АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика Леси Украинки

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Византийская этика
  4. Врачебная этика в Древней Греции
  5. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  6. Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
  7. Глава 3. Деловая этика
  8. Групповая этика
  9. Деловая этика
  10. Джойс. Поэтика романа «Улисс»
  11. ИДЕАЛЫ НАУКИ. ЭТИКА УЧЕНОГО
  12. Исповедальный характер лирики С. Есенина (тема родины и природы, контраст между «живым» и «железным», пафос общечеловеческих ценностей; поэтика)

Лес Украинка(Лариса Косач) (1871-1913) - выдающаяся украинская писательница, общественно-культурный деятель. Ее этика базируется на идее и идеале свободы, которые были ведущими мотивами ее поэтического, прозаического, критико-литературного и публицистического творчества. Вокруг морального смысла свободы группируются такие этические проблемы как роль творческой интеллигенции в развития общества, проблема моральной ответственности лица за выбор поступка и его следствия, жизнь в условиях несвободы и путь избежания рабства духа и т.п. Писательница осмысливает призвание художника в обществе, усматривая высшим назначением таланта – открывать людям правду и тем лишать их иллюзорной свободы. Такой есть свобода от ответственности за выбор. Ведь незнанием можно оправдать аморальный выбор или вообще нежелание выбирать поступок.

Самочувствие личности в условиях политической несвободы Леся Украинка описывает, применяя образ кандалов, следы от которых человек будто постоянно ощущает на своей шее. Образ кандалов на руках и шее, красные следы от них как следы рабства неоднократно упоминаются в переписке писательницы с родными и друзьями. Она уверяет: «У меня руки в кандалах, но сердце и мысли свободные».

В памфлете «Голос одной заключенной» тема несвободы, связанная с образом кандалов, приобретает другой аспект. Это голос протеста, обращенный к французской творческой интеллигенции, которая радушно поздравляла в Париже русского царя Николая ІІ – душителя политической свободы своего и других народов России. Разоблачая аморализм русского царизма, поэтесса с горькой иронией пишет: «Не бойтесь, побратимы, тюрьма поэтов, что любят волю, родину и народ, не такая тесная, как другие места заключения, она просторная и ее знаменитое имя Россия».

Итак, тема свободы - одна из ведущих в поэзии Леси Украинки. В драматической поэме «В катакомбах» устами раба – неофита она провозглашает свое творческое кредо: жить следует ради борьбы за свободу. Ведущим в творчества Леси Украинки есть образ личности героического масштаба. Это тип человека, способный на действие и на ответственность за свои действия. Пассивно – созерцательное отношение к действительности целиком неприемлемое для нее.

В драматической поэме «Кассандра» центральным есть образ трагической пророчицы. Она – также личность героического масштаба. Данный ей дар предчувствовать будущее падает на плечи большим бременем, ведь люди боятся правды. Они склонны несчастливый ход событий считать вызванным пророчицей. Свобода как бремя – новый аспект видения проблемы. Это груз моральной ответственности за правду, пойманную в течении событий, угаданную героиней. Знания правды – не только достижение свободного духа. Оно ставит ответственность за истину. Ведь истина может родить страх и отчаяние перед таинственным ходом событий и непостижимостью судьбы человека. Понимая, что ее правда бессильна что-то изменить в судьбах людей, в судьбе своей земли, и зная свою судьбу, Кассандра, в конце концов, принимает ее.



Центральное место в этических раздумьях Леси Украинки отводится носителю моральных черт - человеку. Значение человека как общественного существа она рассматривала под углом человеческой личности, подъем его достоинства как высочайшей ценности в общечеловеческих и национальных измерениях, отражения в ней духа Прометея. Образ Прометея стал обобщенным образом раздумий о человеке и смысле его бытия, взаимоотношения личности и общества, поиск путей построения нормального общества, борьбы против невольнического положения и национального угнетения.

Прометеизм для Леси Украинки был символом всего передового - смелости мысли, доброго сердца, твердости духа и бесстрашия, силой, которая скрепляет готовность направляться на мучения и смерть ради правды и надежды. За аллегорическими символами и сюжетами она стремилась показать связь минувшего из современностью, их трансформацию в будущем.

При рассмотрении этих вопросов безоговорочным в творчества Леси Украинки есть противопоставления пассивной массы общества деятельной личности, смелой человеческой индивидуальности. По ее мнению, назначение выдающейся личности состояло в том, чтобы пробудить народ, разбудить надежду на будущее освобождение, не лить слезы, а искать в людях "живой огонь", чтобы таким образом одолеть бедствие и неурядицы. Человек, предусматривая какие-то события в общественной жизни, не должен оставаться пассивным к ним, а своими действиями влиять на ход исторического процесса, возбуждать народ к действию.

‡агрузка...

Леся Украинка осознавала, что значительная часть общества была массой рабов. Однако, вопреки своей пассивности, они являются потомками Прометея, прикованного к скале. Нужно лишь найти пути к их душам, чтобы разбудить смелость и дух протеста. И тогда эта когда-то пассивная масса сметет тиранию, одолеет невольническое угнетение. Идеал общественного отношения она усматривала в построении свободного государства, в котором люди имеют все человеческие и гражданские права, которые только установленные в мире.

Волновали Лесю Украинку такие этические вопросы, как роль творческой интеллигенции в развитии общества, проблемы моральной ответственности личности за выбор поступка и его следствия, жизнь в условиях несвободы и пути избежания рабства духа и т.п. Писательница осмысливает призвание художника в обществе, считая, что назначения таланта - открыть людям правду и лишить таким чином их иллюзорной свободы. Такой есть свобода от моральной ответственности за выбор.

Большое внимание в ее творческом наследии уделено вопросам деятельности интеллигенции среди народных масс. Интеллигенция, подчеркивает писательница, может говорить с народом как с равным и доказывать, что судьба людей (свобода, право на жизнь и на работу) -в их руках. Итак ее приводят в негодование попытки интеллигенции заигрывать с народом, подменять политические вопросы поиска путей к свободе второстепенными спорами.

Леся Украинка стояла на гуманистических позициях тех представителей интеллигенции, которые говорят правду о народной жизни. Условия ее настолько сложные, что унижают человека, не дают возможности развернуться моральным чертам. Основным она считает воспитание в народе осознания человеческого достоинства, которое порождает непримиримость к рабству.

В полемике с национально ограниченным взглядом на понятие человеческого писательница удостоверила, что есть мыслителем европейского масштаба. Ее взгляды на ценности человеческой жизни имели ярко гуманистический характер. Она отстаивала человеческое достоинство как ручательство нормальности отношений. В полемике со своими политическими оппонентами ставила истину превыше всего, но не ценой унижения или топтания достоинства других.

Этические взгляды Леси Украинки характеризовались народностью и патриотизмом, мечтой про идеальные моральные отношения в новом обществе. Она была убеждена в том, что необходимо вести работу относительно пробуждения народа к борьбе против невольничества и национального угнетения. В политических реалиях в свое время писательница выступает неутомимым борцом за политическую свободу и ищет пути оптимальной деятельности интеллигенции в общественном движении.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)