АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОХОДКА «БЕСА»

Читайте также:
  1. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ (осанка, походка, позы сидя и жесты)

И вот из соседней залы, длиной и большой комна­ты, раздались скорые приближающиеся шаги, маленькие шаги, чрезвычайно частые; кто-то как будто катился, и вдруг влетел в гостиную совер­шенно незнакомый человек.

Ф. М. Достоевский.

Хроникер, от чьего имени идет повествование романа «Бесы», так передает свое первое впечатление о Петруше Верховинском, ко­торый «влетел в гостиную»: «Это был молодой человек лет двадца-


ти семи или около, немного повыше среднего роста, с жидкими бе­локурыми, довольно длинными волосами и с клочковатыми, едва обозначившимся усами и бородкой. Одетый чисто и даже по моде, но не щегольски; как будто с первого взгляда сутуловатый и мешко­ватый, но, однако ж, совсем не сутуловатый и даже развязный... Ник­то не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится. Голова его удлинена к затылку и как бы сплюснута с боков, так что лицо его кажется вострым. Лоб его высок и узок, но черты лица мел­ки; глаз вострый, носик маленький и востренький, губы длинные и тонкие. Он ходит и движется очень торопливо, но никуда не торо­пится. Кажется, ничто не может привести его в смущение; при вся­ких обстоятельствах и в каком угодно обществе он остается тот же. В нем большое самодовольство, но сам он его в себе не примечает нисколько... Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуве­ренно, и не лезет за словом в карман. Его мысли спокойны, несмот­ря на торопливый вид. Выговор у него удивительно ясен; слова его сыплются, как ровные, крупные зернышки, всегда подобранные и всегда готовые к вашим услугам. Сначала это вам нравится, но по­том станет противно, и именно от этого слишком уже ясного выго­вора, от этого бисера вечно готовых слов...»

Для нас интересно то, что Достоевский передает некоторые лич­ностные особенности этого «беса» еще до появления его в обще­стве по звуковой характеристике походки, описание которой мы вы­несли в эпиграф. Не вызывает сомнения, что в походке, которая ха­рактеризуется рядом черт (ритмом, скоростью, длиной шага, элас­тичностью, определенностью и изменчивостью), находят свое от­ражение не только эмоциональные состояния человека, но и неко­торые характерологические особенности. Нередко близкие люди -мать или жена, - заслышав шаги в коридоре или на лестнице узнают не только кто возвращается домой - муж или сын, но достаточно точно могут определить их душевное состояние. Вот одна иллюст­рация этого положения, тонко подмеченная Л. Н. Толстым.

Князь Николай Андреевич Волконский в романе «Война и мир» в связи с предстоящим приездом князя Василия «был не в духе». Ти­хон еще утром отсоветовал архитектору входить с докладом к Бол­конскому: «Слышите, как изволит ходить, - сказал Тихон -, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. - На всю пятку наступа­ет - уж мы знаем».

Пастор Браун - герой детективных романов Честертона - смог только по походке, причем даже не видя, а лишь слыша ее, обнару­жить преступника. Насколько это реально - можно сомневаться. Но?..


Но совершенно достоверно известно, что слепоглухонемая Ольга Скороходова, у которой на компенсаторной основе была чрезвычайно развита вибрационная чувствительность, узнавала знакомых по по­ходке задолго до того, как можно было расслышать шаги, и говорила о их скором появлении, чем удивляла присутствовавших: «Однажды я сидела у окна своей комнаты, - рассказывает Скороходова. - Я ожи­дала педагога, который со мной читает. Вдруг я почувствовала чьи-то шаги в коридоре. Я поняла, что это шел не педагог. Но вчувство­вавшись внимательно, я почувствовала шаги своей подруги. Я не ошиблась: это была она, но я ее в это время не ждала, и сама неволь­но удивилась тому, что я узнала ее в такое время, когда ожидала дру­гого человека» (150).

О. Бальзак посвятил исследование походке (к сожалению не пе­реведено на русский язык), назвав ее «физиономией характера». В одной из книг в качестве примера приводится эпизод определения характера Австрийской императрицей невесты для великого герцо­га. Принцесса Гессен-Дармштадская привезла к ней на смотрины трех дочерей. Не сказав с ними ни слова, императрица выбрала среднюю, менее красивую из трех претенденток. На вопрос, почему выбор пал на среднюю, императрица сказала: «Я видела из окна, как они выхо­дили из экипажа: старшая споткнулась, младшая прыгнула через сту­пеньку, средняя вышла нормально. Старшая нелюдима, младшая вет­рена».

У Ю. М. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» есть та­кое наблюдение: Максим Максимович сделал предположение о том, что Печорин по характеру человек скрытый, по одному признаку -тот при ходьбе не размахивал руками, а прижимал их к туловищу.

Нам важно в этих фактах то, что как и в почерке, походка может отражать какие-то стойкие стереотипы профессии («морская поход­ка», «военная выправка»), эмоционального состояния, характера и тем­перамента. «Не успел я осмотреться, сказать несколько слов, отве­тить на приветствие супруги Ивана Петровича, - рассказывает о пер­вой встрече с Павловым художник Нестеров, - как совершенно нео­жиданно, с какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, появился откуда-то слева, из-за угла, из-за рояля сам «легендарный человек»... Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и не представить себе не мог...». Даже не будучи искушенным человеком в области психоло­гии, не трудно заключить по этому описанию походки и внешнего поведения, что Павлов относится к холерическому темпераменту.


Под наблюдения художников, слепоглухонемых людей психоло­ги пытаются подвести научную основу. Так японский психолог Яхи-ро Хирасива утверждает, что по походке человека и потому, как он носит обувь, можно судить о возрасте человека, его физическом состоянии, темпераменте, социальном положении и других характе­рологических особенностях. К такому выводу он пришел, исследо­вав за 30 лет 600 тысяч подметок. «Необходимо только уметь чи­тать «написанное» на обуви», - сказал он в своем интервью.

Этой проблеме были посвящены многочисленные эксперимен­тальные исследования, которые пытались обнаружить корреляции между физическими характеристиками походи и личностными ка­чествами, выявляемые с помощью тестов. И хотя установленные связи не всегда отвечают требованиям научной достоверности, не­безынтересно познакомиться с их интерпретацией.

Так, люди, которые ходят тихим, не уверенными шагами, опира­ясь на пальцы, - якобы сосредоточены, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли.

Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обостренное вни­мание к окружающему: он всегда видит и все слышит, весел, общи­телен, иногда до назойливости.

Звучная походка, подчеркнутый стук обуви обнаруживает несдер­жанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе.

Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженным никаким чудачествам и легкомыслию.

Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свиде­тельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целе­устремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинис­то, то это вообще идеальный человек.

Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности или старо­сти.

Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания («трепач»). Те, кто ходят мелкими шажками, как правило, педантич­ны и малообщительны... Можно было бы продолжить.

Порой бывает достаточно взглянуть на студента, выходящего из аудитории после сдачи экзамена, чтобы безошибочно определить -сдал он его или нет. В первом случае он «вылетает на крыльях», не


чувствуя «ног под собой». Во втором - едва передвигая ноги под тяжестью своего тела.

В связи со сказанным, интересно отметить, что при стимулиро­вании зон положительных эмоций мозга с помощью вживленных электродов испытуемые ощущают необычайную «легкость тела», порой характеризуемую как «невесомость», а при раздражении от­рицательных - «давящую тяжесть».

Хотя психологическая природа «веса» остается до конца не рас­шифрованной, театральная практика успешно использует субъектив­ное состояние тяжести или легкости тела как интегральный показа­тель эмоционального состояния актера.

4. ЗЕРКАЛО ДУШИ

В тоне голоса, в глазах и в выражении лица гово­рящего имеется не меньше красноречия, чем в са­мих словах.

Ж. Лабрюйер.

С одного негатива психологами были сделаны две фотографии девушки и предъявлены разным людям, чтобы они выбрали ту, где девушка симпатичнее. Все как один указали на одну и туже фотогра­фию, хотя объяснить выбор не могли, поскольку не замечали на сним­ках никакой разницы. Эксперимент заключался в том, что на одной фотографии с помощью ретуши были чуть-чуть увеличены зрачки. Почему они так притягательны, ученые объяснить не смогли.

В старину врачи считали, что величина зрачков говорит о жиз­ненной силе: они широко раскрыты, когда организм полон сил, и уменьшаются, когда энергия покидает его (к старости, во время тя­желой болезни). Если это так, то становится понятным, почему при­влекают крупные зрачки. Здоровые, полные сил люди вовсе времена нравятся больше. Существует и другая версия. Зрачки становятся больше, когда возникает потребность в информации из внешнего мира для принятия решения, особенно в стрессовых ситуациях. Зрач­ки сразу же приобретают обычную форму, когда теряется интерес к привлекшей внимание ситуации.

Выражение глаз в общении играет огромную роль. Психолог С. Р. Янкелевич подсчитал в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой 85 оттенков выражения глаз.

Зоопсихолог Н. А. Тих в своих исследованиях приводит много­численные факты, которые показывают, что обезьяны чувствитель­ны не только к жестам, окрикам, но и к молчаливому взгляду. Трех -

63


четырехмесячной обезьяне достаточно одного угрожающего взгляда со стороны взрослой особи, чтобы привести ее в состояние пани­ческого страха.

Замечено также, что при повышенном интересе к сексуальному партнеру зрачки заметно расширяются. Это своего рода призыв, «ма­гическое» воздействие на желаемого. Не исключено, этим обуслав­ливается неосознанная симпатия к обладательницам больших зрач­ков. Интуитивно уловив эту закономерность, женщины прибегают к хитростям, чтобы сделать их крупнее. Еще в Древнем Риме, а по­зднее в Италии и Испании они закапывали в глаза сок ядовитой тра­вы - белладонны. От этого зрачки сильно расширяются, глаза приоб­ретают таинственный блеск и глубину, что придает женщине осо­бую привлекательность В их непостижимой привлекательности кос­венно участвуют также и то, что расширенные зрачки сливаются с темным цветом радужки и от этого кажутся очень большими. И тог­да часто говорят о «бездонных», «чарующих», «колдовских» глазах Видимо по этому «Белладонна» по-итальянски означает «прекрас­ная дама, красавица». В России эту траву тоже назвали символично -«красавка».

Не исключено, что величиной зрачков объясняется особый шарм близоруких дам. Врачам известно, что недостаток зрения у них ком­пенсируется расширением зрачков

О сложности характера Печорина, сочетающего скрытность (ин-траверсию), скептицизм и меланхолию, мы можем составить пред­ставление по описанию динамики выражения глаз: «Они не смея­лись, когда он смеялся... это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения; то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холод­ный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяже­лый оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопро­са и мог казаться дерзким, если б не был равнодушно спокоен».

С давних времен реакция глаз в ряде случаев использовалась как «детектор лжи». Так, например, в книге «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигора рассказывает о том, как приходилось быстро оце­нивать личность нового человека, приходившего в лес к партиза­нам: «Вот стоит перед тобою человек, которого ты видишь впер­вые. И нужно решить быстро, ясно и бесповоротно и без проволо­чек. Либо принять в отряд, либо... Чем руководствоваться? Глаза -


зеркало души человеческой. Вот так смотришь ему в душу - и реша­ешь, что же за человек перед тобой...».

За двадцать пять лет службы в парижском городском суде сте­нограф А. Брассер записал около 250 миллионов слов свидетельс­ких показаний. Столь долгая практика позволяет ему безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Свои выводы Брассер де­лает вовсе не со слов свидетеля. Стенографирует он чисто автома­тически. Главный фактор для него - глаза и руки человека: «Гово­рить человек может все что угодно. А вот глаза и руки его обязатель­но выдадут, они ничего не смогут скрыть и расскажут гораздо боль­ше, чем слова».

Известный советский офтальмолог Э. Р. Мундашев с сотрудни­ками выявили 18 узловых анатомических параметров глаз и устано­вили, что индивидуальные характеристики глаз претерпевают опре­деленные изменения в зависимости от настроения и состояния че­ловека. Так, например, чувство страха, выражающееся в изменении только 3 параметров из 18, которые безошибочно «читаетаюся» в глазах испугавшегося человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)