АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление, предмет и структура философии истории

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I. Предмет и метод теоретической экономики
  3. I. Что изучает экономика. Предмет и метод экономики.
  4. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  5. I.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
  6. II. Принципы средневековой философии.
  7. II.12. Панорама философии ХХ века
  8. III. Материалистическое направление в русской философии
  9. III. Предмет, метод и функции философии.
  10. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  11. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  12. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма

В философии историческая динамика общества конкретизирует предмет особой области знания - философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осу­ществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания. Термин “философия истории” был введён Вольтером, дисциплинарно оформлен был в эпоху Просвещения.

В динамике философско-исторического знания выделяют классический, неклассический и постнеклассический этапы. В качестве основных критериев их разделения выступают проблемы: а) прогресса как смысла истории; б) общечеловеческого единства исторического процесса; в) научной объективности научного знания.

Классическая философия истории (Дж. Вико, Вольтер, Гегель и др.) основывалась на абсолютной вере в прогресс, гарантом которого выступало развитие научного знания. Универсальный характер природных законов, постигаемых наукой, диктовал потребность в подобной унификации социальной реальности, вследствие чего история человечества подгонялась под логику развития западноевропейской цивилизации.

Неклассическая философия истории начиналась с обоснования специфики исторического познания по сравнению с естественнонаучным. В рамках “ философии жизни ” (В. Дильтерей) и неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) история как наука о конкретных фактах культуры противопоставлялась ведущим основам естествознания. При этом, будучи ориентированной на понимание, а не объяснение событий, она всегда интерпретирует прошлое в зависимости от нужд настоящего..

Постнеклассическая философия истории ставит под вопрос идею прогресса по ряду оснований: “ конца истории ” (Ф. Фукуяма) как невозможности последующей качественной трансформации общества; экологических “ пределов роста ” (Дж. Форрестер, Д. Медоуз) и пр. Постнеклассическая философия истории напрямую связана с движением постмодерна. Она пересматривает взгляды на науку, культуру и общество.

В итоге современная философия истории включает в себя две предметные области, подразделяясь на субстанциальную (онтоло­гическую) и рефлексивную (эпистемологическую) философию ис­тории.

Проблемное поле субстанциальной философии истории пред­полагает осмысление таких вопросов, как:

• становление общества и специфика законов его развития;

• источник и факторы исторического процесса;

• направленность и периодизация исторической динамики;

• субъект и движущие силы общественного развития;

• соотношение объективного и субъективного в истории;

• единство и многообразие исторического процесса;

• смысл истории и др.

Проблемное поле рефлексивной философии истории, в свою очередь, включает следующие проблемы:

• природа и специфика исторического познания;

• объективность исторического знания;

• статус понимания и объяснения в историческом исследова­нии;

• особенности исторического описания;

• соотношение рационального и иррационального в истори­ческом познании;

• социально-культурная детерминация исследовательской де­ятельности историка;

• специфика методологических программ исторического поз­нания и т. д.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)