АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРИПТОГНОЗА»

Читайте также:
  1. Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИК.................................................... 9

Запоминаемое, накопляясь мало-помалу у челове­ка, составляет все его умственное содержание, все его умственное богатство. Сохранясь в какой-то странной скрытой форме, оно составляет ум­ственный запас, из которого человек черпает эле­менты, смотря по потребности минуты. Через голову человека в течение всей его жизни не про­ходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исклю­чения из этого правила.

И. М. Сеченов.

Огромное количество информации изо дня в дет на протяжении всей жизни человек получает из внешнего мира. Часть ее обрабаты­вается оперативной памятью, не оставляя следов в мозге, часть же - фиксируется в долговременной памяти. Из всей суммы имеющихся знаний, накопленных человеком, только небольшая часть по соб­ственной воле способна извлекаться из памяти и осознаваться. О том, что многие люди даже не подозревают об этом, говорят как многочисленные наблюдения, так и эксперименты.

Порой накопленная информация репродуцируется совершенно неожиданно в болезненном состоянии.

В разговоре с Гете 19 марта 1830 г. Ример вспомнил случай, от­носящийся к 1801 г., когда поэт, тяжело больной, начал в бреду дек­ламировать стихи из своей детской поэмы. Гете заметил: «Это весь­ма вероятно»и рассказал о подобном случае с простым стариком, который на смертном одре начал говорить на чисто греческом языке к великому изумлению слушателей, которые отнесли это к какому то чуду. Но после выяснилось: старик подростком служил у богатого горожанина, который заучивал греческие тексты.. Подросток слы­шал их, не понимая слов. Через 50 лет воспоминания неожиданно ожили и старик начал декламировать непонятные слова так же меха­нически, как и их запомнил.

Описан случай, который произошел во Франции в начала XIX в. Камердинер испанского посла в Париже, заболев горячкой, в бреду начал читать наизусть сложные политические трактаты, проявляя при этом редкую осведомленность в вопросах дипломатии, Посол по­чти не верил своим ушам и намеривался сделать камердинера секре-

32


тарем посольства. Но по выздоровлении слуга утратил всю свою осведомленность и вновь превратился в недалекого человека, не подозревая об истинных способностях своей памяти.

В одном городе германии заболела горячкой молодая, неграмот­ная женщина. Священники объявили ее одержимой злым духом, так как в бреду она говорила на латинском, греческом и ек ^ейском язы­ках. Бред был записан, и оказалось, что он состоит из различных из­речений, понятных в отдельности, но не имеющих никакой связи между собой. Случай казался необъяснимым. И только усилиями одного врача было выяснено, что больная, будучи девочкой, в тече­ние нескольких лет жила у старого пастора, ученого специалиста по древним языкам. Старик имел привычку расхаживать рядом с кух­ней и читал вслух свои книги. Книги были разысканы. Оказалось, что многие места из этих книг были тождественны с записями у по­стели больной.

Юноша в четырехлетнем возрасте перенес травму мозга и свя­занную с этим операцию. Когда он выздоровел, то ничего не по­мнил ни об ушибе, ни об операции. Но на 15-м году жизни, заболев каким-то лихорадочным заболеванием, он в бреду точно описал сво­ей матери всю обстановку операционной, людей, присутствующих в то время, словом все мельчайшие подробности как будто бы пол­ностью забытого мальчиком периода. До этого он никогда не гово­рил об этом случае и не мог услышать рассказа о нем от других лю­дей.

Припоминание совершенно забытых языков заслуживает отдель­ного описания. Так, известен случай, касающийся старого лесника, который до 5 лет жил в Польше и говорил по-польски. Во время вой­ны он попал в Германию. Его дети утверждали, что в течение 40 лет он не слышал польских слов. Во время легкого наркоза, продолжав­шегося около двух часов, этот человек говорил только по-польски.

Пожилой человек, уехавший из Уэльса в очень раннем возрасте и 65 лет проживший вдали от родны, забыл свой родной язык. Когда его уэльские родственники приезжали к нему и начинали говорить, он совершенно не понимал их. Заболев в 70-летем возрасте горяч­кой, он в бреду говорил бойко на языке своей родины.

Не вызывает сомнений, что часть этой информации использует­ся в процессе подсознательной деятельности в процессе творчества. Так, например, Ф. М. Достоевский в своем предисловии к рассказу «Мужик Морей» пишет: «Во все мои четыре года каторги я вспоми­нал беспрерывно все мое прошедшее и, кажется, в воспоминаниях


2 Зак. 837



пережил всю мою прежнюю жизнь. Эти воспоминания вставали сами, я редко вызывал их по своей воле. Начиналось с какой-нибудь точ­ки, черты иногда неприметной, и потом мало-помалу вырастало в целую картину, в какое-нибудь сильное и цельное впечатление. Я анализировал эти впечатления, придавал новые черты уже давно про­житому и, главное поправлял его, поправлял беспрерывно, в этом состояла вся забава моя. На этот раз мне друг припомнилось поче­му-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, - мгновение, казалось бы, мною совершенно забытое; но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства...» (60).

В ряде случаев, как мы уже говорили, забытые воспоминания истолковывается с мистических позиций. Иллюстрацией может слу­жить итальянский поэт XYI века Т. Тассо. Он верил, что некий дух-покровитель направляет его в творческой работе, ему кажется, что кто-то шепчет ему во время писания. «Это, - считал он, - дух правды и разума, который возносит меня к знаниям, превосходящим мой ум и все же совсем ясным для меня. Он учит меня вещам, которые не появлялись в моей мысли даже при самом глубоком созерцании, о которых я не слышал ни от одного человека, не читал ни в одной книге» (Цит. по: 10).

В сущности, здесь мы имеем дело с закономерностями функци­онирования памяти, а иллюзия чудесных открытий покоится на скры­той подсознательной информации.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)