АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие формы

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  3. IV. Формы контроля
  4. IV. Формы контроля
  5. V. Формы контроля
  6. VII Формы текущего и итогового контроля
  7. VII. Новые формы российского предпринимательства
  8. А. Виды и формы страхования
  9. Авторитаризм и его формы
  10. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  11. Аграрные отношения и формы землевладения. Усиление эксплуатации общинников.
  12. Административно-политические реформы 60 – 70-х гг. XIX в.

Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его гра­ниц. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т. е. от остроты зрения.

31 См.: Шемякин Ф. Н. К психологии пространственных представлений//Ученые записки Гос. науч.-исслед. ин-та психоло­гии. М., 1940. Т. I. С. 197-236.

Константность формы по данным исследований объясняется действием как. периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, располо­женные близко, кажутся несколько меньше. Действие этого фактора компенсирует действие перспективных сокращений. С другой сторо­ны, существенную роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Роль прошлого опыта рельефно выявлялась в экспериментах с псевдоскопом, которым испытуемые пользовались как биноклем32. Псевдоскоп ставит восприятие в усло­вия обратной перспективы: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние. Поэтому все вогнутые предме­ты должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреп­лены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, напри­мер, никогда не воспринимается в обратной перспективе. Когда испы­туемый смотрит в псевдоскоп на вогнутую маску человеческого лица и на выпуклое его скульптурное изображение, вогнутое изображение выглядит в псевдоскопе выпуклым; выпуклое же, пред­ставляющее обычную форму человеческого лица, и в псевдоскопе таким же и воспринимается: действие центральных факторов кор­ригируют данные периферических раздражений; фактическое вос­приятие предметов обусловливается не только наличными перифери­ческими раздражениями, но и всем прошлым опытом.

При смотрении на окружающее в псевдоскоп предметы разделяются на две категории: всё, что может быть сдвинуто без нарушения основных условий осмысленности нашего опыта, сдвигается согласно периферическому видению в обратной перспективе: всё, что, будучи соответственно сдвинутым, оказалось бы в противоречии с основными «устоями» нашего опыта, остается не сдвинутым, как если бы оно было дано в прямой перспективе. Эксперименты с псевдоскопом могут быть поэтому в дальнейшем использованы для определения меры прочности, с которой прошлым опытом закреплены у человека представления о форме и других свойствах различных предметов.

В восприятии глубинной, трехмерной формы, т. е. формы реаль­ных предметов объективной действительности, существенную роль играют глубинные ощущения.

Этой ролью глубинных ощущений в восприятии формы трех­мерного тела объясняется ряд закономерно наблюдающихся свое­образных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объектив­ной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся

32 См.: Комм А. Г. Реконструкция в воспроизведении//Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Гер­цена. Л., 1940. Т. XXXIV. С. 237.

несколько меньше, а следовательно, и дальше33.

Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколь­ко больше, а, следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

Аналогичные явления наблюдаются и в живописном изображе­нии на плоскости: чем больше рельефности и телесности в изображе­нии, тем оно кажется меньше. Обратно,— плоскостные, нерельеф­ные изображения кажутся больше и ближе. Это же явление возникает и при восприятии барельефов: чем рельефнее барельеф, тем он кажет­ся меньше и, следовательно, дальше; обратно,— увеличение плос­костности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

Далее, чем ближе к зрителю расположены объемные формы, тем сильнее становятся глубинные ощущения и потому тем глубже кажутся воспринимаемые формы. Напротив, при отдалении этих форм от зрителя глубинные ощущения делаются слабее, и вследствие этого воспринимаемая форма кажется более плоской. Так, кубичес­кая форма вблизи кажется вытянутой в глубину, а издали — несколь­ко сплюснутой. Если посмотреть на какую-либо аллею сначала изда­ли, а затем подойдя к ее выходу, то в первом случае она будет казать­ся короче, чем во втором.

При восприятии художественных живописных изображений на плоскости возникает обратное явление. В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми разме­рами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпен­дикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). Обратно,— при отдалении от объемной фор­мы на достаточное расстояние отношения между видимыми разме­рами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпен­дикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине проис­ходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю; обратно,— при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего пла­на от зрителя. Другими словами, при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении — глубина изображенного увеличивается.

Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприя­тии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако

33 Данное явление объясняется также влиянием константно­сти восприятия.

глубинные представления (как и перспективные соотношения отдель­ных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными/Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)