|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ»Все мы согласны, что ваша теория безумна. Вопрос, который нас разделяет, состоит в том, достаточно ли она безумна, чтобы иметь шанс быть истиной. Н. Бор. Науку периодически потрясают смена парадоксальных парадигм. Парадигма обозначает устоявшиеся положения, которые обрели значение неукоснительных руководящих начал, аксиом, концепций, идей, теорий в той или другой науке. Считается, что явления, процессы могут быть поняты только в тех случаях, когда они укладываются в схемы, научные воззрения господствующей парадигмы. Принципиально новое решение проблемы, научное открытие очень часто не может быть достигнуто с помощью стандартных приемов и устоявшихся истин В этих случаях, логика, пусть самая последовательная, самая железная, оказывается бессильной. Чтобы найти решение, часто необходим радикальный разрыв с устаревшими - «вечными» - истинами и принятие совершенно иной стратегии мышления. Иными словами, создать новую парадигму. Вот почему как важно уметь по-новому взглянуть на старые вещи и явления. Но это всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, так как связано с ломкой устоявшегося стереотипа мышления. Психолог Секей давал своим испытуемым несколько предметов, в том числе свечу, спички и весы. Испытуемые должны были с помощью этих предметов так уравновесить весы, чтобы через некоторое время равновесие нарушилось само собой, без их вмешательства. Чтобы решить эту задачу, нужно было догадаться зажечь свечу. Сгорая, она потеряет в весе, и равновесие нарушится само собой. Секей исходил из того, что у каждого предмета есть сильные свойства, которые сразу характеризуют его, и слабые (латентные), замаскированные. Их можно обнаружить с большим трудом. С отыскиванием таких свойств и связано творческое мышление. Решение этой задачи не требует от человека никаких специальных знаний, И для него не секрет, что свеча при сгорании теряет в весе. Но формулировка задачи не содержит в себе ничего такого, что навело бы испытуемого на эту мысль Он видит в свече одно сильное свойство, что она может служить источником света. То, что она способна выступать гирей, теряющей вес, скрыто, замаскировано. Многие испытуемые не могли решить эту задачу. Задача, где вместо 71 свечи фигурировал эфир, решалась быстрее. Эфир горит как и свеча, но еще и улетучивается. Это его сильное свойство. И оно сразу бросалось в глаза. Комментируя этот эксперимент, Секей говорил, что здесь мы сталкиваемся со старой проблемой соотношения знания и мышления. Чтобы решить задачу, нужны какие-то знания. Но далеко не все, кто обладает знаниями, способен использовать их продуктивно. Опыт со свечой показал, что у человека существует некое исходное знание, например «твердые тела имеют неизменный вес» В процессе мышления оно открыто не обнаруживается, но, несомненно, влияет на него. Исходное знание содействует или препятствует выбору верного направления для мысли. Геоцентрическая система, в классическом виде созданная Аристотелем (IV в. до н. э.) и Платомеем (II в.), согласно которой Земля является центром Вселенной, закрепилась более чем на полторы тысячелетия. Потребовались героические усилия Коперника, Бруно и Галилея, чтобы разрушить этот стереотип, победить устоявшийся «единственно верный взгляд», что Солнце движется вокруг Земли, и утвердить новые представления о нашей планетарной системе. Это было тем более трудно, что все видели, как Солнце движется по небу. И разве может быть об этом иное мнение? Галилей был не только осмеян, но подвергся гонениям. И чтобы не сгореть на костре инквизиции ему пришлось даже отречься от своих идеи, как еретических. Поэт Е. Евтушенко так откликнулся на этот эпизод: Твердили пастыри, что вреден И неразумен Галилей. Но, как показывает время, Кто неразумен - тот умней... Зачем их грязью покрывали? Талант - талант, как не клейми. Забыты те, кто проклинали, Но помнят тех, кого кляли. Новые идеи, резко противоречащие устоявшимся стереотипным взглядам, часто воспринимаются при своем появлении как нечто абсурдное. «Но парадоксально и то, - писал К. Маркс, - что земля движется вокруг солнца и что вода состоит из двух легко воспламеняющихся газов. Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей» (ПО). 72 Но вот что любопытно. В своих исследованиях Ю. Ф. Поляков установил, что больные шизофренией при «ненаправленном»срав-нении предметов предлагают гораздо больше вариантов обобщения и различия предметов, чем здоровые. Трудность сравнения разнородных предметов преодолевается больными легче, чем здоровыми. Больные чаще, чем здоровые, находят возможность для сравнения, производя обобщения на основе абстракции тех или иных имеющихся у данных предметов общих признаков, в то время как здоровые испытуемые отказываются находить что-либо общее у сравниваемых предметов. «Отмеченные выше особенности сравнения у больных шизофренией, - пишет он, - связаны прежде всего с изменением круга тех свойств и отношений, которые использовались в качестве оснований сравнения предметов. У большинства шизофреников отмечается расширение круга используемых свойств за счет актуализации латентных свойств, малозначимых с точки зрения общественной практики применения предметов и явлений. Если у здоровых людей отмечается ограниченность круга актуализируемых свойств и отчетливая предпочтительность (избирательность) их актуализации, то для больных шизофренией характерным оказывается уменьшение этой предпочтительности, выражающееся в снижении «коэффициента стандартности» и значительном увеличении числа актуализируемых «нестандартных» признаков» (140). «Эйнштейн своим поздним развитием объяснил, почему идеи теории относительности пришли в голову именно ему. Он-де начал критически удивляться проблемам пространства и времени уже будучи взрослым, тогда как большинство людей усваивает эти понятия и привыкает к ним уже значительно раньше» (Цит.по: 141). Фактически наука и движется от парадокса к парадоксу. Это вехи, которыми обозначены не только ее взлеты, но и падения, поскольку выявление новой парадигмы воспринимается как наступление кризиса, как развал стройно построенного здания. В механике и теории тяготения, созданных гением И. Ньютона, поначалу видели нечто «туманное» и даже «темное» Но позднее уже сами критики были осуждены как люди «темные» и отставшие от науки. Положения ньютоновской теории стали классическими, вошли в учебники и не вызывали недоумения В конце XIX физикам казалось все безоблачно и гладко и кое кто был чуть ли не готов сдать свою науку в архив. Об умонастроениях среди ученых красноречиво говорит следующий факт, рассказанный немецким физиком М. Планком. В 1879 году после защиты в Мюнхене диссертации Планк пришел к своему учителю Ф. фон Жолли поделиться планами на будущее и сказал, что намерен заняться теоретической физикой. Ответ ошеломил его: «Молодой человек, - услышал он, - зачем вы хотите испортить себе жизнь, ведь теоретическая физика уже в основном закончена...остается рассмотреть отдельные частные случаи. Стоит ли браться за такое бесперспективное дело?» Теория относительности - одно из парадоксальных явлений научной мысли вызвала колоссальный сдвиги в умах. Как отмечал английский математика Г. Харди, если бы не было А. Эйнштейна, физическая картина мира была бы иной. Немногие ученые приняли появление этой теории охотно. В 1923 г. один канадский экономист спросил английского физика Э. Резерфорда, что он думает о теории относительности. «А чепуха, - ответил он. - Для нашей работы это не нужно». Этот ответ прозвучал от известного естествоиспытателя, который вскоре за научные заслуги от британского правительства получил титул лорда Нельсона. В чем же причина? Ни одна научная идея, если она по-настоящему оригинальна и меняет взгляд на мир или какую-то его область, не бывает сразу принята. Период недоверия, даже насмешек - неизбежен. Требуется время, чтобы она получила признание, т. е. была «освоена». Известный физик М. Планк утверждал: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу» (137). История науки показала, что каждая парадигма проходит три стадии. Первое время ее встречают в штыки, как абсурдную, отказываясь принимать в науку. Тогда она, собственно, еще не парадигма, а лишь новая не совсем еще понятная теория, но возможно с будущим. Затем наступает полоса признания, и новые знания входят обязательной частью в ткань науки. Наконец, на склоне лет все считают, что это само собой разумеется. «Редко бывает, - сетует Ч. Дарвин, - чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется: однако последующим поколениям, которые пользуются апробированными ответами на все вопросы, часто нелегко оценить, каких трудностей это стоило их предшественникам». Словом, как одна из школьниц, не лишенная юмора, сказала: «Бедные гении, они вынуждены были тратить многие годы открывать то, что мы проходим в школе за один урок.». Во введении мы уже говорили, что еще философы-рационалисты, Декарт и др. выделили важным компонентом в творческом мышлении интуицию. Немалое место отводил роли интуиции в научном творчестве и А. Эйнштейн: «Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно» (188). Задача логического мышления сводится, по его мнению, к установлению соотношений между понятиями и предложениями по твердым правилам, которые являются предметом логики. Однако сами понятия и предложения получают смысл и содержание лишь благодаря их связи с непосредственным отображением мира. И именно эта связь, делающая мышление содержательным, есть интуитивное образование и не может быть рассмотрена как явление логической природы. В основе познания физических закономерностей лежит, согласно Эйнштейну, та или иная картина мира, сложившаяся в голове исследователя и в значительной степени определяющая всю его экспериментальную работу: «Поэтому...высшими долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция» (188). Разумеется, Эйнштейн не ставил своей задачей раскрыть механизмы интуиции как необходимого звена в эвристической деятельности, однако роль интуиции в процессе раскрытия новых закономерностей им отчетливо осознавалась. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |