АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из истории этикета. Деловой этикет

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. III . Коэффициент деловой активности.
  3. III. Методологические основы истории
  4. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  5. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  6. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  7. Аксиология в истории методологической мысли
  8. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  9. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  10. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  11. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  12. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения

Культура общения как внешнее проявление внутренней духовной сущности лица включает все сферы повседневного поведения – в общественных местах, семейно – бытовые взаимоотношения, производственные отношения, товарищеское общение и т.п.. Этикет охватывает: церемонии, ритуалы, манеры и стиль поведения. К этой структуре належат ціннісно – смысловые компоненты, которые зазвичай приобретают символического и условного характера. Через символические формы реализуются универсальные по своему значению морально – этические нормы и принципы, обычаи, традиции, бытовые привычки. Эта особая структура общения и составляет объем понятия «этикет».

 

Этикет (от франц. – ярлык, этикетка) – это совокупность норм и правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений в стандартных ситуациях. Этикет есть социально детермінованим, поскольку правила этикета носят утилитарный характер. Они облегчают взаємостосунки людей, упорядочивая пользование средствами общественных коммуникаций. Этикет разрешает сохранить энергию и здоровье, успокаивает нервную систему, ставит всех в равные условия человеческих взаимоотношений, что приносит наконец – сдач удовлетворения все. Этикет состоит из двух главных частей – теоретической и практической. КР теоретической относятся общепризнанные правила поведения в определенных обстоятельствах и ситуациях, к практической – собственное соблюдение этих правил и предписаний в реальном поведении людей в конкретных обстоятельствах и ситуациях. Разновидности этикета: родственный этикет; придворный этикет; дипломатический этикет; профессиональный этикет; деловой этикет; религиозный этикет; субкультурний этикет; национальный этикет; этикет отношений между полами; модельный этикет; столовый этикет; служебный этикет (субординация).

 

В процессе формирования этикета происходит отбор стереотипов поведения, которые всегда применяются в тех или других обстоятельствах. Этикет приобретает характер стереотипізованого церемониала.

 

Церемониал (от лат. – благоговение) – это определенный порядок действий, направленный на соблюдение внешних условностей. Особого значения в церемониале приобретает сурово регламентированное поведение, обусловленное традициями и обычаями или конвенционными протоколами, например – дипломатическим, корпоративным и т.п.. В традиционном обществе этикет зазвичай приобретает характер ритуала.



 

Ритуал представляет собой обрядовые церемонии демонстративного характера, которые осуществляют в торжественных обстоятельствах (брак, крещения, конфирмация, присяга и др.). Цель ритуала – вызвать у людей конкретные чувства.

 

К ритуалу входят действия, содержание и значения которых понимают и разделяют все его участники. Он отображает стремления, связанные с общими культурными ценностями. Ритуал есть символическим выражением мыслей и чувств через определенные действия, которые осуществляются в строгой последовательности. Ритуалы не могут быть произвольно сфабрикованы. Они зависят от существования и активного функционирования общих ценностей, которые искренне делятся членами определенного общества. Лишь тогда, когда такие ценности возникают и становятся неотъемлемой составной частью человеческого бытия, можно ожидать появления осмысленных рациональных ритуалов.

 

Так, в советские времена были попытки искусственно создавать и навязывать людям так называемые «новые советские ритуалы», например, вместо хрестин ввести «звездини». Однако из этого ничего не вышло. Люди продолжали тайно крестить детей, не удаваясь к услугам государственных церемониймейстеров, поскольку официальные церемонии не получили общепризнанного этического и аксіологічного содержательного наполнения, а итак, и не смогли набути статуса ритуалов.

 

Сфера применения ритуалов в современном обществе есть довольно ограниченной, но чрезвычайно важной. Они сыграют непересекающуюся роль в воспитании национального самосознания, глубоких патриотичных убеждений, етносоціальної и профессионального достоинства и т.п..

 

История становления этикета достигает давних времен, когда тщательно регламентировались правила пристойности отдельных общественных слоев, то есть отображал станово – классовые взаємостосунки в обществе. Такие правила складываются уже в древнейших рабовладельческих цивилизациях старинного Востока. Так, своеобразная «Инструкция поведения» существовала в старинном Египте еще в 2350 г. к н.э. А китайский философ Конфуций (551 – 479 гг. к н. е.) детально разработал церемониал надлежащего поведения относительно регулирования таких основных взаємостосунків: император и подвергнутые; государственные чиновники разных рангов; старшие и младшие; мужчина и женщина; родители и дети. Эти правила имели название «лі», или «лі – этикет», которые должны были формировать гармонические отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. Итак, соответствующие церемониалы направлялись на упорядочение отношений, а потому не утратили своей практической ценности и ныне.

‡агрузка...

 

В давньоскандинавському памятнику литературы «Едде» содержатся не только подробное описание поведения за столом, а и правила возглашения тостов. Об этом вспоминает известный римский поэт Овидий в произведении «Искусство любить».

 

Нормы благородного поведения приобрели упроченного характера и в Старинной Греции и Риме. Аристотель усматривал культуру «красивого поведения»: по – первое, в приветствии к окружающих, по – второе,прийти на помощь несчастным, по – третье, в гостеприимном застолье. Императоры и патриции прославлялись изысканными манерами. Пора средневековья известная своим знаменитым рыцарским этикетом.

 

Рыцарский кодекс чести регламентировал весь образ жизни тогдашнего станово - корпоративного общества, указывая на отличие социального статуса разных слоев. У рыцарей существовала четкая иерархия относительно разных ритуалов, символов, атрибутов, а именно: особое внимание отводилось главным уборам, дорогой одежде, драгоценностям. В бою рыцарь должен был беспокоиться прежде всего за свою честь, а не за победу. Не разрешалось наносить удар с спины, убивать безоружного. К Прекрасной Даме рыцари относились с глубоким почетом, учтивістю и утонченностью. В ее честь устраивались рыцарские турниры. Но к людям, которые не належали к рыцарскому состоянию, они относились грубо, жестоко.

 

Этикет не касался поведения простых людей, отношения к которым было пренебрежительной со стороны знати. Как выразила французская писательница Жорж Санд: «Бедность освобождает от этикета». Подвергнутые обязанные были лишь беспрекословно склоняться перед властителями. Взаимоотношения между простыми людьми регулировались звичаєвим правом и религиозными заповедями. Отсутствие строгих этикетных условностей не выключала четких требований относительно способа отношения к старших, родственникам, соседей, гостей и т.п..

 

Возникновения самого термина «этикет» связывают с именем французского короля Людовіка ХІУ, которое в ХУІІІ ст., приглашая гостей на придворный балл, всех приглашенным вручил карточки (этикетки) с указанными требованиями относительно надлежащей одежды и правил поведения. Придворный этикет отмечался жестокими предписаниями и строгими требованиями. Главным назначением этикета была организация поведения придворных таким образом, чтобы превознести лицо монарха и подчеркнуть статус придворной иерархии.

 

В дальнейшем этикет становится детализированной системой, возникает ряд профессий, которые за ним следили: церемониймейстеры, гувернеры, воспитатели. Выдавалась соответствующая литература, например, «Галатео, или книга хороших манер», 1558 год.

С развитием буржуазно – капиталистических отношений этикет видоизменяется, теряет станово ограниченный характер, становится менее условным и манерным. Но представители высшего мира старательно оберегают выработанные испокон века правила приличного поведения. Не утратил практической целесообразности знаменитый кодекс чести английского джентльмена, обязанностью которого есть соблюдения за будь – которое обстоятельств «элегантной невозмутимости». Этикет направляется на воспитание сильного и волевого человека, которая умеет сдерживать бушующие эмоции, раздражения. Прагматические буржуа постепенно отвергли те элементы средневекового этикета, которые были несовместимые с деловыми коммерческими отношениями. Например, кодекс чести дворянина вменял в обязанность платить только картежные долги («долг чести»), на все другое не обращали внимания. Этикет Нового времени становится основой современного этикета и объединяет в себе и деловые и индивидуальные качества.

 

Характерные особенности этикета:

- имеет характерно – исторический характер;

- определяется национальной самобытностью;

- гармонично объединяет практическое, полезное и прекрасное;

- предусматривает свободу вариаций упроченных приемов и манер;

- грунтуется на требовании точности, обязательности, дисциплины.

 

Этикет всегда имеет конкретно – исторический характер, поскольку каждая эпоха, каждое общество, отдельные народы утверждали такие правила общения, которые отвечали социальным условиям, специфическим представлением про прекрасное в взаємостосунках. Этикет отмечается национальной самобытностью. Его специфику предопределяют: определенные народные культурные и религиозные традиции; сложившиеся обычаи; ритуалы; верования, которые достигают давних пластов истории каждого отдельного народа.

 

Например, в Украине было хорошо развитое звичаєве право и чрезвычайной прочностью характеризуется етнопедагогіка, что сказалось на нормативности поведения широких народных масс. Проявление вежливости и доброжелательности был неотъемлемым компонентом магических верований. Несоблюдения правил пристойности угрожало гневом грозных духов, которые наполняли окружающая среда и постоянно наблюдали за людьми. Определенные нормативные требования служили признаком высшего сословного положения, показателем зажиточности, трудолюбия и добропорядочности. Так принят было мужчинам при встрече снимать шапки, а замужней женщине не пригоже было выходить из непокрытой председателем. В особенности развитый был культ старших, поэтому в приветствии младшие проявляли вежливость к старшим преклонением голови, пожиманием или целованием руки. Целая система этикетных требований касалась способа обращения с гостями. Встречая гостей, хозяева кланялись, держа руку на сердце. Было принято обнаружить особую почтительность к женщине, приветствуясь с которой мужчины снимали шляпу, целовали руку. Не допустимо было сквернословить дома, где живут духи предков, так как злые слова их могут обидеть и они не будут выполнять охранительную функцию. Весь образ жизни и работы наших предков испокон века обуславливался многочисленными установками и предписаниями, которые проверялись жизненным опытом, воплощением вечных ценностей человеческого общения, где логически объединялось жизненно – целесообразное (практическое) и духовно – прекрасное (эстетичное).

 

Этикет отображает красоту человеческих взаємостосунків, а потому его найсуттєвішими признаками есть целесообразность и красота. Он есть гармоническим объединением практического. Полезного и внешне эстетичного – прекрасного.

 

Современный этикет не носит весьма «церемониального» характера, есть более свободным и демократическим. Предусматривает свободу вариаций упроченных приемов и манер. Этикетные формулы вежливости применяются в разных ситуациях, но всегда сводятся к вежливости и доброжелательности.

 

Вежливость – это требование этикета, которое предусматривает уважение к человеческой чести иd достоинства в повседневном общении. Она состоит в внешней внимательности, проявлении доброжелательности к всех окружающих, готовности предоставить услугу каждому, кто этого требует, деликатности, тактичности. Противоположными чертами вежливости есть грубость, хамство, заносчивость и пренебрежительное отношение к людям. Понятия вежливости включает такие разновидности, как: корректность, деликатность и тактичность, которые предусматривают умение правильно оценивать ситуацию и соответственно избирать наиболее адекватные для нее способы общения. Они базируются на ощущении меры, умении не переступать определенную границу в конкретных видах общений, не создавать неудобных для співбесідника ситуаций.

Этикет обязательно предусматривает: сдержанность и скромность поведения, без которых невозможно подчеркнуть уважение к другому человеку. Скромность оберегает даже выдающуюся и неординарную личность от неуважения менее ярких и выдающихся. Сдержанность разрешает избегнуть развязности,чрезмерной раскованности, неприличной жестикуляции. Эти черты помогут лучше раскрыть самого себя, лишит от необходимости играть не присущий лицу роль.

 

Этикет грунтуется также на требовании точности, обязательности, дисциплины. Говорят: «точность – признак королей». Эти черты направлены на соблюдение обещания и необходимость выполнения положенных обязанностей. Без них нет надежности и доверия, в особенности в сфере делового отношения. Но и в семейной этике они являются фундаментальными Этикет требует от человека своевременно выполнить взятые обязательства, а также умело сформулировать мысль, належно оценить обстоятельства, уметь предупредить о непредвиденных осложнениях и найти выход с целью исправления неудачно спланированного дела или нарушения договоренности. Этикет вменяет в обязанность лицо не быть равнодушной к обязанностям иd уметь признавать свою вину, исправлять допущенные ошибки, извиниться за причиненные хлопоты через собственную недисциплинированность.

 

Желания быть значительной, подчеркивания собственного достоинства – это сильнейшая потребность человека, тому етикет и направленное на подъем достоинства другого человека. При выполнении важнейших этикетных формул следует пользоваться определенными правилами: при обращении к співбесідника чаще называйте его имени; демонстрация приветливости и дарения улыбки співбесіднику; соблюдения опрятности своего внешнего вида; выявления искреннего интереса к тех, с кем общаешься, внимательно слушать собеседника, избежания конфликтных ситуаций.

 

Каждый человек стремится отстоять свою позицию, имеет собственно мысль, систему представлений и жизненных ценностей, о чем следует всегда помнить. Ради решения дела или сохранение хороших отношений не нужно прибегать к категоричным суждениям. Отстаивая собственную мысль, не следует стремиться обязательной победы в споре. Это может обидеть партнера, в особенности в решении деловых дел. Поэтому легчайший способом решения спора есть ее избежания.

Опрятность и чистота – это необходимые этикетные требования, поэтому небрежность в одежде, прическе воспринимаются как пренебрежение к окружающих. Но подчеркнутая экстравагантность привлекает особое внимание, расценивается как вызов другим.

 

Приведенные правила касаются формального аспекта общения, построенного на взаимоуважении. Они могут дифференцироваться в зависимости от конкретных условий, ситуаций, культурного уровня тех. Кто общается. По смыслу все эти требования должны отвечать принципу гуманности и демократизма.

 

Деловой этикет действует в сфере виробничо – трудовых відосин. Опирается он на общие нормы, хотя специфично к каждой отдельной профессии формируются определенные особые правила. В границах определенных профессий вырабатываются свои «кодексы чести», которые разрешают поддерживать дух корпоративного единства (медицинская, журналистская, юридический, педагогическая, воинская, бизнес – этика и т.п.).

 

Культура служебного общения невозможная без усвоения правил делового этикета. Их незнания создает много проблем, иногда приводит к разрушению предпринимательских планов. Деловой человек, которая ставит цель достижения успеха в бизнесе. обязанная овладеть тайнами этикета, который разрешит более уверенно чувствоваться, порядочно и честно сотрудничать с другими, создавать в коллективе комфортный микроклимат. Этика делового отношения усиливает значения культуры общения и производственных коммуникаций.

 

Непременным требованием делового этикета есть безупречная внешность, которое обеспечивает представительное восприятие делового человека и есть проявлением уважения к другому. Манера одеваться подчеркивает стиль поведения, индивидуальность человека. ее внутреннее содержание.

 

Манеры- способ обращения, стиль языка, его интонация, тон, мимика, жесты, походка, сдержанность, уважение, чуткость. Манеры касаются культуры поведения и регулируются на основе теоретической составной этикета. Отношения к манерам есть отличным в разных социальных слоях и субкультурах. Так, аристократический взгляд на манеры состоит в том, что они определяют степень благородства человека и его социальный статус. Демократическое понимание манер исходит из того, что внешняя красота и изысканность должны быть отображением внутренней чистоты и совершенства, внешним проявлением высокой нравственности человека. В современной общественной жизни хорошие манеры рассматриваются как форма практического воплощения скромности и сдержанности человека, как умения контролировать свои поступки, быть внимательным и тактичной в обращении с людьми.

 

Стиль поведения – это стойкие черты общения, которые постоянно воссоздаются и присущий определенному человеку или группе людей. Стиль поведения проявляет своеобразность духовного мира человека через внешние формы бытия – манеру держаться, разговаривать, наследование моды или небрежения ею в одежде, в отборе других вещей и т.п.. В стиле отображаются индивидуальные и коллективные вкусы и вкус, интересы и наклоны людей (аристократический, демократический, корпоративный, спортивный и др.).

 

Социологические исследования твердят, что в 85 случаях с 100 первое впечатление о людях складывается на основе внешнего вида. Это доказывает необходимость более внимательно относиться к созданию внешнего имиджа. В деловом мире существуют определенные протокольные требования. Например, на официальном приеме не разрешается женщине приходить в міні – юбки, прозрачной блузе, мужчине без пиджака, галстука и т.п.. Одел делового человека не должен отвлекать партнеров от работы, деловых разговоров.

 

Внешнее впечатление о человеке зависит: от умения держаться, от осанки, хода, жестикуляции. Это есть неотъемлемой частью красивых манер. Прямая и гордая осанка, уверенная походка, скупая жестикуляция создают обрах надежного и решительного человека.

 

Деловой этикет касается культуры речи, которая есть первоосновой общения. Правильное произношение, четкая дикция, приятный тембр голоса, принятый темп речи разрешают подчеркнуть образованность и профессиональность бизнесмена.

 

Итак, деловой этикет есть неотъемлемой составной бизнес – этики, которая сегодня находится в Украине на стадии активного формирования.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.013 сек.)