АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разгром Советскими Вооруженными Силами Квантунской армии. Поражение Японии

Читайте также:
  1. I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
  2. I. Торможение процесса модернизации в Японии
  3. II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
  4. III. Становление представительной демократии в Японии
  5. Аграрная реформа в Японии.
  6. Б) Радиовещание и телевидение Японии
  7. Б. Дети, перенесшие поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.
  8. Билет № 21. Внешняя политика и экономическое развитие Японии с 1918-1933 г.г.
  9. Буддизм в древней Японии.
  10. Буддизм в Японии
  11. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны.
  12. Возникновение и разгром «троцкизма»

Интересы восстановления мира во всем мире требовали быстрейшей лик­видации дальневосточного очага войны. Советский Союз не мог остаться в стороне от решения этой важнейшей задачи. Япония издавна рассматривала агрессию против СССР как основную цель внешней политики. Япония была одним из организаторов антикоминтерновского пакта и агрессивного блока, главным союзником гитлеровской Германии. В годы второй мировой войны она вынашивала далеко идущие планы агрессии против СССР, осуществление которых зависело от хода событий на советско-гер­манском фронте.

Героическая борьба советского народа и его Вооруженных Сил против фашистской Германии отрезвляюще подействовала на милитаристов Японии. Они не решились совершить прямую вооруженную агрессию против Совет­ского Союза, однако в течение всей войны проводили антисоветскую по­литику, оказывали поддержку фашистской Германии.

Японское командование постоянно держало у советской границы круп­ную боеспособную группировку — Квантунскую армию. Это стратегиче­ское объединение насчитывало в различные периоды от 600 тыс. до 1 млн. и более солдат и офицеров. В прямом противоречии с пактом о нейтралитете японская сторона не­однократно нарушала морские, сухопутные границы и воздушное простран­ство Советского Союза, препятствовала судоходству в нейтральных и совет­ских территориальных водах. Учитывая сложившуюся обстановку, Советское правительство 5 апреля 1945 г. денонсировало договор с Японией о нейтралитете.

Военно-политическое руководство США и Англии с первых дней вой­ны против Японии придавало большое значение вступлению в нее Советского Союза, видя в этом одно из решающих условий окончательного разгрома дальневосточного агрессора. На Крымской конференции руководителей трех держав (4—11 февраля 1945 г.) Со­ветское правительство заявило, что вступит в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции фашистской Германии.

Заинтересованность союзников в участии СССР в окончательном раз­громе Японии сохранялась до конца войны. Оценивая перспективы военных действий против Советских Вооружен­ных Сил, японское командование рассматривало Маньчжурию как удобный плацдарм для ведения упорной обороны. Относительно сроков в Токио счи­тали, что СССР не сможет подготовиться к ведению военных действий ранее весны 1946 г. Однако надежды японской военщины не оправдались. План стратеги­ческого развертывания советских войск на Дальнем Востоке был разрабо­тан еще до окончания битвы за Берлин. В исключительно сжатые сроки за­вершилась огромная по масштабам стратегическая перегруппировка Совет­ских Вооруженных Сил. С запада на восток были переброшены десятки объ­единений и соединений различных родов войск, имевшие богатый боевой опыт, большое количество военной техники, боеприпасов, материально-технических средств. Это обеспечило не только количественный, но и каче­ственный рост боеспособности советских войск на Дальнем Востоке.

Вечером 8 августа Советское правительство заявило правительству Япо­нии о вступлении СССР в войну. Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению выработанном в Потсдаме 26 июля 1945 г.

Советское Правительство считает, что такая его политика является един­ственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому на­роду избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашне­го дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

Такое решение Советского Союза вызвало широкие отклики во всем ми­ре. С огромным воодушевлением встретили его трудящиеся Китая, Индоне­зии и других стран Азии. Что касается правящей верхушки Японии, то в ее рядах это известие вызвало растерянность и замешательство. Глава японского правительства заявил, что вступление Советского Союза в войну ставит Японию «оконча­тельно в безвыходное положение». Однако вооруженные силы Японии ока­зывали советским войскам ожесточенное сопротивление.

К началу кампании на Дальнем Востоке группировка Советских Воору­женных Сил насчитывала 1,7 млн. человек, 29,8 тыс. орудий и минометов, 5,3 тыс. танков и СДУ, 5,2 тыс. боевых самолетов. В ее состав оперативно входили соединения и части Народно-революционной армии Монгольской Народной Республики, которая 10 августа также объявила войну милита­ристской Японии.

Японская группировка насчитывала более 1 млн. солдат и офицеров, свыше 6,6 тыс. орудий и минометов, более 1,2 тыс. танков, свыше 1,9 тыс. боевых самолетов.

Маньчжурская стратегическая наступательная операция (9 августа — 2 сентября) осуществлялась войсками Забайкальского, 1-го и 2-го Дальне­восточных фронтов (командующие маршалы Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, генерал М. А. Пуркаев), силами Тихоокеанского флота под ко­мандованием адмирала И. С. Юмашева и Краснознаменной Амурской воен­ной флотилии (командующий адмирал Н. В. Антонов). Наступление развер­нулось на всем фронте — от Эрляни на западе до Посьетской бухты на во­стоке. Квантунская армия подверглась одновременно ударам с суши, воздуха и моря.

В первый же день войны императорская ставка отдала Квантунской ар­мии приказ отбить все атаки. Однако расчеты организовать устойчивую обо­рону потерпели провал. Военные действия сразу при­няли высокоманевренный характер. Советские войска за первые шесть дней операции, сломив на всех направлениях сопротивление врага, высокими темпами преодолели Большой Хинган и другие горные массивы, пересекли пустынные степи Внутренней Монголии, форсировали Амур и Уссури. Про­двинувшись на 120—400 км, они овладели важными политико-экономически­ми центрами и районами, вышли в глубокий тыл Квантунской армии, раздробили ее, ограничили связь с японскими силами в Северном Китае и отре­зали пути отхода в Корею.

В прорыве оборонительных рубежей противника и его преследовании важ­ная роль принадлежала подвижным группировкам фронтов. Несмотря на исключительно тяжелые природно-климатические условия, они успешно решили поставленные задачи. В результате их стремительного продвиже­ния (до 150—160 км в сутки) оборона противника была полностью дезорга­низована, его морально-боевой, дух сломлен, японское командование потеря­ло управление войсками. В ходе наступления, проходившего на разобщен­ных направлениях, осуществлялось непрерывное взаимодействие танковых и общевойсковых соединений с авиацией, а в полосе действий 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов — с силами Тихоокеанского флота и Амурской флотилией.

Китайский и корейский народы восторженно встречали советских вои­нов-освободителей. Достигнутые на первом этапе Маньчжурской операции результаты име­ли огромное военно-политическое значение. Именно под их влиянием пра­вящие круги Японии приняли решение о выходе из войны и безоговорочной капитуляции. Однако части и соединения японских вооруженных сил сда­вались только англо-американским войскам в различных районах Тихого океана и Юго-Восточной Азии. На советско-японском и китайском фрон­тах они не прекращали сопротивления.

В ответ на маневры японской военщины, преследовавшей цель под прик­рытием деклараций о капитуляции выиграть время, советское командование заявило, что, пока руководством Японии не отдан приказ войскам о фактиче­ском прекращении военных действий и они оказывают сопротивление, совет­ские войска будут продолжать наступление.

В ходе второго этапа Маньчжурской операции советские войска завер­шили окружение и разгром главных сил Квантунской армии, освободили территорию Маньчжурии и Северной Кореи, вышли к границам Северного Китая. Началась массовая капитуляция японских войск.

Так закончилась Маньчжурская стратегическая наступательная опе­рация, являвшаяся по масштабам и военно-политическим результатам одной из крупнейших во второй мировой войне.

Одновременно с Маньчжурской стратегической операцией проходили Южно-Сахалинская наступательная (2—25 августа) и Курильская десант­ная (18 августа — 1 сентября) операции. В результате были освобождены зах­ваченные японцами исконно русские земли.

После разгрома советскими войсками Квантунской армии, завершения военных действий в Маньчжурии и на Сахалине американские оккупа­ционные силы 28 августа начали высадку на Японские острова.

2 сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуля­ции. Вторая мировая война закончилась.

Советский Союз сыграл решающую роль в победе над фашистской Гер­манией, а затем, на завершающем этапе войны, и над милитаристской Япо­нией. Именно советские войска, разгромив главную ударную группировку японских сухопутных сил — Квантунскую армию, предопределили военный крах Японии. Ни в одной из предшествовавших операций второй мировой войны японская армия, считавшаяся одной из сильнейших армий капитали­стического мира, не терпела такого поражения. Вырвав у Японии основное средство дальнейшего ведения войны, ее вооруженную опору, Советская Ар­мия и Флот сделали невозможным сопротивление Японии во всех других регионах и заставили ее принять требования о безоговорочной капитуляции. Вступление Советского Союза в войну против Японии ускорило окончание не только военных действий в Азии, но и всей второй мировой войны.

С капитуляцией милитаристской Японии был ликвидирован очаг агрес­сии на Дальнем Востоке. Освобождение Маньчжурии и Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов лишило японских милитаристов плацдармов и военных баз, укрепило безопасность дальневосточных рубе­жей Советского Союза.

Советская Армия с честью выполнила свою освободительную миссию на Дальнем Востоке.

Разгром японского милитаризма дал мощный импульс для подъема революционного и национально-освободительного движения народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Были созданы благоприятные условия для победы народной революции во Вьетнаме и в Северной Корее. Освобожденный Со­ветскими Вооруженными Силами в тесном взаимодействии с монгольски­ми войсками Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) стал, по сущест­ву, главной опорной базой китайской революции. На всем азиатском конти­ненте окрепли силы демократии и прогресса. Поддержка Советским Союзом революционных и демократических сил народов Азии явилась могучим фактором их дальнейшего социального развития.

 

Осипова Наталия Александровна 1 курс, 3 группа


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)