|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хинаяна
(санскр.) – Меньшая Повозка, термин Северного буддизма, обозначающий Южный буддизм Шри Ланки, Бирмы, Юго-Восточной Азии. Хинаяна (санскр., малая колесница или узкий путь) – одно из основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в начале нашей эры на северо-востоке Индии и Цейлоне, затем получила широкое распространение во всех азиатских странах. Впоследствии, к 5–6 веку н.э., на севере было вытеснено махаяной и окончательно утвердилоcь в Юго-Восточной Азии: на Цейлоне, в Бирме, Лаосе, Таиланде, получив название южного буддизма и оказав большое влияние на все стороны жизни этих стран. Одновременно в странах хинаяны получил распространение своеобразный политеизм, то есть соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов и т.п. Понятие Хинаяны введено сторонниками махаяны, сами сторонники хинаяны называют свое течение тхеравада-буддизм (учение старейших). Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном и, в частности, отождествление проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяны заключается в том, что «Я»; и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчеркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности (доказательству этого посвящена Милинда-паньха). В собственно этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчеркнуто независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне – архат – достигает совершенства самостоятельно и как бы мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне – идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; все заменено жизнью в монашеской общине. Среди школ хинаяны наиболее значительные: Тхеравада, наиболее близкая к первоначальному буддизму (в настоящее время это название относится ко всей хинаяне), Вайбхашика и Саутрантика. По учению Хинаяны, путь практики в достижении просветления состоит из следующих ступеней: Сротапанна Сакридагамин Анагамин Архат Главные источники: Типитака и вся примыкающая к ней палийская литература, среди которой наиболее значимы комментарии Будхагхоши, особенно Милинда-паньхи и энциклопедия буддизма Висуддхимагга. Большое значение имеет Абхидхармакоша Васубандху. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |