АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этические идеи марксизма

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  9. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  10. VI.3. Наследственное право: основные институты
  11. А) возникновение и основные черты
  12. А) ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЕРНОЙ ПЕРЕДАЧИ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ

- мораль есть продуктом господствующего способа производства и зависит от него как явление идеологической надстройки;

- сферой действия нравственности являются производственные отношения;

- мораль есть формой общественного сознания;

- мораль имеет классовый характер, различается мораль господствующих и угнетенных классов;

- общечеловеческая мораль тождественная пролетарской морали;

- причиной противопоставления надлежащего и сущего есть отчуждения производителя от средств производства на основе частной собственности на предметы работы, орудия работы и выработанный продукт;

- высшей формой морали есть коммунистическая.

Идеи марксизма справили глубокое влияние на развитие этической мысли в ХХ ст. С ним связанное возникновение и существование материалистической этики ХІХ – ХХ столетий, которая стремилась усвоить ценный опыт этического наследства прошлого.

3.7 Этическая мысль конца XX- начала XXI столетий

XX ст. начало новую эру в развития философского знания и, в частности, этики. На это повлияли социально-политические процессы: с одной стороны, Первая мировая война, победа большевизма в России, Вторая мировая война, "холодная" война, экологический кризис; с другого - интенсивное развитие мировой науки, усовершенствования технологий и т.п..

Все эти процессы заставили по-особенному просмотреть проблемы смысла человеческого бытия и его ценностей. Однозначности в решении таких проблем Новейшее время, как никогда, не сумело найти. На этот момент формируются чрезвычайно сложные системы философского дискурса за каждым из которых стоит определенная традиция. Итак философско-этическое сознание этого исторического периода –это постоянные дискуссии разных направлений.

ХХ-ХХІ столетия ориентируются на новую философскую парадигму, которая базировалась на субъективизме, иррационализме, гуманизме, индетерминизме и волюнтаризме, и была обусловлена разочарованиями в рационалистических идеалах.

Начался новый этап в развитии философско-этического знания из философской концепции Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, которая получила название "философия жизни".

Философия жизни- антииррационалистическое направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно познанная целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, который названо «жизнью».



Характеризуется она распространением метода свободного полухудожественного мышления, призывом к "переоценке всех ценностей", отказом от любых догм. Представители этой иррационалистической концепции не очень проникались бытием объективного мира; их прежде всего интересовал внутренний мир человека.

Поскольку эта концепция основывается на проблемах смысла, цели и ценности жизни, важное место в ней отводится этике. К представителям этой школы также относятся немецкие мыслители В. Дильтей, Г. Зиммель, Л. Клагес, О. Шпенглер; французский философ Анри Бергсон, испанский – Хосе Ортега – и – Гассет и прочие.

Основателем неклассической парадигмы в философии и этике считается немецкий философ Артур Шопенгауэр(1788 – 1860). Исходная мировоззренческая позиция этого направления – скептицизм относительно возможностей ума познать мир путем созерцательного отношения к нему. Здесь прослеживается также невосприятие и внутренний протест против практицизма буржуазного образа жизни и против системы ценностей буржуазии. Методологической основой осмысления природы и сущности морали в «философии жизни» есть иррационализм. В 1819 году опубликованная работа Шопенгауэра «Мир как воля и представления». В ней изложенные основные этические взгляды философа:

- жизнь – это страдания;

- все действительное неразумно, все неразумное – действительное;

- я хочу (желаю), ведь существую;

- ни одно стремление никогда полностью не удовлетворяется;

- основа морали – сочувствие.

Этическая система А. Шопенгауэра пронизана пессимизмом, который объективно обусловлен противостоянием мировой воли и моральной воли субъекта. Воля к жизни – явление аморальное, а потому ее проявления всегда – источник несчастья. С понятием мировой воли в этике мыслителя связанный вопрос свободы и необходимости. Целиком свободной Шопенгауэр считает лишь мировую волю – единую, тождественную себе сущность.

‡агрузка...

В трактате «Об основе морали» конкретизируется содержание эмпирического характера. Выделяются три его разновидности: эгоистический, злопыхательский и сочувственный.

Итак, можно указать, что этика А. Шопенгауэра содержит в себе гуманистический критерий нравственности. Он имеющийся в самом человеке как страдающему и познающему существу.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)