АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫШИВКА И ОДЕЖДА

Читайте также:
  1. Головные уборы, украшения, косметика и одежда
  2. Одежда для праздников, отмечаемых в офисе
  3. Одежда для холодной погоды и привалов/лагеря
  4. Одежда и обувь для фотосессии
  5. Одежда, белье, обувь беременной
  6. Санитарная одежда, её виды, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду официанта.
  7. Японская мужская одежда.

Магия нити и узла применялась не только при изготовлении наузов или завязывании узелков для лечения больных. Охранительную магическую роль играли вышивки на одежде наших предков. Наверняка каждый из нас видел разноцветные красивые узоры, покрывавшие сарафаны, рубашки, полотенца и скатерти славян. Они очень нарядны и на первый взгляд играют чисто декоративную роль. Но это не так. Доброжелательные языческие символы в огромном количестве встречаются в оформлении жилищ славян, их одежды. Это и резные коньки на крышах, и прекрасные наличники на окнах, изображения солнца, «громовые знаки», конские головы, подковы над дверьми.
Орнаментами «заделывались» все проемы, через которые нечисть могла проникнуть к человеку, — окна, двери, дымоходные трубы. Это справедливо и для одежды. Обязательно вышивались магическим охранительным узором ворот и рукава рубах, поясные и нижние части порток, подолы, разрезы рубах и сарафанов. Считалось, что сквозь саму ткань злые силы проникнуть не могут, ведь при ее изготовлении использовались сильные и добрые магические предметы — прялки, ткацкие станки, кроме того, человека охраняли нити, из которых состояла ткань. Поэтому и было столь важно защитить те места, где магическая ткань уже не защищала и всевозможные злыдни могли добраться до человека.
Узоры состояли из замкнутых, округлых линий, которые воспроизводили те или иные орнаменты. Не рекомендовалось смешивать различные узоры на одной вышивке, скорее всего, это исходит от того самого принципа, что не надо завязывать в науз много амулетов, не следует навязывать много узлов. Достаточно и чего-то одного, во что вложена добрая энергия и во что верят.
Некоторые мастерицы-вышивальщицы считают, что вышивка должна быть абсолютно гладкой и в ней не должно быть никаких узлов, так как узлы препятствуют вращению по вышивке обережной силы. Другие же, напротив, уверяют, что искусно спрятанные на внутренней стороне вышивки узелки только усиливают действие вышивки. Мать моей знакомой, ведунья из Костромы, рассказала мне о механизме действия запрятанных узлов так, как она понимает его сама и как ей рассказывала ее мать. Когда какое-нибудь создание зла пытается проникнуть к телу человека, его отпугивает орнамент, вышитый на одежде. Ежели силы и решимость нечисти столь велики, что она все же бросается на человека, она запутывается в потайных узелках, теряет все свои силы, бьется, как рыба в сети. Если следовать всем ритуалам, то одежду в конце каждого дня надо очищать — обмахивать березовым или вербовым веничком, освященным в церкви. Запутавшаяся в узелках нечисть гибнет. Погубить злые силы можно, зайдя в церковь в одежде, в узлы которой, как в сеть, попался нечистый дух.
Интересно отметить, что многие обычаи наших предков сейчас возрождаются в молодежной среде. Наверное, все видели в электричках и поездах метро юношей и девушек в странных одеждах — плащах, рубахах, стилизованных под древность, — и с деревянными мечами, посохами. Изначально это последователи Толкиена, английского писателя, создавшего в своих книгах удивительный мир эльфов, гномов, троллей и драконов. Эти книги учат добру, справедливости, честности и благородству. Ребята разыгрывают эпизоды из его книг и книг его учеников. Но, кроме того, в их среде разыгрывают сцены из истории средневековой Европы и жизни наших предков-славян. Они серьезно изучают обычаи прошлого. Мои знакомые, которые часто ездят на подобные «игрища», рассказывали, что они много читали о применении узлов, слышали они и о силе наузов, правда, употребляли они более распространенное слово — ладанка. Некоторые из их компании носят ладанки с оберегами. Особенное же распространение у них получила вышивка.
У меня была возможность посмотреть на их вышивки и сравнить их с теми, что хранятся в питерском этнографическом музее. Я должен признать, что ребята воссоздают те же мотивы — кресты, цветы, деревья, звезды, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники и волнистые линии) — с искусностью, которой не постыдились бы и мастера прошлого. Остается только радоваться тому, что молодое поколение интересуется своим прошлым, дорожит и гордится им, старается правильно использовать наследие наших предков.
Говоря о вышивке, оберегающей людей, надо вспомнить о культуре хиппи, которая родилась в результате переосмысления древних индийских и буддистских ценностей в годы «холодной» войны. В эпоху ядерного противостояния, когда сверхдержавы СССР и США были готовы уничтожить весь мир ради доказательства своего превосходства и своих интересов, когда шла агрессия США во Вьетнаме, во многих странах начало развиваться движение хиппи. Они проповедовали мир и согласие, прекращение войн, возвращение к традиционным, природным ценностям — человеческой жизни и счастью, любви между людьми, любви к детям.
В рамках этой культуры появилась замечательная техника вышивания. Изображались как целые картины, не имевшие магического значения, так и знаки-обереги, почерпнутые хиппи из индийской культуры. Особую роль в культуре хиппи играют фенечки — украшения, сплетенные из ниток и бисера. Обмены такими украшениями стали ритуалами — люди показывают свое расположение друг к другу. Фенечки имеют как чисто декоративную, так и символическую обережную функции. Сочетания цветов ниток и бисеринок, манера плести узлы, слагать нити в замысловатые орнаменты — все это несло огромную смысловую нагрузку. Одни фенечки создавались как любовные амулеты и дарились возлюбленным, другие — как обереги от несчастных случаев. Например, имелась особенная техника изготовления фенечки, защищающей хиппи от полиции, которая, проводя в жизнь милитаристскую политику Америки, преследовала молодых людей и девушек, протестовавших против войн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Злые силы во времена наших предков подстерегали человека везде, об этом свидетельствует текст, записанный в конце XIX в. Колдуны, наводящие порчу и сглаз, упыри и вампиры, невидимые навьи, вурдалаки и ведьмы, по мнению славян, подстерегали человека постоянно и по-всеместно:
...во дни и в нощи, на пути,
при реках и берегах, морях и реках,
и озерах, и источниках водных,
пригорах и холмах, и песках,
и на распутиях, и водах, и при косогорах,
и дебрях, и лесах, и во болотах,
и при полях, и огородах... истоках и кладезях.
И во всяком построении:
жилом, дворном и недворном, полевом и степном,
и в храмах божиих, и молитвенных домах,
и при распутий часовенок.
Мы видим, что даже церкви и часовни не могли защитить человека. Люди прятались по домам, ограждая дома могущественными оберегами — резьбой, иконами, подвесками. Выходя из дома, человек подвергался опасности, и, следовательно, ему требовалась дополнительная защита. Эту защиту он нашел в наузах. Наузы обладали поистине огромной защитной силой, ведь они сочетали в себе Силу тех оберегов, которые в них завязывали с древней мистической силой узла.
Узел таил силу тех помыслов, тех намерений, с которыми он вязался. Узел мог стать надежной защитой в руках доброго человека, а в руках злого колдуна принести беды. Поверья, связанные с негативным действием узла в руках плохого человека, распространены довольно широко. Например, турки безумно боятся завязанных колдовских узлов, считая, что они могут разрушить семейное счастье и послужить причиной смерти человека.
Однако против всех злых чар можно выставить чары добрые, направленные на счастье человека, оберегающие его и поддерживающие в сложную минуту. Развязывание узлов использовалось знахарями для лечения болезней. Распуская узлы, они приговаривали: «развязываю тебя (имя больного) от болезни во имя всемогущего Бога. Аминь».
Основным предназначением наузов была защита человека от всех бед, болезней, дурных замыслов других людей. Однако они имели и лечебные свойства, в чем мы уже убедились.
Стало ли в наше время на свете меньше зла? Пожалуй, да — ведь вампиры остались только в кино, а про прочую нечисть из бабушкиных сказок мы уже успели забыть. Но ведь остаются болезни, катастрофы, несчастные случаи. Злые люди по-прежнему встречаются на белом свете и, так же как и раньше, продолжают заниматься своими темными делами. Так почему же, если злые силы продолжают действовать, мы забываем о наших помощниках — силах добра?
В этой книге я изложил практические рекомендации по изготовлению наузов, которые будут помогать вам как в повседневной жизни, так и в каких-либо важных делах, больших свершениях. Надеюсь, что материал, изложенный в книге, принесет пользу, и если хоть нескольким людям станет жить легче и лучше, я буду считать, что моя цель достигнута.
Спасибо. Здоровья вам и счастья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. III. — М., 1888. С. 295—296.
Антонович В. Б, Колдовство. Документы — процессы — исследования. — Пет., 1877.
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1869. Т. 3.
Бахилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1992.
Власова М. Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. — СПб., 1999.
Высоцкий Н. Ф. О некоторых новых типах русских оберегов и об одном татарском амулете. — Казань, 1909.
Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Изд. 2. — СПб., М., 1880.
Елеонская Е. Й. Сказка, заговор и колдовство в России. — М., 1994.
Ерофеев В. А. Снятие порчи и секреты мастерства. — Донецк, 1998.
Ефименко П. Сборник малороссийских заклинаний. — М., 1874. С. IV, V, 24, 41.
Иванов В. И. Тайны народной медицины России. — М., 2000.
Каннингем С. Полная книга фимиамов, масел и зелий. — Ростов-на-Дону, 1998.
Костомаров Н. Исторические монографии и исследования Н. Костомарова. Т. 19: Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII стол. — СПб., 1887.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — М., 1996.
Максимович М.А. Собр. соч. — Киев, 1877. Т. И.
Народы Турции: 20 лет пребывания среди болгар, греков, албанцев, турок и армян дочери и жены консула. В 2-х т. / Пер. с англ. Т. П. — СПб., 1879.
Новая книга. Чародейство, волшебство, знахарство и все русские народные заговоры. — М., 1917.
Панкеев И. А. Тайны русских суеверий. — М., 1998.
Панкеев И. А., Рассолова Е.А. Круг земного бытия. Обычаи, обряды, молитвы. — М., 1997.
Плосс Г. Г. Воззрения на ребенка у диких и культурных народов: антропологические этюды. Пер. с нем. СПб., 1877 // Знание. 1877. И. С.12.
Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. — М., 1983.
Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. — М., 1997.
Русские народные заговоры, поверья, суеверия и предрассудки. — М., 1901.
Русское колдовство, ведовство, знахарство. — СПб., 1997.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1988.
Семенова М. Мы — славяне. Энциклопедия. — СПб., 1997.
Семенова А., Шувалова О. Амулеты и талисманы. — СПб.: Невский проспект, 1999.
Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979.
Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. — Киев, 1890.
Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. — М., 1996.
Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1848. Ч. П.
Тресиддер Д. Словарь символов. — М., 1999.
Трушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Новгород, 1996.
ФолиД. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1998.
Харитонова В. И. Практическая магия. Заговор и заклинание. — М., 1990.
Харитонова В. И. Традиционная магико-меди-цинская практика и современное народное целительство. — М., 1995.
Шангина И. И. Русские традиционные праздники. — СПб., 1997.
Шерцль В. И. О названиях цветов. // Филологич. записки. Вып. III. — Воронеж, 1884. Т. VII— VIII.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)