|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мусульмане возвращаются и бой разгорается вновьТогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своему дяде аль-Аббасу, да будет доволен им Аллах, обладавшему очень громким голосом[Сообщается, что его крик можно было услышать на расстоянии восьми миль], обратиться к сподвижникам. Сообщается, что аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тогда я изо всех сил закричал: “Где дававшие клятву под деревом?”, – и, клянусь Аллахом, услышав мой голос, они потянулись ко мне подобно коровам, которых тянет к их телятам, и закричали: “Мы идем к тебе, мы идем к тебе!”[“Сахих” Муслима, 2/100] И люди пытались удержать своих верблюдов, но не могли справиться с ними, и тогда они начали снимать свои доспехи и бросать их на шеи верблюдов, а сами хватали мечи и щиты, соскакивали на землю, предоставляя верблюдам возможность бежать куда угодно, и шли на голос аль-`Аббаса, и через некоторое время вокруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собралось уже сто человек, которые бросились в бой. Потом призыв был обращен к ансарам: “О сообщество ансаров, о сообщество ансаров!” – а потом стали кричать только: “О бану-ль-харис бин аль-хазрадж!” – и так постепенно все отряды мусульман собрались на тех позициях, которые они оставили, и сражение разгорелось с новой силой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взглянул на поле боя и сказал: “Вот когда разгорелся (настоящий) бой!” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, набрал пригоршню земли, бросил их в в лица неверных[О битве при Бадре в Коране сказано: “Не ты бросал, когда бросал, это Аллах бросал…” (“Добыча”, 17)], а потом воскликнул: “Да исказятся лица!” – и эта земля попала в глаза каждому из врагов, и после этого неверные стали неуклонно терять силы и в конце концов бросились в бегство. Враги теряют силы и терпят сокрушительное поражение Уже через короткое время после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросил эту горсть земли, враг потерпел сокрушительное поражение, и одни только сакифиты потеряли семьдесят человек убитыми, а мусульмане захватили их имущество, оружие и семьи. На такой поворот событий указывает Аллах Всевышний, который сказал: “Аллах уже оказал вам помощь во многих местах[ Имеются в виду сражения ], (в том числе) и в день Хунайна, когда ваша многочисленность привела вас в восторг, но ничего не дала вам, и земля стала для вас тесной, несмотря на ее обширность, и вы обратились в бегство. ~ Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему посланнику и верующим и направил (к вам Своих) воинов [Речь идет об ангелах, посланных Аллахом на помощь мусульманам], которых вы не увидели, и наказал тех, кто не уверовал: таково воздаяние неверным!” (“Покаяние”, 25–26) Преследование После поражения врагов часть их направилась в Таиф, часть – в Нахлю а еще часть – в Аутас, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Аутас по их следам отряд под командованием Абу Амира аль–Аш‘ари, да будет доволен им Аллах. После короткого боя многобожники были снова разгромлены, но в этом сражении погиб командир отряда Абу Амир аль -Аш‘ари, да будет доволен им Аллах. Другой кавалерийский отряд мусульман, преследовавший многобожников, которые бежали в Нахлю, настиг Дурайда бин ас-Симма, и его убил Раби‘а бин Рафи‘. Большая же часть разбитого войска бежала в Таиф, куда после сбора военной добычи направился сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Добыча Мусульманами было захвачено шесть тысяч пленных, двадцать четыре тысячи верблюдов, более сорока тысяч овец и четыре тысячи укий серебра [Это соответствовало ста шестидесяти тысячам дирхемов]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел собрать всю эту добычу и отправить ее в аль-Джи‘рану[Аль-Джи‘рана – вади близ Мекки], поручив охранять трофеи Мас‘уду бин Амру аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, и отложив их раздел до возвращения из Таифа. Среди пленных находилась и аш-Шайма бинт аль-Харис ас-Са‘дийа, которая была молочной сестрой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда ее привели к нему, она напомнила о себе, и он узнал ее по приметам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал ей почет, расстелил для нее свою накидку и усадил на нее аш-Шайму, после чего одарил сестру и позволил ей вернуться к соплеменникам. Поход на Таиф По сути дела этот поход стал продолжением битвы при Хунайне, так как большинство бежавших с поля боя бану хавазин и сакифитов во главе с главнокомандующим Маликом бин ‘Ауфом ан-Насри бежала в Таиф и укрылась там. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к стенам города после битвы при Хунайне и сбора захваченной добычи в аль-‘Джиране в том же месяце, шаввале восьмого года хиджры. Сначала во главе авангарда численностью в тысячу человек там появился Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, а потом с основными силами к Таифу подошел и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По пути он проходил через такие места как ан-Нахля аль-Йаманийа, потом Карн аль-Маназиль, а потом – Ляйа, где находилось укрепление Малика бин Ауфа, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел разрушить. После этого он продолжил свой путь, добрался до Таифа, стал лагерем неподалеку от его укреплений и начал его осаду. Эта осада продолжалась довольно долго. В хадисе, приводимом Муслимом и передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что она продолжалась сорок дней, однако авторы жизнеописаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводят и другие сведения. Во время этой осады противники обстреливали друг друга из луков и закидывали друг друга камнями. В самом начале осады мусульмане подверглись такому сильному обстрелу, что тучи стрел напоминали собой полчища саранчи, и многие были ранены, а двенадцать человек погибло, в результате чего лагерь пришлось перенести к тому месту, где ныне находится мечеть Таифа. Затем по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стены Таифа стали обстреливать из катапульты и проделали в ней пролом, после чего группа бойцов под прикрытием черепахи* подошла к стене для того, чтобы пожечь ее, однако сверху эту черепаху забросали полосами раскаленного железа, а выскочивших из нее людей обстреляли из луков, и один из них был убит. *[Имеется в виду осадная машина, сооружение из дерева, в которое забирались осаждавшие для того, чтобы подойти к стенам города и проделать в них отверстия или сделать подкоп] Применяя один из военных приемов, используемых для того, чтобы вынудить врага сдаться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел вырубить и выжечь виноградники, и мусульмане принялись быстро уничтожать их, однако сакифиты стали заклинать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом и родственными связями не делать этого, и приказ был отменен. Через некоторое время глашатай посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил следующее: “Любой раб, которому удастся спуститься из укрепления и прийти к нам, получит свободу”, и к ним явились двадцать три человека. Среди них был и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, перелезший через стены укрепления и спустившийся вниз с помощью круглого блока, который применяется для вычерпывания воды (бакра), и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему кунью Абу Бакра. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил его на свободу, а потом распределил беглецов среди мусульман, чтобы они позаботились о них, что весьма раздосадовало осажденных. Осада затягивалась, а крепость, запасов которой осажденным хватило бы на целый год, все не сдавалась. Между тем мусульмане несли потери от стрел и кусков раскаленного железа, и в конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за советом к Науфалю бин Му‘авиййе ад-Дайли, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Они подобны лисице в норе: если будешь стоять над ней, то схватишь ее, а если уйдешь, она не причинит тебе никакого вреда”. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил снять осаду и уйти. По его приказу Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, объявил людям: “Завтра мы уходим, если захочет Аллах”. Людям было тяжело слышать это, и они сказали: “Неужели мы уйдем, не взяв город?” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Завтра идите в бой”, и в этом бою несколько человек опять получили ранения. После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: “Завтра мы уходим, если захочет Аллах”, но на этот раз люди были рады и подчинились этому, принявшись собираться в дорогу, а посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это рассмешило. Когда люди двинулись в путь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорите: “Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся и (Ему) воздаем хвалу” /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидуна/». Кто- то сказал: “О, посланник Аллаха, прокляни сакифитов!”, – однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, направь сакифитов на путь истинный, и приведи их (к нам мусульманами)!” 12.Раздел военной добычи в аль-Джи‘ране После снятия осады и возвращения из Таифа, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, медлил более десяти дней, не приступая к разделу захваченной добычи, так как он ожидал, что к нему явится с покаянием делегация хавазин. В этом случае они могли бы получить назад то, что было ими потеряно, однако никто к нему не пришел, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступил к ее разделу, чтобы заставить замолчать желавших получить свою долю вождей племен и представителей мекканской знати. Первыми из получивших свою долю стали “люди с прирученными сердцами”*, которым досталось больше всех остальных.*[Так стали называть влиятельных и знатных людей, которые приняли ислам незадолго до этого и которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, старался окончательно привлечь на свою сторону с помощью богатых подарков] Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал Абу Суфйану бин Харбу сорок укий серебра и сто верблюдов, однако тот сказал: “А мой сын Йазид? А мой сын Му`авийа?” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал столько же и ему. Хаким бин Хизам получил сто верблюдов, но потом попросил еще столько же и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал ему еще сто. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал Сафвану бин Умаййе снчала сто верблюдов, потом еще сто, а потом еще сто, как об этом сообщается в “Аш-Шифа’”[Кади ‘Ийад, “Аш-шифа би-та`риф хукук аль-Мустафа”, 1/86]. И он дал аль-Харису бин аль-Харису бин Кильда сто верблюдов и по столько же получили от него все предводители курайшитов и других племен, другим же он раздавал по пятьдесят и по сорок верблюдов, и так продолжалось до тех пор, пока среди людей не разнесся слух, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, делает такие подарки, как человек, который не боится обеднеть. В конце концов его окружила толпа требовавших скота бедуинов. Они оттеснили его к какому-то дереву, в ветвях которого запуталась его никидка, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “О люди, отдайте мою накидку, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы у меня было столько же скота, сколько есть в Тихаме деревьев, я обязательно разделил бы его между вами, чтобы вы не называли меня ни скупым, ни малодушным, ни лжецом!” А потом он встал рядом со своим верблюдом, взял шерстинку с его горба верблюда, зажал ее в своей руке, поднял руку вверх и сказал: “О люди, клянусь Аллахом, нет у меня из вашей добычи и шерстинки, если не считать моей пятой части, да и та вернется к вам же!”[Имеется в виду, что эта пятая часть будет израсходована на нуждающихся мусульман] Раздав подарки людям с прирученными сердцами, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Зайду бин Сабиту, да будет доволен им Аллах, доставить оставшуюся добычу и привести людей, между которыми он разделил ее. Каждому пешему участнику сражения досталось по четыре верблюда и сорок овец, а всадники получили по двенадцать верблюдов и сто двадцать овец. Подобный раздел добычи основывался на мудром принципе, поскольку в этом мире многих людей к истине ведет их утроба, а не их разум. Так, животные идут правильным путем благодаря пучку клевера, который подвешивается у них перед глазами и благополучно приводит их к загону, а некоторые люди, подобно им, нуждаются во всевозможных стимулах до тех пор, пока не привязываются к вере и не начинают радоваться ей. [Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 298] 13.Ансары сердятся на посланника Аллаха, Сначала люди не поняли политики пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и некоторые из них стали выражать свое недовольство. Ансары относились к числу тех, кому эта политка нанесла материальный ущерб, так как из добычи, захваченной при Хунайне, им ничего не досталось, несмотря на то, что когда в трудный момент к ним обратились с призывом, они бросились сражаться с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сражались, пока бегство не превратилось в победу. Однако теперь они увидели, что руки бежавших полны, а им ничего не досталось. [Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 299] Ибн Исхак сообщает, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, раздал эти дары курайшитам и представителям других арабских племен, а ансарам ничего не досталось, часть из них стала испытывать раздражение, среди них начались разговоры, и в конце концов кто-то сказал: “Клянусь Аллахом, это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал своих соплеменников!” И после этого к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел Са‘д бин `Убада, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О посланник Аллаха, поистине, часть ансаров сердится на тебя из-за того, как ты распорядился добычей, которую захватил: ты оделил своих соплеменников и сделал богатые подарки другим арабским племенам, а ансарам ничего не досталось!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что думаешь об этом ты, о Са‘д?” Он ответил: “О посланник Аллаха, я – только часть своего племени!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Так собери ко мне своих соплеменников в этот загон”. После этого Са‘д ушел и собрал ансаров в загоне, а потом туда пришли и некоторые мухаджиры, которым Са‘д тоже позволил войти, но когда явились и другие люди, им было отказано. После того, как они собрались, Са‘д пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Эти ансары пришли к тебе”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним, воздал Аллаху хвалу и возблагодарил Его. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О ансары, мне передали то, что вы говорили, и то, что вы сердитесь на меня. Разве не были вы заблудшими, когда я пришел к вам, а потом Аллах вывел вас на путь истинный, и разве не были вы бедны, а потом Аллах обогатил вас, и разве не были вы врагами друг другу, а потом Аллах объединил ваши сердца?!” Они сказали: “Да, и Аллах и посланник Его это самое надёжное и самое лучшее!” После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Так не ответите ли вы мне, о ансары?” Они сказали: “На что нам отвечать, о посланник Аллаха, ведь все благо и все милости принадлежат Аллаху и Его посланнику?”! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, если бы вы пожелали, то сказали бы: “Ты пришел к нам, будучи обвиняемым во лжи, а мы поверили тебе, и пришел к нам лишенным помощи, а мы оказали ее тебе, и пришел к нам преследуемым, а мы предоставили тебе приют, и ты пришел нуждающимся, а мы оказали тебе поддержку!” – и были бы правы! Так неужели же, о ансары, вы разгневались из-за тех мирских благ, благодаря которым я склонил к себе людей и они приняли ислам, полагаясь на то, что ваш ислам крепок? И неужели, о ансары, вы не согласитесь на то, что эти люди вернуться домой с верблюдами и овцами, а вы вернетесь с посланником Аллаха? Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров, и если бы все люди пошли одним ущельем, а ансары другим, я бы обязательно пошел вместе с ансарами! О Аллах, помилуй ансаров, и детей ансаров, и внуков ансаров!” И после этого люди заплакали так сильно, что бороды их вымокли от слез, и сказали: “Мы довольны, что нашей долей стал посланник Аллаха!” – а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ушел и они разошлись.[ Ибн Хишам, 2/499–500. Подобное сообщение приводит также и аль-Бухари, 2/620–621] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |