|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Универсальность переживаний
Многие приступают к групповой работе, думая, что они единственные в своем роде, что только у них одних бывают пугающие проблемы, мысли, импульсы или фантазии. Разумеется, переживания каждого уникальны. Но многим людям, по причине их крайней социальной изолированности, присуще обостренное чувство собственной уникальности. В обыденной жизни они не только остаются в неведении относительно чувств и переживаний других людей, но и не пользуются возможностью довериться окружающим и, в конечном итоге, быть ими принятыми. Особенно на начальных стадиях работы ослабление этого присущего человеку чувства собственной уникальности в большой степени способствует облегчению его состояния. Выслушав других членов группы, которые делятся тревогами, сходными с их собственными, люди сообщают о зарождении в них ощущения большего контакта с миром и описывают этот процесс как «добро пожаловать в человеческий род». (Или клише: «Мы все в одной лодке», или, более циничное: «Несчастье любит компанию»). И. Ялом: «При мне участники групп раскрывали такие свои поступки, как инцест, кража со взломом, растрата казенных денег, убийство, попытка самоубийства – и делились фантазиями еще более отчаянного свойства. И неизменно я становился свидетелем признания остальными участниками группы того, что они тоже способны на такое. Фрейд давным-давно заметил, что самые строгие табу (на инцест и отцеубийство) были самыми строгими потому, что именно эти импульсы являются частью глубинной природы человеческого существа». Яркой иллюстрацией универсальности переживаний служит результат одного небольшого исследования И. Ялома: «…в течение многих лет я регулярно обращался к участникам Т-групп (состоящих из студентов-медиков, психиатров-интернов, медсестер и др.) с просьбой принять участие в эксперименте «самая страшная тайна». В их задачу входило написать на листке бумаги анонимно ту самую вещь, рассказывать о которой группе им меньше всего хочется. Сходство секретов оказалось просто поразительным, при этом превалировала пара основных тем. (Можно предложить слушателям написать «самые страшные тайные» анонимно и печатными буквами, собрать и раздать так, чтобы каждый получил чужой секрет. Затем каждого попросить прочесть доставшийся ему секрет вслух и сказать, какие чувства он или она испытывали бы, стань их душа пристанищем такой же тайны. Этот метод является хорошим способом наглядной демонстрации универсальности человеческих переживаний, эмпатии окружающих и их способности к пониманию). Наиболее часто встречающаяся тайна – глубокое убеждение, что где-то в самой своей основе человек неадекватен, чувство, что чего-то главного в этой жизни он не понимает, не живет, а умело блефует. Следующим по частоте является глубокое чувство межличностной отчужденности – несмотря на видимость, человек на самом деле не любит других и не заботится о них, а может быть и не способен любить другого. И третья по частоте категория секретов включает в себя различные вариации на сексуальные темы. Эти три главные проблемы непациентов качественно ничем не отличаются от жалоб людей, обращающихся за профессиональной помощью. Практически все страдают от ощущения собственной неполноценности и неумения контактировать с другими людьми». 15. Снабжение информацией. В категорию «снабжение информацией» помещается дидактическое изложение терапевтами информации по вопросам психического и психологического здоровья, душевных заболеваний и общей психодинамике, так же как и советы, предложения или прямое руководство, которое предлагают участнику либо терапевт, либо другие участники. Очень многие психологи и терапевты в своей работе на просветительскую или разъяснительную деятельность. Например, ведущие групп для пациентов с паническими расстройствами описывают физиологическую подоплеку панических состояний: сильный стресс и выброс повышенной доли адреналина, что может привести к гипервентиляции, одышке и головокружению; эти явления, в свою очередь, неправильно интерпретируются пациентом «Я умираю; я схожу с ума»), что только усиливает симптомы и замыкает порочный круг. Терапевты разъясняют «доброкачественный» характер панических приступов. Сначала участников группы учат, как вызвать легкий приступ, а затем – как предотвратить его. Особое внимание ведущие группы уделяют тщательному инструктированию по соответствующим дыхательным методикам и прогрессивной мышечной релаксации. Ведущие групп для людей, которые потеряли кого-то из близких, рассказывают участникам о естественном цикле скорби, тем самым помогая им осознать, что они проходят через определенную последовательность этапов страдания и что их боль естественно, почти неминуемо смягчится. Ведущие помогают пациентам предвосхищать, например, приступы острой муки, которые тем предстоит переживать каждую значимую дату (праздники, годовщины, дни рождения) в первый год после утраты. Неопределенность всегда отталкивала человеческие существа, и на протяжении веков они стремились упорядочить Вселенную, объясняя ее главным образом с религиозной или научной точек зрения. Объяснение феномена есть первый шаг к управлению им. Если извержение вулкана вызвано гневом бога, то по крайней мере есть надежда его умилостивить. А неопределенность – питательная почва для возникновения тревоги. Обучающее инструктирование обладает внутренней ценностью, поскольку является источником структуры и объяснения, и вправе занять свое место в репертуаре терапевтических методов. Может использовать и прямой совет со стороны участников группы. Советы – обычное дело на ранних этапах курса терапии. Редко бывает, чтобы какое-то конкретное предложение по разрешению проблемы принесло человеку непосредственную пользу. Косвенно, тем не менее, советы служат терапевтической цели – пользу приносит не содержание, а процесс совета, поскольку совет предполагает искреннюю заинтересованность и служит свидетельством этой заинтересованности. Из одной группы по развитию навыков общения для хронических психиатрических больных поступают данные об отличных результатах применения структурированной программы работы группы, включающей в себя направленную обратную связь, просмотр видеозаписей и проекты решения проблем. 16. Альтруизм. Есть одна старая хасидская история о раввине, который вел разговор с Господом о Рае и Аде. «Я покажу тебе Ад», - с этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную истощенных, отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял дымящийся горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что рот у раввина наполнился слюной. Тем не менее никто не прикасался к еде. Каждый из окружающих стол едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой – достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею можно было положить мясо в рот. Раввин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны, и сочувственно склонил голову. «А теперь я покажу тебе Рай», - сказал Господь, и они вошли в другую комнату, точную копию первой – тот же большой, круглый стол, тот же гигантский горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья: все были сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в замешательстве посмотрел на Господа. «Все очень просто, объяснил Господь. – Требуется лишь определенный навык. Дело в том, что в этой комнате люди научились кормить друг друга!» И в терапевтической группе дело обстоит так же: люди получают отдавая, не только благодаря последовательности взаимных отдаваний-получаний, но и по самой сути акта дарения. Многие участники группы – люди с проблемами – в начале курса деморализованы и глубоко убеждены, что им нечего предложить другим людям. За долгое время они привыкли смотреть на себя как на обузу, и переживание открытия, что они тоже могут быть важны для других, обновляет душу и служит толчком для повышения самооценки И разумеется, пациенты оказывают друг другу огромную помощь в ходе группового терапевтического процесса. Для многих пациентов психотерапевт остается оплачиваемым профессионалом; в то время как другие пациенты представляют собой реальный мир: на них можно полагаться в смысле спонтанности и правдивости реакций и обратной связи. Альтруизм – почтенный, освященный веками терапевтический фактор и в других системах лечения. К примеру, в примитивных культурах было принято давать страдающему человеку задание: приготовить пир или выполнить какую-то другую общественно-полезную работу. (Можно вспомнить и о социальном интересе А. Адлера, и о М. Бахтине с его существованием Другого как условии моего существования). Уорден Дарфи, легендарная фигура Сан-Квентинской тюрьмы, однажды заявил, что лучший способ помочь человеку – это позволить ему помочь вам. Людям необходимо ощущать себя нужными и полезными. Люди могут поначалу недопонимать: «Как может слепой вести слепого?»; «Что мне могут люди, такие же запутавшиеся, как и я?» В. Франкл полагал, что чувство смысла жизни вытекает из самой жизни, его нельзя намеренно, сознательно добиться: это всегда только производный феномен, материализующийся, когда мы выходим за рамки самих себя, когда мы забываем себя и погружаемся в кого-то или что-то вне нас. Групповая психотерапия имплицитно преподает пациентам этот урок. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |