АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факультет театрального исусства

Читайте также:
  1. Голова НТСА географічного факультету
  2. Голова НТСА факультету інформаційних технологій
  3. Декан факультета «МОиМП» Т.М. Морозова
  4. Для контрольной работы для студентов заочной формы обучения экономического факультета по дисциплине
  5. Для курсантов 4 курса IV факультета
  6. Для педиатрического факультета
  7. для студентів третього курсі історичного факультету
  8. для студентов 1 курса экономического факультета(бакалавриат) – направление «Экономика»
  9. Для студентов 5 курса факультета общей медицины
  10. для студентов III курса заочного отделения философско-теологического факультета НГПУ (отделение «Теология»)
  11. для студентов заочного отделения юридического факультета
  12. Для факультета заочной формы обучения

Русская литература. Экзаменационные билеты. 2012

Билет 1

1. Романтическая поэма А.С. Пушкина «Кавказский пленник». Поэма «Цыганы», эволюция образа романтического героя.

Природа романтизма, стремление к необычному, бунтарский характер. Ранний Пушкин как романтик. Год создания «КП»? Сюжет. Необычность среды. Образ пленника: при всей обобщенности, условности – черты современника, не удовлетворенного действительностью. На Кавказ за «призраком свободы». История отношений с Черкешенкой. Тема цивилизации и естественного человека.

«Цыганы». Год создания. В Алеко бунтарское, романтическое начало. Критика А. современного общества, отказ от него. Сюжет. Суд над романтическим героем, его эгоизмом.

2. Историческая ситуация на рубеже 19-20 веков и ее отражение в искусстве. Особенности литературного процесса. Взаимодействие реализма и модерна. Новое качество русского реализма рубежа веков. Термин «серебряный век»: происхождение, значение.

 

 

Билет 2

1. Утверждение принципов реализма в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Идейно-художественный анализ трагедии.

Время создания, биографические обстоятельства, спор с декабристами о проблемах власти. Тема народа, тема власти, степени ее нравственности и причины ее безнравственности. Власть как насилие, ее непризнанность народом, «самозваность». Тема самозванства. Кто самозванцы? Роль народа в истории: пешка или решающая сила. Мнение народное. Почему не разрешали ставить (первая постановка – 1870)?

Художественные открытия. Сюжет? Как изображаются события, ист. период, хронологический интервал. Реализм в изображении исторических событий и человеч. характеров. Композиция внешняя (из каких элементов состоит), внутренняя (Какие линии?). Характеры героев: кто? Дайте оценку. Третий гл герой – народ. Юродивый Николка как выразитель народного мнения. Финал, ваше понимание последней ремарки «Народ безмолвствует».

Язык трагедии: 17 в. или современный (19 в.)?

2. Символизм. Философская основа символизма, эстетика и ее проявление в литературе (материал для демонстрации – по выбору студента).

 

 

Билет 3

1.«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина: идейно-художественное своеобразие цикла. Проблематика пьес. («Повести Белкина»: идейно-художественное своеобразие цикла. Проблематика повестей).

«МТ». Когда написаны («Болдинская осень», 1830, личные обстоят-ва). Сравнить с «БГ»: Россия- Европа, цари и нар. Масса – отд. яркие личности. Условность и узнаваемость места и ист. Времени: эпоха на переломе (хотя разные эпохи, ср. «Пир…» и «Моцарт и С.»), крушение устоявшихся порядков, ценностей, становление бурж. Отношений (где –особенно очевидно?). Общая проблематика: страсти, владеющие людьми, ведущие к нарастанию разлада. Состав цикла: назвать. Принятый порядок, в котором печатаются «МТ». Острота конфликта в каждой части,. Анализ каждой пьесы, проблематика каждой пьесы, герои. В каждой пьесе – конфликт, мощное столкновение: Барон – Альбер (смысл), Дон Гуан – Командор (смысл), Сальери – Моцарт (смысл), Вальсингам – Священник (смысл). Реализм в изображении конфликтов, характеров.

 

«ПБ». Когда написаны («Болд. Осень». 1930). Торжество реализма. Сравнить с «МТ»: обычная повседневная жизнь. Жизнь России, всех сословий. 5 повестей, объединены именем рассказчика, скромного помещика Ивана Петровича Белкина. Тоже реализм в изображении его характера. Истории рассказывают ему. Какие(назовите повести)? Тематическое разнообразие, разнообразие настроений.

«Выстрел» - оо чем ()жизнь высшего сословия и простых армейских офицеров). «Метель» - о чем. (жизнь поместного дворянства), «Гробовщик» - странная, в духе романтизма история, но при этом реалистически изображена жизнь городского мастерового люда). «Станционный смотритель» (особо), «Барышня-крестьянка» (жизнь поместного дворянства). В жизни героев все в конце концов завершается так, как должно быть в логике социальной дейстительности. Реализм!

«Станц. Смотритель» - особое место. Сюжет. Образ Самсона Вырина. Открытие темы «маленького человека».

2. Акмеизм. Эстетика и философская платформа. Творчество Н.С. Гумилева.

Годы. Реакция на символизм. Почему это всё же «постсимволизм»? Стремление к «материальности». «Тоска по мировой культуре». Тв-во Гумилева. Поэт, путешественник, мэтр. Ранние сборники, их герой, ст. «Я конквистадор в панцире железном…», «Жираф». Зрелое тв-во, сборники, их герой: поэма (ст.) «Капитаны». Поздние стихи, их трагизм, ощущение катастрофы: «Слоненок», «Заблудившийся трамвай».

 

 

Билет 4

1. История создания, жанровое своеобразие, сюжет и композиция А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа. «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Изображение в романе жизни русского общества.

Годы создания. Большой период жизни: роман и герои развиваются с П

Сюжет.Комп. –8 глав: Пб, рус. деревня, Москва, опять Пб. Симметричный принцип композиции (2 письма, 2 объяснения). В чем смысл?

Как роман – широкое изображение рус. жизни. Белинский: «энциклопедия русской жизни». Универсальность романа: вся жизнь Р. Петербург, свет – лучшие и худшие стороны – Где? Как? Деревня, поместное дворянство, милые и малосимпатичные стороны - Где? Как? (соседи О., жизнь Лариных). Жизнь крестьян: няня, следы креп. Права (О. «ярем от барщины старинной оброкомл егким заменил // И раб судьбу благословил». Русская история, культура, театр, литература (где? Достаточно показать на материале гл. I). Москва, с е историей, милыми и критически оцениваемыми сторонами дворянского быта (гл. VII). «Онегинская строфа» - 14 строк., все разнообразие рифм – разнообразие жизни. Относительная законченность содержания в строфе. Система образов, герои, их соотнесенность.

 

. Футуризм. Теория и практика. Особенности русского футуризма. Раннее творчество В. Маяковского. Основные мотивы ранней лирики. Поэма «Облако в штанах».

Время, место в рус. модернизме. Группы в рус. ф-ме. Установки. Гуманизм как главное отличие от итальянского Ф. Маяковский – футурист. Темы раннего тв-ва. Конфликт поэта с буржуазным миром. Назвать стихотворения. Сатира раннего М. Поэта «ОвШ». Почему «тетраптих»? Против чего протестует литич. Герой (поэт)? Поэт и толпа в поэме: неодноначность позиции. Поэт и Бог в поэме: неоднозначность позиции. Поэт и революция. –Более общо, чем при ответе на билет 5.

 

 

Билет 5

1. А. Пушкин. «Евгений Онегин». Образы героев романа. Образ автора в романе.

Система образов, герои, их соотнесенность.

Онегин, его качествка. Эволюция. ЕО как «лишний ч-к». Кто это: «лишнмй ч-к»?

Ленский – поэт –романтик. Качества. Отношение П. К нему. 2 варианта судьбы: мог превратиться в заурядного помещика (нет энергии Онег.), но, может, его ждал высокий «удел», судьба большого поэта.

«Татьяны милый идеал». Качества.Татьяна как выразительница нравств. Позиции Пушкина.

Образ автора, его сложная структура: создатель, приятель Онегина. Образ Онегина. О. в первой главе. О. в деревне: отношения с помещиками, отнош. С Ленским, поведение с Татьяной, дуэль как невыдержанное испытание на самостоятельность мысли. Эволюция образа. О. как «лишний» человек. Почему? Ленский, отношение автора к нему. Образ Татьяны, Т. как выразительница авторского миропонимания.

2. Поэма В. Маяковского «Облако в штанах». Композиция. Идейно-художественное своеобразие, ведущие мотивы.

Поэта «ОвШ» (обязательно – год!) Почему «тетраптих»? Против чего протестует лирич. Герой (поэт)? Поэт и толпа в поэме: неодноначность позиции. Поэт и Бог в поэме: неоднозначность позиции. Поэт и революция. Сложный метафоризм (покажите н образах)

 

Билет 6

1. М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад». Романтическое и реалистическое начала в пьесе. Образ Арбенина.

(Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Образ романтического героя в них. Эволюция романтического героя в драме «Маскарад».)

2. Основные темы прозы И. Бунина.

Философская проблематика в творчестве писателя. Темы, идеи, проблемы рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско».

 

Билет 7

1. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанровые особенности. Особенности композиции романа, принципы освещения в нем героя. Система образов в романе. Образ Печорина.

Жанр: какой именно роман, исследование чего он несет в себе (жанр)? Почему части (повести) размещены не в хронологическом порядке (рассказать, каков хронологический порядок). Как при этом исследуется личность Печорина? Второй принцип: герой в соотношении с другими героями: с Грушницким (выигрываетили проигрывает), с Максимом Максимычем (выигрывает или проигр.). Почему «герой нашего вр.»? Какого (1830-е годы, что за эпоха?). Хорошее (в том числе недовольство жизнью, конфликт со своей средой, с «водяным обществом») и дурное в П. П. как «лишний человек». Другие образы в романе: горцы, женские образы, можно еще раз о Грушницком и Максиме Максимыче.

2. Основные темы прозы И. Бунина. Концепция любви в творчестве писателя (на материале рассказов «Грамматика любви», «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» и др.)

 

 

Билет 8

1. Н.В. Гоголь. Сборник «Миргород». Принцип контраста в сборнике. Тема «небокоптительства» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Место в сборнике повести «Тарас Бульба».

Какой это по счету сборник? Дата. Чем отличается от предыдущего? Есть ли гармония и радость и «Вечеров…» в этом сборнике?

Состав: 4 повести (назвать), 2 части. Принцип контраста: что чему противопоставляется?

Сравнить борьбу, которую ведут герои в «Повести о том…» и в «Тарасе Бульбе». Борьба за высокую идею и за пошлые интересы. Анализ «Повести о том, как поссорился ИИ с ИН»: жизнь Миргорода, жизнь городских помещиков ИИ и ИН. Над чем смеется Г-сатирик и почему печалится Г-моралист. Здесь финальная фраза: «Скучно на этом свете, господа!». Повесть «ТБ». Жанровая природа: историч и героич повесть, близость к эпопее. Историч. Время, сюжет. За что и с кем борется ТБ? Образы ТБ, Андрия, Остапа, казачьей массы. Убийство ТБ Андрия: про законам эпопеи должно быть оправдано.

 

2. Особенности художественного мира А.И.. Куприна, их проявление в повести «Олеся» (в рассказе «Гамбринус»).

 

 

Билет 9

1.Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (на материале повести «Шинель»). Темы и герои других повестей цикла.

Пов. 1830-1840-х годов. Объединяет место действия – Пб. Пб не только место действия, но и герой. Странности города определяют «странность» поэтики цикла. Все повести – о безумном, полном резких контрастов, безрадостном мире. Невский проспект, Портрет, Записки сумасш., + Нос, Шинель + Коляска (не связана с Пб).

«Нев. Проспект»: странный город, грезится одно, реально – другое. Для мечтателя Пискарева (пленившая его красавица вовсе не та, какой казалась) это верная смерть, для пошляка Пискарева в порядке вещей.

«Нос». Чин решает все: нос оказался выше чином, чем его обладатель. Чем кончилось?

«Шинель» Тема «маленького человека». Сюжет, образ Башмачкина. Сочувствие к мал. Чел. Бунт мч (но после смерти).Какой?

Элементы романтизма на реалистической почве. Фантастический реализм.

 

(А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Идейно-художественное своеобразие цикла. Проблематика повестей. Тема «маленького человека»в повести «Станционный смотритель»).

2. Особенности художественного мира А.И. Куприна. Тема любви в повести Куприна «Гранатовый браслет». Изменения в трактовке образа «маленького человека» в повести.

 

 

Билет 10

1. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: творческая история, жанровая природа, композиция. Творческая история, жанровая природа поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Взаимодействие романного и поэмного пластов. Роль лирических отступлений в поэме. Символический образ Руси-тройки. Образ народа.

ЧАСТЬ ВОПРОСА: Поэма. Как понимаете определение жанра? Романное начало: элементы плутовского романа, главное – социально-философского, широкое и при этом отчетливо критическое изображение России: губерн. Город, жизнь в поместьях, Петербург («Повесть о капитане Копейкине») – вся Россия, все сословия. Но: особая роль лирич. Отступлений, авторского голоса, поэтическая манера письма.

Сюжет и композиция (общая). Почему Ч. Отправился в дорогу, суть сюжета, возможности «дорожного» сюжета. Композиция: 1 гл (явление Чичикова) как завязка – развитие действия: 5 «помещичьих» глав, 7 – 8 гл. – чиновничьи; разоблачение Чичикова (кем?) 9 гл. -10 гл. «Повесть о кап. Копейкине» Петербург, неблагополучие во всем государстве) – 11гл.: отъезд Чичикова, биография Чич. Расскажите. И странное растворение Ч. в простраенстве России, в образе России. Они оказываются важнее, они засасывают человека, переделывают его (вр 2 томе Чич. Должен «исправиться»). 5 глав о помещиках: в каком порядке главы, как организована каждая глава.

Народ. Живые, а не мертвые души, вопреки отношению. Зависимость жизни крестьян от помещика. Плохо крестьянам у всех помещиков, особенно у … ?. С улыбкой и грустью: девочка Пелагея (чья?) не знает, где лево, где право, Петрушка, Селифан + бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй (где?). Но истинная сила «народной России» - в реестре Чичикова (плотник Степан Пробка, Абакум Фыров) Что за «реестр»?. Сила и красота – в лирич. отступлении о птице-тройке, о «бойком народе», о стране, что не любит шутить.

Лирич. отступления. о народе – сами как песня (реестр, финал). О двух типах писателей, о толстых и «тоненьких», о духовном разложении человека – в гл. о Плюшкине и т.д.

2. Особенности художественного мира Максима Горького. Раннее романтическое творчество писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Художественные особенности «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике».

 

 

Билет 11

1. Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков, принципы их создания. Нравственно-философская проблематика поэмы. Образ Чичикова.

Общая композ. «Помещичьи главы», каков порядок и его принципы. Назовите помещиков (по порядку), в каждом из них воплощен какой-то важный человеческий недостатьк.Композиция самих помещ. Глав.

Смысл названия. Кто «мертвые души»? Почему «мертвые»?. Что делать?

Чичиков. Чуть более живой, он все же действует, несет энергию действия. Новый образ приобретателя. История Чич. (11 глава, ради «копейки», его предательства). Но тоже душа «мертвая», много грехов из-за «копейки» (это что-то новенькое, отражение буржуазных веяний).

2. Пьеса М. Горького «На дне» Жанр, проблематика, система образов. Социальное и философское начало в пьесе.

 

 

Билет 12

1.Проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов». Система образов в романе Образ Ильи Ильича Обломова.

Время создания – годы накануне реформ. Ощущение изжитости старых форим жизни. Обломов – из старой, крепостнической жизни. Почему лень, апатия, безволие?

При всем очаровании, жизнь Обломовки безобразна. Чем? В каком эпизоде?

Судьба Обломоава. Обломов и женщины: как проявляет себя в романе с Ольгой, в отношениях с Пшеницыной?

Обл. и Штольц.

Обл. как завершение парадигмы «лишних людей».

Женские образы в романе. Захар.

2. Периодизация творчества А. Блока. Характеристика 1-го периода. «Стихи о Прекрасной Даме» как отражение философии и эстетики символизма. Образ Прекрасной Дамы, земное и небесное в цикле. Сближение с повседневностью в цикле «Распутья» (стихотворение «Фабрика). Эволюция образа Пр. Дамы (стихотворение «Незнакомка»). Тема «страшного мира» и его преодоление в более позднем творчестве: 2 и 3 период.

«По страницам лирики А. Блока…» (анализ стихотворений в контексте творчества поэта).

 

 

Билет 13

1. Жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Социальное и философское в романе. Изображение жизни «униженных и оскорбленных» в романе. Тема денег в романе, образ Лужина.

Время написания – 1866, пореформенное время, потеря устойчивости существования, попытки молодежи найти новое мышление Состояние всеобщего неблагополучия, неустроенности. Изображение жизни «униженных и оскорбленных». Это не только семейство Мармеладовых (история). Это и семейство Раскольниковых (история). Неблаголучие во всем: девочка, которую пытается спасти Раск., женщина бросается в реку, несчастная Лизавета. Хорошо только негодяям и циникам: Лужину (кто такой?), Свидригайлов у(кто такой?)

Теорияя Раск. – от безвыходности, от оскорбленности человесч.сознания несправедливостью. Но и она не выход.

.. Жанр: социально-психологич. и философский роман. Роман идей (правда Раскольникова, правда Сони, идеи Лужина). Глубина психологизма. Особенность: человек на пределе духовных и интеллектуальных сил.

2. Тема России в творчестве А. Блока. Эволюция образа Родины (стихотворения «Русь», «Россия»). Сб. «Родина», центр. Место в нем цикла «На поле Куликовом». Цикл ст. «На поле Куликовом»: духовное и философское наполнение, соединение исторической темы с темой современности, ведущие образы.

3.

«По страницам лирики А. Блока…» (анализ стихотворений в контексте творчества поэта).

 

 

Билет 14

1. Социальное и философское в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Правда Раскольникова и правда Сони. Особенности психологизма Достоевского.

Теория Р. как искаженная и извращенная форма протеста против страшной соц. Действительности. Суть теории, два ее пласта.: 1) убийство как путь к соц. Справедливости, к спасению людей.; 2) кому решать, кого спасать, а кого убивать – теория «твари дрожащей» и ч-ка, «право имеющего». Высокие идеи оборачиваются цинизмом (похож на Лужина – расчет; на Свидригайлова – что хочу, то и сам себе позволяю). Оправданность насилия и даже убийства высокими целями – главная тенденция в развитии взглядов молодого поколения, радикалов,гл. тревога Дост. К чему это может привести: Р. убил не т. старуху-процентщицу, но и кроткую..(?)…. Только раз разреши себе кровь… Страшный сон Раск. В эпилоге.

Выход? Правда Сони.

Особенность психол-ма Д.: человек на пределе духовных и интеллектуальных сил.

2. Поэма А. Блока «Двенадцать»: идейно-художественные особенности, ключевые образы, концепция революции и революционного народа.

Принял рев. Время создания: сразу после Окт. Рев. (начало 1918), еще не обозначилась ее кровавая суть. Б. в поэме хочет верить в народ и его преображение, в преображение мира. Но ощутима его тревога: каким путем народ пойдет, узрит ли Христа. Хр. Всегда с «нищими духом», старается вразумить их – поэтому упорно идет с отрядом (посл. Главка). А они его не видят, стреляют. Неужели убьют: по глупости, темноте душ, да еще по новой моде – стрелять чуть что.

Композиция 12 главок. 1 главка: крушение старого мира. Тревога, черное и белое в мире, страшный ветер, стихия Что родится?. Сюжет. Мотив движения, пути. 12 красногвардейцев: апостолы? Разбойники-грешники?

Голытьба: становится организованнее, меняется ритм ее шага. Стали ли «рабочим народом»?«Винтовку держи, не трусь…»- это да, это они поняли…

Противоречивая эпоха – в сложной, дискомфортной поэтике. Должна появиться новая гармония, новые ритмы, новая МУЗЫКА. Намек на нее – в финале. Но в целом… Жанры: плакат, городской романс, частушка. Потом Блок понял, что новая музыка не родится, это сводило его с ума.

Образы пса – старого мира, Катьки – России и Вечной Женственности (что сталось с ней?), ветра, Христа.

 

Билет 15

1. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»– «роман о положительно прекрасном человеке» Идейно-философское наполнение романа.

Время создания, изображение пореформенной России, утверждения в ней буржуазных отношений. Кн. Мышкин возвращается из-за границы. И какой он видит русскую жизнь?

Явление князя-Христа среди всеобщего неблагополучия сможет ли спасти мир? История кн. Мышкина. Характеристика. Отношение к окружающим и с окружающими, в том числе с Настасьей Филипповной, Рогожиным, Аглаей. Сюжет. Настасья Филиповна,темо любви-страдания и тема попранной красоты. Чем для кн. Мышкина кончилась его попытка спасти других людей, сделать мир добрее? Только поражение? В чем здесь философия Дост.?

ИЛИ

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Идейно-философское наполнение романа.

Итоговый роман. Вся пореф. Россия + коренные вопросы бытия. Вновь – осмысление неблагополучия, отсутствмя гармонии, нравственных, человеколюбивых началв жизни. Почему «брсатья Кар», почему желание поставить в центризображения семью? Что происходит с семьями?

«Карамазовщина». Что это? Федор Павлович К как воплощение «карамазовщины». Разные формы и проявления к-щины в Дмитрии и Иване. Дмитрий как воплощение губительной широты рус. характера. Иван как воплощение рус. радикальной молодежи. Восстановите связь: гуманизм Ивана – отказ от Бога – своеволие. Как с Ив. Связан Смердяков? Алеша. Женские образы.

«Легенда о Великом Инкв.», содержание. Поднимаются ли до сознательного выбора Бога в душе люди? Кто из героев? В какой форме?

2. Личность и творческий путь А.А. Ахматовой. Характеристика стихотворений сборников «Вечер», «Четки». Утверждение гражданского и национального самосознания в творчестве поэтессы (сборники «Белая стая», «Подорожник», ст. «Молитва», «Мне голос был, он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю» и др.). Духовное противостояние тоталитаризму.

 

 

Билет 16

1. Проблематика, образы сборника И.С. Тургенева «Записки охотника». Тема крепостного права. Воплощение темы народа (на материале рассказов «Бурмистр», «Бирюк», «Певцы», «Живые мощи» и др.).

Время создания. Тема крепостного права. 2 формы ее отражения. Помещики. Какие?

Народ, крестьяне. Какие? Очень разные люди (Хорь и Калиныч). (2-3 рассказа надо хорошо знать, показать талант).

Примыкающая к «ЗО» повесть «Муму». Расскажите о ней.).

2. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием» как документ духовного противостояния тоталитаризму. Судьба поэмы, композиция, ключевые темы, мотивы, образы.

 

 

Билет 17

1. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Общественно-политический и философский конфликт в романе. Система образов в романе. Образ Базарова.

Т. – романист. Даты жизни Т. Сколько лет писал романы, какие: назвать. Отражение в них меняющегося социального ландшафта.

Место в ряду романов «ОиД». Осмыслите время создания: 1862. А вот сюжетно – самый канун реформ. Понимание необходимости перемен в обш-ве. Как на этом фоне выглядит Базаров? Чего добивался Т: карикатуры на молодое поколение или его сочувственного изображения? Кто такой Баз. Баз. как нигилист, разночинец революционного толка.

С кем конфликтует Б. сначала? Покажите борьбу. Кто победил?

С кем еще конфликтует Б. (внутр. конфл.). Сюжет. Почему умирает Б? В чем его драма? Как ведет себя? Трагизм образа. В чем он? Старики Базаровы.

Расскажите о семействе Кирс. Кирс. –старшие. Аркадий, друг и антипод Баз. Расскажите о нем? Как он воплощает в себе гармонизующую философию Тургенева?

Послеоктябрьская лирика В.В. Маяковского. Сатирические пьесы Маяковского. Жанровое своеобразие пьесы «Клоп», ее проблематика и композиция. Сегодняшнее прочтение темы революционного будущего, звучащей в пьесе.

 

Билет 18

1. Тургенев-романист. Романы Тургенева и отражение в них изменений в русской общественной жизни. Идейно-художественный анализ романа «Рудин».

См. выше. «Р»- первый ром. Какое десятилетее 19 в изображается? Р. как «лишний» ч-к. Сюжет. Поражени Р. Финал жизни Р. Начало галереи «тургеневских девушек».

2. Творчество Л.Н. Андреева. Ранние рассказы («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек» и др.). Философские взгляды писателя и их отражение в рассказе «Большой шлем».

 

Билет 19

1. И.С. Тургенев-романист. Романы Тургенева и отражение в них изменений в русской общественной жизни. Идейно-художественный анализ романа «Дворянское гнездо» («Накануне»).

См. выше. Лаврецкий. Лишний ч-к? Или что-то другое? «Особость» Л., народные корни. Сюжет ром. Роман как история любви. Психологизм Т. Продолжение галереи «тургеневских девушек». Отражение времени, начатая Тургеневым тема «дворянских гнезд».

2. Характеристика литературы периода Великой Отечественной войны. Место в ней повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда и поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Идейно-художественный анализ поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Образ русского «труженика-солдата» в ней. Анализ глав («Переправа», «Гармонь» и др.).

 

 

Билет 20

1.Тургенев-романист. Романы Тургенева и отражение в них изменений в русской общественной жизни.. Идейно-художественный анализ романа «Накануне» («Дворянское гнездо»)

4. Человек в огне Гражданской войны (на материале «Донских рассказов» М.А. Шолохова» и «Конармии» И.Э. Бабеля).

Осн. тема лит. 1920-х годов – тема рев. И гражд. Войны. О рев. – «Двенадцать» Блока. Среди произведений о Гр.в - роман Александра Серафимовича «Железный поток» (уходящая от белых Таманская армия из неорганизованной толпы становится коллективом сознательных бойцов революции), Александра Фадеева «Разгром» (то же происходит с уходящим от белых отрядом дальневосточных партизан).

В целом воссоздана объективная картина мира в ситуации катастрофы. Исаак Бабель. «Конармия» (1925) - книга рассказов. Единый сюжет неудачного похода на Польшу, конец Гр.в. (1 Конармия как главная сила). Осн. Проблема – столкновение «старого»и «нового», революционного гуманизма. А вообще такой возможен? Или это уже не гуманизм?(рассказы»Соль», «Смерть Долгушова»). Тема интеллигенции и революции: возможно ли приятие этого нового гуманизма (рассказ «Мой первый гусь», герой – alter ego автора интеллигент Лютов, хочет преодолеть себя, быть с бойцами. А сердце-то не принимает убийства…) А каков народ? Разный: страшный, легко принимающий дикую жестокость гражданской розни («Письмо») и носитель наивного чувства справедливости. Сложный мир – сложная поэтика, смесь высокой стилистики, яркой и мощной образности и шокирующего натурализма.

«Донские рассказы» М. Шолохова. Гр. Война на Дону. Рознь, прошедшая через семью, разделившая поколения. Трагические рассказы. «Продкомиссар», «Родинка». Тоска по мирной жизни («Жеребенок»). В людях должно победить человеческое («Чужая кровь», старики выхаживают юношу-врага)

 

Билет 21

1. Периодизация творчества А.Н. Островского.

Изображение купеческого мира в комедии «Свои люди – сочтемся». Изображение купеческого мира в драме «Гроза». Особенности конфликта в пьесе.

Создатель рус. нац. театра.

Периодизация:

1) Годы?. «Свои люди – сочтемся». Суть периода.

2) Годы?. «Москвитянинский» период. Суть. («не в свои санине садись», «Бедность не порок»

и др.

3) Годы? (предреформенный). Гроза, Доходное место. Суть (осмысление новых веяний в общ-ве, потребности героев в новых формах жизни.

4) 1862 – 84. Вся пореформенная русская действительность, разные сословия. Особое место –сатирич. комедии. Гл. объект критики – дворянство, сословие, теряющее нравственные ориентиры, разоряющееся и одновременно в век капитализма рвущееся к деньгам. Назвать пьесы.

1 период – открытие купеческого мира (называли «Колумбом Замоскворечья», купеческогорайона Москвы). Резкая критика в комедии «Свои люди – сочтемся» (1849). Сюжет. Образ купца Большова. Молодое купеческое поколение. Реализм комедии.

2-й период – поэтизация купеческого сословия. 3 период – критич отношение. Конфликт старого и нового в «Грозе» (1859). Жизнь гор. Калинова, жизнь семейства Кабановых, Диких. «Темное царство» и его изображение в пьесе. Невежество. Образы Кабанихи и Дикого. Жертвы «темного царства». Катерина, ее протест. От критики в форме социально-бытовой комедии – к осмыслению трагизма конфликта и к утверждению иных основ человеч. Существования.

 

2. Композиция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Древние главы» и их значение в романе. Ключевые образы романа и их значение.

 

 

Билет 22

1. Периодизация творчества А.Н. Островского.

Сатирические комедии позднего периода. А.Н. Островского. Анализ комедии «Лес».

См. выше. «Лес». Кто такая Гурмыжская? Кого представляет в пьесе?

Тема театра, актерства. Благородство простых людей. Мир как страшный лес. В нем торжествуют хищники.

Другие сатирич. комедии тоже надо знать.

2. Проблематика и ведущие образы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатирические и трагедийные интонации в изображении современности. Мистико-фантастический пласт в романе, его значение.

 

 

Билет 23

 

1 Формирование психологической драмы в творчестве А.Н. Островского: «Гроза»,,«Бесприданница». Образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой.

Глубокий психологизм, точность и тонкость в передаче внутренних переживаний героев (напр., «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»). Драма «горячего сердца» среди жестокой действительности. Определенная эволюция в принципах воссоздания внутр. мира.. В «Грозе» в передаче чувств героини больше традиционной театральности (монологич. Формы). Сложность внутр. мира Катерины. Внутренний конфлик Катерины.

Еще большее усложнение психологич. рисунка в «Беспр.»: здесь откровенны, «монологичны» как раз циники. Героиня не всегда хочет обнаружить, обнажить свой внутр. мир. Важность детали, потом будет у Чехова. Драма Ларисы. Цинизм и корысть окружающих ее людей (назовите их), отношение к ней как к вещи, предмету торга.

 

2. Жанровые особенности и проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

 

 

Билет 24

1. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Проблематика, основные образы.

1875-80. Одновременно с «Братьями Кар.».

Картина разложения и вымирания дворянства. От креп. Права – привычки и безволие, от пореформенной действит –власть денег (проявл. В Порфирии Головлеве). Разрушает миф о золотом веке дворянства, о добропорядочности, семейной теплоте. В семье Г. атмосфера ненависти. Композиция. Главы как «история умертвий»: 1 смерть на главу.

Арина Петровна. Дети.: Степка-балбес, Павел, Анна, Порфирий. Младшее поколение. Образ Иудушки Головлева (проследить хищническое и ханжеское начало на конкретных ситуациях). Сарказм и боль как основные интонации повествования.

2. Русская литература 2-й половины 20 века: основные тенденции развития. Русская драматургия этого периода, творчество А.Арбузова, А. Вампилова и др.

ЧАСТЬ ВОПРОСА: об Арбузове. Пьеса «Таня». Какие ценности утверждает пьеса?

 

 

Билет 25

1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Проблематика, художественные особенности.

32 сказки. Время создания. Обстановка правительственной реакции (постарайтесь пояснить связь с жанром). Обращение к сказке – не только от невозможности прямо говорить на важные темы. Близость к форме народной сказки как путь к широкому русскому читателю. Фантастика и эзопов язык помогают сделать содержание рельефнее, очевиднее. Тематич. пласты:: сатира на правительств. верхи, самодержавие, высшее сословие: Орел-меценат, Медведь на воеводстве, Дикий помещик (анализ).

Изображение жизни народа: Коняга, Ворон-челобитчик, Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил (анализ, образ мужика).

Обывательски настроенная интеллигенция. Тема особенно обострилась в 1880-х. Вяленая вобла, Карась – ибеалист. Премудрый пескарь (анализ, мораль).

 

2. «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Жанр и композиция. Проблематика. Сюжетно-тематический анализ.

 

 

Билет 26

1.Ранние рассказы А.П. Чехова («Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»), критика в них холуйства, самоуничижения, обывательских страхов.

2. Образ Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Трактовка темы индивидуальной судьбы и истории в романе. Женские образы в романе.

Часть вопроса. Путь Гр. Мелехова. Молодой Гр в кругу семьи. Мысли о соц. Несправедливости. – Любовь к Акс – Женитьба – Уход из семьи. – Конец 1913. Действительная служба - -Убитый австриец – 3 года войны, героич служба (полный Георгиевский кавалер). Гр. в госпитале, сцена с членами царской семьи – возвращение на Дон – поддержка новой власти – неприятие ее жестокости (бой под Глубокой) – Вешенское восстание как реакция на «расказачивание»-политику советской власти в отношении казаков, участие в нем Гр. – вынужденное пребывание в стане белых, понимание, что простому человеку с ними не по пути, приходящее при эвакуации в Новороссийске («офицерьё» забывает про простых казаков) – переход на сторону красных – нежелание новой власти прощать Гр. и др. казакам участие в восстании – стемление вернуться в родной дом, к земле, к труду земледельца, а не к войне – и полная невозможность этого – смерть Аксиньи как последняя, самая страшная потеря – возвращение к порогу опустевшего отчего дома.

 

Билет 27

1. Рассказы Чехова 1990-х годов. Реальная противоречивость жизни в рассказах. Высота нравственных требований к человеку в рассказах «Ионыч», своеобразие авторской позиции. Рассказы «Маленькой трилогии» как протест против «футлярной жизни».

2. Основные мотивы лирики С.А. Есенина. Эволюция темы Родины и деревни в творчестве поэта. Цикл «Персидские мотивы», соединение в нем темы любви и темы Родины. Философские мотивы в лирике Есенина (ст. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»).

Ранняя лирика, воспевание в ней России с традиционным крестьянским укладом, ее особой красоты и гармонии, красоты и гармонии ее природы. Лирич. Пейзажные зарисовки, многоцветность природы, тихая грусть. Ст. «Гой ты, Русь моя родная!..», «В хате».

Сначала – надежда на революцию, крестьянам дадут землю. Трагические изменения в теме России как отражение ведущегося новой властью разрушения «деревянной Руси», деревенской России: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Мир таинственный, мир мой древний», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» («Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!»). Цикл «Персидские мотивы», соединение в нем темы любви и темы Родины (ст. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»). Филос. мотивы: быстротечности млолодости, жизни. Грустит, но не сетует. В умирании человека, в отличие от умирания деревни, есть логика, смысл круговорота природы. Хотя грустно…

 

Билет 28

1.Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Проблематика, художественное своеобразие, ключевые образы. Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе. Особенности драматургии А.П. Чехова. Драматургия (см. ниже). Проблематика: старая жизнь уходит безвозвратно, настоящее неустойчиво и не вполне радостно. Каким будет будущее? Это касается каждого. Но при этом в целом речь идет о судьбе России. Сад – символическое воплощение России, ее судьбы.

Дворянско-помещичье прошлое – старые хозяева. Характеристика. Симпатичные, но «недотепы.»

Новый хозяин – Лопахин. Характеристика. Надолго ли?

Будущее России. Аня, Петя Трофимов. Но не за лакеем ли Яшей оно?

Символические образы: сад, оборванная струна как нарушение коммуникации между людьми и гармонии в мире.

2. Роман Е. Замятина «Мы». Жанровая природа. Характеристика жанра антиутопии. Проблематика, ведущие образы и их символическое значение.

 

 

Билет 29

1. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Проблематика, анализ основных образов (Оленин, Марьяна, Лукашка, дядя Ерошка).

 

Чего ищет Ол. на Кавказе? Противопоставление дух. Мира привилегированного сословия и казаков. В чью пользу (здесь нет простого решения). Дядя Ерошка, Лукашка, добрые качества, простота души. Сюжет. Вторжение Оленина в мир казаков близко к разрушительному вторжению в мир горцев предшествующего ему героя рус. лит (какого?). Конфликт между миром дворянской интеллигенции и народом, народным миром – то, что волновало Т. всегда. Разрешение – в «Войне и мире».

2. А.И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», его место в разработке «лагерной темы» в русской литературе. Идейно-философская глубина рассказа. Образ Ивана Денисовича.

 

 

Билет 30

1. «Война и мир» Л.Н. Толстого Жанровое своеобразие. Фундаментальная философия романа, философский смысл категорий «война» и «мир». «Мысль народная» как идейная основа романа. Кутузов и Наполеон в романе.

Ром-эп как особое жанровое единство. Черты эпопеи. Черты ром. повествования о жизни семей, о развитии, поиске и духовном росте человека. Композиция мозаикибытия (показать). Что (какое событие) в центре этой мозаики? Символика названия, отражение в ней фундамент. Философии произвед. Война как ложное и жестокое в человеч. Жизни. В том числе ложная красота (кто?), ложное величие (кто?). А «мир»?

Герои, несущие эгоистич. Отношение к жизни, к людям. Назовите их, дайте хар-ку. + Наполеон.

Кутузов – истинное величие. В чем оно? В чем его особый ум, особая связь с «мыслью нар.».

Другие герои из лагеря «мира». Кого любите, хорошо знаете? В чем их истинная, а не ложная красота.

«Мысль нар» как основа эпопеи. Это не только изображение народа, простых людей; это и мысль о тесном единстве между нар. и лучшими представит. Дворянства.. Глубокий демократизм лучших: покажите. Когда это надсословное духовное единство проявляется в полной мере? Война, Бородино. Кто для солдат кн. А., как ведет себя Пьер. Пьер в плену: граф Пьер Б. учится у солдата Каратаева.

Сам народ. Народ на войне. На Бород. Поле. Нравств.сила армии. «Дубина народной войны» - это о чем? Платон Каратаев И Тихон Щербатый как 2 грани народа. Какие?

 

2. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Изображение жизни советской деревни, ее духовного оскудения. Тема праведничества в рассказе.

 

 

Билет 31

1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.

Ч –к как воплощение семейного духа. Как соотнесены семьи, по каким признакам сопоставлены и противопоставлены? Расскажите о героях. Ваши любимые герои, из Болк. Или из Ростовых? Как выражают дух семьи?

2. Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» как высшее достижение деревенской прозы. Художественные особенности. Символическая природа образов.

 

 

Билет 32

1. Тип героя-искателя в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Способность к развитию и само развитие, изменение как важнейшее качество положит. героя. Это при изначально высочайшем духовном, нравственном «старте» в романе. Изменения ч-ку дорого достаются, это громадный труд души. Герои совершают ошибки, расплачиваются за них (напр., Наташа: какие?), но духовно растут. Герои с особой установкой на поиск истины: кн. А. и Пьер Безухов.

Расскажите о поисках каждого.

Кн. А: начало ром – уход на вону (какую? В чем грех, ошибка?) – Аустерлиц – Смерть жены – Жизнь в помнстье – Отрадное, Наташа, дуб – комиссия Сперанского – любовь к Н – война 12, Бородино – болезнь, смерть.

П.: появл в салоне АА - у Анатоля Курагина – смерть отца – женитьба на (?)… - дуэль (с кем? Что осознал?) - масонство – Бородино – Москва, плен – после –эпилог, дек. Общ-во.

 

2. Роман Ю. Трифонова «Старик». Совмещение в композиции романа двух временных пластов. Тема духовного оскудения современности в романе.

 

Билет 33

ПОВТОР

Билет 34

  1. Особенности жанра, проблематика, образная система повести А.С. Пушкина

 

Поздний П. История создания. При малом объеме – особая глубина и масштабность, элементы романа воспитания (история становления героя – очень быстрого, но под влиянием соц-историч. Обстоятельств), историч. повести и эпопеи. Роман, несмотря на маленький объем. Форма записок.

Проблематика: социально-историческая, нравственно-этическая, философская.

Осмысление пугач.бунта (годы?). Закономерный или случайный? Почему бунтуют? Чего хочет Пугачёв (калмыцкая сказка о вороне и орле)?

«Бессмысленный и беспощадный» бунт. Как, по Пушкину, избежать? Отношения между дворянином Гр. и казаком Пугачевым. Между господином Гр. и его слугой Савельичем.

Проблема чести. Береги честь смолоду. Гр. и Швабрин.

Тема любви. Разная любовь: самоотверженная – Маша, Гр., эгоистичная – Швабрин.

Попытайтесь выйти на филос. проблематику. Каким видится П. То состояние мира, к которому надо стремиться, которое надо защищать?

2. Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказов (по выбору студента).

 

Билет 35

  1. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Художественные особенности. Тема «маленького человека».

Начало творч. деят. (когда?), первый ром., успех. Связь с «натуральной школой». В чем?

Форма переписки, особая подлинность, пронзительность. Герои: Макар Девушкин, Варенька Доброселова. Тема маленького ч-ка.

Сюжет. Богатство души мал. Ч-ка.

  1. Тема Великой Отечественной войны в прозе 2 половины 20-го века (на материале 1-2 произведений).

Имена, произведения, место «лейтенантской» прозы в литературе, в худ. Осмыслении темы войны. Большая правда о войне при намеренном снижении масштабов изображения. Влияние повестей «Звезда» Казакевича, «В окопах Сталинграда» Некрасова. Тема подвига, его разные формы и грани (например, «А зори здесь тихие» Б. Васильева). Нравственная проблематика в произв о войне. Человек в условиях выбора. Произв. Василя Быкова («Сотников»), В. Распутина («Живи и помни»).

 

Билет 36

  1. Н.С. Лесков. Повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник» в контексте творчества писателя.

2. Театр А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота». Зилов как герой времени.

 

 

Билет 37

  1. Своеобразие драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Три сестры». Особенности конфликта. Образы героев.

Чехов –драматург. (раматич. Эпизоды и водевили 80-90-х годов, в том числе «Медведь», «Юбилей»). Главное:

«Ив а нов» (1887), далее с 1895 г. -«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Особенности драматургии Ч.

  1. Поведневная жизнь. Жизнь в ее реальной сложностии реальном течении.
  2. .Главное – герои конфликтуют не друг с другом, а с жизнью. У этого конфликта зачастую нет внешних форм.

Новая форма конфликта - новая драма.

  1. Герои не столько действуют, сколько осмысляют жизнь.
  2. Т.е. темп развития событий замедлен, воспроизводится сам поток жизни.
  3. Наличие не одной, а нескольких сюжетных линий (если уж как с потоке жизни).
  4. Много групповых сцен. Люди разговаривают, но каждый живет своей жизнью.
  5. Наличие «лирического подтекста», когда человек не напрямую говорит о своем состоянии души, а «проговаривается», его драма складывается как бы из мелочей, но они обязательно присутствуют в тексте (в «Вишн. Саде» во время несостоявшегося объяснения с Лопахиным все ищет какие-то калоши – а в это время ее судьба рушится, она это понимает; в «Трех сестрах» Маша твердит строчку про кота, что «ходит по цепи кругом» - это ее жизнь.
  6. Глубокий лиризм.
  7. наличие символич. Образов.
  8. Смешение драматического и комического: все как в жизни. Комизм, несообразность в человеч. Жизни.

 

«Три сестры». Семейство Прозоровых. Нельзя упрекнуть в бездеятельности, в пустой мечтательности (рвуися, но не едут в Москву). Реальная жизнь сложнее и грубее мечтаний.

Конфликт со сложной жизнью. Кто-то сдался, не выдержал испытания: Андрей, Чебутыкин. Сестры –нет.

Но есть и конфликт нормальных, милых людей с пошлостью (Наташа, Соленый). Это страшная сила она побеждает интеллигентных людей. Хотя они не сдаютсяЖ сестры покидают родной дом, в котором воцарилась Н. Тузенбах идет на дуэль с Соленым. Внутренняя драма каждого. Какая?

Вера Ч. в своих героев(героинь, Тузенбах, Вершинин). Их одухотворенность, благородство.

Символические образы: кот на цепи, пожар.

 

  1. Роман А.Н. Толстого «Петр I». Жанр, композиция, проблематика. Система образов, место в ней образа Петра.

 

Билет 38

  1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Проблематика. Своеобразие конфликта. Образная система и место в ней образа Чацкого. Художественное своеобразие, жанровая природа. Традиции 3-х направлений в пьесе.

ЧАСТЬ ВОПРОСА. Образная система: Чацкий – «фамусовское общ-во», сила, масса. Эффект создания массовости ФО, единой силы, как этому помогают внесценические персонажи? Назовите представителей ФО, старых и молодых.

Романтизм. Ч как романтический герой. Классицизм, нарушение его провил (какое из 3 единств нарушено?). Реализм (в чем?)

Жанр природа: комедия + драматизм (трагизм) финала.

  1. М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.053 сек.)