|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В каком направлении путь держать?
Мудрость Гете: «Самое главное в мире – это не то, где мы стоим, а то, в каком направлении идем». Иначе говоря, в каком направлении жизненный путь держим. Еще одна мудрость: человек с ясным сердцем, как нравственное создание, стоит несравненно выше человека с ясным умом и большими знаниями, но с неясным сердцем. Мудрость К.Д.Ушинского: «Надо показывать детям не то, как вы несчастны, а то, где искать счастье. Дети интуитивно стремятся к своему радостному будущему, они рады тому, как перед ними постепенно вырисовывается образ жизнеутверждающего, благородного, излучающего добро и свет мудрого учителя, любящего детей и знающего, как любить Ребенка». И еще одна мудрость В.Г.Белинского: «Одно образование делает человека знающим; второе образование делает человека ученым; третье образование делает человека светским; и только нравственное образование делает человека Человеком». «Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, – пишет Л.Н.Толстой, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый вопрос: что я такое, и каково мое отношение к бесконечному миру. И второй вопрос, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что – при всех возможных условиях – дурным?» Этими двумя вопросами должны быть пронизаны школьные образовательные курсы; к примеру, на уроках письменной речи главным становится восприятие, осознание и присвоение творческого письма для постижения своего внутреннего мира, на уроках физики – помимо физики материального мира дети доходят до понимания физики, звучащей на языке сердца; на уроках биологии – помимо биологии живой природы перед детьми через духовное видение всего окружающего, через сердце раскрываются интереснейшие биологические явления. Если так дополнять и видоизменять учебные предметы, исходя из четвертого измерения в педагогике, именуемого духовностью, то они постепенно станут подлинно образовательными курсами, и усилится интерес детей к знаниям, которые возвысят их над сухостью и обыденностью учебного материала, расширят их сознание. Какое же образование помогает ребенку раскрыться и постоянно стремиться ввысь? Если образование управляется принципами авторитарной педагогики, тогда старания учителя будут отводить школьника от главной цели. Оказывается, все зависит от характера, качества нашей учительской заботы. Направляемся ли мы в своих поисках на то, что находится за Божественной тайной, то есть, на раскрытие в ребенке его предназначения, миссии, или идем напролом, наполняя «сосуд» (т.е. ребенка) формальными знаниями, заглушая и стушевывая при этом его неповторимость и ущемляя личностные качества. Мы принимаем Гуманную Педагогику, педагогику Сотрудничества как путь эволюции школы, образования, человеческого прогресса. Духовное совершенствование, взращивание в учителе и в детях таких качеств духа, как любовь, совесть, сорадость, сочувствие, понимание, великодушие, – это должно стать основой жизни на Земле. В целом Гуманная Педагогика строится на Вере и Надежде. Поэтому далеко не все поддается логике и статистической обработке. Духовность помогает нам восстанавливать в школе природосообразность – эту многовековую образовательную парадигму в воспитании, обучении и нравственном становлении Ребенка.
Наша позиция
Нынешнее школьное образование постепенно сводится к ЗУНам. Формальные знания связаны с рассудком, а не с сердцем, их легко передавать бездушно и безразлично. Случай из жизни Николая Бердяева: «“Единица” (кол) по Закону Божьему был скандал небывалый в истории кадетского корпуса. Для меня это характерно. Я никогда не мог пассивно что-нибудь выучить. Не мог выучить и богослужения. А я никак не связывал богослужения со своим ранним исканием смысла жизни и вечности». Самое парадоксальное то, что к этому времени Бердяев был уже знаком с древнейшей философией, с трудами Канта, Гегеля, Шопенгауэра. Типичная картина из школьной жизни. Поступает в школу радостный, окрыленный, готовый к подвигам в учении и познании Ребенок. Но проходит время, и глаза у него тускнеют, крылышки опадают, интерес и желание учиться испаряются, и ученик заканчивает школу полным банкротом. Подтверждение такой истории на живом примере из школьной жизни. Учитель Власов входит в начальные классы и говорит: «Поднимите руки, кто умеет рисовать?» В ответ – лес рук! На тот же вопрос в шестом классе ответили поднятием рук шесть учеников. В выпускном классе на вопрос учителя: «Поднимите руки, кто умеет рисовать?», ребята басом ответили: «Учитель Власов». Вот в чем беда: дети имели богатые дары духа, но к окончанию школы растеряли все. Как говорят, в школе образовалась мировоззренческая дыра, когда у школьников в годы учения не возникает мировоззренческого взгляда 1) на изучаемые предметы; 2) на свою жизнь. К примеру, как, обычно, детей учат музыке? Они начинают узнавать ноты и ударяют на соответствующие клавиши. А как учат чтению и письму? Так же... Запоминать начертания букв. Выводить буквы при письме, учиться соединять их... Но детей не вводят в стихию чтения. В стихию письма. В стихию музыки... Необходимо, чтобы школьник переживал естественность, нужность и жизненность всего того, что он усваивает в школе. Тогда его интерес не заглохнет на уровне технического навыка. Трудности, возникающие у детей, побуждают нас, учителей, искать иные подходы, что обязательно ведет к открытиям, которые дети сами находят или подсказывают нам.
Наш подход
Если Слово, Логос – Великий Духовный Творец, то вся его энергия неминуемо должна быть направлена на деяния во благо Ребенка, Человека, Человечества. Каково же наше понимание Слова, речи? Это – целостное видение Языка, Логоса, Речи как транслятора мысли человеческой. В широком смысле Речь – проявление внутреннего духовного состояния человека. На основе допущений Гуманной Педагогикой реальности высшего мира, бессмертия души и жизненного пути, данного человеку для совершенствования своей души и духовности, мы определяем Слово, Речь как качество человеческого духа.
Цель курса письменноречевой деятельности в школе такова:
Выращивание в детях способности выражать свои мысли, переживания, чувства, свой внутренний мир в письменной форме; возвращение Слову той Истины и Благодати, которые изначально были заложены в Нем.
Задачи: ● сделать Слово экологически чистым инструментом постижения Ребенком своего внутреннего мира и Вселенной; ● сделать Слово благородным инструментом воспитания нравственности и лучших личностных качеств в Ребенке; ● сделать Слово возвышенным средством проникновения в глубины человеческой души и сердца.
Как к этому идти? ● через доверие возможностям детей, ● через ведение детей от успеха к успеху, ● через убеждение детей в том, что они все понимают, все могут, все преодолеют...
Вывод
Тот, кто не может жить без детей, кто постоянно работает над собой, совершенствует свои личностные качества и свой духовный мир, всегда найдет прямой путь к душе каждого Ребенка. И он будет нести ответственность перед Богом, чтобы дети жили в высших вибрациях, чтобы уроки, подход учителя были построены на Вере, Надежде, Любви. Эту роскошь доброты может позволить себе лишь самый человечный Человек, а таковым должен быть каждый учитель. Над чем постоянно надо трудиться учителю? Над чуткостью и утонченностью душевных струн, над чувствознанием наряду с высоким профессионализмом, разносторонними знаниями и поиском путей совершенствования своего педагогического мастерства. ● Наша профессия самая сложная, ибо связана с душой Ребенка. ● Наша профессия самая ответственная, ибо связана с воспитанием достойных граждан страны. ● Наша профессия самая благородная по своей сути, ибо настоящий учитель всю свою жизнь ищет и впитывает в себя все те лучшие человеческие качества, которые он стремится воспитать в каждом своем ученике. Закончить свое откровение мне хочется отрывком из книги «Спешите, дети, будем учиться летать!», где наглядно представлена главная трудность питания духовной оси Ребенка и показан путь преодоления этой трудности – главного камня преткновения для взрослых, родителей, учителей:
Радуйтесь! Поздравьте! Они уже вылетели из гнезда! Надо превратиться сейчас в такого же птенца, чтобы понять, что есть счастье полета! Они не летят пока далеко, но все глядят в Небо. Мы уже научились их языку и можем говорить с родителями-ласточками. Мы спрашиваем: – Для кого вы воспитали ваших птенцов? Они отвечают: – Для Неба! Мы спрашиваем: – Чему вы их научили? Они отвечают: – Летать! Мы спрашиваем: – А если они вас покинут? Они отвечают: – Не улетят дальше Беспредельности! Мы спрашиваем: – Дети ваши прославят вас? Они отвечают: – Прославят Творца! И мы поняли: летать надо, чтобы прославить Творца. Но осталось для нас загадкой: все живое знает Истину воспитания, но почему же так трудно познать ее нам, людям?.. [1] Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Донецк, 2008. С. 64. [2] См. наст. изд., с.. [3] См. наст. изд., с.. Публикуется лекция, прочитанная 22 февраля 2006 года в Международном Центре Рерихов (Москва). [4] В.В.Давыдов (1930–1998) – советский и росскийский педагог и психолог, его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития, последователь Л.С.Выготского, ученик Д.Б.Эльконина и П.Я.Гальперина. [5] Д.Б.Эльконин (1904–1984) – советский психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации детского развития и детской игры, свои исследования проводил с учениками Л.С.Выготского: А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, А.В.Запорожцем, Л.И.Божович, П.Я.Гальпериным. [6] Л.В.Занков (1901–1977) – советский психолог, специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии, ученик Л.С.Выготского. [7] «Зов», «Община» – книги Учения Живой Этики. [8] Д.И.Фельдштейн – российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности; вице-президент Российской академии образования. [9] О.П.Матятин – журналист, в советское время писал статьи для газеты «Правда». [10] Речь идет о книге: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. Л.В.Шапошникова – историк, философ, писатель, индолог, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов. [11] М.К.Мамардашвили (1930–1990) – грузинский и российский философ и психолог. Публикуется по: Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск №14. М., 2011. [12] А.В.Петровский (1924–2006) – советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |