|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мадхьямика
Мадхьямика (санскр., от мадхья – средняя), или шуньявада (санскр., от шунья – пустота) – основная школа махаяны, наиболее значительная школа буддизма вообще. Основы доктрины мадхьямика встречаются в Праджнапарамита-сутрах, систематизированное учение было осуществлено во II веке н.э. Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (III века н.э.). В дальнейшем мадхьямика разделилась на мадхьямика-прасангика (V-VIII век н.э.) и мадхьямика-сватантрика, которая в свою очередь разделилась на две школы (первая соединилась с Вайбхашикой, вторая – с Йогачарой). В основе мадхьямики лежит отрицание реальности бытия дхарм и, таким образом, наиболее радикальное в буддизме отрицание реальности внешнего мира и, в отличие от йогачары, реальности внутреннего мира. Мадхьямика утверждает, что признание существования всего – это одна крайность, непризнание – другая крайность, а истина в середине, что и есть шунья. Мадхьямика определяет эту позицию как утверждение срединной точки зрения истинного буддизма (мадхья). Поскольку нирвана в системе мадхьямика предстает как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для мадхьямики характерно подчеркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары). По сути мадхьямика систематизировала и рационализировала доктрину Праджняпарамита. Для доказательства непригодности понятийного мышления мадхьямика выработала своеобразный метод, приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость мышления и бытия. НАГАРДЖУНА Нагарджуна (санскр. Nagarjuna) — основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на 2—3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4—5 вв.) Н. род. в брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя; по сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа. Из приписываемых Н. порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять. Основное из них — «Мулямадхьямака-карика». («Строфы, основополагающие для [учения] о срединном пути») — около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. и классических буддийских филос. категорий, в ходе которой раскрывается «пустотность» эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена критической интерпретации одного из философско-религиозных топиков, в последовательности: причинность; движение; три классификации дхарм по 12 опорам сознания, пяти «группам» и 18 «элементам»; аффекты и их носители; возникновение, пребывание и разрушение вещей; действие и деятель; воспринимаемое и воспринимающий; «огонь и топливо»; круговорот бытия; страдание и его истоки; категория реальности; взаимодействие факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимость и освобождение; действия и результаты; Атман; время; причины и следствия; появление и исчезновение вещей; Будда как «совершенный»; ошибки мышления; четыре «благородные» истины Будды; нирвана; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложные мнения. Критика общепринятых понятий осуществляется Н. в контексте различения двух уровней истины — конвенциональной и абсолютной: Н. прямо объявляет, что «те, кто не распознают различия этих двух истин, не распознают и глубинный смысл учения Будды». Излюбленный метод «негативной диалектики» Н. — восходящая уже к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Н. открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей: от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность предицирования ее существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого. В семидесятистишье «Виграка-вьявартани» («То, что устраняет дискуссии»), сопровождаемом автокомментарием, развивается центральная доктрина Н. — учение о «пустотности», которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида и отсутствием у вещей собственной природы. Здесь же Н. критикует общеинд. эпистемологию — учение об источниках знания — и пытается опровергнуть основной довод противников «негативной диалектики» (которая, чтобы быть последовательной, должна отрицать, по их суждению, и самое себя). «Юктишаштика» («Шестьдесят стихов о [логической] когерентности») перекрывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с зависимого происхождения состояний бытия индивида и завершая характеристикой «великих душ», которые уже достигли «освобождения» или приближаются к нему и которым противопоставляются души, приверженные страстям и «заключенные в клетку объектов». В «Вайдалья-пракаране» («Трактат об обращении в пыль [ложных учений]») подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 диалектических то-пиков. Это произведение важно для хронологизации текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Н. «Ратна-вали» («Гирлянда драгоценностей») — стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой — посвящена этической, сотериологической и политической проблематикам в перспективе философии мадхьямики. В главах 1—3 благосостоянию в этом мире противопоставляется высшее благо «освобождения». В главе 4 — «Поведение царя» — представлена буддийская концепция царской власти, даются практические советы монарху. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства» следующего путем бодхисаттвы: щедрость, нравственность и терпение. В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй — духовное пробуждение. Перу Н., возможно, принадлежит и «Упая-хридал» («Сердцевина средств [дискуссии]») — один из ранних буддийских учебников по теории аргументации. Н. стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников выделяются Арья-дэва (3 в.) и такие комментаторы его основного труда, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандра-кирти (7 в.). Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna. The Philosophy of the Middle Way. Introduction, Sausrkrit Text, English Translation and Annotation by D.J. Kalupahana. Delhi, 1999; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуна. Религиозно-философский трактат. М., 2000. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |