|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Яйцо в мифологии
Обрядовое почитание яйца в древности было настолько распространено, что вряд ли найдётся хотя бы один народ в Европе или Азии, в культе которого так или иначе не использовалось бы яйцо. И это служит ещё одним доказательством того, что все народы мира происходят от одного корня. Яйцо служит символом перехода из небытия в бытиё, оно является символом жизни, радости, Солнца, особенно весеннего, которое несёт с собой тепло, свет, обновление природы, жизнь которой была скована морозом, льдом и снегом, как жизнь птенчика скована яичной скорлупой. В соответствии верованиям того или иного народа, яйцо считалось принадлежностью культа разных богов. Одним из высших Египетских божеств был Кнеф – воплощение солнечного бога Ра. Его изображали с головой ястреба, с венком из перьев на голове, со скипетром в руке и яйцом во рту. Кнеф был божеством добрым, и яйцо во рту было символом плодовитости и щедрости. По свидетельству Геродота, египтяне верили, что Осирис вложил в яйцо 12 белых пирамид, которые должны были во всём помогать человеку, но его брат и соперник Тифон тайно выкрал яйцо и положил к белым 12 чёрных пирамид. Поэтому горе постоянно перемежается со счастьем в жизни человека. Другой египетский бог, который имеет отношение к яйцу – это бог Пта, или Птах. На барельефе с его изображением Пта держит в руке яйцо, а из надписи внизу барельефа становится понятным, что яйцо изображает Солнце. Пта, как и Кнеф, бог добрый, благодетельный. Он отец всех начал, который создал яйцо Солнца и Месяца. Наконец, крайне интересна легенда про Феникса. Египтяне, которые обожествляли Феникса, представляли его в виде птицы чуть больше орла, с красным чубом на голове, с золотыми перьями на шее, с белым хвостом и светло-красными перьями. Феникс прилетал в Египет из Индии или Аравии (то есть с востока) и, прежде, чем сжечь себя, пел предсмертный гимн, похожий на предсмертную песнь лебедя. Прилетает Феникс в Гелиополис (т.е. город Солнца) приблизительно в день весеннего равноденствия, там сжигает себя в лучах Солнца, которые отражаются от золотого щита на крыше храма. Когда он превращается в пепел, на месте его смерти появляется яйцо. Оно мгновенно оживляется от того же самого огня, что спалил Феникса-отца, из него выходит тот же Феникс, но молодой, полный жизни, в новом солнечном оперении и улетает, чтобы вернуться снова. Эта легенда чудесно передаёт идею про преемственность жизни, про ежегодную смерть и воскрешение природы в лучах весеннего Солнца. По легенде, записанной Геродотом, весь мир возник из яйца, которое было положено Фениксом в святилище Гелиоса. Отголоски легенды про Феникса можно проследить и в Китае, где его называли «Фонг-Гоанг» – птица благополучия и предвестник золотого века. У древних индусов есть легенда о сотворении мира из золотого яйца, которое плавало в водах. Это символ Солнца, которое плавает в дождевых потоках пасмурного неба. Обычай использовать крашеные яйца существовал у персов. В Ассиро-Вавилонской мифологии огромное небесное яйцо было положено в реку Евфрат и высижено голубем. По свидетельству Плутарха, финикийцы тоже чтили яйцо. У них оно было символом сотворения всего мира, атрибутом финикийского божества, которое изображалось в виде змеи, которая стоит на хвосте и держит яйцо во рту. Кельты дарили друг другу на новый год яйца, преимущественно красные. Изображения яиц находим в могилах этрусков. В мифологии полинезийцев видимый мир был воплощён в образе курицы, в которой прятался Творец Мира – бог Тонгароа. Он вышел из яйца, из обломков которого образовались острова Полинезии. Туземцы Сандвичевых островов рассказывают, что в то время, когда всё было морем, огромная птица опустилась на воду и отложила яйцо, из которого вскоре появились Гавйские острова. Не меньшим почтением пользовалось яйцо у римлян и греков. Плиний, Плутарх и Овидий в своих произведениях свидетельствовали, что римляне использовали яйца во время религиозных обрядов, игр, во время очищения от грехов. Яйцо, как символ Солнца и возрождения, было необходимым атрибутом праздника в честь солнечного бога Вакха, использовалось во время гадания о будущем. Мифические представления о яйце проникли и в Византийскую литературу. По свидетельству Иоанна Дамаскина, и небо, и Земля во всём похожи на яйцо: скорлупа – как небо, плёнка – как тучи, белок – как вода, желток – как земля. Особенно сильна была вера людей в Солнце, как источник жизни на Земле там, где наблюдалась чёткая разница между зимой и летом. Естественно, эти верования отразились и в преданиях и сказках славянских народов. Значительная часть поверий наших предков отразилась в народных сказках. Именно яйцо в них иногда есть воплощением Солнца. В одной из сказок бедный крестьянин получает утку, которая снесла ему яйцо-самосвет, которое светится в темноте. Народная загадка отождествляет неделю с гнездом, в котором лежат семь яиц чёрных (ночи), и семь – белых (дни). Воскресенье иногда обозначается красным яйцом. ——————————- Петух и курица в народных поверьях. Глубокое уважение к яйцу, как символу Солнца невозможно без почитания птицы, которая дала этому яйцу жизнь. В народе наибольшим уважением пользовалось яйцо куриное, и, соответственно, выделялись курица и петух. Так сложилось, что петух своим ярким видом и пением несколько приуменьшает значение курицы. Петух считается Божьей птицей, которая своим пением вызывает восход Солнца. Во время археологических раскопок древних могил находили бронзовых петушков. В Индии, когда свирепствовала холера или оспа, петуха приносили в жертву богам. Древние персы приносили петуха в жертву всегда, когда умирал человек, чтобы он взял с собой на небо добрую часть души покойного. У этрусков находят изображение петуха на заупокойных урнах. Петух был священным символом Солнца и света, вестником утра. Своим громким пением он прогоняет злых духов ночи. Петух в верованиях славян был зооморфичным образом Солнца, солнечного огненного бога. Солнце с его лучами отображается в загадке: «Сидит петух на вербе, спустил косы до земли». Загадка про звон (звон считается земным образом небесного грома): «Сидит петух на воротах, голос до неба, а хвост до земли». В одной из сказок идёт речь о птице-Солнце, которая сидит на дубе, кладёт белые и чёрные яйца и высиживает из них дни и ночи. Стоит вспомнить сказку про человека, который забрался на небо и увидела петушка-золотого гребешка, который в огне не горит, в воде не тонет, (то есть Солнце вечером спускается в океан, как в воду, а с утра снова встаёт свежее и умытое). Всем известны рассказы, как нечистая сила мучает человека, пока ночь царит на земле, но мгновенно исчезает при первых звуках пения петуха. На Украине петуха называют «будилом». Вот ещё одна загадка про петуха: «Два раза родился, ни разу не крестился, а чёрт его боится». Символизируя Солнце, петух есть символом его проявления на земле – молнии, грома и огня. Яркие хвостовые перья петуха – это образ солнечных лучей, голос напоминает небесный гром, а всё блестящее оперение – огонь. У славян – русских, украинцев, чехов, поляков, и у других народов – датчан, шотландцев, индусов, – «красный петух» – это воплощение пожара. Посещение «красного петуха» – большая беда для человека, от которого он старается уберечь свой дом изображением деревянных или металлических петушков на крыше. Но петух является и символом благодетельного огня домашнего очага и покровителем мирной жизни. Русская загадка: «Красненький петушок по жёрдочке бежит» означает огонь в печи. У сербов существовал обычай купать жёлтого петуха в воде и пить эту воду для исцеления от желтухи, что служит примером почитания петуха. Пение петуха для крестьян было своеобразным будильником, а его пение в неурочный час предвещал беду, покойника, войну и т.д. Ещё хуже, когда курица запоёт петухом. Но если петухи совсем перестанут петь, остановится время и настанет конец света. При переселении в новый дом пускали петуха и курицу и смотрели, куда он пойдёт: если пойдёт в передний угол – это предвестие счастливой жизни, а лучше, если петух остановится посреди хаты и запоёт. Потом вносят в дом икону, кошку, хлеб-соль и топят печь. Петух является покровителем дома, оберегает его от нечистой силы. Горе, если петух умрёт. Это предвещает смерть хозяину. На долю курицы приходится значительно меньшая роль, чем на долю петуха. Курица всегда и везде является образом заботливой матери. Огонь, вода, воск в народных верованиях и обрядах. Для создания писанки нужны огонь, вода и пчелиный воск. Через огонь на писанку переносилось тепло и свет Солнца. Огонь – проявление солнечного бога на земле, посол неба на Земле. У некоторых народов огонь стал отдельным богом. Древние сказания зовут его Сварожичем, т.е. сыном бога неба Сварога. У нас огонь обожествлялся и его чтили, как бога. Нельзя плевать на огонь, потому, что он святой. При огне не принято говорить непристойности. Использованные освящённые вещи и теперь бросают или в огонь, или в воду. Например, скорлупу от пасхальных крашенок можно жечь в огне, или бросать в воду. Так поступали в старину и со старыми церковными книгами и вещами, посудой. Не принято выметать печь нечистым веником. Зажигая огонь в печи, хозяйка крестит его, ставит горшок воды – жертва огню. Как зажигают лампу – крестятся все. Огонь – Святой, божий, праведный. Поэтому в старину им творился «Суд Божий». Применение огня известно и теперь в свадебном ритуале: на Волыне когда молодая идёт в церковь на венчание, она переходит через огонь. Огонь спалит девушку, если она утратила девственность и обманывает жениха. Обычай наших предков прыгать через огонь в Купальскую ночь тоже связан с очищением. Домашний очаг – огнище – бережёт счастье дома и всех его членов. Потому его всегда чтили. Молния – это небесный огонь, который посылает Бог, или чтобы наказать людей, или чтобы прогнать злые силы. Поэтому нельзя было гасить пожар от неё, разве только …..молоком. Огонь своею силою равняется с молнией. Как она прогоняет злых духов, так прогоняет их домашний огонь, очаг. Наши предки чтили воду, которая приносит добро, оживляет землю, делает её плодородной. Вот поэтому воду всегда обожествляли, как сестру Солнца. Вода обладает большой силой, особенно весной, в пору таяния снегов, когда она всё рвёт на своём пути. Вода всегда почиталась, она «Святая», в неё ни в коем случае нельзя плевать или испражняться. Старые люди всегда пьют воду с непокрытой головой, а перед питьём перекрестятся. Земная вода соединена с небесной, поэтому, почитая земную воду, будем иметь и небесную, то есть дождь. Полная вода спасает от засухи. Отсюда и молебны над колодцами или реками во время засухи. Как свидетельствуют памятки, у славян широко известно было поклонение воде. Они поклонялись и приносили жертвы рекам, озёрам, болотам, колодцам, родникам, потокам и т.д. В «Слове о полку Игоревом» реки Дон, Донец, Днепр, Стугна упоменаются, как живые существа. Вода очищает человека от грехов. ЖИВАЯ ВОДА – это вода родниковая, которая так же зовётся в Старом Завете. Она была особенно целебной и очень почиталась у всех индоевропейских народов. Кто напьётся правдивой живой воды, тот наполняется великой силой, а если был болен – исцеляется. Такую воду пили, купались в ней, или окроплялись. Эти же верования были распространены и среди народа Украины. Вода особенно целебна, когда она «не почата», чистая, или с места, где сходятся три речки. Так же точно вода из трёх или семи колодцев считается очень сильной и употребляется при ритуальных обрядах. До нашего времени сохранилась и дохристианская «освящённая» вода. Берётся она там, где сходятся три речки, и эту воду проливают через огонь в подставленную миску. Так «освящается» вода с вечера под Введение, она имеет большую целебную силу на болезни и порчи. Из всех насекомых легенды особенным ореолом окружают пчелу, которой в Украине даётся эпитет «святая». Пчелу называли «Божья муха» и считали, что она носит воск от Солнца. Воск и мёд пчела освящает, поэтому мёд используется во многих обрядовых блюдах – кутья, квас. Воск, как продукт пчелы, так же святой. Поэтому только он идёт на церковные свечи. В сказках монголов, южных славян, греков, румын, пчёлам приписывается участие даже в сотворении мира.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |