|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование основ американской политической культуры в колониальный периодПри всем многообразии интересов и статуса американских колонистов-поселенцев их объединяли по меньшей мере два мотива. Один из них был связан с желанием найти новые источники дохода в виде месторождений или скоплений золота, как это было у испанцев, а также торговли живым и каким-либо другим прибыльным товаром. Другой мотив связан с поисками «земли обетованной», - т. е. места, где можно жить в полном согласии с заповедями первых христиан – иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т. д. Однако под влиянием социальных конфликтов и противоречий эти мотивы пополнились самым различным. содержанием. Идейный и политико-организационный конфликт между англиканской церковью и протестантами-кальвинистами был завезен из метрополии вместе с наиболее радикальными представителями последних. Это они обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще грешит многими пороками римско-католической церкви. Протестанты-пуритане (от лат. и англ.—чистый, истинный) считали только себя истинными реформаторами церкви и церковных дел и требовали дальнейшего «очищения» церкви. Они оправдывали свое название показным благочестивым поведением, общей враждебностью к показной роскоши в быту и церковных обрядах, скрупулезностью в соблюдении заповедей бережливости и воздержанности, противопоставляя все это расточительной праздности феодальных обычаев. Самыми волнующими пунктами разногласий были не вопросы вероучения, а особенности церковных обрядов, расходов на церковь и ее служителей. Часть пуритан из привилегированных и зажиточных семей, претендовали в своих общинах на руководящую роль и должности, а после «очищения» англиканской церкви и пересмотра политической роли церкви – на аналогичную роль в государстве, Таким образом, они отстаивали более широкое назначение церковной организации, в которой все основные проблемы религиозной жизни в связи с общегосударственными проблемами решались бы пасторами совместно с выборными лицами из мирян (пресвитерами). Пресвитеры как старейшины или старосты общины выступали за единообразие культовой обрядности и некоторые ограничения таких демократических внутрицерковных учреждений, как местные и общие съезды (синоды) представителей общин. Более радикальные пуританские секты считали официальную – англиканскую церковь безнадежно испорченной, а кальвинистские принципы церковной организации (пресвитеры, синоды) – противоречащими источнику и закону законов веры – Священному писанию. Общность веры некоторого числа людей, как правило соседей, – самое важное основание для объединения в церкви, где единственным духовным руководителем должен быть сам Иисус Христос. Вступление в церковную общину (конгрегацию) добровольное – достаточно заявить о желании стать ее членами и признания взаимного соглашения о вере (ковенанта). Пастор (проповедник), старейшина и дьякон избирались конгрегацией большинством голосов. Если умеренные пуритане (пресвитериане) подразумевали вслед за Кальвином существование двух разрядов верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на божью кару и погибель), то радикалы считали принадлежность верующего к церкви своего рода предопределением к спасению, во всяком случае, ступенью к «очищению» и превращению в праведников («святых»). Сторонники радикального пуританизма получили название «сепаратистов», «индепендентов» (независимые), «диссидентов» (отколовшиеся, раскольники), «конгрегационалистов» и др. И пресвитериане, и сепаратисты не выходили в социально-политических притязаниях из рамок сложившихся религиозных доктрин, но заметно различались по социально-политическим ориентациям. Если умеренные пуритане содействовали антифеодальным устремлениям английской буржуазии в метрополии и колониях, то радикальный пуританизм, вдохновляемый идеей восстановления раннехристианского равенства в религиозной и гражданской сферах, был близок крестьянско-плебейским ересям Европы и во многом стал предтечей революционно-демократического крыла колонистов периода войны за независимость. Сепаратисты жестоко преследовались королевскими слугами, официальной церковью; такие же гонения, но в меньшей мере испытывали умеренные пуритане и все «конформисты» (от англ.– соглашаться, подчиняться). Нелояльных священников-англикан отстраняли от должности. Многие общины сепаратистов вынуждены были скрывать свои взгляды и обычаи либо эмигрировать в Голландию и в колонии. Так, группа английских эмигрантов из Голландии (около 50 человек) и их спутники, присоединившиеся к ним в Англии (всего 102 пассажира), вошли в историю под именем «пилигримов», искавших и обретших в Америке свою землю обетованную. Еще до того, как сойти на берег, они составили соглашение об образовании «гражданского общества» (21 ноября 1620 г.), которое, известно еще как соглашение на корабле «Мэйфлауэр» («Майский цветок»). В этом соглашении, основанном «на авторитете бога», цель путешествия связывалась с основанием колонии в северной части Виргинии «во славу Божью – для распространения христианской веры и славы нашего короля и отечества...». Политическая цель соглашения состояла в намерении «торжественно и взаимно» объединиться в «гражданский и политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности, а также для достижения вышеуказанных целей; а в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установления и административные учреждения, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчиняться». К моменту подписания соглашения на корабле более трети составляли «святые» лейденской сепаратистской общины; примерно столько же было «чужаков» (английских пуритан), остальные не принадлежали к числу полноправных поселенцев (временно нанятые специалисты, сервенты). Исход голосования решили организованность и духовная сплоченность лейденцев. Первое издание соглашения вышло в период войны за независимость колоний, а после принятия конституции страны американские историки стали обращаться к соглашению как важному первоисточнику американской конституции, первому в истории опыту и примеру составления общественного договора об образовании государства и осуществления власти учреждаемых государственных органов. Однако подобное обнаружение корней американского конституционализма не лишено натяжек и противоречий. Дело в том, что лейденские «святые» и тем более «чужаки» отнюдь не предполагали отвергать власть английского короля или объявлять о своей независимости по отношению к метрополии или лондонским купцам, с помощью которых они покинули Европу и на помощь которых рассчитывали в будущем. День высадки пилигримов торжественно отмечается в США 22 декабря и носит название «День Праотцев» или «День отцов-пилигримов». Многоликое протестантское движение получило новые стимулы для сплочения и размежевания в связи с пуританской направленностью английской революции 1649-1660 гг. Вторая половина и конец XVII в. были отмечены разгулом пуританского фанатизма и суеверий, отрицательно сказавшимся на мировосприятии всех слоев общества, включая реалистично мыслящих и гуманных поборников общественного интереса. Растерянность последних удачно выразил судья С. Сьюол вопросом: «Что могут сделать праведники, когда рухнули все устои?» Массовый психоз в охоте на ведьм в Сейлеме при губернаторе К. Мезере в 1691-1692 гг. привел к жестокой казни 19 молодых девушек и женщин, обвиненных в ведьмовстве. Не менее сурово расправлялись с инакомыслящими и идейными соперниками (вешали квакеров). Для Мезера были характерны приемы инквизиторской придирчивости и докучливой бранчливости, засилье догматизма и узкий провинциализм. В его писаниях и проповедях заискивание и хвала местной аристократии перемежались с яростной хулой ропота обуянного гордыней народа, для которого изыскивались самые уничижительные имена – «глупый», «безмозглый», «ничтожные тли». «Пустыня, через которую мы бредем к земле обетованной,— разглагольствовал священник-губернатор, – кишит огнедышащими крылатыми змиями... Весь наш путь на небо проходит подле логовищ львов и скопищ леопардов, несметные сонмы бесов подстерегают нас на этом пути... Мы всего лишь жалкие скитальцы в этом мире, который стал и заповедным угодьем, и узилищем дьявольским и где в каждом закоулке – обиталище чертей и разбойничьих банд, назначение которых чинить вред всем, кто обращает взор свой в сторону сиона». Острота спора о путях надлежащего осуществления божеских заповедей оживила идейно-теоретическое противоборство между пресвитерианами и конгрегационалистами. Вклад пуританских мыслителей в развитие представлений о народном суверенитете и демократическом республиканизме имел существенное продолжение в виде создания конституционных учреждений. Их история началась, как уже отмечалось, с принятием соглашения на «Мэйфлауэре» и была затем продолжена совместными усилиями метрополии, губернаторов колоний и представительных собраний поселенцев. Наиболее самостоятельными хартиями и конституциями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектитуте в 1639 г., и особенно «Массачусетская хартия вольностей» (1641, 1648), представлявшая смесь билля о правах с кодексом гражданских и уголовных законов. Она предусматривала судебную защиту имущественных прав и политических свобод поселенцев, а также некоторых прав «иноземцев», женщин, детей и даже животных («никто не должен проявлять жестокости в отношении неразумных тварей, которые содержатся на пользу человека»). Однако не следует забывать о влиянии, оказываемом политическим опытом самой метрополии, где политико-правовая защита прав и свобод некоторых социальных групп была известна судам общего и обычного права. Среди основополагающих правовых актов этого направления важная роль принадлежала Великой хартии вольностей (1215), закрепившей принцип правительственной власти, «управляющей по законам страны», Петиции о праве (1628), которая расширила некоторые гарантии прав и свобод, и Биллю о правах (1689), который возложил на монарха обязанность соблюдать и уважать основные права и свободы своих граждан.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |