как идею созидания сильной и процветающей Беларуси, идею консолидации всего народа. По своей структуре идеология складывается из философско-мировоззренческой, политической, экономической и др. частей1. Поэтому в процессе выработки идеологии надо учитывать экономическую, политическую и духовно-мировоззренческую ее составляющие. Все эти компоненты в своей совокупности должны составлять единую систему, а не какое-то эклектичное, нежизненное образование. Только в таком случае идеология способна будет выполнять конструктивно-созидающую функцию. Ведь идеология вырабатывается не ради нее самой, а с целью обеспечения стабильного развития государства. Она не только определяет настоящее, т.е. теоретически обеспечивает нашу реальную жизнь, но и работает на будущее - вырабатывает историческую перспективу нашего суверенного государства. Это своего рода иммунная система, разрушение которой неизбежно ведет к гибели и само государство. Подводя итог нашему дискурсу о сущности идеологии, отметим следующее. В недалеком прошлом в отечественной философской литературе понятие идеологии употреблялось для обозначения: а) теоретического сознания в целом, как совокупности всех его форм (в противовес обыденному сознанию); б) систематизированного ядра общественного сознания (в отличие от общественной психологии); в) классового сознания (теории классовой борьбы); г) ложного, иллюзорного отражения действительности (применительно к немарксистским типам идеологий). За имеющимися различиями выдвигаемых определений, точек зрения на идеологию отчетливо прослеживались общие ее признаки, к числу которых можно с полным основанием отнести систематизированный характер идеологии, ее классовость, преемственность и др. За последние десять лет сформировались новые концептуальные подходы к идеологии, а именно: а) критически-негативная (концепция деидеологизации); б) умеренно-позитивная (идеология не отрицается, но она не рассматривается как социальная теория, программа социальных действий); в) национально-позитивная (идеология сводится к национальной идее); г) системно-позитивная (идеология трактуется как система теоретических знаний о мире в целом, национальном государстве, перспективах общественного развития и т.д.). Пока относительно идеологии, ее места в системе теоретического знания и роли в общественной жизни идут дискуссии, в ходе которых постепенно выкристаллизовывается ее новая концептуальная модель, содержащая в себе как прежние теоретические наработки, так и некоторые новые представления. Согласно мнению современных ученых, идеология не что иное, как «система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений– и выступает формой санкционирования или существующего в обществе государства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений)». Конкретизируем качественные характеристики идеологии. Их можно представить следующим образом. Идеология – важнейший элемент общественной жизни. Поэтому во всем мире ей уделяется серьезное внимание на государственном уровне. Идеология – не набор эклектических, не взаимосвязанных друг с другом представлений, а целостная система идей и взглядов. Такую концептуально оформленную систему способны разработать лишь профессионально подготовленные ученые-обществоведы. Идеология представляет собой систему теоретического знания об обществе и социально-политических процессах. Она способна включать в себя элементы мифологии, но не сводима к ним. Идеология жизненна лишь в том случае, если базируется на научно обоснованных положениях. Идеология органично связана с существующими экономическими отношениями, вернее, базируется на них. Поэтому она не может быть абстрактной и оторванной от реалий общества. В случае такого отрыва ее практическая значимость близка к нулю. И хотя идеология базируется на экономическом строе общества, она испытывает на себе определенное влияние национальных традиций, устоев, культуры. Из вышесказанного логически следует вывод о том, что идеологию невозможно у кого-то позаимствовать. Она должна «вызреть» в конкретных исторических условиях, быть выношенной гражданами и теоретической мыслью конкретного государства с учетом исторической эпохи, национальных традиций. В отличие от экономических законов, складывающихся независимо от общественного сознания, закономерности идеологического развития формируются и функционируют, проходя через общественное сознание людей. В этой связи при выяснении механизма функционирования идеологии важно учитывать диалектическую взаимосвязь идеологии и общественной психологии. В структурно-компонентном отношении идеология состоит из общественных учений, теорий и концептуальных версий; ценностей и норм; идеалов, проектов и программ социального действия. Идеология выступает не только в виде социальной теории (доктрины), но и в виде программы деятельности людей (государства, нации, класса, социального слоя). Поэтому для реализации идеологических программ, целей необходимы соответствующие институты, посредством которых идеология материализуется, воплощается в жизнь. Идеология не сводима лишь к теоретическому знанию. Она обладает мощным духовно-ценностным потенциалом- способна воодушевлять людей, вдохновлять на труд, выступать в качестве значимого мотивационного фактора. Идеология является регулятором общественных процессов, основой духовной жизни общества. Материализоваться (воплотиться в жизнь) способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющей части граждан. Безусловно, на какой-то краткосрочный период над умами большинства граждан способна властвовать идеология узкой социальной группы (например, олигархов). Но в конечном счете под напором объективных обстоятельств граждане «прозревают» и решительно отвергают такого рода идеологию и ее носителей. Чаще всего это происходит посредством социальных взрывов (революций). В качестве важнейших элементов, составляющих содержание идеологии, выступают философские, правовые, политические, религиозные, нравственные, художественные взгляды. При этом каждая идеологическая форма обладает своими специфическими особенностями воздействия на людей, которые важно учитывать в идеологической работе. Необходимо различать и в конкретно-исторических условиях акцентировать внимание на тех или иных функциях идеологии- познавательной, оценочной, передачи социального опыта, прогнозирования, интегративной, коммуникативной и др. Как и любое другое социальное явление, идеология способна (и должна) развиваться. Но она также склонна и к консерватизму. Важно идеологам-теоретикам своевременно вносить в идеологическую доктрину новые идеи. В противном случае она станет «плестись в хвосте событий». Идеологическая концепция должна быть достаточно привлекательной, удовлетворяющей духовные запросы современного человека, должна представлять собой определенный гуманный идеал, раскрывать механизм и конкретные сроки его воплощения в жизнь. В контексте нынешней ситуации в РБ идеология рассматривается в самом широком смысле этого слова как теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдаленную перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную и духовную сферы. И такое практически-ориентированное понимание идеологии и идейно-воспитательной работы совершенно оправданно.
2. Структура идеологии Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества. Структура идеологии в широком смысле слова, как общественного явления, помимо систем идей и их компонентов, включает также идеологические отношения, идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы. Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике. Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика таким образом превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Структура идеологии В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни: 1. Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры); 2. Программно-политический, на котором социально-философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий; 3. Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий. Структура идеологии белорусского государства включает в себя 4 блока компонентов: 1) теоретико-методологический (базис системы). Цель- определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства; 2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель- определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений; 3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель- определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие; 4 ) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества).Цель- определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства. Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе)- повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан. Структура идеологии белорусской государственности: Идеология белорусской государственности есть сложное многомерное образование. Она имеет определенную структуру. 1. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция РБ. Конституция страны это свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии. 2. Экономической основой идеологии государства является Белорусская экономическая модель. 3. Политическую основу идеологии белорусского государства составляет белорусская политическая модель 4. Мировоззренческой основой идеологии государства выступает белорусская идеологическая доктрина - национальная идея. Структура идеологии: 1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации. 2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма это предписание, служащее общим указанием для социального действия. 3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме). 4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов. 5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями. 3. Функции идеологии в жизнедеятельности социальных систем. Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности. Идеология выполняет в обществе ряд функций: 1. задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности; 2. предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая идеология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправленных действий людей во исполнение поставленных ею задач; 3. внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего; 4. противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировать общество; 5. выражает и защищает интересы определенных социальных групп. Функции идеологии: 1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть. 2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество. 3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия. 4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации. 5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения. 6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними. 7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий. 8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью. Идеология является таким социальным инструментом, без которого невозможно функционирование государства. В современных условиях всякая социальная деятельность предполагает в качестве предпосылок определённые представления людей о существующих условиях жизни, осознание ими неудовлетворённых потребностей и интересов, целей и устремлений, обоснование выбора необходимых для ее достижения средств. Без этого любые социальные действия бессмысленны и вряд ли возможны. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей. Политическая идеология выполняет следующие социальные функции: Ориентационная функция - задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности. Мобилизационная функция - побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию. Интегративная функция - наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость. Амортизационная функция - служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения. Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) - возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. Когнитивная (познавательная) функция - отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой - дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений. Легитимизирующая (оправдывающая) функция - состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству. Нормативная функция - задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов. Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии. Уровни политической идеологии: Теоретический, концептуальный уровень - наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека. Программно-политический уровень - на нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требование этого уровня - максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия. Актуализированный уровень - позволяет элите (через изучение общественного мнения) определить степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Специфика идеологии заключается в том, что она ориентирована на выражение коренных материальных интересов значимого социального субъекта. А это, прежде всего интересы экономические и политические. Это - интересы власти, стремление занимать доминирующую роль в каком-либо социальном слое, классе, обществе, государстве и т.д. Это также тесно связанные с властью интересы финансово-экономические, достижения богатства, материального благополучия. Значит, целью любой идеологии, её нервом является экономическая заинтересованность, властно-финансовая, политическая сущность. Важнейший объект и интерес всякой идеологии - государственная власть, финансово-экономическое могущество. Цели могут быть глобальными или локальными (в масштабе системы, государства, отношений различных социальных групп), а сущность та же - притязания на экономическую и политическую власть. Наряду с позитивными идеологии присуща и негативная функция, связанная с ее способностью программировать человеческое сознание, навязывать определенное мировоззрение и соответствующее ему поведение ("Есть закон, по которому всякая идеология стремится дойти в своем систематическом развитии до такой точки, где ее эффективность измеряется не тем, насколько верят в нее люди и как много таких людей, а тем, что она не дает думать и не дает сказать" (М.Мамардашвили) 4. Классификация политических идеологий. Существует множество классификации идеологий. Остановимся на некоторых из них. По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии. 1. Охранительные идеологии обосновывают поддержание status quo, защищают существующую систему социальных отношений. Как правило, такие идеологии являются господствующими. 2. Контридеологии не приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований (прогрессивных или реакционных). 3. Реформистские идеологии включают в себя черты первых двух, т.е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей. По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые идеологии выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые идеологии отстаивают равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений. По содержанию, т.е. в зависимости от иерархии ценностей все существующие идеологии можно разделить на либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм), а также их модификации и различные сочетания. Классификация политических идеологий– расположение основных идейно-политических течений на воображаемых осях, преимущественно по двум основаниям: 1) по социально-политической парадигме (предполагаемой модели желаемого общества): правые, центристские и левые; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления: радикальные (выступают за революционное преобразование общества), умеренные (ориентируются на последовательное реформирование); консервативные (стремятся к сохранению существующего политического порядка) (см. рис. 3). Деление на "левых" и "правых" возникло в годы Великой французской революции 1789–1794 гг., когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и сидевших справа от него, закрепилось название "правые", а за его противниками, сидевшими слева – "левые". В дальнейшем "левыми" стали считать политические идеологии и руководствующиеся ими политические партии, выступающие за социальное равенство, радикальные революционные преобразования, преимущественно насильственные методы политической борьбы, защитников бедных, обездоленных и угнетенных слоев и народов; "правыми" – противников равенства, резких общественных изменений и революций, сторонников консерватизма, защитников богатых и привилегированных групп. Современные идеологии и выражающие их политические партии, как правило, не имеют жестких границ, их деление на правые и левые, радикальные и консервативные становится все более условным. Тем не менее в политическом лексиконе эти характеристики по-прежнему широко используются.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ИДЕОЛОГИИ Политические идеологии можно различать по разным основаниям, по разным сферам интересов общества. 1. По предлагаемой модели общества, по приоритету, отдаваемому человеку или государству (социально-политическая парадигма): СОЦИАЛИСТЫ- ЛИБЕРАЛЫ Либералы отдают приоритет свободе личности, социалисты исходят из подчинения интересов человека интересам общества в лице государства. 2. По отношению к национальному вопросу: КОСМОПОЛИТЫ- ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ- ПАТРИОТЫ- НАЦИОНАЛИСТЫ Космополиты называют себя гражданами мира, интернационалисты призывают к солидарности народов, патриоты отдают приоритет национальным интересам, националисты противопоставляют свою нацию стальным. 3. По религиозному вопросу: АТЕИСТЫ- ПОЛИТЕИСТЫ-ТЕОЦЕНТРИСТЫ- КЛЕРИКАЛЫ- ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ Атеисты активно отрицают Бога, политеисты создают личную религиозную модель, теоцентристы утверждают существование единого Бога, небезразличного к человеку, клирикалы и фундаменталисты ставят на первое место Церковь 4. По характеру идеологии: РАДИКАЛЫ- УМЕРЕННЫЕ- КОНСЕРВАТОРЫ Радикалы (radix– корень) стоят за решительные и глубокие, революционные преобразования, консерваторы- за сохранение существующего политического порядка. 5. Условная классификация ЛЕВЫЕ- ЦЕНТР- ПРАВЫЕ Эта классификация имеет временный, относящийся к конкретной политической ситуации смысл, ею пользуются для упрощения и краткости. В наше время, в частности в России, левыми называют социалистов и коммунистов, правыми- либералов. Указанные классификации, имея характер линейных спектров, в реальной политической жизни пересекаются, образуя плоскостные и объемные конфигурации. 5. Традиционные политические идеологии: либерализм, неолеберализм Либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XXв. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Даль, Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма; В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704г.), Адам Смит (1723-1790г.), Монтескье (1689-1755г.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан. Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость. Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения. Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности. Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры: 1. индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей; 2. свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида; 3. равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; 4. братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим. Неолиберали́зм- направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х-1990-е Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом, а также трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга и других. Его ведущая идея может быть сформулирована следующим образом: интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно- в международном масштабе, так и интенсивно - на все сферы жизни общества. Таким образом, неолиберализм проявляет принципиальное родство с глобализацией, особенно в экономической сфере. Некоторые характерные черты идеологии социального либерализма (неолиберализма): 1. На смену идее о «государстве- ночном стороже», не вмешивающемся ни в экономическую, ни в социальную жизнь общества, а лишь гарантирующем его основу- свободу конкуренции, рынок, единые формально-юридические права граждан, индивидуальные свободы, пришла идея» государства всеобщего благоденствия». Его главные задачи - прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, школьное и высшее образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения. Они- за политику прогрессивного налогообложения, предпочтение отдают государственному сектору в экономике. 2. Неолибералы придерживаются принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что избиратели обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решения. По мнению либералов, истинная демократия- это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. 3. Неолибералы дали принципиально новое понимание справедливости. По их представлениям справедливость это в первую очередь политическая справедливость, т.е. равные политические права. Положение человека в обществе зависит от его таланта, способностей, трудолюбия, т.е. от него самого. Из социальных прав неолибералы признают лишь право на образование, труд, пенсию, пособие по безработице, социальное страхование. Они считают, что общественная система не основанная на справедливости, не имеет будущего. Социальный либерализм с его идеей всеобщего благоденствия доминировал в политической, экономической и духовной жизни вплоть до середины 70-х г. Отличительные черты неолиберализма: 1. Отказ от невмешательства государства в экономику. 2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона. 3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции. 4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов). Таким образом, проблема хорошего правления решается в неолиберализме не путем его ограничения государства, а путем наделения его дополнительными функциями, связанными с защитой индивидуальных свобод граждан. Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие- как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Согласно теории неолиберализма, нации и государства тоже на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму. 6. Традиционные политические идеологии: консерватизм, неоконсерватизм Консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления - Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк - пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов; Консерватизм Консерватизм возник в конце XVIIIв как реакция на французское. Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру. Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Берком (1729-1797г.), французами Де Местром (1754-1821г.). Де Бональдом (1754-1840г.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий. Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории. Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства.Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Неоконсервати́зм - идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран. В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неоконсерватим». Основные положения современной неоконсервативной программы были изложены Вильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем: США призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» (англ. benevolent global hegemony) во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета, возникшего в результате международной и оборонной политики прошлых лет. Авторы статьи предлагают следующие «три императива»: 1. Мощное увеличение военного бюджета. 2. Пропаганду патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения, «единение народа и армии», рекрутирование в её ряды как можно больше добровольцев. 3.« Моральная ясность» (англ. moral clarity) действий — не дожидаясь появления угроз, активно распространять во всем мире американские политические принципы — демократию, рыночную экономику и уважение к свободе. Горовиц связывает элитизм с неоконсерватизмом, стремящимся утвердить элитизм как основной социальный закон Неоконсерватизм это не альтернатива социализму и коммунизму. Он нацелен на повышение роли рынка, конкуренции, индивидуальной инициативы, дебюрократизации. Но он несёт и дальнейшую дифференциацию в обществе, оставляет значительную часть общества в нищете и бесправии. В области экономики неоконсерваторы выступают за рыночную экономику и свободное предпринимательство. Загосударством признается право регулирования экономики.Но это регулирование должно быть ограниченным и в первую очередь представлять собой поддержку свободного предпринимательства, стимулирование частного бизнеса, создание оптимальных пропорций между частным игосударственным секторами экономики. В сфере политики неоконсерваторы придерживаются принципов демократической организации общества. Оптимальным вариантом государственной власти признается демократический элитизм. Главная роль в политике отводится элите, обладающей необходимыми профессиональнымизнаниями и высокими моральными качествами. Власть элиты,являющейся коллективным руководителем, общепризнанным лидером масс, базируется на ее авторитете. Элита (любая, в том числе и политическая) образуется по принципумеритократии (на основе личных заслуг).Если в сфере экономики деятельность государства ограничивается, то в сфере политики неоконсерваторы выступают за создание сильного государства, обладающего значительной властью, достаточной для того, чтобы обеспечитьзащиту частной собственности, прав личности, порядка в стране, оказать принуждение по отношению к нарушающим общественный порядок, проводящего сильную и активную каквнутреннюю, так и внешнюю политику. В области социальной политики неоконсерваторы выступают за сокращение государственных социальных программ, которые, на их взгляд, нарушают естественное неравенство, приводят к социальному выравниванию, лишая тем самым предприимчивых и трудолюбивых людей заслуженного вознаграждения. Такой подход к социальной политике обусловлен тем, что неоконсерваторы признают приоритет принципа свободы над принципом равенства. Свобода рассматривается как свобода распоряжаться частной собственностью, самостоятельно и независимо принимать участие в рыночной конкуренции. Равенство признается лишь как равенство возможностей, равенство всех перед законом. Достижение фактического равенства возможно лишь за счет ограничения свободы определенных социальных групп, что, по мнению неоконсерваторов, неприемлемо. Выступают неоконсерваторы и за реставрацию духовных ценностей раннего капитализма. Они призывают к воз рождению религии, духа предпринимательства, бережливости, пуританизма, укреплению семьи.
7. Традиционные политические идеологии: социализм и его разновидности. Социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм. Социализм по Марксу - первая фаза коммунизма; общественный строй, который приходит на смену капитализму и основан: -на общественной собственности на орудия и средства производства; -на власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией. Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором: -отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; -утверждаются социальное равенство и справедливость. Социализм- в экономической теории- экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. Государственный социализм - в социалистических странах -тип общественного устройства, характеризующийся: -государственной собственностью на средства производства; и -централизованной политической властью, осуществляемой партийно-государственным аппаратом. Демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность. Катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы. Коммунизм - общий Коммунизм- в марксизме- идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: -всестороннее развитие личности; -ликвидацию классов; -общественное самоуправление; -реализацию принципа: от каждого по способностям -каждому по потребностям. Утопический социализм - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества. Феодальный социализм - разновидность социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям. Христианский социализм Клерикальный социализм- направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан. Экономический романтизм - направление в экономической науке, положившее начало теории мелкобуржуазного социализма. Этический социализм - теория обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов; и -утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления "идеи социализма", присущей людям, независимо от их социальной принадлежности. Демократический социализм Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914г.), представленному Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству. Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского социализма. Современная концепция "демократического социализма " в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году. "Демократический социализм ", согласно программным документам социал- демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм= обобществление +плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы- коммунизм и необольшевизм. Национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти- ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь- против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме- вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Марксизм-ленинизм - учение, представляющее собой марксизм (учение Маркса и Энгельса) в его развитии Лениным. Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества. В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название учения, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны- развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития. Как разновидность идеологии, лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся- программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на известную эволюцию взглядов в самой КНР, некоторые партии, организации и движения т.н. маоистского толка как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения. Отличительные черты Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис». Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями. Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.Трактовка современного развития капитализма как империализма. Марксизм-ленинизм был официальной идеологией Советского Союза. Социал-демократия ( часто идентифицируется с демократическим социализмом) направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии, как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров- Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов- Каутского или Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы. Социал-демократия пустила корень в европейской политике после Второй мировой войны и Русской революции 1917г. Если в начале века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. В 2006 году социал-демократы в Швеции потеряли власть после выборов в риксдаг. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии). Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии. Толковый cловарь Ожегова. Возникшее в конце 19в. идейно-политическое течение в международном рабочем движении, первоначально ставившее своей целью революционную борьбу с капитализмом, позднее перешедшее к политике реформ и сейчас объединяющее левые силы в их стремлении к постепенному социально-экономическому совершенствованию обществa: в борьбе за мир и международную безопасность. Взгляды современной социал-демократии. В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства: Защиту прав человека. Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). Политический и идеологический плюрализм. Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку. Ограниченное государственное регулирование экономики. Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. Принцип справедливой торговли. Равноправие и защиту всех форм собственности и др. Либертарный социализм - одна из политических философий, посвящённая сопротивлению авторитарному принуждению и социальной иерархии, в частности, институтам капитализма и государства. Некоторые наиболее известные либертарные социалистические идеологии- анархизм (в частности, анархо-коммунизм и анархо-синдикализм), коммунизм рабочих советов, автономистский марксизм (автономизм), и социальная экология. Либертарные социалисты выступают за отмену частной собственности на средства производства и отмену государства как ненужного и вредного института. Известные либертарные социалисты: Михаил Бакунин, Мюррей, Роза Люксембург, Нестор Махно и др. Политический словарь Социализм Либертарный (С.л.) - это современная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория С.л. формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) - индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы С.л. были заложены в трудах Бакунина, Прудона, Кропоткина. С.л. характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал С.л. общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих какого-л. руководящего и планирующего центра. Сторонники С.л. исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма это несправедливость, а социализм без свободы- рабство. Идеологи С.л. ведут поиски "третьего пути", отличного от капитализма и "реального социализма". В прошлом С.л. отражал преимущественно настроения мелких буржуа, сегодня- главным образом, настроения неудовлетворенных своим положением работников умственного труда, новых средних слоев. В зависимости от целей, которые ставит перед собой социализм, можно различать следующие 3 его разновидности: 1) Христианский социализм, целью которого является создание земных условий, способствующих восхождению человека к Богу. Христианский социализм - это совокупность социально-экономических отношений между людьми, складывающаяся на основе братской любви христиан, их милосердия и взаимопомощи. 2) Материалистический социализм, целью которого является наиболее полное удовлетворение потребностей людей, как материальных, так и "духовных" (а на самом деле- душевных). Этот социализм проповедует идею безбедного устроения на земле, построения "земного рая". 3) Атеистический социализм, целью которого является уничтожение христианства. Это социализм демонический, антихристианский, социализм по Марксу и большевикам. Эти три разновидности социализма выделил крупнейший русский философ, а впоследствии и богослов, Сергей Николаевич Булгаков.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |