|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткий обзор практикиМедитировать можно в любое свободное время. Хорошо получается это утром, потому что ум еще не захвачен разнообразной дневной деятельностью и хлопотами, да и тело спокойно. Но это не слишком важно и, в сущности, мы можем заниматься когда угодно. Чтобы практика была результативной, очень важна настойчивость и строгая регулярность. Для занятий медитацией вообще и шаматхой-випашьяной в частности очень большую помощь окажет правильная поза, поскольку ум и тело тесно связаны и взаимозависимы. Поза способствует медитации и облегчает ее, хотя она и не вполне обязательна и, в конечном счете, медитировать возможно в какой угодно позе. Особенно важна правильная поза для начинающих. Правильное положение тела благоприятствует верному устроению в уме. В теле существуют различные «тонкие каналы», по которым циркулируют "праны", - тонкие энергии, являющиеся движущими силами наших мыслей и состояний сознания1. При прямой постановке туловища каналы тоже выпрямлены, праны могут свободно течь по ним, а ум сам собой приходит в состояние равновесия и покой. Итак, сядем для начала прямо и ненапряженно. Тибетцы используют позу "ваджрасана" со скрещенными ногами, как у Будды Шакьямуни; европейцы могут просто сидеть на стуле и, тем самым, позволить себе роскошь принять позу Майтреи, грядущего Будды. Затем мы оставляем ум в покое, открытым и непринужденным, не зажимаясь и не рассеиваясь, пребывая во внимании к уму, каков он есть. Некоторым без труда удается оставить ум в покое, но при этом в неподвижном, неясном и сноподобном состоянии; такое дремотное отупение вовсе не является правильным состоянием шаматхи. Существенно важно, чтобы ум оставался ясным, внимательным и бдительным в самопроизвольно развивающемся состоянии покоя; иными словами, без напряжения и без ментальной активности. Эта практика может показаться не слишком сложной, но то обстоятельство, что у нас отсутствует необходимый навык, наш ум постоянно склонен идти на поводу помыслов, затрудняет ее, нужно поэтому к ней привыкнуть и понемногу отыскать это состояние правильного покоя. Как мы уже говорили, в практике шаматхи можно пользоваться опорами – поддержками для устойчивости ума. Чаще всего из них используется дыхание: мы обращаем внимание на то, как дышим. Обычным образом, вдыхая через ноздри, мы отдаем себе отчет в том, что как раз сейчас вдыхаем и полны внимательной бдительности к тому, что происходит, но при этом внутренней речью не пользуемся, т.е. не говорим себе, например: "я сильно вдыхаю", или "я тихо вдыхаю", или " у меня короткий или длинный вдох" и пр. Мы просто при этом присутствуем, внимаем своему дыханию и побуждаем ум нерассеянно в него погрузиться. Важный момент: мы не говорим себе, что вдыхаем или выдыхаем, а становимся едиными с дыханием: не давая вниманию уйти в сторону... Всякий раз, когда внимание отвлеклось от процесса дыхания, налицо рассеяние; следует немедленно вернуться к присутствию дыхания. Эта способность возвратиться к дыханию, т.е. вспомнить, что медитируешь, называется «возвратом». Внимательность и «возврат» составляют два главнейших элемента практики шаматхи. Когда мы так практикуем, мысли постепенно к естественно исчерпываются и проявляются различные знаки успеха, характерные для последовательных этапов продвижения. Те из вас, у кого будет возможность заняться медитацией, смогут обсудить их со знающим наставником, ламой. На практике в подходе к шаматхе различают так называемые "девять уровней безмятежности ума». Это девять стадий, последовательно осваиваемых духом на пути к успокоению. Они наглядно проиллюстрированы традиционным изображением "тропы шаматхи". Тропы Шаматхи Здесь воспроизведен подлинный тибетский ксилограф, изображающий девять этапов прохождения шаматхи, которые представлены в виде девяти сцен. Мы видим два действующих лица: человек - это наблюдатель, субъект, занимающийся медитацией, и слон - его ум. Медитирующий управляет двумя орудиями, находящимися в его распоряжении для развития шаматхи - внимательностью и «возвратом». Топорик с острым наконечником соответствует остроте бдительной внимательности, а веревка с крюком - памяти о том, что практикуешь, т.е.'возвратом'.' Поскольку многообразные рассеяния и отвлечения прерывают состояние бдительной внимательности, медитирующему приходится возвращаться к нему - постоянно осуществлять «возврат». Бдительность - это первичная острота медитации, ''возврат же - элемент, обеспечивающий ее непрерывность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |