АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИМПТОМЫ РАЗДРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Читайте также:
  1. B. Нарушение эритропоэза, связанное с угнетением деятельности костного мозга
  2. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и ОРД
  3. Алкоголизм – симптомы
  4. Б. Дети, перенесшие поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.
  5. Белое вещество полушарий головного мозга
  6. БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО СПИННОГО МОЗГА (ПРОВОДНИКОВЫЙ АППАРАТ); ПРОВОДНИКОВЫЕ РАССТРОЙСТВА
  7. В) Обострение хронического отита, осложнённого отогенным абсцессом височной доли мозга
  8. ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА, СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ
  9. Внутримозговой абсцесс (мозга и мозжечка)
  10. Возбуждение уголовного дела
  11. Возбуждение уголовного дела
  12. Возбуждение уголовного дела частного обвинения

 

Остановимся повторно и несколько подробнее на явлениях, развивающихся в результате раздражения головного мозга.

Для очаговых поражений характерны припадки частичной, или джексоновской, эпилепсии, хотя вполне возможны здесь и припадки типа общей эпилепсии. Типичным для джексоновской эпилепсии является начало судорог с ограниченной группы мышц при ясном вначале сознании. Припадок может этим и ограничиться, но иногда «генерализуется», переходя постепенно в общий судорожный припадок с потерей сознания, иногда не­держанием мочи, прикусом языка и т.д. В противоположность джексоновской эпилепсии, припадок общей эпилепсии сразу начинается с общих судорог и потери сознания. Наличие джексоновских припадков часто облегчает решение вопроса о локализации процесса в области головного мозга. Решающее значение имеет начальный симптом припадка, ибо он указы­вает на источник первичного раздражения, на локализацию процесса.

Некоторые области при их раздражении дают определенный, характерный для них тип припадка (рис. 67).

1. Раздражение передней центральной извилины вызывает припадки, начинающиеся с группы мышц, в которые следуют пути от пораженного отдела извилины (мышцы ноги, руки, лица). В случае генерализации припадка судороги распростра­няются на соседние мышечные группы соответственно иррадиа­ции раздражения в соседние корковые территории.

 

 

Рис. 67. Корковые поля, раздражение которых вызывает характерные картины судорожных припадков (по Ферстеру).

 

2. Раздражение заднего отдела второй, или средней, лоб­ной извилины дает припадок, начинающийся с подергиваний глазных яблок и головы в противоположную сторону; в даль­нейшем возможна передача раздражения на соседние террито­рии и генерализация судорог.

3. Раздражение так называемого переднего адверсивного поля — заднего отдела верхней лобной извилины — вызывает внезапную судорогу сразу всей противоположной мускулатуры тела. Одновременно возникает поворот головы, глаз, туловища, судороги конечностей. Сознание обычно утрачивается в начале припадка.

4. Раздражение оперкулярной области, расположенной книзу от центральных извилин, вызывает своеобразные при­падки ритмических жевательных, чавкающих, лизательных, гло­тательных движений с возможной затем генерализацией судорог.

Раздражение рассмотренных выше полей характеризуется судорогами, развивающимися без предшествующей чувстви­тельной ауры, с которой, как с «сигнального симптома», начи­наются припадки, разбираемые ниже.

5. Раздражение задней центральной извилины вызывает приступы «чувствительной» джексоновской эпилепсии — паре­стезии в соответствующих раздраженному отделу областях про­тивоположной стороны тела. При распространении припадка парестезии «расплываются» по соседству. Чаще, однако, ирра­диация раздражения происходит в направлении передней цент­ральной извилины с развитием после чувствительной ауры су­дорожных явлений.

6. Раздражение заднего адверсивного поля — верхней темен­ной дольки — аналогично раздражению переднего адверсивного поля, вызывает внезапный приступ парестезий сразу во всей противоположной половине тела, а не постепенное распростра­нение парестезий, как при раздражении задней центральной извилины. Вслед за чувствительной аурой следует приступ, ха­рактерный для переднего адверсивного поля — судороги, воз­никающие сразу во всей мускулатуре противоположной сто­роны тела (или сразу общий судорожный припадок).

7. Раздражение затылочной доли вызывает припадки, начи­нающиеся со зрительных галлюцинаций; далее наблюдается поворот глаз и головы в противоположную сторону вследствие иррадиации раздражения в направлении территории, располо­женной на границе затылочной и теменной долей; в дальнейшем обычно развивается общий судорожный припадок.

8. Раздражение височной доли в области верхней височной извилины вызывает припадки с аурой в виде слуховых галлю­цинаций. Если очаг локализуется в uncus gyri huppocampi (на внутренней стороне доли), то сигнальным симптомом являются обонятельные галлюцинации. Не всегда последующим симпто­мом является судорожный припадок: при процессах в височной доле вместо обычного джексоновского или общего эпилептиче­ского припадка могут после описанного типа аур наблюдаться приступы «малой эпилепсии» (petit mal) в виде кратковремен­ной потери или затемнения сознания. Еще более типичными для раздражения височной доли считаются возникающие после упомянутого вида чувствительных аур (или без них) своеоб­разные сноподобные состояния, когда все окружающее кажется ненастоящим, нереальным, но в то же время странно знакомым, как будто уже пережитым в прошлом («ощущение уже виден­ного»).

Поражения основания головного мозга характеризуются главным образом поражением черепных нервов.

Процессы в области передней черепной ямки (см. рис. 27) вызывают при одностороннем поражении атрофию зрительного нерва с амаврозом или амблиопией на стороне поражения и утрату обоняния (аносмию) вследствие поражения bulbus или tractus olfactorii.

Симптомами поражения средней черепной ямки является выпадение функций глазодвигательного, отводящего и блоко­вого нервов (III, VI и IV), вызывающее офтальмопарез или офтальмоплегию на стороне поражения, а также симптомы раздражения (невралгию) или нарушения проводимости трой­ничного нерва (расстройства чувствительности на лице).

Процессы на основании мозга в области ножки мозга вызы­вают альтернирующий паралич типа Вебера: на стороне пора­жения имеется паралич n. oculomotorii и на противоположной стороне — центральный паралич конечностей вследствие пора­жения в ножке мозга пирамидного пучка, перекрещивающе­гося ниже.

Поражения мозгового придатка (hypophysis), в частности опухоли его, сопровождаются битемпоральной гемианопсией из-за сдавления средних отделов хиазмы зрительных нервов (см. в главе V зрительные нервы) и рядом эндокринных рас­стройств. В одних случаях может наблюдаться акромегалия (гигантский рост языка, носа, нижней челюсти, рук и ног), в других — dystrophia adiposo-genitalis (патологическое ожире­ние, отсталость развития половых органов и вторичных половых признаков, ослабление половой функции). Наконец, в резуль­тате поражения инфундибулярной области (глава IX) могут возникнуть патологические жажда и голод (полидипсия и булимия), расстройства сна и т.д.

Поражения в области задней черепной ямки характери­зуются поражением слухового и лицевого нервов (VIII и VII), иногда также отводящего и тройничного (VI и V) в случае ло­кализации процесса в так называемом мосто-мозжечковом углу. При более каудальной локализации могут быть поражены блу­ждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы (X, IX, XII). Мозжечковые расстройства при процессах в области задней черепной ямки отмечаются на стороне поражения, пирамид­ные — на противоположной, на своей или с обеих сторон.

То, что было рассмотрено здесь, относится к категории так называемых «первичных» симптомов поражения той или иной доли, того или иного отдела головного мозга. При опухолях го­ловного мозга, абсцессах и кистах, при которых правильное определение очага поражения является практически особенно важным ввиду необходимого при них оперативного вмешатель­ства, иногда приобретают немалое значение так называемые «вторичные» симптомы или «симптомы по соседству» (иногда и на отдалении). Увеличенная опухолью пораженная доля мозга оказывает давление на соседние области в силу смещений или возникающих расстройств крово- и ликворообращения.

Так, при опухолях лобной доли в результате давления на основание на стороне очага может наблюдаться односторонняя аносмия и первичная атрофия зрительного нерва; довольно характерно при этом развитие на противоположной стороне застойного соска зрительного нерва (из-за повышения внутри­черепного давления — симптом Фостера-Кеннеди). По нашим наблюдениям, такое же значение может иметь при наличии двух­сторонних застойных сосков резкое и быстрое падение остроты зрения на стороне очага, совершенно не соответствующее еще хорошо сохранившемуся зрению на противоположной стороне.

При опухолях передних отделов лобной доли (лобного полюса) из-за близости процесса к глазнице и fissura orbitalis superior могут развиться параличи глазодвигательных нервов (III, IV и VI), т. е. офтальмоплегия или офтальмопарез, расши­рение зрачка и экзофтальм, а также поражение верхней (1) ветви тройничного нерва.

При опухолях височной доли как симптом вторичный в пер­вую очередь должен быть указан парез n. oculomotorii с птозом и с расширением зрачка, нередко сочетающийся с центральным гемипарезом на противоположной стороне — результат сдавле­ния мозговой ножки («псевдовеберовский» альтернирующий синдром). М.Ю. Рапопорт подчеркивает значение как вторич­ного симптома при опухолях височной доли симпатического глазного синдрома, состоящего из нерезкого экзофтальма, рас­ширения зрачка и тупых болей в глазу (раздражение симпати­ческих волокон). Наконец, следует назвать поражение трой­ничного нерва, обычно частичное — той или иной его ветви. Чаще отмечается изолированная утрата на стороне поражения корнеального рефлекса, боли или нарушения чувствительности и, реже, поражение двигательной порции тройничного нерва — одностороннее нарушение иннервации жевателей, сказываю­щееся обычно только в смещении нижней челюсти при открывании рта в сторону поражения.

При опухолях затылочных долей несомненное диагностиче­ское значение имеет синдром мозжечкового намета (В.В. Кра­мер, Н.Н. Бурденко, М.Ю. Рапопорт), когда в результате раздражения тенториального нерва возникают боли, иррадии­рующие в глазные яблоки; наблюдается слезотечение, боли при давлении на глазные яблоки и при движении их.

Реже, при больших опухолях, растягивается и «провисает» книзу мозжечковый намет (tentorium cerebelli) и возникают симптомы поражения мозжечка; может наблюдаться даже утрата корнеального рефлекса и поражение отводящего (VI) нерва, что, впрочем, скорее должно рассматриваться уже как проявление общего повышения внутричерепного давления.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)