|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лицом к миру
Лицо — это часть тела человека, более всего обращенная к внешнему миру. Лицо служит для проявления чувств и является наиболее выразительной частью тела. Практически, оно выполняет функцию передачи миру того, что мы чувствуем, если только мы не решаем скрыть свои чувства Но даже в этом случае искушенный глаз быстро распознает неискреннее выражение лица. Люди, которые стараются произвести впечатление счастливых, никогда таковыми не являются. Часто человек за счастливым выражением лица старается скрыть печаль. Я знал людей, которые нашли гармонию и удовольствие в жизни, но не считали себя счастливыми. На их лицах не было приклеенной улыбки. Однажды у меня был пациент, который считал себя счастливым человеком и утверждал, что его приятели тоже считают его счастливым. Когда я попросил его, чтобы он отбросил свою привычную улыбку, его лицо приобрело очень печальное выражение. Мне стало ясно, что его лицо должно было скрывать печаль. Нетрудно было найти источник этой печали Когда пациент был ребенком, его мать страдала от депрессии, и он должен был поддерживать ее дух. Сейчас, в возрасте 50 лет, он постоянно сохранял счастливое выражение лица, чтобы поправить свое собственное самочувствие. Застывшая улыбка очень часто является маской, скрывающей чувство печали, гнева и страха и характеризующей человека как "милую особу". Однако это только фасад. В частной жизни человек со счастливым выражением лица может проявить совершенно противоположную сторону своей личности. Поэтому всегда следует с недоверием относиться к застывшей улыбке. Когда я встречаю ее у пациента, я стараюсь довести эго до его сознания, чтобы он вошел в контакт со своими настоящими чувствами В противном случае, его личность расщепляется: jro пациента отождествляется с улыбающимся лицом, в то время как его тело реагирует на глубокие чувства. Такое расщепление нарушает не только интеграцию личности, но и грацию тела, и угрожает его здоровью. Скрывая болезненные чувства глубоко в теле, мы подвергаем внутренние органы громадному стрессу. Например, человек, который противостоит своему длительному гневу и печали, связанными с ранней утратой любви, с большой степенью вероятности подвержен заболеваниям сердца. (См. A.Lowcn "Love, Sex, and Your Hearth" New York, 1988.) По моему мнению, другим заболеванием, тесно связанным с подавлением чувств, является рак. Я видел многих пациентов, страдающих раком, которые перед лицом этой смертельной болезни улыбались и считали, что победят ее. Один из моих пациентов, который был, без сомнения, па последней стадии заболевания, улыбался и постоянно утверждал, что выздоровеет. Однако борьба за здоровье, когда она не включает в полной мере чувства, не продуктивна. Если лежащее у истока многих случаев рака отчаяние не будет выявлено и отреагировано, оно поглощает энергию больного и приводит к дегенерации тканей тела. (См. Wilhelm Reich "The Cancer Biopathy", New York 1973.) Другой маской, которая часто встречается, является маска клоуна. Эта маска также основывается на улыбке, но выражает другую позицию, а именно то, что ситуация, в которой находится данный человек, не является серьезной, даже когда она на самом деле трагична. Такую позицию можно выразить многими способами, например прикидываясь дурачком или сардонически усмехаясь. Она наблюдается у людей, которых травмировали и унижали родители. В детстве они научились спасать лицо любой ценой, так как признание своих эмоций равнялось бы утрате чувства собственного я. Сохранить свое лицо очень важно для восточных людей. Многие из них обрекают себя на неимоверный труд ради того, чтобы не проявить своих чувств, так как это бы вызвало утрату социальной позиции. Так же как и люди Запада, жители Востока носят маски. Однако, у них нет цели скрывать настоящие чувства, проецируя противоположные чувства. Восточная маска выражает спокойствие и самообладание, поскольку философия Востока поощряет жизнь в концентрации, не нарушаемой волнами ярости и гнева. Восточные религии требуют от своих последователей успокоения тела. Речь идет о том, чтобы успокоить тело так, чтобы можно было почувствовать пульсацию в корне своей жизни, которая соединяет человека со Вселенной. Спокойный человек чувствует сильно и глубоко. В странах Востока правильным способом обращения к миру считается лицо без выражения. Так как такая позиция прививается в детстве, она является частью структуры тела восточного человека, так что ему трудно проявлять чувства или хотя бы позволить им проявиться вовне. Дети естественным образом наследуют тело своих родителей, принимая те же позы и выражение лица. Однако, гак как такое маскирование не вызывает расщепления личности, это не нарушает естественности движений. Грация является важным аспектом восточной жизни, но в ней не присутствует эго. Обаяние естественности всегда было путем природы, или Дао. Однако я сомневаюсь, что такая позиция сохранится при наступающей индустриализации. Разницу между естественной улыбкой и маской неизбежным образом выдают глаза Естественная улыбка является результатом волны возбуждения, которая проплывает вверх, просветляя лицо и зажигая глаза так же, как зажигаются окна, когда кто-то находится дома. Глаза без выражения создают впечатление, что дом этого человека пуст. Наиболее пустые глаза у мертвых Как-то я посмотрел в глаза пациента и увидел пустой взгляд. Это был взгляд смерти. Я не сомневался, что этот человек давно умер не физически, а психически. Я также видел пустой взгляд у шизофреников, ум которых находится где-то в другом месте. С их глазами невозможно установить контакт. Когда-то, будучи студентом, в учебнике по глазным болезням я нашел выражение: "глаза являются зеркалом души". Я обрадовался мысли, что узнаю больше об этом аспекте глаз. Но слова "зеркало" и слова "душа" больше не появились. Медицина, как наука, подробно интересуется только механическим функционированием органов, а не заключающейся в них духовности. Если что-то не удается измерить, это не поддается также научному описанию. У нас нет объективных способов измерения любви или ненависти. Однако все видели любящие глаза, ненавидящие глаза, глаза, наполненные чувством. Мы знаем, вне всяких сомнений, что эти неуловимые черты существуют на самом деле Может быть, более правильно рассматривать глаза не как зеркала, а как окна, через которые мы не только смотрим на мир, но через которые также видят нас Подобно окнам домов, у наших глаз также есть ставни в виде век и занавески в виде ресниц Когда мы закрываем веки, мы не только закрываемся от внешнего мира, но также можем при (ушить свой внутренний свет, что позволяет нам укрыться от испытующего взгляда Это стало для меня ясным во время работы с молодым человеком с задержкой в развитии, которого я назову Дэвидом. Дэвиду было около 23 лет, когда мать привела его на консультацию. Я никогда прежде не занимался умственным отставанием, поэтому неохотно согласился работать с ним. Однако меня интересовало состояние Дэвида. Однажды, когда он лежал на топчане, я наклонился над ним на расстоянии 25 см. от его лица Я попросил его открыть глаза. Когда он эго сделал, я слегка нажал двумя пальцами с двух сторон его носа. Лицо Дэвида обрело выражение, которое можно назвать "гримасой идиота", но мое надавливание на его мышцы, контролирующие улыбку, удержали его улыбку К своему удивлению, я отметил, что в его глазах промелькнуло осмысленное выражение. Когда я увидел, что достиг этого, его лицо приняло прежнее выражение, как если бы он хотел сказать: "Это неправда. Я не умный " Но каком-то глубоком уровне мы установили контакт. Я думал, что не смогу ему помочь. Я сказал его матери, что направлю его к моему коллеге, энерготерапевту, который является также детским психиатром. Дэвид отреагировал на это предложение весьма остро. Обращаясь к матери, он сказал: "Мама, мама, я хочу работать с доктором Лоуэном." Меня это так взволновало, что я не мог отказать такой просьбе. Я встречался с Дэвидом регулярно каждую неделю в течение четырех лет. В процессе терапии Дэвид сделал значительные успехи. Однако я больше никогда не видел у него такого интеллигентного выражения лица. Он глубоко хранил этот аспект своей личности и не был готов показать его. Он проявился во время нашей предыдущей консультации только потому, что я воздействовал на Дэвида неожиданно. Я задумался над тем, был ли мозг Дэвида на самом деле поврежден, как думала его мать. Она сказала мне, что первые признаки умственного недоразвития появились у пего в возрасте одного года. Она приписала его состояние шоку, который он пережил, будучи свидетелем скандала между родителями, в процессе которого его отец ударил мать. Поведение Дэвида с разных точек зрения следовало бы квалифицировать как недоразвитие, однако он справлялся со всеми своими основными потребностями. Эмоционально он вел себя как ребенок 4 или 5 лет. Создавалось впечатление, что он осознает, что происходит вокруг него, но ищет у меня подтверждений своей отсталости. Он был также неуклюжим в движениях. Я отметил это, когда он протягивал мне руку, придя на сессию. Он брал мою руку, но не делал никакого усилия, чтобы ее пожать. В ответ на мою просьбу пожать мою руку сильнее, он напрягал плечи. Мы приложили много усилий для того, чтобы он мог почувствовать способность рук устанавливать контакт с другим человеком. Он мог держать предметы, научился играть в гольф, но контакт с другим человеком был для него невозможен. Волна возбуждения задерживалась в плечах и не достигала его рук. В его глазах не было сияния духа. Он отставал в развитии и был замкнут в себе. Я чувствовал, что он прежде всего должен открыться миру. Для этого Дэвид должен был научиться выражать свою волю. Он зависел от своей матери, которая его контролировала. Я предложил ему лечь на топчан с вытянутыми руками так, чтобы можно было наносить удары в знак протеста. Я предложил ему также одновременно выкрикивать "нет!" как можно более громко. Дэвид очень любил это упражнение. Он выкрикивал слово "нет!" радостным голосом и смотрел на меня в поиске поддержки. Мне было ясно, что ему не очень трудно стало сказать "нет" своей матери. Однако у него была бунтарская сторона, которая проявлялась странным образом. Например, когда он оставался один на прогулке, он мог нажать на аварийный сигнал на одном из пожарных ящиков, которые он встречал но дороге и после этого наблюдал, как пожарные машины разъезжают по городу с воющими сиренами в поисках пожара. Так как он выглядел весьма невинно, пожарники никогда не спрашивали его о том, что случилось, хотя он был единственным человеком поблизости. Несмотря на то, что мать исполняла многие его желания, его заветной мечтой было получить хорошую работу, где он мог бы встречаться с большим количеством людей. Мать противилась этому, пока я не объяснил ей подробно, что именно это сейчас ему и нужно. Он нашел работу, которую очень полюбил, в посылочном отделе компании, расположенной поблизости, но продолжалось это немногим более нескольких месяцев. Он хотел найти другое занятие, но мать не сделала ничего, чтобы помочь ему в этом. Его терапия продвигалась успешно. Он двигался свободнее, стал лучше пользоваться голосом Несмотря на то, что он никогда не упоминал о своем интересе к девушкам я чувствовал, что он очень ими интересуется, и посоветовал его матери, чтобы она послала его на уроки танцев. Я знал, что танцы очень благотворно воздействуют на координацию движений и дадут ему возможность обнять девушку Его мать могла с легкостью позволить себе такие затраты. С детства она водила его по разным специалистам для диагностики и лечения. Но через небольшой промежуток времени, после того как я вспомнил об уроках танцев, она отменила мои последние встречи с Дэвидом. Тогда я понял, в чем заключалась проблема Дэвида. Его мать нуждалась в нем: опека над ним придавала смысл ее жизни. Ее мало что соединяло с мужем, который, как она подозревала, был связан с одной из женщин на своей фабрике. Без Дэвида ее жизнь стала бы пустой. Как же она могла позволить, чтобы он стал мужчиной и вступил в связь с другой женщиной? Я так и не представил его матери своих наблюдений на эту тему, так как был уверен, что она бы почувствовала себя уязвленной и преданной. Несмотря на то, что терапия закончилась определенной неудачей, и Дэвид, и его мать до сих пор поддерживают со мной контакт. Дэвид звонит мне время от времени и выражает желание встретиться со мной, но она никогда его не приводит. Ничего в их взаимоотношениях не изменилось. Потеряв свою идентичность как личность и как мужчина, Дэвид нуждается сейчас в своей матери также сильно, как она нуждается в нем. Я думаю, что этот анализ проясняет проблему позднего развития Дэвида. Возможно, он получил определенное повреждение мозга из-за пренебрежения к своему интеллекту, но не в этом я усматриваю причину его проблемы. Мать запустила в него когти, когда он был младенцем и мог только уйти в себя. Он исключил осознавание этой ситуации, чтобы выстоять. Если бы мы могли посмотреть достаточно глубоко в глаза людей, мы увидели бы их сомнения, боль, печаль, гнев — все их чувства. Однако это те эмоции, которые люди не хотят показывать. На Востоке и даже на Западе показать себя в печали или гневе означает потерять лицо. Мы стараемся скрыть свои слабости от других и от себя. Мы как бы поддерживаем молчаливое соглашение: "Я не буду заглядывать в твою душу, если ты не будешь заглядывать в мою." Мы считаем признаком хорошего воспитания не проникать под маски, которые носят люди. В результате мы редко видим сущности людей. Когда люди здороваются, они редко смотрят друг другу в глаза. В ответ на вопрос: "Как поживаешь?" — мы автоматически отвечаем: "Отлично!" Как же это далеко от традиционного приветствия африканцев: "Вижу тебя!", которое описывают путешественники. Зрительный контакт является не только формой познания, но также способом установления энергетической связи с другим человеком. Мы буквально соприкасаемся глазами. Так происходит потому, что глаза заряжены энергетически, они посылают поток энергии. Люди, которые могут видеть ауру, окружающую человеческое тело, обычно видят этот поток, в то время как другие ощущают его физически. Многие люди говорили, что чувствуют, как кто-то на них смотрит, даже когда они стоят к этому человеку спиной. Если энергетический поток, соединяющий глаза двух людей, является сердечным и мягким, он может пробудить в их сердцах чувство любви. Отсюда происходит выражение "любовь с первого взгляда". Я сам не раз ощущал прикосновение глаз, которые вызвали в моем теле волны приятного возбуждения. Но глаза могут излучать как любовь, так и гнев и ненависть. Мы говорим о "дурном взгляде", который якобы имеет силу насылать на человека "порчу" или "сглаз" Гневный взгляд может быть так силен, что способен обездвижить человека. Ненавидящий взгляд мол-сет быть достаточно мощным и "заморозить" впечатлительного человека. Наш дух проявляется в наших глазах и из них излучается. Глаза являются наиболее простым и наиболее коротким путем выражения духовности тела. Широко открытые глаза, мягкие и излучающие любовь, выражают высокую степень духовности. Такие глаза смотрят на мир с восхищением и некоторым страхом одновременно. К сожалению, мало у кого такие глаза. Мир их детства не мог вызывать подобные чувства. Я имею в виду не физический мир, в котором мы росли, а эмоциональную среду, взаимоотношения между ребенком и родителями. Ничто так не описывает отношения между матерью и ребенком, как степень зрительного контакта между ними. Когда ребенок видит удовольствие и любовь в глазах матери, он растворяется в этом тепле и удовольствии. Моя работа с пациентами и наблюдения людей свидетельствуют о том, что немногие дети имели счастье видеть любовь в глазах своих матерей. Если мать удручена, ее пустые глаза нависают над ребенком, как туча. Если она имеет склонность к отклонениям в психике, ее взгляд нарушает чувство безопасности ребенка и его чувство реальности. В таком случае его глаза становятся пустыми. От боли мы сжимаемся физически и психически. Нам не хочется видеть болезненные и неприятные сцены, боль на лицах людей. Если нежелания этого типа становятся хроническими и неосознаваемыми, это может нарушить функционирование глаз. Миопия или близорукость -- это неспособность видеть дальше собственного носа. Близорукий глаз испуган, но человек редко ощущает этот страх. Его страх происходит из переживаний детства, это страх увидеть полные ненависти и гнева глаза родителей. Особенно разрушителен для ребенка направленный на него враждебный взгляд матери. В мгновение ока тело ребенка сжимается от страха, он зажмуривает глаза, чтобы не допустить к себе взгляд матери. Со временем зажмуривание глаз врастает в структуру его тела. Зажмуривание — это попытка проигнорировать реальность угрожающей ситуации. Сужая поле зрения, мы как бы отдаляем угрозу. Однако, если враждебность матери продолжается долго, такая защитная позиция изменяется, и глаза ребенка остаются широко раскрытыми от страха. Близорукость часто проявляется с достижением половой зрелости, и, с моей точки зрения, ее можно связать с беспокойством и тревогой на сексуальной почве. Связь близорукости с сексуальностью подтверждает переживание одной из пациенток, которая сообщила, что как только волна возбуждения достигает ее гениталий, ее зрение тотчас же улучшается. После протекания волны возбуждения вниз, наступает волна возбуждения такой же силы вверх, к глазам, тогда глаза моей пациентки расслаблялись и оживали. Терапевтической целью является возвращение чувствительности глазам. Это означает, что надо добиться того, чтобы близорукий почувствовал страх в своих глазах, а тот, у кого глаза пустые, установил зрительный контакт с глазами другого человека, например, терапевта. Своим пациентам я рекомендую, чтобы они смотрели мне в глаза; в большинстве случаев я приближаю свое лицо к их лицу, так как я это сделал в случае Дэвида. Благодаря этому они могут посмотреть мне в глаза также, как я смотрю в их глаза. Большинство людей говорили мне, что мои глаза ясные, но многие видели в них печаль, в которой я сам не отдаю себе отчет. Работая с близорукими, я мобилизую гневный взгляд в своих глазах, чтобы вызвать страх в их глазах. Когда чувства выражаются глазами, зрение всегда улучшается. Помогают также заземляющие упражнения, так как они увеличивают поток энергии не только вниз, к стопам, но и вверх, к глазам. Однако это не вызовет длительного улучшения, пока не произойдут значительные изменения личности, которые помогут человеку глубже понять себя и свою жизнь. Зрительный контакт невозможен, когда человек носит очки. Поэтому я всегда прошу пациентов снять очки, чтобы я мог смотреть им в глаза. Многие делают это неохотно, так как не видят выражения моего лица. Однако сосредоточение взгляда на моем лице улучшает их зрение. Я передвигаю свое кресло поближе, чтобы облегчить им эту задачу. Очки не только делают невозможным поддержание зрительного контакта, но также блокируют доступ света. В методике Бейтса улучшение зрения у близоруких предполагает открытие глаз свету. Одна из техник заключается в воображении себе образа пляжа залитого солнцем. Солнечный свет заставляет забыть тяжелый взгляд матери, который вынудил ребенка к ограничению зрения. Увидев вновь мир ярким и ясным, мышцы глаз расслабляются. Я открыл это в возрасте 14 лет, когда мне сказали, что мне нужны очки. Я получил их, но не хотел носить и держал их в футляре. Не прошло и недели, как я их потерял. Моя мать заказала новую пару, которую я снова потерял. Несмотря на то, что очки стоили около 7 долларов, у моей матери не было возможности купить следующую пару. Я читал и учился при солнечном свете, много играл в теннис на открытых кортах, где свет был достаточно ярким. Мое зрение существенно поправилось. Это удивительно, но с тех пор я никогда не нуждался в очках. В настоящее время в возрасте 77 лет, я все еще обхожусь без них, может быть, потому, что как в жизни, так и в работе мне необходимо видеть и понимать. Склонность к дальнозоркости является чертой моей личности. Говоря вообще, я ориентирован зрительно, что может проистекать и из другого источника, например, из блокирования сексуального любопытства в детстве. Несмотря на причины, я благодарен судьбе за то, что мои глаза все еще живы. Челюсть соединяется с глазами энергетической линией. Значительное напряжение в челюстях уменьшает приток энергии к глазам и снижает зрительные возможности, как показывает следующее упражнение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |