|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТАМОРФОЗЫ ЛИЧНОСТИКак мир меняется! И как я сам Меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, -На самом деле то, что именуют мной, -Не я один. Нас много. Я - живой. Н. Заболоцкий Личность изменяется в процессе жизни. Причем, эти изменения, как правило, носят скачкообразные характер. Чаще всего это случается в определенные возрастные периоды, которые в психологии получили название «кризисов». Каждый кризисный период можно образно сравнить с взламыванием панциря улиткой, который стал ей тесен. Начнем с периода младенчества, когда идет закладка эмоционального фундамента личности. В этот период ребенок по своей сути выступает как одно целое с матерью. Мать согревает младенца своим теплом, дает ощущение мягких грудей, когда ребенок сосет молоко. Мать дарит улыбку, ласкает, поет колыбельные песни, аукает, пеленает и т. д. Ребенок привык опираться на заботу и защиту матери, чувствовать ее заступничество даже перед отцом в патриархальной семье, веря в ее всемогущество. К миру детства, как к источнику с живой водой, человек обращается всю оставшуюся жизнь, так как память сохраняет эти чувства, эмоциональные отношения, правда, в различной степени выраженности. Иллюстрацией может служить наблюдения И. А. Гончарова: «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней; У него сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы». От года до трех (ранний детский возраст) - время интенсивного познания окружающего мира. Ребенок начинает ходить, говорить, и хочет делать все сам (есть, одеваться, играть и многое другое). Именно в этом периоде закладываются такие качества, как самостоятельность, инициатива, смелость. В конце этого периода возникает кри- 221 зис трехлетних, когда в борьбе за свою самостоятельность дети могут «закатывать истерики». В ряде случаев родители подавляют «бунт» и на «выходе» получают инфантильную личность. Вновь обратимся к Гончарову: «...ему иногда как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов закричат: - Зачем? Куда? А Васька, а Захарка на что?... И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому... лелеемый как экзотический цветок в теплице, и так же как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Затем следует кризис 6 - 7 - летних детей, обуславливаемый пси^ хическим развитием и сменой игровой на учебную деятельность. Адаптацией к школьной жизни. Этот процесс может протекать гладко, эволюционно. Однако с уверенностью можно сказать, что кризис при переходе от детства к юности никогда не проходит не замеченным. Грани перехода от детства к зрелости условны - это где-то от 11 до 15. Этот переход включает в себя два ряда процессов: биологический, включая половое созревание организма; и социальный ряд. Процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле этого слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны. В состоянии кризиса подростки становятся трудновоспитуемы, вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают болезненные, мучительные переживания, переосмысливают окружающее и меняют интересы и систему отношений. «Случалось ли вам, читатель, - пишет Л. Н. Толстой в «Отрочестве» в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам с другой, неизвестной еще стороны». Представляет интерес, что писал в XIX в. по этому поводу основоположник научной психиатрии В. Гризенгер: «Один из самых наглядных и поучительных примеров физиологического обновления и преображения личности представляют нам психические перемены в период наступления половой зрелости. С переходом к деятельности органов, до тех пор пребывающих в состоянии полного покоя, с переворотом, наступающим в эту пору жизни во всем организме - массы новых ощущений, склонностей, более или менее отчетливых представлений и половых импульсов вступают в течение 222 сравнительно короткого времени в состояние сознания. Они постепенно проникают в круг старых представлений и становятся составным элементом личности. Последняя становится вследствие этого совершенно иною, она обновляется и в нашем самочувствии наступает коренная перемена. Но конечно, прежде чем наступит ассимиляция, проникновение новых элементов в старое «я» и разложение последнего не может не сопровождаться бурными потрясениями сознания, т. е. различными душевными движениями. Поэтому-то именно эта пора жизни и богата аффектами, коренящимися внутри личности и не имеющих внешних мотивов». Причем влечение к противоположному полу в ряде случаев принимает парадоксальную форму. «Я, - рассказывает Л. Н. Толстой, -вдруг почувствовал презрение ко всему женскому полу вообще... и мне чрезвычайно хотелось буянить и сделать какую-нибудь такую молодецкую штуку, которая бы всех удивила». Желание «буянить» связано с нарождающимся чувством взрослости и стремлением не только быть, но и считаться взрослым. Ему, что бы повзрослеть, необходимо «разорвать пуповину» психологической зависимости от родителей и перейти на новый уровень отношений. Избыток родительской любви и положение «маменькиного сынка» раздражает не только потому, что вызывает насмешки сверстников, но и потому, что он сам хочет разорвать эту зависимость. После прохождения кризиса, как правило, контакт с родителями восстанавливается, но уже не только на эмоциональном, но и сознательном уровне. Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получая новое имя. Причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Психологи, занимающиеся проблемой периодизации развития личности, помимо описанных, выделяют кризисы при переходе к юности (17 - 18 лет), молодости (около 24), расцвету (30), зрелости (40) и старости (около 60). Л. Н. Толстой в «Исповеди» с глубокой проникновенностью и с точностью научного анализа показал развитие душевного кризиса, содержание мыслей и переживаний, поиски выхода из него, который он пережил накануне своего 50-летия. Приведем только фрагмент, относящийся к кульминационному периоду: «... Я почувство- вал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить... Со мной сделалось то, что я здоровый счастливый человек почувствовал, что я не могу более жить, - какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от жизни... Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употребить против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение. Я не хотел торопиться только потому, что хотел употребить все усилия, чтобы распутаться! Если не распутаюсь, то всегда успею...»(169). Из «Исповеди» Толстого отчетливо видно, как при выходе из кризиса человек переоценивает духовные ценности, переосмысливает смысл жизни и по-новому видит свое место в ней. Читая «Исповедь», мы как бы присутствуем при перерождении личности, которое осуществляется в процессе саморазрушения и само созидания, сопровождающемся душевными муками и сомнениями. Периодизация развития нашла у В. Шекспира образное отражение: ...Семь действий в пьесе той. Сперва младенец... Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан. Со строгим взором, стриженой бородкой. Шаблонных правил и сентенций кладезь, Так он играет роль... А. С. Макаренко для мгновенной ломки установок, ценностных ориентации, мотиваций и целого ряда характерологических особенностей человека в своей педагогической практике применял метод искусственного создания кризиса личности, который он назвал «взрывом». К беспризорникам, снятых с крыш поездов, вытащенных из под вагонов и уборных, на вокзале коммунары обращались со словами: «Дорогие товарищи! Наша коммуна испытывает сильные затрудне- 224 ния в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы пришли к вам с просьбой помочь нам». Беспризорники были уверены, что это так. Им говорили: «Кто хочет - может ехать дальше». Обычно все ребята оставались и ночевали на вокзале. А на следующее утро вся коммуна в парадной форме со знаменем, выстраивалась на вокзальной площади. К ним выводился отряд босых беспризорников в отрепьях. Их встречали музыкой, как самых дорогих гостей. Все вместе в торжественном марше шествовали через город в колонию, привлекая внимание людей. Когда беспризорников приводили в коммуну, то их отправляли в баню. Оттуда они выходили вымытые, подстриженные и одетые в парадную форму. Затем на тачке привозилась их прежняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась. Это производило потрясающее впечатление. Эти ребята никогда не забывали приема на вокзале, пылающий костер, новую одежду, новые спальни, новый образ жизни Эмоционально-насыщенным «взрывом» разрушалась связь со своим криминальным и тяжелым прошлым и открывалась перспектива новой жизни. Традиция же колонии запрещала вести разговоры о прошлой жизни колонистов. «Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный «Дневник» своей юности, - писал Р. Ролан - часто изумляешься: там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим... Я вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя.и похожего - нет, не на меня (я не узнаю в нем себя), а на кого-то другого, мне знакомого... Кто же он?». Психолог Фостер в конце 19 века провел, как мы сказали бы сейчас, «мысленный эксперимент»: В течение долгой жизни человек может являться перед нами последовательно в виде нескольких личностей, до такой степени различных, что если бы каждая из фаз этой жизни могла воплотиться в различных индивидах и можно было бы собрать этих разных индивидов вместе, они составили бы крайне разнородную группу, держались бы самых противоречивых взглядов, питали бы глубокое презрение друг к другу и скоро бы разошлись, не высказывая ни малейшего желания сойтись вторично. И, тем не менее, в развивающейся личности, в нашем самосознании есть какое-то общее устойчивое направление, которое подобно цепочке из разных звеньев, тянется через всю нашу жизнь, сохраняя наше устойчивое «Я». Вспоминая те или иные проделки в детстве, энтузиазм юношеских лет, взлеты мысли в зрелости и т. д., человек считает их своими. Это обуславливается тем, что все зве- 225 нья нашего жизненного пути связаны между собой памятью. Все, что запомнилось, и составляет арсенал, из которого личность черпает необходимые сведения, как для данной минуты жизни, так и для прогнозов будущего. Без сохранения в памяти прошлого опыта, как мы уже говорили, человек был бы вообще не способен ориентироваться в окружающем мире и в осознании собственного «Я». Почти все впечатления, эмоциональные состояния и реакции человека фиксируются памятью как своеобразной видеомагнитной лентой, которая в определенных состояниях может воспроизводить картины прошлого. Что это так, подтверждает эксперименты, рассмотренные нами ранее, и творчество писателей. Материалом для создания автобиографической трилогии послужили Л. Н. Толстому мироощущения своего детства, отрочества и юности, которые в процессе творчества он извлекал из своей памяти. Такой же способностью обладали и многие другие писатели. В. В. Вересаев- пишет: «Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень темном уголке, прячется сознание, что я все тот же мальчик Витя Смидович; а то, что я «писатель», «доктор», что мне скоро шестьдесят лет, - все это только нарочно; немного поскрести - и осыплется шелуха, выскочит маленький мальчик Витя Смидович» (30). Без прошлого опыта (знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разные проявления памяти и другие психологические образования) не возможно представить себе личность. Человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, социальном окружении, теряет сове «имя», теряет в известной мере чувство «Я». Историю борьбы за возвращение багажа утраченной памяти описывает А. Р. Лурия в книге «Потерянный и возвращенный мир». Героем книги является лейтенант Лев Засецкий, получивший сквозное ранение черепа. Пуля, прошедшая мозг, разбила его духовный мир на тысячи кусочков. Всю оставшуюся жизнь он собирал воспоминания из этих мелких осколков, пытаясь уложить в стройную последовательность. А. Р. Лурия на протяжении многих лет наблюдал, исследовал пациента и всеми доступными методами помогал ему. Засецкому «повезло» в том смысле, что у него были не затронуты лобные доли мозга. Именно здесь заложен мощный аппарат, позволяющий формировать и сохранять намерения, формировать программы действий контролировать успешное выполнение их. Это и позволило ему вести дневник: «...Вначале ранения я казался со- вершенно новорожденным существом, которое смотрит, слушает, замечает, наблюдает, повторяет, воспринимает, а само ничего не знает... Я твердил всем, что после ранения я превратился в другого человека, что я был убит в 1943 году, 2 марта, но благодаря особой жизненной силе организма, я просто чудом остался в живых... Я без конца чувствую себя, будто я живу не наяву, а во сне, в страшном свирепом сне... В результате ранения я все забыл, чему когда-то учился и что когда-то знал... Все то, что осталось в памяти, - распылено, раздроблено на отдельные части без всякого порядка... Я все еще по-прежнему время от времени обращаюсь к своему сегодняшнему разуму: «Я это или не Я? Во сне ли я все живу или наяву?» От этой раздвоенности мне приходится подолгу думать и размышлять, что мне делать и как мне быть?..». После ранения у Засецкого нарушилось узнавание вещей, возникло ощущение потери правой половины тела, расстроилось понимание значения слов, распались трудовые навыки. Но благодаря сохранившемуся творческому энтузиазму, ему пришлось заново вспоминать буквы, учиться чтению и письму и овладевать другими навыками. «Но я все равно не падаю духом, - пишет он в дневнике, -стараюсь улучшить свое положение, развивая речь, память мышление и понятия. Да, я борюсь за восстановление своего положения, которое потерял во время ранения и болезни». В своем воображении он представлял себя то знатным хирургом, то крупным инженером, то няней, ухаживающей за ранеными. С помощью воображения он начал создавать взамен, по его словам, «утраченного беспамятного мира прошлого», новые миры, в которых стал «находить себя». Эта мучительная борьба незаметного героя войны за восстановление личности, продолжавшаяся 25 лет, не привела к полной победе, но и не победила его. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |