|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С «ЧУЖИМ» ЛИЦОМЛегко и привычно мы роли играем И нужные маски себе выбираем. Легко и привычно мы маски меняем. Живем, как и все, и сомнений не знаем. А. Н. Голубев Зарубежный психолог Д. Мид пришел к выводу, что структура личности не что иное как синтез, совокупность ролей, которые человек выполняет от рождения до смерти. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев негативно отнесся к этой идее. «Конечно, - писал он -ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой.., но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» Нансеном: для него это не роль, а миссия». По его мнению человек иногда действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него только «ролью», независимо от того, насколько она интернализирована. «Роль не личность, - утверждал он, - а, скорее, изображение, за которым она скрывается» (94). Заметим, что примерно к такой же мысли около 150 лет назад пришел французский философ М. Монтень, который был мэром города: «Господин мэр и Мишель Монтень никогда не были одним и тем же лицом, и между ними всегда пролегала отчетливо обозначенная граница»(116).Несомненно, с одной стороны, стоит согласиться с мнением Монтеня и Леонтьева. 254 Возьмем для примера лиц с меланхолической, депрессивной акцентуацией характера. Картина мира для них покрыта «траурным флером», жизнь кажется им бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Это прирожденные пессимисты. Всякое радостное событие сейчас же для них отравляется мыслью о непрочности радости. От будущего они не ждут ничего, кроме несчастья и трудностей, испытывая какое-то неопределенное чувство тяжести на сердце, сопровождающееся тревожным ожиданием несчастья. Однако за этой мрачной оболочкой теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей. В тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они проясняются: делаются веселыми, приветливыми, разговорчивыми, даже шутниками и юмористами, для того, однако, чтобы, едва проводив своих гостей или, оставив веселое общество, снова копаться в своих душевных ранах. У многих из них, по наблюдениям основоположника пограничной психиатрии П. Б. Ганнушкина, угнетенность до некоторой степени на глазах людей компенсируется волевым напряжением: «Нередко можно видеть, как в минуты усталости или ослабления воли у них спадает надетая на их действительное «я» маска, обнажая подлинное их лицо, - и место веселого балагура занимает полный безнадежного внутреннего отчаяния вялый меланхолик» (40). Как не парадоксально это может прозвучать, что иллюстрацией может служить жизнь автора многочисленных сатирических и юмористических произведений - упоминавшегося уже нами писателя М. М Зощенко. С юношеских лет, по его признаниям, восприятия у него были «окрашены черной краской», а меланхолия и тоска сжимали его в «своих объятиях». В своей автобиографической книге «Повесть о разуме» он пишет: «Я избегал женщины. Я избегал и одновременно стремился к ней. Я стремился к ней, чтобы бежать от нее, устрашенный ожидаемой расплатой... Какой расплаты я ждал? Какие огорчения сулила мне женщина? Я вспомнил сцену убийства, виденную мною в детстве (рассказ «Выстрел»). Муж застрелил любовника жены. Карающая рука, вооруженная громом, ударом, выстрелом, расправилась за женщину, которая почти нагая прибежала к нам. Разве это не доказательство опасности женщины? Я вспомнил девушку, которая бросилась в воду из-за любви. Я вспомнил дядю Георгия, который заболел чахоткой из-за того, что он (мама сказала) любил много женщин. Я вспомнил книги, в которых описывались убийства из-за любви, ужасные казни, отравления, поединки. Услов- 255 ные доказательства смертельной опасности всюду следовали за любовью, за женщиной» (64). Считая себя неврастеником, меланхоликом и пессимистом (сейчас мы бы сказали астено-психастеническая акцентуация характера), копаясь в истоках своих душевных страданиях, силой воли и разума он постоянно боролся со своими страхами и депрессией. Однако он не только читателями, но и окружающими воспринимался очень остроумным и веселым человеком. Когда он пришел к психиатру со своими жалобами, тот, не зная, кто перед ним, посоветовал ему читать рассказы Зощенко. По сути, на людях он носил маску весельчака. С другой стороны, может ли человек, выделяя себя как личность, полностью эмансипироваться от ролевых функций и осознавать свое «Я» в «чистом» виде? Приведем несколько иллюстраций, в которых отчетливо прослеживается влияние на формирование и структуру личности принятие той или другой ролевой функции. Вспомним как изменилось все поведение уличной цветочницы Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она первоначально с временной целью освоила речь и манеры людей высшего общества. В процессе освоения внешнего рисунка поведения у нее начинает видоизменяться и самосознание. Это не входило в задачи эксперимента профессора. Однако это обстоятельство для Элизы сделало невозможным возвращение к прежней профессии без психологической травматизации. Дж. Фурст проследил личностные изменения на протяжении многих лет, возникающие у деловых людей и политиков. По его данным, окончившие колледжи молодые либералы и радикалы, прогрессивность которых проявлялась в гуманных чувствах, начинали терять свои идеалы вскоре после того, как они окунались в деловой мир. С возрастом они становились хитрее, консервативнее, циничнее и оказывались менее способными понимать идеальные стремления других и заниматься бескорыстной деятельностью. «Это случается столь часто, - пишет он, - что если человек остается в действительности либералом продолжительное время после окончания колледжа, то это рассматривается как ненормальность». Американские социологи, исследовавшие психологические особенности государственных чиновников, пришли к выводу, что безличный характер административной деятельности, строгая приверженность к правилам и распорядкам, часто совершенно формальным, способствует общему обеднению эмоциональной жизни этих 256 людей, появлению формализма, сухости и в их личных взаимоотношениях, ничего общего со службой не имеющих. У целого ряда учителей поучающая манера, выработанная в процессе преподавания, очень часто проявляется и сфере личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их понятными учащимся, рождает прямолинейность, ригидность мышления. Сдержанность, строгость, вызванная потребностью «держать класс», проявляется и вне школы. Иными словами, социальное положение, как ролевое, инкрустируется в характере и сказывается в образе мышления и поведения человека. Вот почему представителей многих профессий можно узнать, даже не спрашивая их род занятий. Примером может служить Гобсек. Бальзак художественно точно раскрыл не только как формировался психологический склад ростовщика в социальной среде буржуазного общества XIX века, но даже внешний облик. («Сухопарые, как у оленя ноги», на которых «Гобсек днями бегает по Парижу»). В целом ряде случаев возникают ситуации, когда усилия человека направлены на то, чтобы под маской, используя внешние штампы поведения, спрятать подлинную личность. Достаточно вспомнить различных авантюристов, брачных и других аферистов, разведчиков. Бывает и так, когда маска, взятая на прокат, настолько прочно «приклеивается» к лицу, что человек становится не способным сорвать ее. Прежняя же личность, оставаясь в памяти, может проявляться как укор совести. Эту ситуацию, которая со стороны может показаться даже комической, но всегда трагически невыносима для человека с «чужим» лицом, в сценическом исполнении гениально представил французский артист - мим Марсель Марсо. Герой одной из его пантомим на глазах у публики мгновенно меняет одну маску за другой. Ему весело. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится прилагает неимоверные усилия, но тщетно, маска не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом! Этому актеру А. Н. Голубев посвятил стихотворение «Маски», первое четверостишие которого вынесено нами в эпиграф: Однажды в игре наступает развязка И вдруг не снимается лживая маска. Ногтями мы в кровь все лицо раздираем И в муках, себя не найдя, умираем Эта ситуация в динамике своего развития с глубокой психологической проникновенностью раскрывается в фильме «Восхождение» 257 (экранизация повести В. Быкова «Сотников», осуществленная режиссером Л. Шепитько). Герои фильма Сотников и Рыбак попали в плен к фашистам. Именно в критической ситуации, где ставка жизнь, более полно, а порой неожиданно даже для самого человека, раскрывается характер и нравственный потенциал, как это и случилось с персонажами фильма. Рыбак, будучи храбрым и даже отчаянно храбрым, для сохранения жизни решается на сотрудничество с фашистами, рассчитывая при удобном случае перейти линию фронта и снова сражаться с врагами. Но участвуя в расстреле военнопленных, он отрезал для себя этот путь. Осознав себя в роли предателя, ужаснувшись своему поступку, Рыбак кончает жизнь самоубийством. Не менее убедительно процесс перестройки личности под влиянием новой роли прослеживается в известном итальянском фильме «Генерал Делла Ровере». Генуя, 1944 год. Время гитлеровской оккупации. В гестапо попадает игрок и аферист, который вымогал деньги у родственников арестованных борцов Сопротивления, обещая им добиться смягчения наказания, передачи посылок, писем и даже освобождения якобы с помощью своих друзей и сообщников из числа немецких солдат и офицеров. Гестаповцы пообещали Бертоне жизнь и миллион за то, чтобы тот сыграет в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую территорию. Эсэсовцы надеялись, что с помощью мнимого генерала им удастся установить личность попавшего в тюрьму вождя Сопротивления, которого никто не знает в лицо. Бертоне усваивает внешний рисунок роли. По тюрьме разносится слух, что в одной из камер сидит генерал. И политические заключенные, и даже надзиратели-итальянцы относятся к Бертоне как к национальному герою. Бертоне все глубже вживается в роль патриота. И через некоторое время произошло перерождение его личности. Бывший авантюрист, любитель легкой наживы уже не только ведет себя внешне как генерал, но и как патриот своей родины. Он умирает как герой, не выдав руководителя сопротивления. Однозначно можно утверждать, что личность нельзя сводить к ролевым функциям. Но в то же время, роль оказывает существенное воздействие на структуру личности. 258 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |